Кризис вряд ли пойдет на пользу искусству, но точно скорректирует календарь художественных событий
Фото: ИТАР-ТАСС
Приветствовать нынешний финансовый кризис в художественных кругах сегодня так же модно, как клясть его в кругах деловых. От кризиса, еслиговорить кратко, принято ожидатькачественных перемен: избыток художественного продукта должен смениться его качественным ростом. Произойдет-де переоценка ценностей, и все лишнее исчезнет, а подлинное останется. Основано это предположение на том, что, когда поддерживаться деньгами будет не каждая художественная инициатива (и даже не каждая вторая), в искусстве останутся только те, кто предан ему по-настоящему и потому творит только подлинное и вечное. И общественное внимание, не отвлеченное на всякиевторостепенные явления, будет приковано к ним.
Экспериментальным путем этого, разумеется, не проверить. Увеличится ли доля прекрасного и вечного в валовом художественном продукте за отчетный кризисный период, судить можно будет лишь годы спустя. А кто может поручиться, что представления о подлинно прекрасном будут те же самые, что сегодня? Чего мы точно должны ждать от кризиса, так это корректив в календаре художественной жизни.
Повестка дня
Раньше, в докризисные годы, самыминасыщенными с точки зрения вернисажей, презентаций, выставок, ярмарок и художественныхакций были ноябрь и первая половина декабря. Обычно время этобыло таково, что посетить все мероприятия можно было, только разорвавшись на части. В конце 2008 года такого ощущения не было. И уже казалось: вот он, кризис. Насамом деле все мероприятия, запланированные много раньше, были впрошлом году "подтянуты" к большой выставке Кабаковав Москве, то есть перенесенына октябрь. Пик художественной активности пришелся на более раннее время из-за конъюнктуры, и кризис здесь как будто ни при чем.
Что касается нынешнего, 2009 года, то привычная событийная канва в общих чертах обещает сохраниться. На весну и осень намечены антикварные салоны, в мае, почти день в день с прошлогодней, пройдет главная ярмаркасовременногоискусства "Арт-Москва". За более чем десятилетнее свое существование "Арт-Москва" не проводиласьлишь однажды - после дефолта конца90−х. Нынешнийже кризис ее организатор, компания "Экспо-парк" , за серьезное препятствие не счел. Более того, для потенциальных участников нет никаких антикризисных поблажек. Напротив, стоимость квадратного выставочного метра стенда выросла по сравнению с прошлым годом со 185 до 250 евро.
Другое крупное мероприятие - Московская биеннале современного искусства - тоже не ставится под сомнение, как несомненным выглядит сегодня и наше участие в Венецианской художественной биеннале. Оба мероприятия финансируются отчасти государством и отчасти спонсорами. Раньше спонсорская доля заметно превышала государственную. Сегодня соотношение этонепредсказуемо. Но комиссаром московской биеннале является Иосиф Бакштейн, чей риторический напор, кажется, способен пробитьбрешь в кризисной прижимистости. Союз же комиссара российского павильона в Венеции Василия Церетели с куратором - харизматичной Ольгой Свибловой - также вселяет уверенность в том, что наше присутствие на биеннале в Венеции и на этот раз не будетуж слишком низкобюджетным. Что касается мероприятий меньшего масштаба, то их число наверняка сократится. Так, Игорь Маркин, хозяин галереи ART4.RU, называющейся Музеем российского актуального искусства, уже заявил, что сохраняет целиком свою коллекцию, но новых приобретений делать не собирается и мероприятий (а они отличались и частотой, и размахом - достаточно вспомнить конкурс на памятник Ельцину) проводить не будет. Надо думать, что так поступит не он один.
Покупать до последнего
Прошедшие в ноябре в Лондоне торги аукционных домов Bonhams, Christie"s и Sotheby"s, на каждом из которых без особойборьбы было продано немногим больше половины лотов, не позволяют усомниться в том, что покупать искусство в кризис будут гораздо меньше, чем раньше. Хотя другого никто, разумеется, и не ожидал, какне ожидалнеобычайного всплеска спроса на одежду, украшения и персидские ковры. Интереснее понять, почему искусствопокупать все-таки будут. Например, многие коллекционеры поняли, что из-за уменьшения конкуренции на аукционах они именносейчасполучают шанс купить то, что хотят, за меньшиеденьги, и не преминут воспользоваться этой ситуацией. Видимо, в том числе на это рассчитываеттот же дом Сhristie"s, в начале этого года заявивший одновременноо сокращении штатов и о неприкосновенности всех намеченных на 2009 год торгов.
