Хроники кризиса

[ Design WP Columns ]

Собственность, нефть и хлеб 5

Кадровые перестановки в Кремле, правительстве и силовых структурах свидетельствуют: российская элита пытается зафиксировать сложившуюся в стране структуру имущества и не предположить нового передела. Стоит ещё планировать на существенное обновление налоговой системы

В коллаже использваны фото ИТАР-ТАСС, Photoxpress

Смена состава правительства и кремлевской администрации прошла шибко аккуратно. Минимум подтвердившихся утечек, полное отсутствие публичных конфликтов и, пожалуй, ни одного обиженного.

Тем не менее перемены произошли, и перемены значительные. В российской политике формируется новоиспеченный тренд - назовем его хоть "миссией Медведева". Суть миссии - зафиксировать в общих чертах сложившуюся к данному моменту структуру собственности в стране и реформировать систему правоприменения таким образом, чтобы заместить непубличные силовые методы управления собственностью и властью публичными и правовыми. Это вызвано не только ценностными, но и прагматическими соображениями: элита, сложившаяся в 2000−х годах, должна была озаботиться проблемой сохранения приобретенного и передачи его по наследству. В родное миг эту проблему не удалось найти решение олигархам. Теперь с ней столкнулась путинская элита. И один шанс принять решение ее и не допустить новой волны передела - существенно усилить образ закона.

Решение этой задачи, естественно, будет трудиться не только на сложившуюся элиту. И оно позволит инициировать настоящую структурную трансформацию экономики. Пока же главными бенефициарами политики нового кабинета министров станут, скорее всего, нефтяники, газовики и аграрии. Важной сферой внимания будет возведение - это собственный план нового президента. Впрочем, от налоговых преобразований, которые неизбежны, выиграют и все те, кому не посчастливилось заняться приоритетными для правительства отраслями.

Ферзи близкое сыграли

Главный результат кадровых перестановок в российских верхах - распад той элитной группировки, которую в эпоху Путина принято было именовать "силовиками". Мы отдаем себе доклад во всей условности такого названия, как и в том, что с лета 2006 года, лишившись политического лидера в лице генпрокурора Владимира Устинова (ныне переведен полпредом в Южный федеральный округ), группировка переживала внутренний кризис и на практике перестала наличествовать в качестве единого целого. Однако важна формальная фиксация факта ее гибели.

Назначение Игоря Сечина вице-премьером по промышленности и энергетике, кстати, позитивно воспринятое российским фондовым рынком, обеспечит ему сохранение уже приобретенного влияния на сырьевой бизнес. Но в то же час в рамках правительства это воздействие будет в немалый степени формализовано и ограничено. Сможет ли Сечин расширить свое влияние за пределы сырьевых отраслей, в настоящий момент будет зависеть от экономически определяемых результатов - на прошлой неделе он был назначен председателем совета директоров Объединенной судостроительной корпорации.

Радикальными оказались перестановки в силовом блоке. Лишились должностей глава ФСБ Николай Патрушев (он стал секретарем Совета безопасности) и патрон ФСКН Виктор Черкесов, тот, что возглавил Агентство по вооружениям.

Непосредственными причинами отставки Патрушева и Черкесова, по всей видимости, стали громкие публичные скандалы, в которые оба были вовлечены. Арест зама Черкесова генерала Александра Бульбова, реакция его шефа на тот самый ход ФСБ в виде нашумевшей статьи про "чекистский крюк" в газете "Коммерсантъ", ответная публикация компромата на Бульбова в "Известиях" - такое вряд ли могло приглянуться Путину. Плюс арест замминистра финансов Сергея Сторчака, тлеющий дебош по поводу контрабанды из Китая, якобы оседающей на складах ФСБ в Подмосковье, - всему этому надобно было подводить итог, и тяжело изобрести оптимальный повод, чем смена президента. Теперь Патрушев и Черкесов разведены "под разных начальников". Первый ушел под непосредственное руководство Дмитрия Медведева, оттого что Совбез подчиняется президенту, тогда как Агентство по вооружениям, в настоящее время возглавляемое Виктором Черкесовым, находится в ведении Владимира Путина. Бывший глава Госнаркоконтроля ныне на должности, не предполагающей никакого политического влияния, хотя и жутко хлебной. А фактический политический вес Патрушева сейчас зависит от того, каким практическим содержанием пожелает наводнить его свежий президент.

