Использование накоплений государства и граждан для финансирования долгосрочных инвестиций внутри страны - магистральный путь развития российской финансовой системы. Решение текущих задач борьбы с инфляцией требует налаживания контроля над бюджетными расходами и повышения их эффективности
Владимир Дмитриев
Фото: ИТАР-ТАСС
Кризис на зарубежных финансовых рынках показал уязвимость современной финансовой системы. Проявившиеся риски - это плата за потенциальный выигрыш в экономической эффективности, которую несет в себе усложнение финансовых продуктов, совершенствование бизнес-моделей участников рынка и дальнейшее развитие финансовой системы в целом.
Россия оказалась относительно изолированной от финансового кризиса, который оказал лишь косвенное влияние через каналы сужения зарубежного кредитования. Высокорискованнаяипотека, непосредственно ставшая причиной потерь в банковском секторе США и других зарубежных стран, имеет ограниченное распространение в России. Общий объем выданных ипотечных кредитов у нас в странесоставляет менее 30 млрд долларов. Почти столько же составили прямые кредитныепотери крупнейших зарубежных банков, а объем списаний их убытков был напорядокбольше (примерно 380млрд долларов.). Объем ипотеки в РФ составляет 1,9% ВВП, в США более 75%, в ЕС - до 50%. Секьюритизацияипотечных кредитов пока имеет только малочисленные примеры на российском рынке, так же какпока ограниченным является в целом распространение сложных финансовых инструментов.
Однако произошедший кризис - предостережение на будущее. Регулятор и участники рынка должны осознавать, что при возникновениианалогичныхтекущему зарубежному кризису проблем защищенность российского рынка в перспективе может быть гораздоменьше. Это произойдет из-за ожидаемого роста объемов кредитования, которое впрогнозе увеличится с 36% ВВП в 2007 году до 70-75% ВВП в 2015 году, а также ожидаемого усложнения применяемых инструментов и новых заимствований из-за рубежа.
Потенциальный рост внешних рисков повышает требования к качеству выстраивания российской финансовой системы и делает необходимым поиск новых механизмов мобилизации внутренних сбережений в качестве источника долгосрочного финансирования. Для обеспечения необходимого экономического роста потребуется уменьшить разрыв между уровнем сбережений в экономике (около 30% ВВП) и накоплением основного капитала (примерно 20% ВВП), а также обеспечить стимулированиероста частных сбережений. Без этого финансовая система может оказатьсязавязана на иностранный капитал в масштабах, превосходящихразумные рамки международной интеграции.
Нестабильность зарубежных источников финансирования отчетливо проявилась при возникновении мировогокризиса ликвидности, в результате которого объемы кредитования уменьшились, а ставки выросли. Любые финансовые институты, использующие или рассматривающие возможность внешнего финансирования, в том числе Внешэкономбанк, могут столкнуться с ростом стоимости привлечения капитала, что неизбежно увеличивает стоимость предоставляемых кредитов для заемщиков.
Мобилизация внутренних финансовых ресурсов требует реализации как минимумдвух условий: во-первых , сохранения благоприятного эволюционного, фонового роста накоплений, прежде всего через снижение инфляции, и, во-вторых , структурных мер по развитию долгосрочного кредитования через расширение активов и долгосрочные обязательства.
Инфляция и эффективность госрасходов
Высокая инфляция и слабая предсказуемость ее изменений - одна из ключевых причин недостаточности частных сбережений. Вне привязки к отдельным социальным слоям, отличающимся по уровнюдоходов, потребительскому поведению, финансовой грамотности, финансовым вложениям и в конечном счете - восприятию инфляции, рост цендестимулируетсбережения и уверенность встабильности финансовых институтов. Увеличивающаясянеопределенность тоже приводит к уменьшениюинвестиционных планов российских компаний, задержкам в их реализации и более короткому горизонту бизнес-планирования.
Однойиз причин инфляции в России в настоящий момент является опережающий рост госрасходов и их недостаточная эффективность. Федеральный бюджет за последние три года вырос почти в полтора раза в реальном выражении, а вноминальном - практически удвоился. Это происходило с опережением темпов роста ВВП: доля федерального бюджета увеличилась с 15,8% ВВП в 2004 году до 18,8-19,1% в 2008 году. Внынешнем году только за первый квартал бюджетныерасходы федерального уровня увеличились на один процентныйпунктВВП. Согласно прогнозным оценкам, наблюдавшийся в 2007 году профицит бюджета в 5,4% ВВП должен вближайшие три года практическиисчезнуть.
