Аргам Аранян. Быть или не быть: Грузия перед выбором
Недавние события на Кавказе вынудили Турцию внести некоторые коррективы в свою кавказскую политику. Ее отношение к "братскомуАзербайджану", разумеется, не претерпело никаких изменений. Однако Турция впервыестольотчетливопоняла, что Грузия - это нечто не совсемсерьезное. С другой стороны, похоже, что Турция начинает постепенно отказываться от своей 15-летней линии жесткого давления на Армению, осознав, что Армения - это твердыйорешек и одной лишь блокадой границ с ней не справиться. Оказалось, что чем жестчебыло турецкое давление на Армению в эти 15 лет, тем четче и жестче становилась позиция Армении по вопросу Геноцида армян, и - что ещеудивительнее - тем болееускорялись темпы развития Армении. Хлюпкая и бесформенная позиция Армении в годы АОДовского режима, при которомТер-Петросян всячески подстраивался под Турцию, в ответ получая пинки от Анкары, сменилась внятной и по мере необходимостижесткой позицией Кочаряна, который недвусмысленно дал понять Турции, что Армения не собирается идти на какие-либо уступки по принципиальным для неевопросам,- в первую очередь по вопросам признания Геноцида армян и Арцаха (Нагорного Карабаха). Позиция Турции еще более ужесточалась, местами переходя в остервенелость, однако это не привело к каким-либо изменениям в позиции Армении. Более того, именнов эти годы в Армении отмечено беспрецедентное развитие, невиданных доселе масштабов достигло строительство (муниципальное, коммуникационное), последовательно росли объемы экспорта. Закрытая граница сТурцией фактически спасла экономикуАрмении от превращения в мелкооптовуюэкономику лавочников, основаннуюна обслуживании (т.е. перепродаже) импорта дешевого ширпотреба из Турции. Закрытаяграницас Турцией и периодическиеперебои скоммуникациями вГрузии заставили армянский бизнессамостоятельно осваивать и насыщать армянский рынок, всё меньше полагаясь на импорт извне.
Ситуация в Грузии отличалась кардинальным образом. Грузия пошла по легкому, и, как правило, самому неверному пути. В Тбилиси решили сыграть на политических противоречиях между Западом и Россией, между Арменией и Турцией-Азербайджаном. Именно в игре на этих двух осях противоречий (одна из которых глобальная, а другая региональная) и состояла роковаяошибка руководства Грузии. Точнее, ошибка заключалась не в том, что Грузия выгодно использовала международную политическую конъюнктуру и своё географическое положение, а в том, что она сделала ставку только на это, причем совершенно неучитывая внутри- и внешнеполитические последствия своего наивного и опрометчивого выбора. В противоречиях Запад-Россия, Грузия, при явной политической и экономический зависимости от России, принялась игратьв заранее проигрышную жесткуюантироссийскую игру, сценарий которой был расписан политическими ковбоямии откровенными экономическими шулерамииз нынешней американской администрации. Можно подумать Америка настолько "удачно" справлялась со своими внешнеполитическими вызовами, чтоюные политики в Тбилиси так слепо доверяли каждой инструкции из Вашингтона. Видимо, во вполне объяснимомжеланиипоскорее интегрироваться с Западом, в частности с ЕС, Грузия спутала своей географическое положение и культурную ценность со странамиБалтии. Запад никогда нестанет защищать Грузиюстакой же ревностью, какделает это в случае скультурно, религиозно и лингвистически близкой ему Прибалтикой (к слову сказать, ту же Прибалтику Запад в свое время сдал СССР по пакту Молотова-Риббентропа и сегодня выясняется, что у него нет какого-либо плана обороны Прибалтики в случае военной агрессии России). Такая политическая слепота привелактому, что Грузия фактически стала игрушкой, пешкой, экспериментальным кроликом для Запада. Руками и за счет интересов Грузии, Запад решал свои куда более глобальные, чемкакая-то там Грузия, геополитические вопросы с Россией, суть которых вовсе не в пресловутых "демократических ценностях" и прочих околополитических страстях, а в контроле над стратегическими сырьевыми ресурсами (нефти и не только) Евразии. Политическому руководству Грузии за ее банальную роль пешки исправно платили. Экономически Грузия сталасвоего рода дотационной республикой Запада, всецело подсев на иглу финансовых вливаний изСША, что стало легким способом полученияденег для юношески амбициозной грузинской политической элиты. Так какоказалось, что деньги можно не зарабатывать посредством поднятия национальной экономики, а просто получать от Запада, то и экономика страны развивалась именно как дотационная, основанная на обслуживании всевозможных третьих интересов, чаще транзитных (как то нефтепровод БТД). Кстати, в свое время чересчур легкомысленное полагание на доходы от перекачки нефти сыграло свою роль в крушении СССР, -уроки истории, которые не захотела видеть Грузия.
