ркутская область, выпускающая облигации с 1996 года, решила отказаться отзапланированного в этому году размещения бумаг на сумму 8,6 млрд рублей, за счет которых регион рассчитывал покрыть текущий дефицит бюджета. При этом Приангарье обязуется выполнить все обязательства по ранее размещенным бумагам. Аналогичным путем, скорее всего, в ближайшее время вынуждены будут пойти и другие субъекты федерации.
Об этом свидетельствует служебная записка временно исполняющей обязанности директора департамента финансов администрации Иркутской области Раисы Распутиной, которая опубликована на сайте подразделения еще на прошлой неделе. В ней сообщается, что областной бюджет на текущий год был принят с дефицитом в 13,1%, основным источником покрытия которого были определены средства от размещения областных облигаций в сумме 8,6 млрд рублей с фиксированным купоннымдоходом и амортизацией долга сроком обращения от одного года до пяти лет (конкретный срок устанавливается решением эмитента о выпуске). "Сложное состояние финансовых рынков, вызванное мировым кризисом, привело к невозможности привлечения денежных средствпутем размещения государственных облигаций Иркутской области на рынке ценных бумаг дляпокрытия дефицита бюджета", - отмечается в записке. Всвязи с этим, заключает Раиса Распутина, "существует вероятность, что принятые получателями бюджетных средств бюджетные обязательства по итогам проведенных торгов(конкурсов) в соответствии с законодательством не будут исполнены в полном объеме". Чтобы избежатьнаиболее критической ситуации, департамент финансов уже приступил к работе по привлечению долгосрочных и краткосрочных кредитов коммерческих банков, "что при текущей ситуации существенно осложнилось и требует дополнительного времени".
Поэтому, сообщает Распутина, администрация области совместно с получателями бюджетных средств приступила к реализации мер по ограничению расходов. В частности, до 1 ноября будет проведена инвентаризация уже заключенных контрактов "на предмет возможности ихрасторжения или переноса сроков оплаты за оказанные услуги, работы, поставленные товары" на 2009 год. Рекомендовано также не принимать бюджетные обязательства, не относящиеся к категории приоритетных первоочередных расходов. К таковым отнесенырасходы наоплату труда, питание в учреждениях соцсферы и приобретениемедикаментов, подготовка к отопительному сезону, частично связь и ГСМ, и еще расходы, имеющие софинансирование из федерального бюджета.
В целом же администрация Приангарья собирается перейти в режим строгой экономии бюджетных средств и недопущения ростакредиторскойзадолженности. Так, департамент финансов предлагает ограничить командировки сотрудников, услуги связи, канцелярскиерасходы, оплату ГСМ и транспорта, проведения областных конкурсов и конференций, а также осуществление текущих и капитальных ремонтов (кроме аварийных). Рекомендуется также не осуществлять выплаты премий чиновникам и сотрудникам унитарных предприятий, не приобретать основные средства (здания, машины, оргтехнику), а все доходы от предпринимательской и иной деятельности направлять на финансирование первоочередных расходов. Объекты капстроительства будут финансироваться из бюджета теперь только на условиях софинансирования из федерального бюджета или на стадии готовности 90−95%.
Кстати, на следующий день после выхода этой служебнойзаписки временно исполняющий обязанности губернатора Игорь Есиповский уволил с госслужбы своего заместителя по социальным вопросам Юрия Параничева. Официальнаяпричина отставки последнего звучала так: по сокращению кадров. Правда, наблюдатели в данном шаге врио губернатора видят больше политики, чем здравого смысла. Дело в том, что Параничев былпервым замом в команде бывшего главы региона Александра Тишанина, и потому его работа в новой структуре иркутской власти изначально была под вопросом.
Комментарий эксперта
Александр Осин
главный экономист УК "Финам менеджмент"
На фондовом, облигационном рынке РФ сейчас, по сути, отсутствуетликвидность. Достаточно сказать, что объемторгов на бирже РТС с начала октября в среднем составляет 10 млн долларов, что в пять раз ниже среднесрочных значенийэтого показателя. На этом фоне Иркутской области, вероятно, будет весьма непросто привлечь на сегменте облигаций средства по ставке, незначительно превышающей уровень 10% годовых, вблизи которогосейчасторгуютсябумаги этого эмитента. В данной ситуации, по всей видимости, будут использованы альтернативные варианты рефинансирования. Весьма актуальны в даннойсвязи кредиты квазигосударственных банков, которые, учитывая свое доминирующее положение на рынке, сейчас, вероятно, будут его использовать для усиления своихпозиций в регионах. Кроме того, область вполне может продатьизлишкисобственности, преждевсегов сфере недвижимости. Наконец, актуальным становится привлечение зарубежных кредитов азиатских частных инвесторов и госструктур. Этот регион накопилв последние недели солидную"подушку безопасности", инвестирование средств которой, хотя бы по соображениям риск-менеджмента , не должно проводиться только на внутреннем рынке тогоилииного азиатского государства. В ближайшие кварталыподобная ситуация в сфере рефинансирования региональных бюджетов, вероятно, сохранится. Тенденция роста ставок долгового рынка сейчас, возможно, ещесравнительно далека от точки разворота этого тренда.