Судьбу крупнейших инвестиционных проектов Петербурга и возможности государственно-частного партнерства в условиях кризиса обсуждали участники круглого стола, организованного журналом "Эксперт Северо-Запад"
Михаил Осеевский
Игорь Архипов, обозреватель журнала "Эксперт Северо-Запад" : Идея проведения круглого стола, посвященного схемамвзаимодействия в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП) при осуществлении крупных инвестиционныхпроектов, возникла еще до того, как в Россииобострился финансовый кризис. Однако, на наш взгляд, в современных условиях тема нашего обсуждения становится еще более актуальной. В ситуации кризиса появляются дополнительные стимулы к поиску форм эффективного взаимодействия бизнеса и власти, втом числе с учетом уже имеющейся практики применения механизмов ГЧП.
В ходе круглого стола мы предлагаем обсудить, во-первых , какие возможностимогутбыть задействованы властями города по использованию инструментовГЧП. Во-вторых , какой позитивныйи негативный опыт ГЧП на сегодня накоплен бизнесом в нашем регионе. И в-третьих , с какимиосновными сложностямисталкиваютсяинвесторы и власть, пытаясь выстроитьвзаимоотношения на принципах ГЧП.
Игорь Архипов: Сейчас все чаще высказываются опасения, что могут начаться сокращения бюджетныхкапвложений в инфраструктуру Санкт-Петербурга , которыеявлялисьв последние годы фактически одним из главных инструментовподдержки и стимулирования инвестиционной деятельности. Каким образом финансовый кризис может отразиться на политике города в сфере ГЧП?
Вице-губернатор Санкт-Петербурга Михаил Осеевский: Городской закон о государственно-частном партнерствепредусматривает многоразных форм сотрудничества, мы рассчитываем, что все они продолжатся. Но вопрос по объему новых проектов, уровнюгосударственной поддержки на сегодняшний день остается открытым.
Шавкат Кары-Ниязов
Если говорить о городском бюджете, мы всегда были реалистами и смотрели на этот важнейший закон и инструмент реализации государственной политики очень прагматично. Мы планируем сократить параметрыгородского бюджета, соответствующие предложения уже внесеныв Законодательное собрание.
Несомненно, кризис коснется нашего города. В первую очередь он скажется нарентабельности городских предприятий. И мы прогнозируем снижение доходовпо налогу на прибыль. Также кризис отразится на доходах от продажи городского имущества, и в первую очередь - земли. Мы это видим уже по последним аукционам Фонда имущества. Чудес не бывает, мы все будем жить сложнее и беднее.
Но это не значит, что мы планируем отказаться отвсего того, что было достигнуто. Мы продолжим реализацию тех проектов, которые сегодня начаты, они имеют самую разнообразную форму. Это и концессии, как в случае Западного скоростного диаметра (ЗСД) и аэропорта. Это и варианты прямого государственного финансирования, будь то развитие промышленных территорий, проекты автомобильных заводов или создание особой экономической зоны.
Мы по-прежнемубудемвзаимодействовать по объектам энергетики, субсидируя тарифы в первую очередьгенерирующихобъектов, к примеру Юго-Западной ТЭЦ. Поэтому весь этот опыт мы используем и все наши подходы продолжим.
Мы откажемся или отложим реализацию новых проектов дотого, как станет понятно, на каких новых уровнях находится российская, городская экономика, какие будут возможности у финансовых институтов.
Конечно, с точки зрения реализации крупных инвестиционных проектов ситуация крайне неблагоприятная, поскольку у российской банковской системы практически отсутствуют соответствующие пассивы, несмотря на то что правительство принимает достаточно серьезные меры. В первую очередь это, конечно, выделение субординированных кредитов, но по меркам растущей российской экономики 900 млрд рублей - этопочтиничего.
Поэтому говорить о продолжении реализации крупных проектов с использованием механизмов государственно-частного партнерства в разных его вариантах иформах можно будеттогда, когда станет понятно, что финансовые рынки, в первую очередь - международные рынкизаимствований, вновь начали функционировать, что ситуация с процентными ставками на российском рынке благоприятна для реализации долгосрочных проектов. Поскольку на уровне ставок более 20% годовыхколичество таких проектов существенным образом снижается.
