В настоящее момент в России отмечается стремительный увеличение цен на авиационный керосин. Как следствие, авиаперевозчики вновь подняли цены набилеты, а в Москве болеетого были зафиксированы задержки рейсов. По данным одного из крупнейших в России поставщиков керосина - группы "Топливное обеспечение аэропортов" (ТОАП) на 16 июня, в лондонском аэропорту Хитроу за тонну авиакеросина приходится уплачивать33869 рублей, а в московских аэропортах - 36 143 руб. Со второй половины 2007 года цены на топливодля реактивныхдвигателей выросли больше чемна 60%, достигнув к концу апреля 2008 года уровня 25 500 рублей за тонну.
Генеральный управляющий ТОАП Евгений Островский связывает подобные проблемы с дефицитом авиатоплива, который, по его мнению, реально существует на рынке. В своем беседа газете "Коммерсант" Островский сообщил, что проблема, в первую очередь, порождается сложившейся системой продаж. Главная причина - скоро снижающийся порядок конкуренции. По словам Островского, на рынке авиакеросина следующая ситуация: "Цены на топливо в оптовом звене растут, от этого растет так называемаяподкрыльная маржа, которая приносит польза ТЗК... Таким образом, прямыепродажи "в крыло" становятся все болеепривлекательными, и нефтяники начали творить авиационные подразделения с целью скупки ТЗК и увеличения глубины продаж. Таким образом, монополизм ТЗК мыначинаем изменять на монополизм нефтяных компаний, что ещё хуже. К сожалению, это ужепроисходит".
Экспертыкроме того прогнозируют дальнейших подъем цен на авиатопливо в связи со скорым введением нового технического регламента "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту. В соответствии с требованиями техрегламента предусматривается совершенный переход на бензин стандартов Евро-3 с 2009 года, Евро-4 с 2010 года и Евро-5 с 2013 года.
По мнению экспертов, которое было высказано на заседаниикруглогостола, проведенного Подкомитетом по моторному топливу ТПП РФ, запрет производства АИ-92с 2012 года и введение стандарта Евро-4 с 2010 года приведётк потерям в 2,5 - 3 млрд. долларов вследствие закупок большогоколичества МТБЭ. Более того, введение Евро-4 преждевременно в силу того, что только 10 из 26 НПЗ будут готовы перейти навыпуск бензинов этого стандартауказанномусроку введения. Прямой запрет производства топлив, не соответствующих вводимому с определённой даты экологическому классу, создаёт угрозу нарушения системного, поступательного развития нефтеперерабатывающей отрасли. А суммарные инвестиции на модернизацию и приведение всех российских НПЗ к экологическомуклассу 5 составят от 40 до 50 млрд. долларов на срок 6-7 лет. Кроме того, сжатые сроки реализацииинвестиционныхпроектов приведут к росту стоимости проектов, недостаточной проработке технических решений и другим издержкам.
Экспертыещё отмечают, что прямо введение в действо техрегламента в нынешней редакции может негативно повлиятьна формирование отечественного наземного, водного и воздушного транспорта, энергетики, нефтепереработки. Техрегламент содержит в себе строй технических и технологических неувязок и не направлен наобеспечение конкурентоспособности отечественных топлив. В отношении требований к реактивным топливам регламент содержит комплект противоречивых требований, не проверенных методов оценки качества. Выполнение этих требований к топливам может привести к удорожанию производства топлива, сужению сырьевой и технологической баз для его производства. Применение отечественной авиатехникой топлива с новыми характеристиками, определяемыми техрегламентом, не даст гарантий надёжности эксплуатации. Исполнение техрегламента может привести к свёртыванию производства и разрушению рынка реактивного топлива в СНГ.
По мнению Евгения Островского, российская индустрия с 5 сентября 2008 не сможет давать топлива под новоиспеченный технический регламент. По словам главы ТОАП, "принятие подобного регламента приведет к тому, что отечественнаянефтеперерабатывающая промышленность будет поставлена в абсолютную подневольность от западных стандартов, а, следовательно, и от западного оборудования, от западныхдобавок, химическихреактивов, которые мы непроизводим. "Все эти мероприятия ни к чему другому, помимо как к необоснованному повышению цен на авиатопливо для российской гражданской авиации не приведет", - заключает Островский.
По материалам: ИА REGNUM Опубликовано: 19 июня 2008