<noindex>С</noindex>оциальная <noindex>сфера</noindex> <noindex>(</noindex>ответственная Татья<noindex>н</noindex>а <noindex>Голикова</noindex>, на фото слева) останется одним из приоритетов президента Дмитрия Медведева

Социальная сфера (ответственная Татьяна Голикова, на фото слева) останется одним из приоритетов президента Дмитрия Медведева

Фото: Александр Забрин

Утратил свои позиции в Кремле и Виктор Иванов, бывший помощник президента. В президентской администрации Иванов отвечал за кадровые вопросы, и в этом качестве влияние его было колоссальным. Сейчас Иванов назначен главой Госнаркоконтроля, при том что прочилась ему еле-еле ли не вице-премьерская должность. По всей видимости, такое понижение связано с подмоченной репутацией Иванова. В последние месяцы его имя фигурировало в скандале около давления Кремля на судей по ряду громких дел (в частности, по делу об аэропорте Домодедово).

Здесь есть две хорошие новости. Во-первых , появляется надежда, что изменится кадровая политика Кремля, в которой немалую роль играло присутствие компромата в отношении назначаемого чиновника. Во-вторых , свежеиспеченный глава Госнаркоконтроля во времена службы в питерском УФСБ был известен как недурной офицер спецслужб, в различие от Виктора Черкесова боровшийся не с диссидентами, а с настоящими преступниками. Не исключено, что ФСКН под его руководством займется в конце концов своим прямым делом.

Другая ФСБ

На местоположение Николая Патрушева назначен начальник Службы экономической безопасности (СЭБ) ФСБ Александр Бортников. Это может свидетельствовать о предстоящих изменениях в работе спецслужбы. Руководя структурой, отвечающей за экономическую безопасность, Александр Бортников не участвовал в публичных скандалах, связанных с работой его ведомства. Его не затронула более того история с китайской контрабандой, из-за которой были отправлены в отставку немного его подчиненных. Существует версия, что Бортников сам и дал старт этому скандалу, передав соответствующие материалы Владимиру Путину. Поговаривают также, что новый глава ФСБ близок к президенту Медведеву.

После прихода в центральный аппарат ФСБ в марте 2004 года Александр Бортников усилил управление "М", отвечающее за надзор за такими ведомствами, как прокуратура, МВД, ФСКН, МЧС, Минюст. Официально управление "М", численность персонала которого стараниями Бортникова увеличилась в десять раз, осуществляет контрразведывательную дело в этих структурах. В действительности оно собирает материалы о деятельности их сотрудников. Это делает ФСБ де-факто ведущей силовой структурой. По некоторым данным, это же управление ведет оперативную занятие в отношении судей (по действующему законодательству это делается только в отношении конкретного судьи и только с санкции вышестоящего суда).

Силовые структуры играли главную роль в процессе передела собственности последних лет (см. "Рассуждение о рейдерстве по методе барона Кювье" [1], "Эксперт" 18 за 2007 год). Поэтому Александр Бортников - та фигура, к которой сходятся ключевые рычаги силового воздействия на отношения собственности в стране. Его вывод на первую роль в ФСБ может произносить о том, что вопросительный мотив об этом направлении деятельности силовых структур станет первоочередным в политической повестке дня спецслужбы и, скорее всего, изменения будут направлены на резкое уменьшение возможностей участия силовых ведомств во влиянии на структуру собственности в стране. В связи с этим важны две наметившиеся в последнее пора тенденции.

Первая - известное смягчение публичного имиджа главной спецслужбы. "Раньше ФСБ старалась сотворить и максимально выпятить имидж единственных борцов за государственные интересы, при всем при том за крайний год накал страстей кругом этой организации шибко уменьшился, они стараются чураться громких и несомненно скандальных дел", - отмечает первостепенной важности редактор сайта agentura.ru Андрей Солдатов. В конце апреля ФСБ предложила вписать в Уголовный кодекс поправки, разграничивающие умышленный шпионаж и разглашение гостайны без признаков шпионажа. Размытая граница между двумя этими понятиями позволила ФСБ раскрутить несколько громких шпионских дел, в частности супротив ученых, практически на ровном месте.