Шавкат Кары-Ниязов , президент управляющей компании "Морской фасад": Финансовые рынки очень сильно лихорадит. Сильно сократилоськакмежбанковское, так и кредитование компаний, практически прекратилось финансирование новыхпроектов: нет крови в той кровеносной системе экономики, которая позволяет развиваться. Это относится и к инфраструктурным проектам, и к проектам в области девелопмента, энергетики, недвижимости. В этой связи оченьважным является правильноевзаимодействиес государством.
Максим Соколов
В отличие от кризиса 1998 года, сейчас у нас сильноегосударство, значительно более сильная экономика, и возможностей по преодолению негативных последствий гораздо больше угосударства и каку регулятора, и как у серьезного инвестора.
Максим Соколов, председатель Комитета по инвестициями стратегическим проектам правительства Петербурга: Сейчас как никогда не время для панических настроений. Это действительно так, не только потому, что мироваяфинансовая система (я подчеркиваю, что неэкономика, а финансовая система) переживает кризис, но еще и потому, что сейчас мы чувствуем себя достаточно уверенно, гораздо увереннее, чем в период предыдущего кризиса, который был десять лет назад.
Поэтому еще раз хочу и себя настроить, и всех призвать: сейчас время не для выхода из бизнеса, а для переоценки бизнеса, для снижения затрат, повышения эффективности своих проектов.
Думаю, мы в ближайшее времяпроработаем и переработаем имеющиеся предложения, представим на рассмотрение правительства и губернатораСанкт-Петербурга план четких действий, конкретных мероприятий, которые помогут консолидированнопреодолеть эту непростую ситуацию.
Игорь Архипов: Можно ли говорить о неких общих проблемах, с которыми сталкиваются девелоперы, подходя к реализации крупных проектов, а также о каком-то опыте решения проблем?
Александр Ольховский, вице-президент ОАО "Банк ВТБ": Сегодня мы должны по-новому взглянуть на форму взаимодействия государства ичастныхинвесторов. В 2006 году, когда принимался городской закон о государственно-частном партнерстве, земля была у государства, деньги - у девелоперов. Сейчас ситуация кардинально изменилась: единственная точка, в которой существует ликвидность, пусть и не избыточная, - это государство, а земельные ресурсы в основном являются активами частныхкомпаний. Но они не в состоянии проводить инженерную подготовку территорий из-за отсутствия необходимых денежных средств и возможностей по их привлечению. Чтобыне сокращать объем ввода жилья в среднесрочной перспективе, государство можетвзять на себя строительство инженернойинфраструктуры и предоставить ее в качестве взноса при заключении договора о совместной деятельности, коим, по сути, являетсягосударственно-частное партнерство. При этом необходимо внести коррективы в закон о ГЧП.
При проведении конкурса владельцами земельных участков должен соблюдатьсяпринциппрозрачности и соперничества по инженерной подготовке определенной территории, например на юго-западе Санкт-Петербурга , там, где городская администрация считает необходимым строить жилье.
Александр Ольховский
Михаил Осеевский: Идея здравая, имеющая право на существование и представляющая интерес. У города есть проблемы с территориями для бюджетного строительства. Мы на сегодня распродали все, рассчитывая на то, что девелоперы реализуют свои масштабные проекты, поэтому, конечно, заинтересованы в новых зонах для бюджетного строительства.
Естественно, мы не будем оценивать землю по той цене, по которой она былакуплена в свое время. Потому чтосегодняшние и вчерашниеденьги - это разные деньги. На рыночныхпринципахмы, наверное, готовы провести инженерную подготовку. А после, хорошо все просчитав, разделить эту территорию между частным инвестором игородом. Дальше каждый будет осуществлять свою деятельность, естественно, в рамках единого проекта, проекта планировки, архитектурных решений.
Игорь Архипов: Насколькоперспективно стимулирование инвестиций в промышленные объекты посредством ГЧП и какие это могут быть формы?Например, создание индустриальных парков, более активная подготовка промзон на принципах ГЧП, когда город участвует как собственник земли, а бизнес - вкладывая деньги в ее инженерное обеспечение?
