Как должна быть скорректирована стратегия долгосрочного развития страны с учетом нынешних кризисных событий в России и за рубежом? Эту проблему обсуждали участники круглого стола, организованного журналом "Эксперт" и Минэкономразвития
Рисунок: Игорь Шапошников
Валерий Фадеев, главный редактор журнала "Эксперт": Наша задача не только обсудить стратегию экономического развития и попытаться повлиять на ее содержание, но - и это даже более важно - стимулировать общественную дискуссию по проблемам развития страны. Мы полагаем, что у нас очень плохо с дискуссией в России. У нас вообщепочтиничего необсуждается. Унас кризис на дворе, но никто не хочет произносить слово"кризис". И это не потому, что есть какое-то давление сверху, а потому, что мы то ли отвыкли, то ли так и не приучились вести содержательную дискуссию. Общество стало каким-то равнодушным, и даже профессиональное сообщество стало равнодушным. Надо эту ситуацию исправлять, потому что без содержательной дискуссии ничего не получится - задачи, которые ставятся в стратегиидолгосрочного развития, не решаются местными начальниками и местными бюрократами. В решение этой задачи должны быть вовлечены интеллектуалы, бизнес, общественные силы, политические партии.
АндрейКлепач
Фото: Александр Забрин
АндрейКлепач, заместитель министра экономического развития РФ: Казалось бы, какой вообще смысл обсуждать долгосрочную концепцию развития до 2020года, когда надо разбираться с финансовым кризисом? Нашапринципиальная позиция такова: у нас все равно настало время долгосрочных решений. К тому же сценарий кризиса мировой экономики заложен в концепцию как один извариантовбудущего развития. Возникает другой вопрос: меняет ли нынешний кризис наш принципиальный подход к концепции и к тем целям, которые есть, или не меняет? На мой взгляд, кризис не отрицает, а наоборот, повышает актуальность тех долгосрочных решений, которые сейчас нужно начинать выполнять, решений, связанных с инновационной экономикой, с перестройкой финансового сектора, с перестройкой региональной политики. Надо создавать другую модель экономики, обладающую другой устойчивостью.
Еще один важный момент. Наши прогнозы показывают, что в долгосрочном плане без устойчивого притока и прямых иностранных инвестиций, и заимствований с мирового рынка мы не выйдем на те параметры роста, которые у нас есть, даже при существенной активизации использования национальных сбережений внутри страны. В этом смысле наша экономика обречена быть открытой. Для устойчивости притока капитала очень важно привлечь не только европейские инвестиции, но азиатские, арабские и другие. Они по-другому себя будут вести в условиях кризиса.
Вопрос, которыйявляется фундаментальным, - наличие существенных сбережений, не используемых в экономике, инвестированных, в том числегосударством, за рубеж. Кризис ставит в повестку дня вопрос вложения этих денег в российскую экономику и в российскую финансовую систему. Нынешний финансовый кризис наглядно продемонстрировал, что наши банковский сектор и финансовые рынки чрезвычайно уязвимы вследствие слабостиих внутренней ресурсной базы. Это связано с тем, что огромные средства изъяты государством в резервный фонд, фонд национальногоблагосостояния. Это были столпы, на которыеопиралась политика макроэкономической стабильности. Тем не менее с точкизрения развитияздесь нужны новые подходы и существенные изменения. Без использования национальныхсбережений в нашей финансовой системе, без трансформации этих денег в кредитыэкономике не будет развития. Надо отдать должное, если даже брать бюджетную стратегию Минфина, то она тоже это признает. Однако бюджетная стратегия во главу угла ставит пенсионнуюреформу, принося в жертвуобразование, науку, здравоохранение, не говоря уже об инвестициях в развитие транспортной инфраструктуры. Нашасистема приоритетов другая. Первый приоритет - госинвестиции в инфраструктуру в увязке с региональной политикой. Второй приоритет - преобразование системыобразования и науки. Дальше, с некоторым лагом, - здравоохранение. Основной акцент в деле развития пенсионной реформы, ее бюджетной поддержки будет сделанпосле 2015 года. И это, заметим, без учета резкогоувеличения военных расходов, с которым мы столкнемся. Концепция стратегии долгосрочного развития готовилась нашим министерством в расчете на мирную геополитическую ситуацию. Сегодня уже сталоочевидным, что мы вступаем в фазу более жесткого соперничества.