Традиционносчиталось, что на инфляцию наряду сограничением бюджетных расходов можно воздействовать через курсовую политику и укрепление курса рубля, которое вызывает дополнительный притокимпорта. С 2003 года, когда начался номинальный рост курса рубля, импорт вырос втри раза. Сейчас масштабы влияния этогоканала минимальны - избыточное укрепление рубля негативно сказывается на внутренних производителях, а среднесрочное уменьшение сальдо торгового баланса в перспективе ведет к стабилизации и возможному ослаблению курса рубля уже к 2010-2011 году.
Скачок цен на продовольствие на мировых рынках, возникшийиз-за бурного увеличения спросав развивающихся странах, приводит к импорту зарубежной инфляции. За последний год мировыецены на продовольствие поднялись более чем в полтора раза, а на зерно - почти вдвое, причем ожидается, что увеличение производства не приведет квозврату цен на прежние уровни. При заданной траектории регулируемых тарифов, определяющей еще одну составляющуюинфляции, растущие госрасходы выступают на настоящий момент ее главнымфактором.
Вместе с темборотьсясинфляцией нужно не простым урезанием бюджетных смет, а разбором эффективности расходов и оценкой конечных результатов в расчете на потраченный рубль. Бюджетные расходы неинфляционны, если они направляются на сокращение высоких производственныхзатрат и обеспечивают ускорение экономического роста.
Сейчас финансовые власти скорее отдают приоритет правильности механизмов администрирования расходов, а не тому, какие именно конкретные результаты и какую пользу приносят эти траты. Предприняты важные шаги по повышению прозрачности бюджетных процедур, учету и обоснованию расходных обязательств, но они не выявляют эффективность госрасходов. Попытка увязать финансирование ведомств с результатами ихдеятельности пока приносит лишь незрелые плоды, которые не улучшатся без изменения системы финансового управления. В своей основе эти изменения должны поменять систему персональной ответственности внутри ведомств, которая на настоящий момент консолидирована на уровне отдельных министерств. Таким образом, в реформировании и бюджетной системы, исекторов-получателей предстоит большаяработа, в конечном итоге имеющая целью снижение избыточных расходов и инфляции.
Длинное кредитование: роль накопительной пенсионной системы
Контроль над расходами бюджета и их результативностью позволит сделать более устойчивым профицит бюджета и пополнение Фонда национального благосостояния (ФНБ), который сейчас составляет 2,3% ВВП. Формирование ФНБ, целью которогоявляется стабилизация пенсионной системы, укладывается в мировыетенденции. Уже сейчас в мировой экономике объемнациональных фондов, организованных для поддержки пенсионных систем, превышает объем суверенных фондов, аккумулирующих бюджетныепрофициты, включая доходыот сырьевого экспорта, а также частично международные резервы. По оценке на 2007 год, объемы таких фондов в мире оценивались 4,4 и 2,6 трлн долларов соответственно.
Бюджетный кодекс предусматриваетвозможное использование средств ФНБ на покрытие дефицита Пенсионного фонда РоссийскойФедерации и софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан. Эти два возможных направления использования средств фондапо-разному достигают целей стабилизацииисполненияпенсионных гарантий и повышения уровня пенсионного обеспечения, которые входят в основные приоритеты экономической политики.
Использование средств Фонда национального благосостояния на финансирование дефицита Пенсионного фонда - краткосрочное решение, которое может привести к быстрому истощению средств ФНБ, особенно при неблагоприятной внешней конъюнктуре цен на нефть. Финансированиетекущегодефицита страховой пенсионной системы не способствует устойчивому решению, а только частично сглаживает проблемы, вызванные изменением возрастной структуры населения и разбалансированностью поступлений и обязательств Пенсионного фонда.
Направление средств ФНБ на софинансирование индивидуальных добровольных пенсионных накоплений граждан запускает принципиально другой механизм - в этом случае финансируется не текущая выплата пенсии, а формирование индивидуальных пенсионных накоплений, которые будут работать на человека до его выхода на пенсию и обеспечат дополнительную прибавку в будущем. В этом случае пенсионные накопления действуют не только в интересахграждан, но и являются источником длинных денег - недостающих в экономике средств, которые необходимы для финансирования крупных инвестиционных проектов с длительным сроком окупаемости. Использованные таким образом средства ФНБ будут содействовать расширениюобъемов и увеличению сроков кредитования национальной экономики, критически важных, например, для финансирования инвестиций в инфраструктуру.