Михаил Осеевский: Если мы говорим о зонах промышленного развития, то пока нет примеров участия бизнеса деньгами в подготовке территорий. Все примеры -как раз обратные, когда и деньги государственные, и земля в основном государственная. Другой вариант - когда земля частная, а инфраструктура все равно государственная. Поэтому я не верю в возможность бизнеса, особенно в нынешних условиях, финансировать развитиеинженерныхкоммуникаций. Дело это очень сложное и дорогое.
Игорь Архипов: В свое время говорилось, что есть некоторые позитивные примеры, когда на ранних стадиях крупные девелоперы эффективно взаимодействуют с городом по программам развития сетей. Насколько распространенна сегодня такая практика? И как должны выстраиваться взаимоотношения бизнеса и города для гибкого решения вопросов обеспечения проектов необходимыми головными источниками и сетями?
Александр Бобров
Александр Бобров, председатель Комитета по энергетике и инженерному обеспечению правительства Санкт-Петербурга : Есть отдельные удачные примеры, вчисле которых можно назвать развитие территории околоКолпино и Пушкина - проект "Славянка". Городомв лице Комитета по энергетике и инженерному обеспечению и Водоканалом подписано соглашение с инвестором, компанией "Балтрос", которая развивает частную территорию под жилищное строительство.
Этот проект прошел отбор на конкурсе правительства России по поддержке комплексного освоения территории. Можно сказать, что он успешно реализуется, поскольку город и инвестор на сегодняшний день вложили примерно равные средства. Это позволило инвестору обеспечить присоединение своих объектов, а городу - развитие территории.
Другойпроект реализует "ВТБ Капитал". По нему есть соглашение с Федеральной сетевой компанией и проведены предварительные консультации с Водоканалом, есть некое понимание разделения рисков и ответственности между инвестором и городом. Но, наверное, из-за сегодняшней ситуации на рынках увеличатся сроки реализациивсех этих проектов.
Пример успешной реализации проекта - "Балтийская жемчужина", где изначально было подписано соглашение и распределены обязанности. Но там ответственность за всю внешнюю инфраструктуру взял на себя город. Он выполняет обязательства перед инвестором.
Что касается других проектов, например застройки Конной Лахты, Северной Долины, то они находятся в подготовительной стадии и рано говорить об их успехах.
Сегодня участие города с точки зрения развития инфраструктуры превалирует, поскольку вложения в инфраструктуру окупаются очень долго. Например, проект Юго-Западной ТЭЦ без гарантий города по сбыту тепловой энергии и участия во внешних сетях не смог бы состояться. Потому что его окупаемость выходит за пределы восьми-девяти лет.
Всегодняшнейситуации сложно спрогнозировать стоимость электрической энергии черезпять-семь лет. Это большой риск. И банки, когда кредитуют такие проекты, очень неохотно эти риски берут.
Все проекты сейчас в период кризиса будут подвергаться дополнительному риску - потери финансирования. Без рынка долгосрочногокапитала о реализациидолгосрочных проектов, связанных с развитием инфраструктуры, говорить не приходится.
Вячеслав Семененко
Игорь Архипов: Вы и раньше довольно скептично относились к перспективам частных инвестиций в электроэнергетику. Можноли сказать, что Юго-Западная ТЭЦ станет эксклюзивным примером реализацииподобныхпроектов, форсируемых администрацией города? И каким будет механизм выполнения гарантии, которуюгород взял по обеспечению восьмилетней окупаемостиэтого проекта, - будут выделяться субвенции?
Александр Бобров: Каким он будет, покажет время. Мы только предполагаем, как должно работать подобное соглашение. У нас есть еще два проекта, которыемогли быпотянутьна подобноегосударственно-частноепартнерство. Первый - это строительствоТЭЦ "Парнас". У этого проекта один владелец - инвестор застройки Северной Долины и, собственно, владелец 100% акций ТЭЦ "Парнас"группа компаний"Базовый элемент". По этому проекту идет разработка ТЭО.
Второй проект реализуется на Васильевскомострове, где на острове Декабристов будетстроиться новая ТЭЦ, которая станет основным источником теплоэнергоснабжения намывных территорий. Этот проект пока существует только на бумаге, срок его реализации - 2012−2013 годы.
Модель сотрудничества, которая предлагалась городом и сегодня принята, - это гарантия покупкитепловой энергии. Электрическая энергия, как известно, всяидет нарынок. Тепловая энергия составляет существенную часть выручки теплоцентралей. И здесь мы можемобеспечитьинвестору ее реализацию.