Перспективы модернизации военно-промышленного комплекса должны сводиться не только к серийному производству современной военной техники. Надо ставить задачу шире - сформировать современный высокотехнологичный комплекс, конкурентоспособный на мировом рынке гражданской продукции, а не только военной. Поэтому требования к технологическому развитию, к инновационному развитию страны становятся значительно жестче. Потенциал инновационного развития есть в любом секторе экономики, включая нефтегазовый, особенно что касается освоения шельфовых месторождений. Если мы не создадим конкурентоспособного высокотехнологичного сектора, у нас развалится и платежный баланс, у нас просто не будет того социального слоя, который нужен будет великой России, не будет высоких жизненных стандартов.
Еще один важный аспект концепции - курс напостроение социальноориентированной экономики. Потому что общество, где разрыв между бедными и богатыми превышает 20раз, не в состоянии создать инновационную экономику.
Обеспечитьпереход на инновационную траекторию развитиядолжна элита- властная элита, бизнес-элита , - но для этого она должна измениться. Иначе развитиестраны, возможно, и будет успешным, но это не будет инновационным развитием. Россия не станет однимиз лидеров этого мира. Это будет благополучнаявтороразрядная или третьеразрядная держава. Определенная часть общества будет так же хорошо жить, как и сейчас. Но вКазахстане, к примеру, к 2010 году средние доходы граждан будут выше, чем в России, и существенно выше, чем вОренбуржье и вдругих приграничных кюжному соседу регионах.
Мы должны превратить Россию в первоклассную державу, цивилизацию, притягательную для русского мира в широком смысле, включая Украину и Казахстан, чтобымы гордились своими ценностями. Это и есть сверхзадача для элиты и для общества.
Михаил Дмитриев
Фото: Русский Фокус/PHOTOXPRESS.RU
Михаил Дмитриев, президент фонда "Центр стратегических разработок": Целый рядновых проблем и вызовов в концепции пока не получили отражения. По вполне объективным причинам - мир очень быстро меняется. Давайте обратимся к фактам. Один из вариантов концепции довольно точно "угадывает" нынешнюю динамику цены на нефть. Мы сейчас имеем цену на нефть 92 доллара за баррель; в концепции средняя цена 2008 года составляет 94 доллара за баррель. Дальше она снижается по годам до 72долларов, и, по сути дела, концепция идеально предсказывает усиление наших энергосырьевых рисков. Но есть одна мелочь, которая существенно расходится с реальностью. На самом деле это не мелочь, а фундаментальная предпосылка концепции, которая требует пересмотра. Дело в том, что придовольно серьезном снижении цен на нефть в прогнозном периоде концепция предусматривает значительный приток прямых иностранных инвестиций-на уровне порядка 50миллиардов в год -ибыстрыйрост долиинвестиций в ВВП -на 6 процентных пунктов за четыре предстоящих года. То, что мы видим на примере реакции глобальных рынков на снижение цен на сырьевые товары, очень плохо согласуется с таким сценарием. Первая реакция мировыхрынков наснижениецен нанефть состоит в том, что они переоценивают риски всех стран, чья экономика базируется на экспорте сырья. Если мы говорим, что на наш фондовый рынокповлияла ситуация в Осетии, на мой взгляд, это очень сильное преувеличение. Если мы посмотрим на уровень падения бразильского рынка, который точно так жеассоциируется в глазах мировых финансовых рынков с энергосырьевыми рисками, какроссийский, то падение рынка вБразилиипроисходило синхронно с падением рынка в России начиная сиюля. Посостоянию на первую половину сентября бразильский рынок упална 37 процентов, а российский - на 48 процентов. Разница всего в 10 процентных пунктов. Вот это вот, может быть, разницав политических рисках, связанных с осетинским конфликтом. И есликонъюнктура иперспективы сырьевыхрынковбудут оставаться неяснымии неблагоприятными, вближайшее время ожидать существенного притока инвестиций вРоссию