Эксперт: Джурджулештский порт мертв, Молдавии не стать морской державой
"В качестве идеологического клише "мечта о Великой Румынии" не нашла, да ивряд линайдет себе место в современной реальной политике, как в Румынии, так и в Республике Молдова", - заявил 27 ноября в интервью корреспонденту ИА REGNUM молдавский политолог Виктор Жосу.
По его словам, это легко объяснить. "В отличие, скажем, от прагматичной и устремленной в будущее "американской мечты" (собственный дом, высокооплачиваемаяработа, успешный бизнес - и всего этого можно добиться собственным же упорным трудом), "румынская мечта" -слепок с прошлого. Что было, то сплыло, и хотя быльем вроде и не поросло, но и предметом для политическойпрактики тоже не становится. Ни на правом, ни на левом берегах Прута. И хотя время от времени как в Бухаресте, так и в Кишиневе звучат спекуляции на тему "двух румынских государств" и тому подобном, это не воспринимается уже даже как раздражитель. Максимум как дразнилка. Захотелось румынскому президенту Траяну Бэсеску подразнитьмолдавского президента Владимира Воронина - и следует очередное заявление про "4,5 миллиона румын, проживающих вРеспублике Молдова". А Воронин ему в ответ про "10 миллионов молдаван за Прутом, которые подвергаютсяэтнической дискриминации". Поначалу это выглядело даже забавным, но в последнее время сталоуже как-то утомлять", - отметил эксперт.
"Что до молдавского портаДжурджулешть, то его отсутствие в румынских проектах не удивляет, - продолжил Жосу. - Да и не только в румынских. Нет его и в украинских энергетических проектах, и в транснациональных, и в реальных, и в виртуальных- в любых! И вряд ли когда-нибудь этот порт в них появится, потому что сама идея изначально была мертва. Когда в серединепрошлого десятилетия в Кишиневе толькошла речь о планах строительства тогда ещенефтяного терминала (так называемый портпоявился потом, когда "накрылся" проект с терминалом), руководство страны не желало даже слушать отдельные трезвые голоса, пытавшиеся поставить под сомнение практическую целесообразность этой волюнтаристской идеи. А жаль, потому что в итогебыли выброшены на ветер немалые для Республики Молдова финансовые ресурсы. Единственную практическую пользу получилите несколько конкретных физических лиц, которые умудрились неплохо поживиться, отмывая деньги на строительстве сначала терминала, затем порта, затем, совсем уж недавно, железной дороги к порту. Которому, увы, так ине суждено стать морскими воротами Республики Молдова. Как не суждено и ей стать морской державой. С этим, можно сказать, не повезло".
"Остаетсятешитьсебя надеждой, что когда-нибудь, когда в Кишиневе появится, наконец, нечто, напоминающее генеральную прокуратуру не только по названию, но и по своей сути, вся эта авантюра с терминалом-портом-железкой найдет свое отражение в материалах следственного дела. Может, хоть в этом повезет?" - подвел итог Виктор Жосу.
Напомним, ранее политолог Александр Ангели, комментируя итоги визита министра иностранных дел Румынии ЛазараКоманеску в Ташкент, заявил, что, поставивперед собой цель переориентирования транзитасреднеазиатских углеводородов через собственную территорию, Румыния никакого места в этом проекте не отвела Молдавии. По словам эксперта, Бухарест могбы рассмотреть возможность пустить хотя бы часть транзита через молдавский порт Джурджулешть, что позволило бы реально экономически интегрировать Молдавию в сферу своих экономических интересов. "Но собственные экономические интересы, очевидно, в который раз убили "мечту о ВеликойРумынии", - отметил Ангели.
Как сообщало ранее ИА REGNUM, Румыния, сталавторой страной ЕС после Болгарии (президентБолгарии в ходе недавнего визита в Узбекистан предложил Ташкентурассмотреть сотрудничество впроекте NABUCCO), которая в этом месяце проявила интерес к проектам в сфере энергетики, в разведке и добыче углеводородов на территории Узбекистана. Поитогам визита в Ташкентминистриностранных дел Румынии Лазар Команеску заявил: "В ходе встречв Ташкенте представилась возможность обсудить вопросы расширения торгово-экономического сотрудничества путем реализации двусторонних проектовв различных сферах, в частности, в энергетической сфере, в разведке и добыче углеводородов на территории Узбекистана, а также создания СП в такихобластях, какпереработка хлопка, производство текстиля, мебели, обувии других направлениях".
По материалам: ИА REGNUM Опубликовано: 28 ноября 2008