Хроники кризиса

[ Design WP Columns ]

Цель - выжить!

Затягивать пояса можно сколько угодно туго. Главное - не испустить дух в итоге

Фото: Вячеслав Чунихин

Кризис - как лотерея: набрал кредитов, не получается отдать долги банкам - просим с рынка! Страдают контрагенты и работники: "холодный душ" неплатежей не только заставляет компании отказываться от непрофильных трат, но и порезать мотивацию сотрудников, а также подсадить наолодный паек" поставщиков. Массово сокращаются расходы на рекламу, фонды оплаты труда, маркетинговую активность.

Не все выплаты одинаково полезны

Самая важная задача для компаний любого размера и отрасли при наличии кредитной задолженности - не сорваться в "кредитный штопор" при сокращении доходов - когда проценты просрочки будут значительно превышать прибыль компании. Именно поэтому при резком снижении уровня доходов предприятия прежде всего стараются отдать свои долги банкам, добывая средства любыми способами. Как пример можно привести отечественных автодилеров, накануне кризиса инвестировавших огромные средства в региональное развитие и строительство новых автосалонов. Чтобы выплатить долги банкам, они активно снижали цены, чтобы получить "живые" деньги, пусть даже в ущерб прибыли.

"Предновогодние скидки на автомобили по всей стране - не что иное, как попытки автодилеров спасти предприятие от возможного банкротства. Реализовать автомобили по любой цене и закрыть кредиты, даже за счет продажи в большой минус себе, - говорит маркетолог "СТС-автомобили" (Новосибирск) Алексей Меньшиков. - Разумеется, с точки зрения обывательской логики, невыгодно, закупив автомобиль за 100 тысяч долларов, продавать его за 50, но если оставить цены как есть, дилер может через месяц перевалить за критическую массу банковских процентов, и тогда ситуация станет гораздо хуже - через два-три месяца будет уже банкрот. А в особо запущенных случаях стоимость активов не покроет его долгов и все пойдет с молотка. Поэтому старые запасы продаются ниже себестоимости, кредитные линии погашаются, и остается только долг предприятия производителю, на который проценты не начисляются. Вслед за этим неизбежно повышение розничных цен, чтобы компенсировать потери производителям".

По долгам с поставщиками, действительно, договориться легче. За редким исключением банкротить контрагентов никому невыгодно - лучше получить деньги потом, чем потерять клиента с большой вероятностью ничего не получить - сейчас. Подтверждением тому могут служить скандалы с авиакомпаниями союза AiRUnion, который залихорадило задолго до биржевой паники и кризиса неплатежей. Поставщики отказывали авиакомпаниям в обслуживании, активно привлекали к обсуждению конфликта СМИ, но банкротить альянс решились, только когда стало понятно, что денег уже точно не увидеть.

Повод выкинуть хлам

Что характерно, именно авиаперевозчики оказались наиболее готовыми к снижению издержек - они и так работали в режиме жесткой экономии.

Удачным образом совпал с финансовым кризисом отказ авиакомпании "Сибирь" от воздушных лайнеров отечественного производства - в ноябре 2008 года авиакомпания перестала эксплуатировать устаревшие Ту-154 и Ил-86. Правда, вместе с этим были уволены 600 авиаспециалистов, которым была выплачена солидная компенсация. В декабре компания сократила еще 245 человек. Увольнения затронули несколько тысяч сотрудников авиакомпаний, входивших в AiRUnion, о сокращениях в начале декабря объявил "Аэрофлот".

К началу лета 2009 года полностью откажется от самолетов Ту-154Б екатеринбургский авиаперевозчик "Уральские авиалинии", который не так давно начал работать в СФО. Вместо них авиакомпания берет в операционный лизинг лайнеры А-320. На А-321 планируется заменить Ил-86. "Такие самолеты, как Ту-154М , мы продолжим эксплуатировать, потому что в России есть аэропорты, например Анапа, которые технически, из-за качества взлетно-посадочной полосы, не способны принимать самолеты с низкорасположенными двигателями, такие, как A-320", - добавляют в пресс-службе "Уральских авиалиний". Сокращать персонал здесь не планируют, рассчитывая занимать слоты других авиакомпаний, уходящих с рынка из-за кризиса.