нереалистично. На мой взгляд, гораздо более реалистический сценарий состоит в том, что с ухудшением нефтяной конъюнктуры будет происходить и ухудшение доступа Россиии российских компаний к международным рынкам капитала. Я могу сослаться на наши расчеты, которые мы делали год назад. Самыйнеблагоприятный сценарий, связанный с замедлением темпов роста китайской экономики, которая является генератором спроса на сырьевые товары, давал спад ВВП кумулятивно до 8 процентных пунктов за пять лет подряд. К сожалению, российскийфинансовый рынокне в состоянии удовлетворить потребности вкрупных инвестициях. Максимальный размер займа 80 процентовроссийских банковсегодня составляет всего 10 миллионов долларов. Лишь 5 процентов суммарного портфеля корпоративных заимствований - крупные синдицированные ссуды, за счет которых, например, финансировалась большая часть девелоперских проектов. И эта доля стала снижаться еще до кризиса. Сейчас она, видимо, сойдет к нулю. Российский рынок облигаций составляет не более 4процентов ВВП, поэтому так или иначе крупные корпоративные заимствования все равно будут осуществляться за рубежом. Точно так же, каклюбые крупные IPO, связанные с реализацией масштабных инвестиционных проектов. Это значит, что ограничение доступа на внешние рынки капитала даст снижение доли инвестиций в ВВП в размере 7-8 процентных пунктов по сравнению сосценарием МЭР на 2012 год.
И еще один серьезный пробел в концепции стратегии. Речь идет о стратегической задаче снижения уровня несырьевых рисков российской экономики. Несырьевые риски - это прежде всего гарантии прав собственности и сохранности тех средств, которые инвесторы вкладывают в российскую экономику. Вот очень любопытная вещь. 10 сентября агентство S&P подтвердило позитивный рейтинг РФ по платежеспособности федеральных властей, но при этом одновременно по рейтингу Всемирного банка Doing Business, который базируется на опросах предпринимателейвсего мира об их восприятии рисков каждой страны, Россия упала сразу на восемь позиций, съехала со 112−й позиции на 120−ю. При этом мы упали, судя по всему, не потому, что у нас что-то резко ухудшилось, - просто целый ряд стран существенно улучшил свои позиции врейтинге. Например, Азербайджан вырос сразу на 30 позиций. Россияпри этом отстает просто потому, что ничегоне делает в направлении улучшения бизнес-климата. Говорится ли в концепции, что нужно покончить с рейдерством и навести порядок в правоохранительных органах? Говорится ли о том, что нужно покончить с нерыночными преимуществамигоскомпаний на рынках, которые позволяют им фактически перехватывать собственность нерыночными методами? Говорится ли о рисках, связанных с политизацией финансовогорегулирования и надзора? Ну и, наконец, все, что касается рынков земли и недвижимости, об этом в концепции говорится, но, на мой взгляд, все-такинедостаточно. Здесьу нас по-прежнему существуют огромные барьеры и неконкурентная среда, особенноотносительно землии недвижимости в городской местности, где на самом деле сосредоточена большаячасть нашей экономической деятельности.
Дмитрий Гришанков
Фото: Александр Забрин
Дмитрий Гришанков, генеральный директор рейтинговогоагентства "Эксперт РА" [1]: Я бы хотел обратить внимание, что использовать инвестиции как единственный или самый главный индикатор нашего положения, наверное, было бы неправильно. Мы сейчас заканчиваем работу над очереднымрейтингомкрупнейшихроссийских компаний "Эксперт-400". Что мыувидели? По части производительности труда и другимкритериям эффективности мы за последние четырнадцать лет неособо кудасдвинулись. А по части инноваций компании первой сотни на НИОКР инвестируют очень скромные суммы - кто-то три миллиона, кто-то пять миллионов, кто-то семь миллионов рублей. Этокомпании первой сотни!То есть говоритьо том, что они идут по инновационному пути или собираются идти, пока не приходится. И, видимо, нужны какие-то болеежесткие меры, которые заставятих этим заниматься.
