Финансовый кризис в России удалось погасить. Покрайней мере, очевидно, что своевременноеи массированное вмешательство властей предотвратило наихудшие сценарии развития событий. Какие-то локальныесложности в ближайшем будущем, наверное, неизбежны - на фоне глобального финансового обвала, - но угроза полномасштабного кризиса отступила. Теперь важно сделать из произошедшего правильные выводы.
Прежде всего нужно точно определить причины кризиса. Простые объяснения тут не годятся. Очевидно, что списывать все на войну в Грузиииобщее обострение отношений с Западом - значит грубо упрощать картину. Можно подумать, что, если бы Россия проиграла войну Грузии, это сильно подняло бы котировкироссийских компаний. Но неправильновсе объяснять и только лишь влиянием зарубежных рынков. Влияние это, безусловно, было оченьбольшим, однако встает закономерный вопрос: а почему наша финансовая система настолько подвержена внешнему влиянию?
Ведь эта система возникла не из воздуха, как некая данность. Она является в том числе результатом работы финансовых властей. Например, зависимостьотечественных компанийот западных заемных рынков и слабость российскойбанковскойсистемы суть следствиеупорно проводимой Минфином и ЦБ линии наскладирование валютной выручки экспортеров назападных же рынках.
Критикиэтогокурсане раз указывали, чтотакая политика мешает формированию сильной национальной финансовой системы и диверсификацииэкономики, -и кризис показал, что во многом они были правы. Вывод капиталов нерезидентами (чье влияние на динамику, напомним, до последнего времени считалось незначительным) и снижение доступа к западным кредитам быстро поставили российский рынок на грань коллапса.
Вторая ошибка, которую легко допустить, - свести все исключительно к рассмотрению ситуации на финансовых рынках. Дело жене только в финансах, но и внарастающих кризисных явлениях вроссийской экономике, и речь идет не только и не столько о падении цен на нефть. Еслисмотреть на российскую экономику через призму показателей госфинансов, то все действительно выглядитзамечательно. Однако государство - это далеко не вся экономика, точнее, лишь ее четверть. В оставшихся же трех четвертях ситуация гораздо менее благостная - темпы прироста инвестиций нулевые, промышленное производствопадает, рентабельность компаний опасно сократилась.
Напомним, что дефолты по корпоративным облигациям российских компаний начались задолго и до войны на Кавказе, и до резкого обострения на американскомрынке. А сообщения о всеновыхзамороженных крупных инвестиционных проектах появляются чуть лине каждый день. Так что можно четко зафиксировать, что частный сектор находится в таком состоянии, что больше не может быть генератором экономического роста. А ведь именно частный бизнессоздает львиную долюрабочих мест, обеспечивая социально-экономическую стабильность в стране.
По итогам кризиса финансовые власти вроде бы показали готовность поддержать бизнес. Но объявленные стимулирующие меры вновь касаются в основном нефтегазового сектора. Вопросы о сниженииНДС и ЕСН - а именно это больше всеговолнует бизнес -вновьотложеныв долгий ящик. Можно ли таким образомдобиться декларируемойцели -диверсифицироватьэкономику и снизить зависимость отнефтедолларов? Госбюджет, три крупнейших банка и пять нефтегазовыхкорпораций - этодалеко не вся страна. Понятно, чтогосбюджет сильно зависит от нефтегазовогосектора и потому его поддержка является первоочередной целью правительства. Но игнорировать интересы остальной экономики недальновидно.
Демонстрируемые госфинансистамиприоритеты заставляют задуматься о том, что будет, если цены на нефть вдруг продолжат падение, а бюджетные показатели и внешнеторговый баланс начнут ухудшаться. Устоит ли в таком случае правительство от соблазна повысить налоги?Российская экономика сегодня нуждается в масштабных инвестициях, без них она не может продолжать рост. Чрезмерная же концентрация на бюджетныхпоказателях при нынешнем состоянии российской экономики может сыграть роковую роль.