Таким образом, необходимость развития долгосрочногокредитованияэкономики и актуальность проблемыпенсионногообеспечения в России делают обоснованным использование средств Фонда национального благосостояния для капитализации накопительной части пенсионной системы. Сейчас в России инвестированные пенсионные резервы составляют пока незначительную величину -около 1,5% ВВП, в то время какв ряде стран этот показатель превышает 70% ВВП, например в США или Великобритании. Достижение даже относительногоуровня таких европейских стран, как Германия или Италия (3-4%), потребует увеличения пенсионных накоплений в России в разы.
Рост финансовой емкости накопительной пенсионной системы позволит обеспечить существенные выигрыши для экономикииграждан. В этом случае часть национальных сбережений, инвестированная сейчас в составе международных резервов, черезмеханизмы национального финансового рынкабудет обеспечивать долгосрочныеинвестициив России. По сравнению с альтернативным использованием - расходованием этих средств через бюджет или покрытием дефицита Пенсионногофонда - эффективность их вложения через посредничество накопительной пенсионной системы, включая частные управляющие компании, гораздо выше. Поступление средств будет происходить на индивидуальные счетаграждан, увеличивая их собственные пенсионные накопления. Фактически это единственный адекватно действующий способ персонифицированного и прозрачного распределения средств. Причем заложенные при расчете актуарные принципы начисления дают выигрыш людямпожилого возраста.
Принятые в этом году решения о софинансировании дополнительныхпенсионных накоплений граждан с 1 января 2009 года создают важный прецедент в использовании средств ФНБ. Масштабы участия в предложенной схеме позволят выявить реальный интерес граждан к увеличению пенсионных накоплений и степень доверия к накопительной пенсионной системе. Это ценныйпрактический опыт. Тем не менее предложенные объемы софинансирования будут достаточно ограничены, а при сдержанномобъеме участия граждан - сопоставимы просто с процентным доходом, получаемым ФНБ.
Необходимо предусмотреть дальнейшие возможности расширения финансирования пенсионных накоплений за счет средств ФНБ. Поступление этих средств на российский финансовый рынок должно быть постепенным, чтобы не искажать складывающуюсяоценкуроссийских активов и процентные ставки. В случае правильной реализации эффект предлагаемой реформы будетсодействовать какулучшениюпенсионного обеспечения граждан, так и росту привлекательности российского фондовогои долгового рынка и реальному становлению России в качестве мирового финансового центра.
Новый класс долгосрочных финансовых инструментов
Расширение долгосрочных вложений потребует создания новых механизмов и инструментов инвестирования, имеющих длительную срочность, сопоставимую сосрочностью пенсионных обязательств. Среди долговых инструментоввтакой класс активов попадают, например, инфраструктурные облигации, активно использующиеся, например, в США. Уже сейчас видно, что спрос на эти виды вложений при расширении пенсионных накоплений будет расти, и проработкой их выпуска надо заниматься заблаговременно.
Существует несколько возможностей выпускаинфраструктурных облигаций. Они могут быть выпущены в виде долговых обязательств отдельных или синдицированных инвестиционных проектов с гарантией государства, региона РФ иликрупного финансового института. Эти бумаги могут также представлять собой целевые государственные обязательства, увеличивающие инвестиционные ресурсы федерального или регионального бюджета. Второй способ - безальтернативный для инвестиций в инфраструктуру, не предполагающую платного использования, например в сфере образования. Первый способ применим для объектов, где такая платапредусмотрена. Это большая часть инфраструктуры, включая энергетику, транспорт, ЖКХ, связь.
Интерес частных инвесторов к инфраструктурным облигациямбудетопределяться уровнем качестваподготовки и выполнения инвестиционныхпроектов, для которых привлекается финансирование. Это означает понятную бизнес-модель и организационно-правовую форму проекта, уверенность в окупаемости проекта, стабильностиустановленных тарифных условий, витоге - вгарантиивозвратностии доходностивложений инвестора.
Ясно, что, запуская ряд новых и уникальных проектовв различных инфраструктурных сегментах, мы только начинаем процесс масштабного инвестирования. Вопросы организации таких инвестиций, включая привлечение финансирования, напрямую соответствуют задачам деятельности Банка развития, и нарабатываемый сейчас банком опыт в данном секторе создаст основудля качественной проработкии распространения перспективных долгосрочных финансовых инструментов, включая инфраструктурные облигации. Этот опыт Банка развития будет необходимым условием привлечения долгосрочных инвестиционных ресурсов и адекватного представления инфраструктурных проектов на развивающемся финансовом рынке.