Далее. Нельзя забывать о том, что далеконе все инвестиции наша экономика способна сейчас переварить. Например, простоотсутствуютшколыинженеров, которые способны построить ГЭС. Последнюю ГЭС проектировали двадцать пять лет назад, люди уже давно вышли на пенсию. То же самое в градостроительстве, в авиации, в промышленном строительстве. Целый ряд крупных проектов (свежий пример - ВСТО) силами только российских строителей осуществить уже невозможно.
Что касается финансовой системы, то глубинная причинаее недоразвитости в России - отсутствие надлежащего оформления правсобственности. Более или менее прилично оформлены права собственности примерно на 5-10 процентов активов, используемых в народном хозяйстве. Это приводит к тому, что нет залоговой базы, нет, соответственно, никаких стимулов для развития финансовой системы.
Последнее мое замечание по концепции стратегии касается ипотеки. В документесделан большой упор на ипотеку. Но если реализуются те сценарии развитияипотеки, которые здесь прописаны, то больше половины суммарных банковских активов в 2020 году у нас будет работать на ипотеку, что мало реалистично. Кроме того, ипотека сама по себе не способна сформировать рынок жилья. Во всех странах рынок жилья формировался при помощи крупных государственных интервенций на рынке арендного жилья.
Михаил Ершов
Фото: Александр Забрин
Михаил Ершов, старший вице-президент Росбанка: Я бы хотел коснуться некоторых системных вопросов. Первое. Мы являемся свидетелями принципиальных изменений геополитической и геоэкономической среды, котораястановится гораздо более жесткой. Во всех прогнозах мы обязаны эти реалии учитывать. На наших глазах меняется вся конфигурация глобальной финансовой системы. В ней будут лидировать не англосаксонские инвестбанки, а совсемдругие игроки, например суверенныефонды из стран Азии и Ближнего Востока, часто даже с неидентифицируемыми источниками происхождения ресурсов, о чем они прямо говорят. Корпоративная структура финансового мира, которая складывалась последнее столетие, через год-два-три будетсовершенно другой. Это можетбыть совершенно иная система формирования ресурсов. Надо быть готовыми действовать в совсем новой, непривычной среде.
Второй важнейший момент - антикризисное реагирование. Мы вступили в длительную полосу и локальных, и болеесистемных кризисныхпроцессов. Да, хвала ЦБ, что они оперативно помогают финансовой системе, используя широкий арсенал инструментов. Но нужны и заготовки чрезвычайного характера. Я недавно не поленился, посмотрел баланс ФРС США. Оказалось, что они двадцать лет подряд его формировали одним образом, а за последний год радикально поменяли подход. Последние семь-восемь месяцев - радикальноиная структура операций, с новыми компонентами, с уменьшениемтрадиционных доминирующих элементов. Это означает не что иное, как экстренную попытку как-то вклиниться в ситуацию и поменять ее к лучшему. Нам надо тоже готовить новые антикризисные механизмы.
Валерий Фадеев: Спасибо. У меня одно соображение. Представим, что нам надо написатьчерез сто летпараграф учебника по экономической истории, посвященный России началадвадцать первого века, размером в одну страницу. Если мы говорим о стратегии развития, концепции, вообще-то , она должна уложиться в одну страницу. Помните, после войны, скажем, Второй мировой, США, Япония, Германия. Каждый извас может сейчас на страницу написать, что происходило в США - дороги, автомобили, дома, достижение высокого потребительскогостандарта и эти все пресловутые Fannie и Freddie. Япония - практически плановое хозяйство, потом повторившееся в ЮжнойКорее. Германия - мы все читали книгу Эрхарда. Все это укладывается в страницу. Я уверен, пока мы не сможем этого сделать на однойстранице, стратегия небудет действенной. Она не будетдейственной не только потому, что она не станетобщественнымдостоянием, а потому, что она не станет политическим инструментом.
Что мы конкретно собираемся делать? Например, можнопостроить высокоскоростные магистрали. Недавно я узнал, что в Испании поставлена задача, чтобы каждый житель Испании находился не далее чем в 50 километрах от высокоскоростной магистрали - в Испании, в маленькой Испании. Потому что это удобно - сел на машину, доехал до высокоскоростноймагистрали, и через два часа ты уже в любой части страны. Это мне совершенно понятно, понятно, что из этого следует: какие технологические последствия, последствия в области занятости, последствия в области морального ощущения человека, жителя Испании. Мне пока неясно, что мы будем делать.