Плюс город оказывает содействие в подключении, в создании внешних коммуникаций этих станций, что тоже облегчает задачу инвесторам.
Игорь Архипов: Почти два года назад в Петербурге был принят закон об участии города в государственно-частных партнерствах. Документ новаторский, расширяющий возможности федерального закона о концессионных соглашениях, предполагающий около двух десятков форм ГЧП в разных комбинациях. Насколько работающим оказался этот закон?
Максим Соколов: Закон "Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частныхпартнерствах" позволил запустить два крупных проекта - "Надземный экспресс" и развитие аэропорта "Пулково". В мартеэтого года по второму проекту был объявленконкурс. Уже завершен этап предквалификации и семь из девяти заявителей отобраны для дальнейшего участия в конкурсе. Этоговорито том, что закон работает, и работает эффективно.
Эдуард Лисицкий
Основные отличия этого закона от федерального не только в многообразии форм государственно-частного партнерства, но и ввозможности владения объектом концессии. То есть у инвесторов появилась возможность рефинансировать проект после его завершения, передать имущество в залог с соблюдением всех условий соглашения о ГЧП. И, конечно, это сильно повышает финансовую устойчивость подобных проектов.
Государство, оказывая поддержку проекту, принимает на себя много обязательств. И первый вопрос здесь - не сколько денег даст государство, а как распределятсяриски. Всем известно, что риск должен принимать на себя тот игрок, который может им управлять. Унас большая часть рисков ложится на государство, потому что именно государство способно управлять большими рисками в экономике России.
И если в западной экономике многие объекты, в том числе инженерия, находятся в частных руках, то у нас на государственный сектор завязано много отраслей экономики. Принимая на себя риски, государство снижает финансовую нагрузку наинвестора. Транспортная инфраструктура, дорожная инфраструктура, инженернаяинфраструктура должныстать первыми объектамигосударственно-частного партнерства и концессии.
Игорь Архипов: В какой стадии находится завершениеконцессионного конкурса по проекту ЗСД, запланированное еще в прошлом году, и удастся ли хотя бы в этомгоду подписать соглашение с концессионером? И каковы перспективы другого проекта, реализуемого по концессионной схеме, - строительства Орловского тоннеля?
Максим Соколов: Нетолько в этом году, а уже в этом месяце первая часть Западного скоростного диаметрабудет запущена в эксплуатацию. Это участок, соединяющий Кольцевую автодорогу с портом, на который ложится основная транспортная нагрузка. Он обеспечит беспрепятственный вывозгрузов из третьего и четвертого районов порта, минуя улично-дорожную сеть, прямона Кольцевую дорогу. В общем-то , это одна из основных задач ЗСД.
Что же касается полной реализации проекта, то не очень хорошо, что было всего одно конкурсное предложение. Анализируя это, можно указать основную причину - неэффективное распределение рисков между государством и концессионером, в результатекоторого большинствоучастников конкурса фактически отказались от дальнейшей борьбы или представили такие финансовые предложения, которые заведомо не устраивали нас.
Но и этот этап проекта можно и нужно завершить подписанием концессионного соглашения. Имы надеемся до конца текущего года подписать соглашение сбудущим концессионером.
По Орловскому тоннелю мы также планируем до конца текущего года завершить конкурс, внимательно прислушиваясь к сигналам рынка и ориентируясь на общую ситуацию.
Евгений Довгань
По "Надземному экспрессу" мы продлили сроки подачи заявок на два месяца. Это позволит участникам конкурса тщательно взвеситьвсе финансовые рискив условиях кризиса и детальнее проработать конкурсные предложения.
Игорь Архипов: Проект стадиона на Крестовском острове - тема больная и актуальная, учитывая политические, имиджевые, моральные обязательства города перед футбольным клубом "Зенит". Что будет делаться для привлечения финансирования и возможен ли здесь формат ГЧП?
Михаил Осеевский: Несомненно, кризис нам поможет: цены сейчас упадут, и проект окажется дешевле. Мы продолжаем переговоры с нашими коллегами из "Газпрома", но все-таки , я думаю, этот стадион будет достроен за счет бюджета.