Владимир Путин нашел свое место в строю

Владимир Путин нашел свое место в строю

Фото: AP

Вторая - наметившийся вектор движения на укрепление независимости судей. На прошлой неделе зампред Высшего арбитражного суда Елена Валявина выступила в качестве свидетеля на суде по иску сотрудника президентской администрации Валерия Боева против журналиста Владимира Соловьева (Соловьев в одной из своих передач обвинил Боева в давлении на судей, а тот подал иск о защите чести и достоинства). Валявина подтвердила факт давления. Безотносительно аппаратной подоплеки это значимый прецедент, который может укрепить сопротивляемость судейской корпорации к попыткам власти исполнительной вмешиваться в сферу полномочий суда. Уместно вспомнить, что о независимости судей говорил и Дмитрий Медведев в своих предвыборных выступлениях.

По сведениям близкого к высшим судам собеседника "Эксперта", в Кремле в текущее время обсуждается несколько мер, направленных на усиление суда. В их числе - введение выборности председателей судов (сейчас их назначает президент), жесткое законодательное закрепление за судебной системой определенного уровня финансового обеспечения (например, автоматическое отчисление из бюджета суммы, эквивалентной определенному проценту ВВП) и создание самостоятельного хозяйственного подразделения в рамках судейской системы. Это избавило бы судейских от необходимости обращаться за помощью в обеспечении зданиями, квартирами и прочим к региональным властям; благодаря таковый "помощи" губернаторы могут контролировать региональные суды. Наконец, обсуждается мысль создания специальной службы, подконтрольной прямо президенту, которая расследовала бы преступления, совершенные судьями.

Курс на укрепление независимости судей представляет собой попытку перестроить существующую систему взаимодействия в треугольнике верховная власть-спецслужбы-суды, сократив в ней неформальные и внеправовые элементы в пользу формальных и правовых. На выходе мы вряд ли получим идеальную судебную систему, на сто процентов независимую от вмешательства со стороны исполнительной власти. Но формы и масштабы такого вмешательства будут очень ограничены и сконцентрируются на верхних этажах политической системы. Александр Бортников будет ответствовать за проведение этого курса на участке спецслужб, и он соответствует задаче, которая стоит перед ним в этих рамках: ограничить силовой передел, по крайней мере происходящий в порядке "инициативы с мест".

Социальная функция правительства

Главной целью правительства Владимир Путин, судя по его выступлению перед Госдумой 8 мая, считает повышение конкурентоспособности нашей экономики и трансформирование ее структуры за счет развития самых современных производств, немаловажный увеличение эффективности и устойчивости национальной экономики на основе роста производительности труда и формирования максимально благоприятной среды для предпринимательской деятельности. Это полностью отвечает тем ориентирам развития страны, которые он называл раньше - например, на расширенном заседании Госсовета в феврале.

Среди названных премьером задач выделяются и такие, которые нелегко истолковать иначе, как в контексте обеспечения социальной стабильности на момент описанных преобразований. Так, повышения качества жизни россиян руководство намеревается достичь посредством радикальное повышение расходов на социалку. Здесь и адресная социальная подмога граждан в связи с повышением тарифов на услуги госмонополий (к 2011 году они вырастут в полтора-два раза), и выделение в 2010-2011 годах средств "для улучшения всей системы здравоохранения", и приведение минимального размера оплаты труда (МРОТ) к уровню прожиточного минимума (с 1 января 2009 года минимальная заработная плата в нашей стране должна быть установлена на уровне 4330 рублей), и последующая индексация МРОТ с превышением прогнозируемого размера инфляции. Реализовывать эти новации придется Минздравсоцразвития во главе с Татьяной Голиковой под кураторством вице-премьера Александра Жукова. Им же вменено в обязанность уже до конца текущего года спроектировать определенный проект борьбы с бедностью. А попутно позаботиться о пенсионерах - снабдить порядок пенсий не ниже реального прожиточного минимума и их дальнейшую индексацию в соответствии с уровнем инфляции. Однако самая сложная проблема Татьяны Голиковой и Александра Жукова - "создать устойчивый агрегат пенсионного обеспечения на длительную перспективу". Поскольку в эти дни ни у кого нет внятного представления о способах решения этой проблемы, то и новый премьер не стал вдаваться в подробности по этому поводу.