Напряги ближнего своего

Кризис - хороший повод выбить скидки со своих поставщиков и приструнить дилеров. В частности, "Уральские авиалинии" начали требовать от агентов перечислять выручку от продаж на счет авиакомпании ежедневно, а не раз в неделю, как ранее. Вдвое - с десяти до пяти дней - сокращен период проверки отчетности агентов, а счета для расчетов им рекомендовано пере­вести в государственные банки.

Тяжелая ситуация в ретейле подталкивает многие магазины, расположенные на арендованных площадях, вести переговоры о снижении стоимости аренды и закрывать нерентабельные торговые точки. Активно действует в этом направлении сотовый ретейлер "Евросеть". "Частью программы оптимизации затрат является сокращение числа салонов. В сибирском регионе этот процесс начался еще в прошлом году. К январю 2009 года мы закрыли более 10 точек. Продолжаем переговоры с владельцами торговых помещений по снижению арендных ставок. И наши партнеры в основном понимают необходимость компромисса, поэтому нам удается снижать арендную ставку в среднем на 30 процентов. Но количество торговых точек, которые будут работать в 2009 году, зависит от дальнейших переговоров с арендодателями. По предварительной оценке, закрыв, например, 10 процентов от общего количества магазинов федеральной сети, компания потеряет всего 5 процентов продаж, но при этом значительно улучшит показатель EBITDA", - комментирует управляющий "Евросети" в Сибирском федеральном округе Алексей Попов.

Более тонкая работа с контрагентами позволяет сэкономить не только на аренде. "Могу констатировать, что почти все поставщики пошли на снижение стоимости товаров и услуг в 2009 году", - говорит директор филиала ОСАО "Ингосстрах" в Новосибирске Дмитрий Шевченко.

Проводит переговоры со всеми поставщиками и подрядчиками на предмет оптимизации стоимости контрактов и условий платежей оператор сотовой связи МТС. "Поставщики и сами находятся в трудной ситуации с точки зрения объема продаж и, в принципе, идут нам навстречу", - говорит директор филиала ОАО "МТС" макрорегион "Сибирь" Александр Соловенчук.

Опровергая распространенное мнению, что аутсорсинг позволяет сократить затраты, некоторые компании, наоборот, расширяют сферы деятельности, и вполне успешно. Так, например, "Евросеть" отказалась от услуг транспортных компаний, выделив отдельное подразделение "Евросеть-Логистика" и наняв собственных водителей, уменьшила транспортные издержки. А сеть "Эльдорадо" продвигает в регионах соб­ственного сервисного оператора
HiTechnic, с предполагаемым сроком окупаемости менее года.

Только бы не переэкономить

Александр Соловенчук рассказывает, что в МТС очень внимательно стали относиться к денежным потокам, к капитальным и операционным затратам, а также к показателям общей эффективности. Тем не менее цели сокращать расходы на какое-либо определенное количество процентов в компании не ставят. "Бизнес очень конкурентный, и можно легко отстать в конкурентной борьбе, недоинвестировав по отдельным статьям. Но мы пересмотрели программу капвложений на этот год, сфокусировав ее только на стратегических проектах, таких, как строительство сетей связи третьего поколения, инвестиции в контент, в новые продукты и услуги. Мы продолжим развивать проекты, связанные с увеличением емкости сети и географии покрытия, поскольку уверены, что они дадут отдачу. Все остальные проекты (особенно качественные - вроде внедрения ERP-систем) , мы будем придерживать, пока не появится большая ясность", - заявляет Александр Соловенчук.

ИТ-доходы

Парадоксально, но именно в кризисных условиях собственники начинают задумываться о внедрении новых техно­логий, которые позволяют либо высвободить нужных сотрудников, либо повысить производительность труда. Интеграторы резво откликнулись на пожелания рынка и презентуют ряд антикризисных программ: от аудита информационных процессов компаний до поставки и развертывания малозатратных средств информатизации бизнеса. Например, существенной экономии можно добиться, используя IP-телефонию вместо стандартной между­городней связи.

