Мировой финансовый центр в Москве не решит ни социальных, ни экономических задач страны, если он не будет подкреплен эффективной и географически распределенной финансовой инфраструктурой
Фото: Вячеслав Кочетков
Выход на целевыеориентиры по качеству жизни, предусмотренные Концепцией социально-экономического развития России на период до 2020 года, невозможен без построения эффективной суверенной финансовой системы страны. Что должен дать экономике, обществу, государствуфинансовый рынок? Может ли экономикастраны и отдельныхрегионов развиваться, растивысокимитемпами и быть эффективной, если финансовый сектор не дает ей необходимых ресурсов?
Ответы на эти вопросы очевидны. Развитыйнациональный финансовый сектор - это базаинновационного роста и повышения конкурентоспособности, основной канал притока масштабных инвестиций в проектыкак федерального, так и регионального уровня. Это гарант социальной стабильности и неотъемлемоеусловие формирования среднего класса. Наконец, этоважнейшее средствообеспечения экономического суверенитета.
На федеральном уровне понимание важности финансового рынка привелокформулированию идеи создания в России финансового центрамеждународного уровня. Значимость этого проекта для экономики страны будет зависеть от проработки егорегиональной составляющей. Финансовый центр в Москве, где инвесторы стремятся получить налоговыельготы и облегченное регулирование, без мощнойфинансовойинфраструктурыврегионах принесет мало пользы реальному сектору. Московский фондовый рынок, несомненно, активизируется, но российские нефинансовые компании по-прежнему будут лишены долгосрочных ресурсов. Такой финансовый центр не будет работать на повышение конкурентоспособности российских предприятий, особенно региональных.
Сучетом масштабов России у нас естьвозможность реализовать альтернативныйпроект финансового центра, когда московский центр концентрации капитала дополнен распределенной по территории страны сетью региональных операторов. Только при выполнении этогоусловия финансовый центр принесет ощутимые выгоды, станет основой развития экономики России, экономики инвестиционно привлекательных регионов.
Вданной статье мне бы хотелось, основываясь на опыте Тульской области, остановиться на том, каким образом решение главных задач финансового рынка может способствовать развитию и повышению инновационного потенциала российских регионов. События на мировых финансовых рынках лишний раз подтверждают актуальность этих задач.
Взгляд из региона
Построение мощной финансовой инфраструктуры выступает важным фактором роста инвестиций в ключевые отрасли промышленности. Для Тульской области такими отраслями являются машиностроение, металлургия, химическая и пищевая промышленность. Благодаря притоку инвестиций растет потенциал этих отраслей, обеспечиваются возможности для внедрения инноваций. Многие банки при реализации договоров кредитования реальногосектораэкономики области оказывают своим заемщикам услуги финансовогоменеджмента, участвуют в составлении бизнес-планов. Это повышает качество документов, снижает кредитные риски и одновременно содействует организации лучшего управления предприятиями. Такая деятельность взаимовыгодна и длябанков, и для заемщиков.
Уже сейчас банковские кредиты обеспечивают более 13% инвестиций в экономикурегиона. Это немного, но больше, чем в среднем по России (9-10%). На начало 2008 года отношение кредитов, выданных предприятиям и населению региона, к валовому региональному продукту (ВРП) составило 42% (в среднем по России 36%). С учетом промышленного потенциала и географического положения Тульская область способна переварить и больший объемкредитов. Но важно, чтобы ссуды были длинными - не на полгода-год , а на два-четыре года. Пока доля кредитов свыше трех лет составляет около 20%. Наша цель - к 2020 году как минимум удвоить отношение кредитов к ВРП и долю долгосрочных кредитов.
Основы для решенияэтой задачи уже заложены. В Тульской области открыли свои филиалы самые мощные банки страны - Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Альфа-банк , Райффайзенбанк, "Уралсиб" и еще 29кредитных организаций. Кроме того, работают пять банков, зарегистрированных в Тульской области. Но этого мало. Существующая региональная сеть банков должна быть дополнена сетью дополнительных офисов и операционных касс в малых городах и поселках области, у жителей сельскихпоселений должна быть возможность получать качественные банковские услуги оперативно и в реальные сроки.
С учетом региональных кредитных организаций и филиалов инорегиональных банков в Тульской области работает порядка 40 банковских филиалов на 1,6 млн жителей области. 2,5 филиала на 100 тыс. населения - этосовпадаетсо среднероссийскими показателями, но на порядок меньше, чем в странах Евросоюза. В современных условиях можнообеспечить доступность банковских услуг длянаселения и малого бизнеса, доведя число филиалов на 100тыс. человек не до западноевропейских 30-40, а только до 6-8. Но при этом филиальная сеть должна дополняться дистанционными технологиями управления счетом через интернет и мобильный телефон, банкоматами в магазинах и офисах. Увеличение насыщенности банковскими филиалами в два-три раза плюс повсеместная доступность банкоматов и дистанционных банковских технологий - реалистичный способ обеспечить доступность банковских услуг в области в ближайшие восемь-десять лет.
Располагаятакой инфраструктурой, банкимогут эффективно содействовать государству в повышении уровня доходов и качества жизни населения. Выход на целевыеориентиры по качеству жизни, предусмотренные проектом Концепции социально-экономического развития России на период до 2020 года, невозможен без интенсивного развития сегмента ипотечного кредитования. В Тульской области только за первое полугодие 2008 года населению выдано ипотечных кредитов примерно на 3 млрд рублей. Для сравнения: за весь 2006 год таких кредитов выдано менеечем на 1 млрд рублей. Тем не менее пока ипотечныекредиты доступны только 2-3% населения. Однако, по нашему мнению, существует реальная возможность к 2020 году обеспечить ипотечнымикредитами10-15% населения.
Задача региональных органов власти- определить приоритетные направления инвестированияи реализовать соответствующие стимулирующие меры, среди которых могут быть субсидирование процентной ставки, ускоренное предоставление земли под застройку, льготыпо региональной части налога на прибыль предприятиям, осуществляющим модернизацию производства.
Еще одно важное направление - поддержка кредитных организаций в формировании ресурсной базы, в том числе через конкурсное размещение свободных остатков средств бюджета в банках, оказание содействия при расширении филиальной сети.
На областном уровне могут быть реализованы мероприятия по повышению финансовой грамотности населения. Граждане должны знать о выгодах и рисках использования финансовых инструментов, втом числе банковских кредитов и вкладов. Поспособствовать росту депозитов на счетах населенияи общему повышению качества жизниможет расширение безналичных расчетов. Начать можно с распространения дистанционных технологий, которые очень удобны для оплаты коммунальных услуг. На уровне области можно использовать опыт развития региональных программ социальной ипотеки для узких групп населения с субсидируемой из регионального бюджета процентной ставкой или частью кредита.