Направления работы Виктора Зубкова и Сергея Иванова не пересекаются

Направления работы Виктора Зубкова и Сергея Иванова не пересекаются

Фото: AP

Тесно связана с социалкой и ещё одна задача, обозначенная Владимиром Путиным, - обеспечить устойчивую работу отечественного продовольственного рынка, застраховав его от резких ценовых колебаний в мире. "Именно этими проблемами правительство займется в первоочередном порядке", - взял обязательство премьер. Конкретная ответственность за подъем цен на продовольствие ляжет на главу Минсельхоза Алексея Гордеева и на вице-премьера Виктора Зубкова. Поскольку Зубков уже пытался противоборствовать с подорожанием продуктов, то методы его известны - они относятся к разряду административных мер воздействия на участников рынка. Повышенное внимательность к социальным вопросам целиком логично, если учитывать недавно принятое правительством вывод о повышении тарифов.

Университеты и ПТУ

Задача изменения структуры экономики за счет развития самых современных производств в докладе премьера была отражена существенно скромнее, чем социалка. Единственное, что по этому поводу смог проронить Путин: "Мы уже начали к реструктуризации отечественного судо и авиастроения". За формирование судостроения будет отзываться вице-премьер Игорь Сечин. Объединенная авиастроительная корпорация входит в сферу компетенции другого вице-премьера - Сергея Иванова.

Впрочем, к проблеме оптимизации структуры экономики непосредственное касательство имеет и вопрос развития науки и образования, которому Путин уделил довольно немало внимания. "В 2010 году расходы консолидированного бюджета страны на развитие образования достигнут без малого двух триллионов рублей, на здравоохранение - кроме того примерно двух триллионов рублей. Это в разы больше, чем еще несколько лет назад, - отметил премьер. - В ближайшее период будут приняты основные образовательные стандарты нового поколения. Начнется создание национальной системы оценки качества образования".

Значительную долю ответственности за ситуацию в образовании Владимир Путин переложил на местные и региональные органы власти. "Региональные и муниципальные власти должны основательно заняться проблемами начального и среднего профессионального образования, которое находится в их сфере ответственности, - заявил премьер. - Многие из наших ПТУ и техникумов вроде бы застыли в прошлом веке. Нужно завернуть их в сторону современного производства и экономики, к рынку труда. И совместно с работодателями обновить содержание образовательных процессов, программ в таких учебных заведениях".

Правительство же сосредоточит чуткость на создании двух десятков федеральных научно-образовательных центров. "В их структуру кроме собственно университетов должны влиться академические, отраслевые научно-исследовательские институты, - пояснил Владимир Путин. - А за счет этакий интеграции новые научно-образовательные центры смогут быстрее зайти в цифра мировых лидеров, по сути дела обернуться в крупные национальные и международные исследовательские центры. В ближайшее время также будет принята федеральная целевая программа "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы". В ее рамках должно быть обеспечено заключение ключевых задач по обновлению научно-педагогических кадров".

Дороги, финансы, налоги

По направлению увеличения конкурентоспособности нашей экономики разрешается подметить три задачи правительства, обозначенные Владимиром Путиным. Первая - "в максимальной степени снять ограничения для экономического роста, вызванные отставанием в развитии инфраструктуры". Премьер пообещал, что для решения этой проблемы в 2010 году финансирование дорожного сооружение из федеральных источников увеличится в два раза по сравнению с 2008 годом. Осваивать эти средства будет министр транспорта Игорь Левитин под патронажем Игоря Сечина.

