- Я хорошо помню 2000−2001 годы, когда деньги былисущественно дороже, кредиты -короче. Так что несчитаю все происходящее столь уж трагичным. На мой взгляд, сложность заключается не в том, что будут новые правила и новые условия, а в самомпроцессе перехода, то есть тяжелым испытаниемявляетсяточка излома.
Резкого сокращения игроков на рынкене ожидаю. Проблемывозникнут у тех компаний, которые "играли" короткими деньгами. На мой взгляд, данный период сложнее пережить компаниям, у которых проблема с текущей ликвидностью (во всех секторах экономики). И, мне кажется, в лизинговом сообществетаких игроков было немного.
В 2009году лизинговым компаниям придется решать одновременно несколько задач. Во-первых , администрирование текущего портфеля, то есть собираемость лизинговых платежей. В 2009 году лизинговые компании столкнутся сдефолтами, изъятием предметов лизинга и последующей их реализацией. Во-вторых , поиск источников финансирования, замещение убывающего лизингового портфеля. Подчеркну, что проблема с ростом портфеля будетсвязана с отсутствием кредитных ресурсов, а не клиентов. Поэтому одной из важнейших задач станет именно обеспечение кредитными ресурсами. В-третьих , корректировка целевых клиентских групп - выбор стабильных секторов экономики.
Роман Маланин
Генеральный директор компании "Прогресс-Нева Лизинг" Роман Маланин:
-Практически все лизинговые компании вынуждены пересмотреть собственные планы по развитию на будущий год. Будут лилизинговые компаниии далее ужесточать требования к лизингополучателям, повышать ставки, зависит от ситуациис ликвидностью. Но при этом финансовая аренда, несомненно, останется выгодным механизмом для приобретения имущества, ведь все ее плюсы остаются актуальными, а получениекредитов для предприятий стало практически невозможным. При этом выиграют те операторылизингового рынка, которые будут обладать средствами для финансирования в нужном объеме.
Кризис повысилвероятностьувеличения количества слияний и поглощений на рынке лизинга. Небольшим лизинговым компаниям уже сейчас приходится приостанавливать деятельность попричиненехваткисобственных средств. Поэтому неизбежен их уход либо покупка более крупными игроками.
Покупательнаяспособностьпотенциальных лизингополучателей также снижается. Финансовый кризис уже заставляет многие предприятия снижать расходы, отказываться от намеченных планов развития. В частности, в связи с кризисом сильно пострадали строители. Новые проекты откладываются, строящиеся объекты замораживаются. Как следствие, в дальнейшем ожидается снижение доли строительной техники, а также коммерческой недвижимости в портфеле. Автотранспорт как один из самыхликвидныхвидов имущества по-прежнему востребован, соответственно, его доля впортфеле будет расти.
Владимир Петроченко
Заместитель директора Первой лизинговой компании Владимир Петроченко:
- До февраля-марта 2009 года рынок будет находиться в заторможенном состоянии, где-то с апреля все начнет возвращаться на круги своя. Общее количество игроков изменится несильно. Рост ставок будет чуть ниже, чем в банках.
В целом на протяжении 2008 года наблюдалось смещение в сторону лизинга автотранспорта и спецтехники - имущества, обладающего наибольшей ликвидностью. Однако в третьемквартале, когда ситуация начала ухудшаться, из этого списка практически сразу стала исчезать строительная техника. Думаю, что всреднем рост доходов лизинговых компаний за 2008 год ненамного уступит показателям предыдущего года. Но надо понимать, что в данном случае основную положительную статистику будут иметьпрогосударственные лизинговые компании.