Петр Щедровицкий
Петр Щедровицкий, советник генерального директора государственной корпорации по атомной энергии "Росатом": В концепции утверждается, что нашей целевой задачей является переход к инновационной экономике. Я считаю, что есть по меньшей меретри группы проблем. Первый круг проблем -собственно, а какой тип инновационной экономики мы хотимпостроить?Потомучто инновационные экономики бывают разные. Существует модельинновационной экономики с опорой на военно-промышленный комплекс и вторичное использование наработок, сделанных ВПК, в сопредельных отраслях. Эта модель историческиимеламесто и, в общем, никуда не делась. И вопрос о том, может ли быть построена инновационнаяэкономика без такого рода ядра, - это, скажем так, большая проблема. Европейцы попытались построить инновационную модель не на военно-промышленном комплексе, а на так называемой экологической экономике, но, с моей точки зрения, у них пока ничего не получилось.
Второй момент: а что за социальная среда должна стимулироватьинновационнуюдеятельность?Смоей точки зрения, в основу концепциидолжны быть положены новые институты, которые скорее атомизируют общество. Сегодня люди, которые создают ключевой инновационный продукт в нашихнаучно-исследовательских и проектных центрах, живут-то по-старому. А когда им предлагают жить по-новому , то выясняется, что две трети из них не может перейти в эти, так сказать, новые институциональные условия - неважно, в сфере ли образования, в сфере интеллектуальной собственности, в сфере коллективного и индивидуального труда, лидерства и тому подобное. Понятие социального капитала, на котором долженбазироваться наш инновационный прорыв, в концепции должен быть прописан. Пока этогонет.
И наконец, третье: какой тип управления будет способствовать переходу на инновационную модель? Мы будем создавать целый ряд коридоров развития, обустраивать их проектно-административным образом, как это предполагает концепция?
Теперь что касается региональной политики. Сейчас она выпадает из общей логики документа. Хотя в принципе на региональной политике можно было бы построить всю концепцию долгосрочногоразвития, превратив региональную идеологию в ядро концепции, сконцентрировав проектные действия по отношению к точкам приоритетов, рассчитывая, что через десять лет эти точки роста вытащат хотя бы сопредельные регионы. Я считаю, чтоесть две проблемы, которые мы не прошли. Первое - мы продолжаем про регионыговорить в административном ключе. Однако на самом делени один субъект федерации регионом в экономическом смысле слова не является и, скорее всего, никогда им не станет. Апереход из административно-правовой действительности в действительность экономическую и геоэкономическуюпредполагает, что мы совершенноиначе прорисуем границы регионов. И второе - это вдруг вылезшая у этой концепции идеология выравнивания уровней развития регионов, которая, с моей точки зрения, нереалистична в сегодняшней ситуации. Ничего мы не выровняем, у нас денегтаких нет, чтобывыровнять, и никогда не будет. Мы должны признать факт неравномерности развития ииспользовать эту инерцию неравномерности развития для достижения новогокачества. Далее, мы должны признать, что убывание населения будет идти и дальше прогрессирующими темпами. Никакие слабые потуги стимулировать на излете русскоязычную миграцию в Россию ничего не дадут. Либо эти потуги должнывообще превратиться в мегапроект. Но это мегапроект, который сегодня упирается даже не в институциональный и организационный механизмы, хотя их нужно совершенно менять, а в культурнуюполитику. При нынешнемуровнетолерантностинаселения к миграции мы не решим этоговопроса.