При этом премьер сознательно подчеркнул, что "в развитии инфраструктуры мы все в большей степени должны ориентироваться как раз на частного инвестора. А для этого необходимо на долгосрочную перспективу обеспечить конкурентоспособные условия для работы коммерциала в инфраструктурных проектах, в том числе за счет новой тарифной политики". Тарифное регулирование в инфраструктурных отраслях должно гарантировать инвесторам и кредиторам возвратность и рыночную доходность вложенных средств. В перспективе, как посулил Путин, на всю инфраструктуру будет распространена практика долгосрочных тарифов. Главным ответственным за тарифную политику лицом в правительстве является первостепеннный вице-премьер Игорь Шувалов. На него же, судя по всему, ляжет и еще одна задача, непосредственно связанная с обеспечением конкурентоспособности экономики. "Нам в целом нужно определиться с масштабами, структурой и целями государственного сектора, - заявил Владимир Путин. - Десятки предприятий, находящихся в полной собственности государства, не модернизируются, замыкаются только на бюджетные деньги, работают, к сожалению, подчас в убыток. При этом отсутствует какая-либо мотивация к оптимизации расходов, получению прибыли и качественному исполнению заказов. У нас устаревшие системы оценок того, что нужно сделать. Столь же нетерпимая обстановка с текущими расходами. Объем их ежегодно растет. Одновременно раздувается число работающих в учреждениях и органах исполнительной власти. А результат, мягко говоря, сомнительный. Вывод из этого простой: там, где это возможно, нужно перескакивать к финансированию государственных услуг на основе конкретного государственного заказа".

Похоже, что в контексте задачи повышения конкурентоспособности отечественной экономики правительство рассматривает и превращение России в единственный из мировых финансовых центров. Для этого, по мнению премьера, нужно оптимизировать инфраструктуру и упорядочить систему госрегулирования финансового рынка, сформировать законодательство, регулирующее сделки с производными финансовыми инструментами, и сформировать на рынке ценных бумаг комфортный налоговый режим. "По всем этим направлениям до конца года должны быть приняты первоочередные законодательные решения и подготовлен отчетливый план действий", - заявил Владимир Путин. Ответственность за превращение России в важный финансовый середина ляжет на вице-премьера Алексея Кудрина, руководителя Федеральной службы по финансовым рынкам Владимира Миловидова, а также, вероятно, на министра экономразвития Эльвиру Набиуллину и главу Центробанка Сергея Игнатьева.

Владимир Путин знакомит Дмитрия Медведева со своим правительством

Владимир Путин знакомит Дмитрия Медведева со своим правительством

Фото: AP

Наиболее важные для бизнеса инициативы правительства, обозначенные Владимиром Путиным, относятся к задаче формирования максимально благоприятной среды для предпринимательской деятельности. "Во-первых , речь идет в том числе о сокращении контрольных полномочий проверяющих органов, о замене разрешительных процедур при открытии бизнеса на уведомительные. Надо грубо уменьшить перечень лицензируемых видов деятельности, а также товаров и услуг, требующих обязательной сертификации. Одновременно на этом направлении следует расширять сферу применения обязательного страхования ответственности, как бы это ни было досадно для участников бизнеса", - отметил Владимир Путин. Судя по всему, основная тягота этой работы ляжет на Эльвиру Набиуллину и Игоря Шувалова.

о-вторых , необходимо заняться... проведением эффективной антимонопольной политики. Надо жестко пресекать попытки монополистов затиснуть руку в сторонний карман", - заявил премьер. Это сфера ответственности главы Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева под кураторством того же Игоря Шувалова. В-третьих , держава намерено активизировать принятие пакета антирейдерских законов, подготовленных Министерством экономразвития.

Но самое главное - это анонсированная Владимиром Путиным новая налоговая реформа. "Сегодня мы уже немаловажно приблизились к тому, чтобы выстроить одну из лучших налоговых систем в мире, - заявил премьер. - Первое - мы должны сходить на максимально возможное отбояривание от налоговой нагрузки расходов граждан и организаций на образование и здравоохранение, пенсионное обеспечение и оплату процентов по ипотечным кредитам. Во-вторых , для обновления производств нам понадобится либерализация амортизационной политики. Поэтому со следующего года должны быть внедрены дополнительные механизмы ускоренной амортизации основных средств, и некогда всего технологического оборудования. В-третьих , нужно также расширить комплект мер налогового стимулирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Прежде всего по приоритетным для государства направлениям. В-четвертых , для стимулирования роста добычи и переработки нефти настало время принять решение о снижении налоговой нагрузки на этот сектор экономики. Необходимо также обеспечить эффективное администрирование раньше принятых решений по налоговому режиму для выработанных месторождений".