Что касается однобокой и зачастую нечистоплотной игры на оси армяно-турецко-азербайджанских противоречий, в свое время Армения на разныхуровнях (от руководства страны до интернет-сообщества) предупреждала Грузиюо серьезнейших опасностях, которые непременно возникнут при продолжении Грузией неуравновешенной, восторженной и наивной протурецко-проазербайджанской линии, перераставшейв антиармянские выходки по политической (ГУАМ) и экономической (трубопровод БТД, ж-д Карс-Ахалкалак) изоляции Армении. В Тбилиси то ли неслышали голоса разума из Еревана, то ли не видели происходящего, то ли действительно были настолько политически глупы.
История с неумолимой последовательностью предъявляет счет всем и каждому. Настало время Грузии платить по счетам.
Военные действия в Южной Осетии и Абхазии и признание последних со стороны России создали новую геополитическую ситуацию наКавказе. Поняв всю шаткость Грузии, Турция, нуждающаяся в стабильных транспортных коридорах на Кавказе, принялась улучшать отношениясАрменией. Во время своего визита в Ереван в рамках иницированной президентом Саргсяном "футбольной дипломатии", президент Гюль сделал заявления о стремлении своей страны полностью нормализовать отношения с Арменией. Наряду с этим, усилились слухи о готовности Турции рассмотреть разблокирование армяно-турецкой границы. Возможно, речь идет не о полном снятии блокады (для Турцииотношения с извечно ревнивым Азербайджаном всегда былиибудут важнее отношений с Арменией), но лишь об открытии частичного железнодорожного сообщения Кумайри-Карс в качествеальтернативы оказавшемусяненадежным грузинскому коридору. По крайнеймере РЖД, являющейся владельцем армянской железнодорожной сети, объявила о восстановлении пограничной сТурцией станции Ахурян-2. Наряду с этим, в прессе появились сообщения о том, что Турцияможет отказаться от участия в железнодорожномпроектеКарс-Ахалкалак-Баку (см. http://regnum.ru/news/fd-abroad/armenia/1061952.php ). Кроме того, недавно Турция сняла свои односторонние ограничения на полеты армянских авиакомпаний через турецкое воздушное пространство.