Из этого следует опустынивание частитерритории страны и признание того факта, что развитие будет идти преждевсего вгородах. Причем не во всех - даже не все миллионникисегодня отвечают требованиям к инфраструктурному узлу развития. Это можно проследить на примере Перми. Попытки восстановить хотя бы тот статус, который был у Перми в советской хозяйственной экономической системе, ипостепенное убывание, убывание, убывание населения. Да, он уже вышел за рамки миллионника, он уже скатывается вниз. Еще одинмомент- это плотность инфраструктур и их качество. Коллеги, если у нас цены на энергетику будут расти так, как они сегодня заложены в прогнозе, это будет стимулировать дальнейший отток населения туда, где есть инфраструктурные услуги в полном пакете. Чем меньше людей живет на этой территории, тем меньше возможности у них платить. В тот момент, когда цена на инфраструктурузашкаливает, человек говорит: "Да ну, елки-палки , да ялучше уж переберусь куда-нибудь". И если мы будемодновременно стимулировать мобильность, то, конечно, он поедет. Сегодня он и уехать-то не может, он зажат, а как только мы эту мобильность стимулируем - а ее надо стимулировать, - он поедет. Значит, мы будем иметь иную, гораздо более концентрированную, структуру расселения.
Рынок труда у нас тоже будет другой. Разрыв по оплате труда между менеджерами и рабочими будет сокращаться, но не за счет того, что будут уменьшаться зарплаты менеджеров - будет увеличиваться зарплата рабочих. Сегодня на шахтахв Кузбассе сформировалась целая прослойка "бегунков" - они переходят с однойшахтына другую, поработают два-три месяца, им потом снова зарплату повышают, и они снова переходят. И так будет много где, потому что есть целыесектораэкономики, которые испытывают жесткий дефицит трудовых ресурсов.
И последний момент, на который я бы хотел обратить внимание. Сегодняшняя система образования инновационный порыв никак не поддерживает. Она так устроена, что мы утеряли ту универсальность подготовки инженера, которая была создана в Российской империи кконцу девятнадцатого века и дала нам весь прорыв, включая советский. Мы утеряли ее. Сегодня мы добиваем ее тем, что пытаемся отдельные куски американизировать.
Дан Медовников
Дан Медовников, заместитель главногоредактора журнала "Эксперт": Я хотел бы сказать о том, чего нет в инновационной главе концепции и никогда не будет, просто по определению. Если посмотреть на Нобелевские премии по экономике, в девяностые годы их очень многостали получать институционалисты, которые до этого их не получали. Когда мы говорим о национальной инновационной системе, не надо забывать, что многие ее концепциирастутиз институционализма. Во главу угла теоретического рассуждения, исследования или политики ставим институт, а национальная инновационная система, безусловно, является совокупностью институтов. Мы находимся в рамках этой парадигмы, здесь ничегоне поделаешь. В принципе, институционализм - хорошийрабочий инструмент, хотя, как и любые другие концепции, он имеет свои ограничения.
На сегодняшний день мы сформировали очень много из инновационных институтов, опробованных в других странах. Я имею в виду и ОЭЗы, и Российскую венчурную компанию, всевозможные фонды и так далее. Но при этом мы забываем, что формирование национальных инновационных систем за рубежом шло от "почвы", от их реальности, от их конкретных задач. Было какое-то реальное явление, появлялся новыйтехнологический сдвиг. Новая компания, новый проект, новый коллектив, даже новые конкретные персоны. И вдруг государство видит: ага, воттутчего-то растет, а вот появились какие-то движения, а давайте посмотрим, может, им там помочь надо, может, из этого ростка что-то получится. Когда-то не получается, а когда-то получается очень круто. Все мы знаем примерзнаменитого Intel и такдалее. Таким образом, институты управления инновациями во многом появлялись в режиме ручной настройки. Это была подкрутка под вполне конкретные проекты, с очень конкретными людьми. Мы можем перенимать венчурные механизмы, особыеэкономические зоны, всевозможные фонды и так далее. Но это все продуктыих ручной настройки, которую мы у себя не провели. Тем более в глобальном масштабе сейчас именно в инновационном смысле, в технологическом, существует некая точка неопределенности. Мы не знаем, что следующее "выстрелит". В свое время выстрелил компьютер. Что будет сейчас? Биотех? Нанотех? Что-то еще? Это большой вопрос. На самом деле самое полезное сейчас, если мы хотим действительно сделать что-то эффективное в инновационной сфере, - проинвентаризировать инновационный потенциал: школы, коллективы, команды, конкретные разработки. В любой другой стране с ними бы уже повозились, посмотрели, и, может быть, кто-то из них от десяти миллионов оборота дошел бы миллиардаза это время. Предложение государству: работайте точечно с конкретными инноваторами, займитесь ручной настройкой инновационной системы.