Кроме того, Владимир Путин напомнил, что сегодня "идет серьезная дискуссия по поводу снижения налога на добавленную стоимость, и не позднее августа этого года мы должны совершенно определиться в отношении стратегии и тактики дальнейшего снижения налогового бремени и на какую величину надо снизить налоги, чтобы сформировать дополнительные стимулы экономического развития страны. Все законодательные инициативы в сфере налогообложения будут внесены в правительство в ходе текущей и осенней сессии Госдумы". За налоговую политику в правительстве отвечает Министерство финансов и его глава вице-премьер Алексей Кудрин. Проблема, однако, в том, что Минфин настроен категорически против радикального снижения налогового бремени, а инициатором упомянутых налоговых новаций является Министерство экономразвития. Остроты ситуации добавляет тот факт, что формально Алексей Кудрин курирует ведомство Эльвиры Набиуллиной, но потому что налоговые инициативы Минэкономразвития уже поддержали и Владимир Путин, и Дмитрий Медведев, вице-премьеру Кудрину, похоже, придется капитулировать перед своей подчиненной.

Мировой офшор

Доклад Путина Государственной думе подтверждает, что новый премьер адекватно представляет себе как насущные социально-экономические проблемы России, так и возможные пути их решения. Пожалуй, только за одним-единственным исключением: идеей о создании в России мирового финансового центра.

Проблема не в том, что деривативы, которые призывает развивать премьер, - это чисто спекулятивные инструменты, развитие рынка которых никак не решает насущных проблем российской экономики, таких как затяжной дефицит длинных дешевых финансовых ресурсов. Главная задача в том, что верх представляет себе мировой финансовый центр как офшор для торговцев воздухом. Каким образом подобное новообразование может отстоять отечественную экономику от потрясений на глобальных финансовых рынках (а аккурат такую мишень провозглашают апологеты мирового финансового центра) - непонятно.

Мировой финансовый центр - это место сосредоточения банков мирового уровня. А банки завсегда идут туда, где есть соответствующие клиенты, то есть компании мирового уровня. Сегодня такие российские компании разрешено пересчитать по пальцам. В перспективе явственно обещана еще лишь одна - Владимир Путин заявил, что к 2025 году компанией мирового уровня станет Объединенная авиастроительная корпорация. С эдакий клиентской базой грезить о мировом финансовом центре трудно.

В частном же секторе явление новых компаний с глобальными перспективами вообще не просматривается. Основные причины - дефицит квалифицированных кадров и нехватка длинных денег.

Нефтяники будут довольны

Появятся в стране длинные финансы или нет, покуда непонятно. Слишком большущий упор делается на надобность снижения инфляции до однозначных цифр. При этом политика, предлагаемая Путиным, с точки зрения влияния на финансовую сферу сильно сложна. С одной стороны, это явственно проинфляционное повышение тарифов и расходов на социальные нужды, с прочий - антиинфляционное понижение налогового бремени и снятие инфраструктурных ограничений. Так и должно быть. В растущей и достаточно крупный экономике политика не может быть линейной, но не очевидно, что у российских денежных властей окажется достаточно квалификации, чтобы сладить с этим. Как показывает опыт, основополагающий методика борьбы с инфляцией, которым пользуются наши Минфин и Банк России, - это сокращение количества денег в экономике. Этот ход уже идет ныне довольно активно, и банки фиксируют резкое падение ликвидности в первом квартале. Сможет ли новое правительство достойно вылезти из начинающейся дефляции - вопрос, который будет обладать колоссальное роль для конъюнктуры ближайшей осени.

Инициативы по снижению налогового бремени, безусловно, будут игрывать в плюс конъюнктуре. Но в то время как очевидными преимуществами пользуются только сырьевики: на прошлой неделе Владимир Путин уже объявил о новых налоговых послаблениях - нефтегазовые компании, работающие на шельфе, а также разрабатывающие новые месторождения Ямала и Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции, получат налоговые каникулы на семь лет с момента добычи первой нефти или газа. А в ближайшем будущем сырьевиков ждет еще одна льгота - повышение необлагаемого минимума при расчете налога на добычу полезных ископаемых. И не факт, что этими льготами опека правительства о сырьевиках ограничится, учитывая, что сырьевой сектор в настоящее время курирует Игорь Сечин.