Как возможность для снижения затрат специалисты отмечают внедрение средств электронной коммерции. Например, крупные авиакомпании используют электронные билеты, которые полностью исключают присутствие посредников и позволяют экономить на агентских соглашениях. Сегодня крупнейшие авиакомпании с помощью электронных билетов продают от 20% до 60% мест.

При этом стоит отметить, что масштабные проекты по внедрению корпоративных систем сегодня заморожены в большинстве компаний. Заказчики делают упор на относительно недорогие программные продукты, которые закрывают какую-то одну функцию, и привлекают к внедрениям минимум консультантов, активно задействуя собственных сотрудников.

В краткосрочной перспективе такой подход представляется оправданным, если поглядеть дальше, возникает необходимость тщательно просчитать все риски. По мнению ведущего эксперта компании АйТи (Москва-Новосибирск) Вячеслава Суханова, попытки добиться минимизации стоимости проекта любой ценой если и дают сколь-нибудь значимую отдачу в краткосрочной перспективе, на этапе дальнейшей эксплуатации внедренных ИТ-решений могут вызвать массу проблем: "Чаще всего возникают сложности с их дальнейшим сопровождением, модернизацией и развитием. Это подтверждается богатым опытом использования "самописных" систем и ИТ-проектов , реализованных с минимальным бюджетом талантливыми одиночками, малочисленными группами энтузиастов или мелкими ИТ-компаниями". Как правило, в этом случае проекты крайне сложно масштабировать, а сотрудникам, которые принимали участие в разработке и поддержке систем, придется платить больше просто из-за их незаменимости.

Локальных ИТ-решений , которые позволяют снижать затраты, существует масса. Например, за счет внедрения авто­;матизированной системы управления денежными средствами, так называемого платежного календаря, можно исключить человеческий фактор и сократить до минимума нецелевые платежи. "Ежедневно предприятию приходит масса счетов и платежных поручений. Система отсекает на том или ином уровне нецелевое использование денежных средств: если сумма заложена в бюджет, то платеж проходит, если нет, то система не позволяет этого сделать", - рассказывает директор сибирского офиса ГК "Инталев" Марина Гуляева. Она приводит пример одного крупного российского ретейлера, который смог значительно сэкономить за счет автоматизации платежей: "Если у компании порядка 150 заявок в день, примерно по 150-200 тысяч долларов каждая, из них около 10 процентов шли с превышением. Поскольку одному менеджеру отследить это нереально, то размер экономии получается порядка 250 тысяч долларов".

Марина Гуляева рассказывает, что в среднем при внедрении систем бюджетирования идет 10−процентное снижение затрат за счет отслеживания платежей, мониторинга план-фактного отклонения и, как следствие, уменьшения дебиторской задолженности и увеличения оборачиваемости денежных средств. Отдельные клиенты благодаря этим внедрениям закрывают невыгодные проекты, невыгодные программы и направления: "Если раньше, при общем методе учета затрат показатели выглядели пристойно, то после внедрения системы автоматизированного управленческого учета и бюджетирования по каждому проекту можно видеть финансовый результат. В итоге можно избежать перекрестного субсидирования и реорганизовать либо закрыть невыгодные направления деятельности".

 

Хроники кризиса © Crisis Digest

Приближается свадьба? Зайдите на качественный свадебный форум на сайте "Счастливая свадьба".
Карта сайта, часть 1 | Карта сайта, часть 2 | Карта сайта, часть 3 | Карта сайта, часть 4 | Карта сайта, часть 5 | Карта сайта, часть 6 | Карта сайта, часть 7 | Карта сайта, часть 8 | Карта сайта, часть 9 | Карта сайта, часть 10 | Карта сайта, часть 11 | Карта сайта, часть 12 | Карта сайта, часть 13 | Карта сайта, часть 14 | Карта сайта, часть 15 | Карта сайта, часть 16 | Карта сайта, часть 17 | Карта сайта, часть 18 | Карта сайта, часть 19 | Карта сайта, часть 20 |