Валерий Фадеев
Фото: Митя Алешковский
Валерий Фадеев: Кому принадлежит новый термин "принуждение к инновациям"?
Александр Механик, заместитель директора Института общественного проектирования: В отношении, покрайней мере, крупных госкорпораций, принуждение к инновациям должно быть прописано в каком-то законе. Потому что"Газпром" тратит на инновациикакие-то абсолютно смешные цифры, это невозможно. Или я с удивлением вчера узнал о том, что, скажем, в прошлом году в России был закрыт последний завод по производству буров для нефтяной промышленности. Я понимаю, скорее всего, это был отсталыйзавод. Но в стране, где нефтянка и добыча газа являются ключевыми секторами, чтобы нефтяные и газовые компании не обеспечили соответствующий уровень этого завода - это просто за пределами моего понимания.
Второе: мне кажется, инновационного прорыва не удастся достичь без того, чтобы прописать в концепциикакие-токонкретные проекты. Например, проект ГЛОНАСС мы в течение ужепятнадцати лет самым позорным образом не можем реализовать. Почему бы не прописать в концепции, что этот проект мы наконец добьем.
АндрейКлепач: Там написано.
Александр Механик:Надо непростонаписатьэту декларацию. Должна быть прописана вся цепочка: что будет сделано в каждомконкретномузле, который требуется для реализации.
Относительно обезлюдивания территории страны. Скорее всего, неизбежатьобезлюдивания в каких-то регионах. Но когда, скажем, массовым порядком сотнями закрываются так называемые малокомплектные сельские школы в Центральной России, это просто шокирует. Брянская область - там сто школзакрыто, Тверская область - сто пятьдесят школ закрыток началу этого года. Как это увязывается с концепцией развития, в том числес региональной, с любой другой?Есть вещи, которые объяснить невозможно.
Дмитрий Гришанков: Маленькое замечание о принуждении к инновациям. Когда мы вспоминаем силовиков, мы имеем в виду обычно МВД, ФСБ. В экономике силовые ведомства - это монетарная власть, это таможня и так далее. Но если говорить об инновациях, главный силовой институт - это техническое регулирование иконтроль. Про него вконцепциине сказано ни слова. Приведу один пример. Когдаввосьмидесятые годы прошлого века было затоваривание рынка авиационной техники на Западе, они приняли решение ввести ограничение на эксплуатацию самолетов по шумам. На самом деле плевать все хотелина эти шумы. Но под это требование, которое реализовалось в несколько этапов к 2004 году, они обновили весь парк самолетов. Таким образом, надо прописывать жесткиетехнологическиекоридоры, а не просто принуждать компании отстегивать на НИОКР фиксированную часть доходов. Иначе под это дело компании и затраты на корпоративные праздники научатся списывать.
Аркадий Соловьев, начальник управления актуарных расчетов Пенсионного фонда России:Проблема заключается в том, что вся эта концепция проходит мимо пенсионной реформы. Экономика неучитывает объективную пенсионную реальность. Цели, заложенные в концепции по пенсионной системе, вполне инерционные. Как был размер перераспределения в пользу пенсионеров на уровне6 процентов ВВП, так и остается. На Западе, я напомню, он в два-три раза выше. Обычно говорят: какже мы повысим страховые пенсионные отчисления? Это же нагрузка на работодателей. На самом деле страховые взносы - это недоплаченная заработная плата наемного работника, а не нагрузка на работодателя. Ни в одной приличной стране мира нет страховых взносов ниже 20 процентов зарплаты. В Германии 22, в Италии чуть ли ни 30. И никто от этого не помер, никто не стонет.
Валерий Фадеев:Если компании "Эксперт" добавить 20 процентов страховых платежей в Пенсионный фонд, она закроется.
Аркадий Соловьев: Не надо добавлять, это не такой примитивный подход.
Петр Щедровицкий: Надо 20 процентов братьсзаработныхплат сотрудников.