Что касается прочих налоговых льгот, то первейший презент несырьевым компаниям - снижение НДС до 12% - все еще остается под вопросом. Пока Минфину удалось одержать тактическую победу - отодвинуть решение вопроса о снижении НДС на август. Есть опасность, что, пользуясь старой дружбой с Владимиром Путиным, Алексей Кудрин сможет склонить премьера к "компромиссу" - принять пакетик упоминавшихся льгот по налогу на прибыль, подоходный налог и ЕСН, но отсрочить снижение НДС на максимально далекое перспектива - глава Минфина уже называл в качестве ориентира 2020 год.

Впрочем, представители Минэкономики подчеркивают, что налоговые изменения имеют толк только в составе полного пакета (см. "Нам нужен качественный рывок" [2], "Эксперт" 17 за 2008 год). Кроме того, президент Дмитрий Медведев также однозначно вступает за снижение НДС.

Связной из Парижа

Одним из самых больших сюрпризов нового правительства стало отсутствие в нем давнего соратника Путина министра информационных технологий и связи Леонида Реймана, он стал простым советником президента. Претерпели изменения и функции этого ведомства: теперь оно называется Министерство связи и массовых коммуникаций. И возглавил его 42−летний Игорь Щеголев - теперь уже бывший руководитель протокола президента, а до 2001 года - начальство Управления пресс-службы президента.

Игоря Щеголева запрещено причислить к членам питерской команды. Он окончил Институт иностранных языков им. Мориса Тореза в Москве и Лейпцигский университет. В 1988 году поступил на работу в ТАСС, где занимался иностранной информацией, работал в Париже, так что реально знает, что такое СМИ. В органы госвласти Щеголева призвал его педагог Евгений Примаков в свою бытность премьер-министром. В сентябре 1998 года Щеголев стал его пресс-секретарем , говорят, их связывают теплые личные отношения. Примаков проработал в правительстве недолго, а Щеголев остался в верхах. Говорят, в текущий момент он метил нетрудно в министра массовых коммуникаций, но ему добавили и связь.

Впрочем, нынешняя идея слияния в одном регуляторе СМИ и технических средств распространения информации выглядит крайне логично (по крайней мере значительно логичнее, чем планировавшееся в 2004 году слияние Минсвязи и Минтранса). Главные проблемы в мировой индустрии возникают именно на стыке этих двух областей. Одна из важнейших - регулирование интернета, этой самой бурно растущей медиасреды. Сюда входят и битва с мошенничеством, и броня интеллектуальной собственности, и личности, и интересов государства. Второй вопрос - цифровизация телевидения, госинвестиции в этот процесс и модифицирование бизнес-модели всех игроков этого рынка. Третий - выход операторов связи и производителей оборудования связи на рынок контента, новые функции старых компаний, как следствие, влекут за собой новые принципы регулирования. В России самая большая баталия пока развернулась по вопросам цифровизации ТВ, одна группировка чиновников выступала за то, чтобы выделить на эти цели миллиарды рублей, другая надеялась на приватный бизнес. И это один из первых вопросов, которые надо будет находить решение новому министру.

Способен ли Игорь Щеголев прочувствовать напряженность момента и забрать управление в свои руки? Ведь помимо госрасходов на ТВ у связистов накопилось много проблем. Будет ли Щеголев биться с военными за частоты для третьего поколения мобильной связи? Сможет ли продавить внедрение электронных платежей, обосновать перед ЦБ необходимость мобильных платежей? Хватит ли ему аргументов кончить безумную программу установки таксофонов в деревнях, где уже давнехонько есть сотовая связь? Что он думает о приватизации "Связьинвеста"?

Судя по его первому визиту в сооружение уже бывшего Мининформсвязи, руководство телекоммуникационной отраслью он оставит на своего зама, которым скорее всего станет бывший заместитель Реймана Борис Антонюк. Впрочем, для отрасли это не настолько критично, Рейман славился предвзятым регулированием, но при этом сам рынок рос отлично. И вышеупомянутые вопросы связисты совершенно могут "порешать" в рабочем порядке.