Параллельно, осознав всю слабость Грузии, Анкара, усилила свое давление на нее, причем впервые стала делать это открыто и беспардонно. Турция и ранее оказывала всевозможную поддержку стремлению Абхазии отделиться от Грузии, формально поддерживая территориальную целостность Грузии. Турецкие корабли были частыми гостями в Сухумском порту (в определенный момент даже более частыми, чемроссийские), Турция перечисляла в Абхазию значительные денежныесредства и даже вооружение, чаще всего делаяэто через миллионную абхазскую общину в Турции. Противгрузин на стороне абхазов воевали местные турки. А делегации из Турции всегда принималиактивное участие в празднованиях дней независимости вСухуми. Но это все было лишь прелюдией, основная сцена развернулась после того, как Турция выступила с инициативойо создании кавказской платформы по региональной системе безопасности, причем поспешила обговорить эту инициативу не с Тбилиси, а с Москвой (визит турецкого премьера в Москву сразу после военного поражения Грузии). Разумеется, эта инициатива была заранее обговорена и одобрена со стороны Баку. Судя по тому, что Баку и Москва всецело поддержали турецкую инициативу, вся ее политическая тяжесть ляжет в первую очередь на Грузию. Фактически, Анкара, Баку и Москва обговорили планы по будущему Грузии, причем на начальном этапе без участия самойГрузии. В Тбилиси впервые не поддержали турецкую инициативу - случай неслыханный запоследние 18 лет, учитывая то, что Грузия ранее слепо и всецело поддерживала любые предложения, исходившие из Анкары. Ответное скептическое молчание Тбилиси явно пришлось не по душе туркам, и они впервые перешли к тактике прямого жесткого давления на Грузию. В прессу просочились слухи о том, что турецкая платформа по безопасности на Кавказе может включать в себя турецко-азербайджанский проект о федерализацииГрузии (см. http://regnum.ru/news/fd-abroad/armenia/1062596.php ). По сути, Анкара и Баку дают понять Тбилиси, что хотят видеть Грузию расчлененной на Аджарию (под турецким протекторатом), турецкий Месхети и азербайджанскийКвемо-Картли. Логика проста: Грузия - большой пирог, Россия уже "урвала" свои куски - Абхазию и ЮжнуюОсетию, и раз идет такой дележ Грузии, тоТурция хочет урвать для себя свои куски - Аджарию и турецкий Месхети, а Азербайджан - Квемо-Картли (в будущем, скорее всего, и всю восточную Кахетию с азербайджанским большинством).
Реализация данного плана станет последним гвоздем в гроб грузинского государства. Фактически, Тбилиси поставлен перед дилеммой - либо федерализация Грузии с последующей медленной потерей ею всех вышеперечисленных территорий по абхазско-югоосетинской модели, либо потеря этих же территорий сейчас же, немедленно. Другими словами, Грузия стоит перед выбором какой смертью она желаетумереть - медленной или быстрой. Проблема в том, что если без Абхазии и Южной Осетии Грузия ещеможет сохранить себя, какгосударство, то без Аджарии, Месхетии тем более без Квемо-Картлии Кахетии Грузии выжить не может. Граница Абхазии далеко, а Квемо-Картли начинается с пригородов Тбилиси, причем в настоящее время всамом Тбилиси почисленностиазербайджанцы составляют вторую после грузин этническую группу. Доведение до конца турецко-азербайджанского плана будет означать полный коллапс и исчезновение Грузии и грузинской государственности. Подготовка к отторжению от Грузии Аджарии, Месхети и Квемо-Картли (вероятнее всего и восточной Кахетии) в течение последних 15 лет является элементом стратегии Турции и Азербайджана по созданию вожделенного прямого сухопутного коридора между двумя тюркскими государствами. Фактически, Анкара и Баку поняли бесперспективность создания подобного коридора по территории Армениии, удачно уловив момент кризиса грузинской государственности, решилидобиться своей цели за счет грузинской территории. Заметим, что со дня конфликтов в АбхазиииЮжной Осетии, осознавая тяжелейший кризис, в который впала страна, армянство Грузии фактическиприостановило любые политические требования и акции - благородный шаг, который контрастирует с поведением недавних "друзей" Грузии. Говорят, что друзья проверяются в беде; хотелось бы надеяться, что грузинские политикииСМИ наконец-то смогут понять, кто в действительности является другом Грузии, а кто заклятым врагом.
И похоже, что руководство Грузиивпервые со дня независимости просыпается от летаргического сна, в которую странавпала от турецко-азербайджанского гашиша. Грузия впервые началаосознавать-все еще боясь признаться самой себе в этой правде - что врагами Грузии являются не только идаже не столько Россия, сколькоеенедавние (и нынешние?_ союзники - Турция и Азербайджан. Наступает медленное (даже для медлительной и прямолинейной грузинской политической мысли) осознание того, что армяне - те самые армяне, которых стольколет терроризировали грузинскую государственность и общество, те самые армяне, на которых грузинская пресса все эти годы изрыгала свою совершенно иррациональную ненависть и откровенный расизм, тасамая Армения, против которой Грузия ввязывалась во всевозможные бредовые ГУАМовскиеинициативы - этисамые армяне и Армения и являютсяединственныминастоящими союзниками Грузии.