Валерий Фадеев:Тогда они уйдут в другие компании.
Олег Солнцев
Фото: Дмитрий Лыков
Олег Солнцев, ведущий эксперт Центра макроэкономического анализаикраткосрочного прогнозирования: Развитие финансового сектора в концепции мыслитсяв логике движения по линейной траектории. Эта логика предполагает, что мы плавно движемся от одного состояния кдругому, более оптимальному. При этом мы можем двигаться быстрее илимедленнее. И еслимы где-то задержимся в пути, это не приведет к необратимому изменению ситуации.
Однако очевидно, что развитие отечественной финансовой системы в последние десять-пятнадцать лет не имело такого линейного характера. Оно было "ломаным". И задержки в развитии системы вели к ее глубоким качественным изменениям. Скорее всего, линейной логики развития не будет и впредь. Думаю, что в течение буквально трех лет произойдет кардинальная смена режима развития финансового сектора, да и макроэкономических условий этого развития.
Что на это указывает? Назову только три момента. Некоторые из них уже здесь отмечались.
Первый - платежный баланс. В прогнозе к концепции указывается, что у нас возникнет и будет нарастать отрицательное сальдопо экспортно-импортным и другим текущим операциям. Причем будетнарастать в течение весьма длительного времени - до 2015 года и далее. И это абсолютно логично. Расчеты, которыепроводил Центральный банк, независимые аналитические центры, в том числе ЦМАКП, показывают: в рамках существующего режима развития российской экономики эта тенденция неизбежна.
В мировой практике существует масса случаев, когда отрицательное текущее сальдо страны постоянно растет на протяжении нескольких лет. Однако такое развитие не продолжается более семи лет. По крайней мере, с начала семидесятых годов не было ни одной страны, в которой такая ситуация незаканчивалась бы валютным шоком или финансовым кризисом. В США, например, такаяситуациянаблюдалась в течение пяти лет с 2002−го по 2006 год, а в 2007−м у них началсяфинансовыйкризис, запустившийкорректировку ситуации. Приток капитала способен закрыватьрасширяющуюся брешь в платежном балансе, но это не может продолжаться слишком долго. Даже если вы страна - эмитент ключевой мировой валюты.
Второй момент: в прогнозе предполагается, что ещедлительноевремя будет воспроизводиться отрыв роста реальной заработной платы от повышенияпроизводительности труда. Эта ситуация соответствует тем реалиям, которые мы наблюдаем на протяжении последних лет пяти. Реалиямперегретого рынка труда. С точки зрения финансовой устойчивостипредприятий сохранение такой ситуации возможнотолько в случае, если реальный сектор постоянно получает из внешнего мира дополнительный финансовый бонус. До сих пор таким бонусом были постоянно растущиемировые цены на ключевые экспортируемые товары - нефть, газ, металлы. Однако в прогнозе предполагается, и это более чем вероятно, что рост этих цен приостановится. Это значит, чтов этих условиях должна будет произойти существенная корректировка ситуации. И нельзя исключить, что в условиях перегретого рынка труда эта корректировка модели роста будет иметь шоковый характер.
Третий момент: у нас на протяжении многих лет значительная часть растущего внутреннего товарного спроса - примерно половина - не покрывается внутренним производством. Этаситуация ведет к тому, что доходы экономических агентов, населения и предприятий, начинают устойчиво отставать от их расходов и инвестиций. Разрыв покрывается за счет расширяющегося привлечения внешних заимствований. Как показывает опыт многих стран, это классическая ситуация, ведущая к повышению кредитных рисков и кризисов плохих долгов.
Что из сказанного следует? Финансоваясистема и, возможно, всяэкономикадолжныпройти через существеннуюломкусложившихся трендов и факторов развития. Это вполне может быть и управляемая, но тем не менее кардинальная встряска.
С учетом того, что приближение к возможной точке бифуркациивпринципе можно определить - и прогноз к концепциина это указывает, - логика стратегии развитияфинансового сектора не должна быть линейной. Она должна учитывать график развертывания угроз, возникновения и схлопывания "окон возможностей". Такой своеобразный тайм-тейбл.