А вот со СМИ все гораздо сложнее: с одной стороны, они беднее, с иной - регулировать их надо осторожнее. Судя по мнению бывших коллег Щеголева, превращение нового ведомства в "министерство правды" маловероятно. Значит, ему придется сосредоточиться на экономических проблемах СМИ. Их как самое малое три, и все они взаимосвязаны. Первая - снижение НДС. В развитых странах он составляет от 0 до 4%, максимум 7%, а в России исключения не делается - 18%, как у всех. Вторая - подневольность региональных СМИ от региональных властей, их нерыночное существование. И наконец, третий аспект экономики печатных СМИ - дорогущее и некачественное распространение, во многих регионах монополизированное "Почтой России". Ну а лакмусовой бумажкой для убеждений нового министра будет его подход к регулированию интернета. Все больше желающих хотят ограничить относительную вольницу Сети, российские суды уже рассматривают уголовные дела за высказывания в интернете, а блоги некоторые законодатели хотят причислить к СМИ. Так что Щеголеву будет над чем поработать и не вникая в эрланги и мегабиты.

Министр на заклание

Что касается другого новичка в правительстве на важной в экономическом плане должности, министра энергетики Сергея Шматко, то ему придется действовать в тяжелых условиях. Федеральное агентство по энергетике, находившееся в структуре Минпромэнерго, только начинало свою работу, причем в ходе сворачивания деятельности РАО ЕЭС (которое прекратит свое наличие в июле этого года), и легко не могло угнаться перехватить у РАО управление отраслью. Не было у агентства времени и на создание собственной управленческой и правовой инфраструктуры, которой могло бы немедленно употребить новоиспеченное Министерство энергетики.

Новому министерству придется проводить в существование отчаянно необдуманное с точки зрения развития российской экономики и благосостояния населения решение о повышении тарифов на газ и электроэнергию и откликаться за его последствия. По планам, утвержденным ушедшим правительством Зубкова, стоимость на электроэнергию к 2011 году вырастет в 2,1 раза, а газа - в 2,2 раза. Эксперты говорят о реальности трехкратного роста и в то же время предупреждают, что такое повышение не станет существенным стимулом для выполнения энергокомпаниями инвестиционных программ в электроэнергетике и в итоге приведет к росту неплатежей, снижению энергопотребления и стагнации экономики.

Ситуация в электроэнергетике усугубится невыполнением инвестпрограммы РАО ЕЭС и Федеральной целевой программы "Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 гг. и на перспективу до 2015 г.". Сейчас уже очевидно, что к 2011 году вместо 34 гигаватт мощностей, предусмотренных планами РАО (вначале монополист замахивался на ввод 41 гигаватта), будет пущено не больше 10 гигаватт. Невыполнима по срокам, инфраструктурному, ресурсному и кадровому обеспечению ФЦП по развитию атомной энергетики. Об этом свидетельствуют затягивающиеся сроки строительства энергоблоков на Ростовской и Калининской АЭС (запланированные сроки ввода - 2009−й и 2010 годы соответственно), которые могут быть введены в лучшем случае в 2011-2012 годах. Не самые большие скептики из специалистов считают, что из десяти запланированных блоков до 2015 года в лучшем случае будет введено лишь четыре. Не исключено, что Сергею Шматко придется отвечать за невыполнение программ, заявленных еще до того, как он был назначен на свою должность. И вряд ли его положение облегчит повышение тарифов - развитию энергетики сейчас мешает не недочет денег, а критическая нехватка кадровых и организационных ресурсов.

Ссылки

  • [1] /printissues/expert/2007/18/sobstvennost/
  • [2] /printissues/expert/2008/17/interview_voskresenskiy/

 

Хроники кризиса © Crisis Digest

Приближается свадьба? Зайдите на качественный свадебный форум на сайте "Счастливая свадьба".
Карта сайта, часть 1 | Карта сайта, часть 2 | Карта сайта, часть 3 | Карта сайта, часть 4 | Карта сайта, часть 5 | Карта сайта, часть 6 | Карта сайта, часть 7 | Карта сайта, часть 8 | Карта сайта, часть 9 | Карта сайта, часть 10 | Карта сайта, часть 11 | Карта сайта, часть 12 | Карта сайта, часть 13 | Карта сайта, часть 14 | Карта сайта, часть 15 | Карта сайта, часть 16 | Карта сайта, часть 17 | Карта сайта, часть 18 | Карта сайта, часть 19 | Карта сайта, часть 20 |