Игорь Архипов: Проект комплексного развития территории Кудрово, о котором длительное время говорилось как об утопии, с приходом крупного девелопера начал приобретать вполне определенные очертания. Каковы сейчас перспективы этого проекта?
Вячеслав Семененко, вице-президент Setl Group: Подготовка к реализации этого проекта ведется покапо графику. Выходна строительство запланирован весной будущего года. Но понятно, что притекущей конъюнктуре на рынке недвижимости этот проект и подобные ему будут приторможены до прояснения финансовой ситуации в стране, поскольку они требуют больших инвестиций.
Наш проект входит всписок национальных проектов Ленинградской области, и, соответственно, унас есть гарантиибюджетов покомпенсациипроцентов покредитам, привлекаемым для инженерной подготовки территории. У нас были решеныпрактически все вопросы.
Особенностьюнашего проекта являетсято, что он находится на границе Санкт-Петербурга , соответственно, мы оказались в сложной ситуации взаимоотношений двух субъектов. Но благодаря тому что мы компания петербургская, а проектвходит вприоритетный перечень, нам удалось решить все проблемы.
Строительная отрасль находится в сложном положении, поскольку, с одной стороны, ограничен спрос, с другой - ограничен финансовый ресурс. Настал момент государству задуматься о поддержке строительной индустрии. Сегодня уже определено, что могут быть пролонгированы сроки строительства, выкуплены обратно пятна, которые были приобретены у города. Но главное - необходимо "протолкнуть" деньги через банки, через систему коммерческих взаимоотношений между заемщиками и кредиторами. В свою очередь, девелоперам придется уделять больше внимания эффективности бизнеса.
Пока рос спрос на недвижимость, мыстремились удовлетворить его, наращивали предложение. Все инвестиционныепрограммы формировались с расчетом на рост. В то же время дорожали стройматериалы, повышалась стоимость услуг монополистов, рослицены на землю. Все это в итоге привело к той ценеквадратного метра, которую мы имеем сейчас. Теперь нужно подумать, как оптимизировать затраты в отрасли.
Игорь Архипов: Какова судьба масштабной инвестиционной программы "ТГК-1" , какидет ее реализация и вкакой степени применимыквашим конкретным проектам схемы ГЧП - если не формально юридически, то, возможно, с точки зрения некой деловой практики?
Ли Бо
Эдуард Лисицкий, начальник департамента инвестиционного и капитального строительства компании "ТГК-1" : Мы работаем в четырех субъектах федерации- Санкт-Петербурге , Ленинградской области, Республике Карелия, Мурманской области. Но основной блок инвестпроектов-строительство новых мощностей для расширения существующих ТЭЦ-реализуется в Санкт-Петербурге. Совсем недавно совет директоров утвердил скорректированную инвестиционную программу компании до 2015 года.
В Санкт-Петербурге на сегодняшний момент у нас уже идет стройка на пяти площадках, и в ближайшие три года наш план - это 1,5 тыс. МВт новых мощностей для Санкт-Петербурга.
Особенность наших проектов в том, что мы не начинаем их в чистом поле, в основном это расширение уже существующихТЭЦ. Поэтому у нас не возникает значительных инвестиционных затрат на развитие инфраструктуры. Как правило, уже есть тепловая сеть, есть куда дать тепловую мощность, рядом подстанции, электрические сети. Поэтому наши проекты не утяжелены внешней инфраструктурой чрезмерно. И, наверное, прямой механизм государственно-частногопартнерствак нам неприменим.
Работая в четырех субъектах федерации, мы можем отметить, что для энергетических компаний столь благоприятных условий, как в Петербурге, нет нигде. Здесь естьГенеральный план развития города до 2025 года, в который включена генеральная схема тепло и электроснабжения. Это те документы, которые, по сути, гарантируют, что все, что мы построим, будет востребовано городом.
Что касается реализациипроектов, могу сказать, что все они уже на стадии строительства, по всем заказано оборудование - газовые турбины, паровые турбины, котлы. В новомгоду мы ожидаемввода вэксплуатацию половины из этих 1,5 тыс. МВт.