Фото: Валерий Дзялошинский
То же касается и покупок в галереях. Например, НатальяБыкова, хозяйка московской галереи NB, работающей почтиисключительно с отечественной живописью послевоенного времени, говорит, что на сегодняшнийдень кризисощущается больше морально, потому что все об этом говорят, строят неутешительные прогнозы и теряются в догадках относительно того, какичто будет. Тем не менее продажи в ноябре идекабре2008 года ее не разочаровали. Что касается нынешнего года, то цены они еще не пересматривали, но и сейчас понятно, что на менее значимые для галереи вещи готовы сделать скидки. Что касается работ, которыесоставляют золотой фонд иопределяютуровень галереи, ее имидж, то они скорее предпочтут не расставаться с ними, чем снизить цены. По крайней мере, вобозримой перспективе. И вообще, заметила Быкова, кризис поставил все с ног на голову. Раньше считалось, что искусство покупают на "лишние" деньги; теперь многим, в том числе ееклиентам, в голову всечаще приходит такая мысль: все равноденьги, лишние или нет, обесцениваются. Так уж лучшекупитьто, что хотел, сделать себе подарок (а лучше два-три) , пока они окончательно не превратились в бумажки.
Достаточно неожиданным образом может сказатьсяна потреблении искусства и падение цен на рынке недвижимости. Яркий образчик современного российскогостиля потребления жилья - пресловутые "инвестиционные" квартиры, купленные лишь с расчетом на последующую продажу и потому годами стоящие без отделки в пустых, но целиком распроданных домах, перестали быть надежным вложением денег. Сегодня "копить" их, равно как и расставаться с ними, иной раз оказывается менее выгодно, чем использовать их по прямому назначению - жить в них. Значит, их надо приводить в жилое состояние и украшать. То есть покупать картины, гравюры, фотографии.
Старая закалка
Что касается некоммерческих, то есть не рассчитанных на непосредственную рыночную реализацию художественных проектов, то им, очевидно, повезет меньше всего. Посколькуони как никакая другаясферахудожественнойдеятельности зависят отчужого коммерческого благополучия - от спонсоров. Правда, тут стоит заметить, что иногда эти самые некоммерческие проекты обретали такой статус не в силу какой-то своей онтологической сути, но от бездарного менеджмента или полногоего отсутствия. Возможно, в этом случаекризис послужит поводом попытаться что-то исправить.
Государственные учреждения культуры - музеи, центры, институты -останутся при своей бедности. Нижегородский Государственный центр современного искусства не получит в 2010 году бывшеездание арсенала, перестройка и приспособление которого для нужд центра финансируется Минкультом в недостаточном объеме, а спонсоры сегодня не те, что прежде. На чтопо-прежнемумогут рассчитывать музеиихудожественные фестивали, так это на поддержку крупных благотворительных фондов. Фонд Владимира Потанина объявил, что финансирование всех образовательныхи музейных проектов и программ, одобренных в прошлом году, будет осуществляться в полном объеме. Из бюджета 2009 года благотворительного фонда Михаила Прохорова, поддерживающего культурные инициативы в Сибири (к их числу относятся такие популярные мероприятия, как Красноярская музейная биеннале, фестиваль "Таймырский кактус" и др.), тоже не выпала ни однастрока. Так что авторы поддержанных фондами инициатив имеют шансы осуществить свои замыслы и тем самымразнообразить календарь культурной жизни кризисных времен.
Некоммерческая часть отечественного искусства представлена не толькогосударственными или муниципальными музеями. Такие институты, как культурный центр"Арт Стрелка", преследующий, по большому счету, культуртрегерские цели, не ждет, по словам его арт-директора Ольги Лопуховой, особых потерь. Она считает, что наши художники пережили куда более серьезный кризис гораздо раньше, в первой половине 90−х, когда не было ни арт-рынка , ни дилерского опыта. Именнотогда художники и галеристы научились, что называется, крутиться, рассчитывать только на себя, то есть приобрели такую закалку, что могут позволить себе не впадать в отчаяниепри слове "кризис". Что же до количественно-качественных метаморфоз, то руководитель многих некоммерческих проектов Лопухова как раз относится к числу тех, кто считает, что пользы от кризиса будет больше, чем вреда. Во-первых , потому, что известные и востребованные художники получат возможность лучше обдумывать свои проекты; во-вторых , потому, что произойдет корректировка цен ик молодым художникам, успевшим за короткий период привыкнуть к неадекватным гонорарам, вернется чувство реальности.
Нельзя, конечно, не приветствовать обстоятельства, позволяющие художнику суетиться меньше. Но прямая связь между вынужденным аскетизмом и духовным расцветом все же сомнительна. Достаточно вспомнить по горло заваленных заказами великих художников-богачей вроде Тициана. Достаточно вспомнить, что искусству случалосьцвестии в голодные, и в сытые времена. Если бы всякое экономическое потрясение вело к "переоценке ценностей", то это уже произошло бы столько раз, что новой переоценки более не потребовалось бы. Что нам точно потребуется в этом году, так это привыкнуть к более размеренному ритму культурной жизниименьшему размахучастных культурных инициатив. Ничего более фатального пока не ожидается.