Армения единственная страна в регионе, объективно заинтересованная в сильной Грузии, армянский и грузинский народы должны вести себя друг с другом, как родные братья - эти мысли, многократно повторявшиеся официальным Ереваном и армянством и уже ставшие мантрой, никак не доходили до грузинского политическогосознания. Кажется, они впервые услышаны в Тбилиси. Осознав смертельную опасность даже не столько со стороны Москвы, сколько состороны Анкары и Баку, Грузия кинулась налаживать испорченные ею же отношения с Арменией. В Тбилиси побывал президентСаргсян, и утопающий Саакашвилиуцепился за него, как за спасательный круг. Он поблагодарил Саргисяна за поддержку Грузии, наградил Саргсяна орденом чести (?!), объявил о создании консорциума по строительству автомобильной дороги между Арменией и Грузией, выступил за максимальное упрощение процедуры пересечения армяно-грузинской границы. Саакашвили впервые подхватил мантру о дружбе, братстве, союзничествеАрмении и Грузии (см. http://regnum.ru/news/fd-abroad/armenia/1062493.php, http://regnum.ru/news/fd-abroad/armenia/1062519.php, http://regnum.ru/news/fd-abroad/armenia/1062517.php, http://regnum.ru/news/fd-abroad/armenia/1062458.php).
Как говорится, пока гром не грянет, мужикне перекрестится. Гром для Грузии ужегрянул- пора креститься. Может быть Грузии и имело смысл выходить из СНГ, коль скоро Грузия не разделяет его идей и ценностей. Но Грузии тем более следует выйти из явно мертворожденного, сколоченного для обслуживания тюркско-американскихинтересов ГУАМа. Оттого же СНГ Грузия имела куда больше выгод, чем от ГУАМА, созданного с одной единственной целью -борьбы снациональнымиинтересамиееближайшихсоседей - Россиии Армении. Грузии также следовало бы вкорне пересмотреть свои внешнеполитические ориентиры. В частности, при сохранении общей внешнеполитической линии на сближение с Европой, хорошие отношения с США, в то же время стоит отказаться от однобокой и политическинедалекой ориентации на Турцию и Азербайджан, которые, какпоказываютсобытия, будут клясться в дружбе Тбилиси, а затем, дождавшись самоготяжелого, критического периода для Грузии, принуждая к "федерализации", приведут к фактическому политическому коллапсу. При этом, Грузии стоит начать строить максимально хорошие союзнические отношения именно с Арменией - единственной страной в регионе, от которой для Грузии не исходило и не может исходить никаких угроз. Кстати, неадекватные заявления лидера грузинских лейбористов Шалвы Нателашвилина пресс-конференции 1 октября (см. http://regnum.ru/news/armenia/1063063.html ) лишь наглядно демонстрируют еще большую, по сравнению с нынешней властью, политическую невменяемостьнынешней радикальной грузинской оппозиции. В своюочередь, Армении следует продолжать своютрадиционную линию наподдержку государственности Грузииоснованную наочевиднойобъективной реальности: потеря Грузии, ее расчленение между Турцией и Азербайджаном поставит саму Армению в очень уязвимое положение.
Таким образом, традиционная недальновидность и неуравновешенность безответственных грузинских политиков довелиГрузию до нынешнегополитического банкротства и кризиса, при котором фальшивые "союзники" оказались хуже откровенныхврагов. Турецко-азербайджанский план по "федерализации" (фактическому разделу) Грузии поставит страну на грань коллапса; странаможетреально исчезнуть с политической карты мира. Остается надеяться, что у грузинских политиков хватит трезвости и политической смекалки реальнооценить тяжелейшую длястраны ситуацию и в корне пересмотреть свои политические ориентиры. Аргам Аранян - политолог (Ереван)
По материалам: ИА REGNUM Опубликовано: 03 октября 2008