Хотел бы отметить, что в деловой практике иво взаимоотношениях с правительством Санкт-Петербурга , с Комитетом по энергетикемы ощущаем серьезную поддержкупри полученииисходно-разрешительной документации, согласовании наших проектов строительства. Поэтому здесь, по сути, мы не видим больших рисков, связанных с окончаниемстроительства проектов. Мы уверены, что все, что мы построим в Санкт-Петербурге , будет востребовано на рынке электроэнергии и мощности. В Петербурге мы себя ощущаем очень комфортно.
Если говорить о проектах в других регионах, в Ленинградской области у нас в основном размещены гидроэлектростанции, которые мы тоже реконструируем. Представителей Ленинградской области мы заверяем, что закончим модернизацию электростанций. В этом году заменим один из первенцев планаГОЭЛРО - гидроагрегат на Волховской ГЭС, который был сдан в эксплуатацию еще в 1927 году. Также мы продолжаем проекты модернизации ГЭС в Карелии и Мурманской области.
Игорь Архипов: На какой стадии находится проект Василеостровской энергетической компании, имеющий особое значение для дальнейшего развития намывных территорий, - проект, осуществляемый управляющей компанией "Морской фасад" при активной поддержке города?
Эдуард Лисицкий: Да, мы продолжаем совместную работу с управляющей компанией "Морской фасад" и с Василеостровской энергетической компанией. Совместноразработали обоснование инвестицийстроительства нового источника и развития тепловых сетей. Сейчас этот документ проходит процедуру согласованияс надзорными органами. Дальнейшая судьбапроектазависит от многих факторов, в том числе и от того, какова будет стоимость привлечения инвестиций. Проект все-такикрупный - строительство новой ТЭЦ мощностью 360 МВт. Здесь определяющая позиция собственников проекта, мы, со своей стороны, сделали все возможное и ждем дальнейшего развития событий.
Игорь Архипов: Компания "Санкт-Петербургские электрические сети" реализует проекты, финансируемые напрямую из бюджета Петербурга. В то же время строительство ряда подстанций финансируетсяпутем привлечения инвестиций по схеме платы за присоединение. Каковы механизмы осуществления этих проектов и масштабы сегодняшней деятельности вашей компании?
Евгений Довгань, директор по инвестиционному планированию компании "Санкт-Петербургские электросети": В сентябре текущего года подписана перспективная адресная программа "Санкт-Петербургских электрических сетей", где до 2015 года запланирован бюджет для строительства СПбЭС в размере 52 млрд рублей, то есть это 21 новаяподстанцияв 110 кВ и четыре подстанции, подлежащие реконструкции. В 2009 году мы планируем ввести подстанцию "Синопская", вэтом году - 527−ую подстанцию и 222−уюпосле реконструкции.
Что касаетсяинвестиций через плату за присоединение, то если этой платы недостаточно, проект финансируется из городского бюджета. В принципе, мы стараемся реализовывать проекты с надлежащим качеством и в срок, это диктует нам доверие городских властей и, собственно, тот профессиональный коллектив, который работает в нашей компании.
Игорь Архипов: Проект "Балтийская жемчужина" в Петербурге -один из самых крупных проектов комплексного освоения территорий. Недавно начались продажи жилья, причем цена предложения в некоторых случаях на четверть ниже среднерыночной. В чем причина этого - сказывается высокая эффективность компании, особые условия благодаря договоренностям с городскими властями или просто имеет место демпинг при выводе объекта на рынок?
Ли Бо, заместитель генерального директора компании "Балтийская жемчужина": Рассматривая вопрос о том, стоит ли продолжать инвестиции, в какой-то определенный момент нужно задуматься о более далеких перспективах. Мы положительно оцениваем перспективы и российской, и петербургской экономики. Поэтомувсе наши обязательства и планы в отношении проекта"Балтийская жемчужина" остаются в силе.
Мыдостаточно рано начали сотрудничество с городом по поводу комплексного освоения территорий. Еще в 2005 году были подписаны договоры об аренде земельного участка на инвестиционных условиях и соглашение со стратегическим инвестором. На основе этих договоренностей мы ведем освоение участка площадью в 205 га. Предполагается комплексное строительство на этом участке, как жилых, коммерческих объектов, так и гостиниц, офисов, различной социальной инфраструктуры, инженерной инфраструктуры. Конечно, на наскак на инвестора легли определенные инвестиционныеобязательства по благоустройствудорог, каналов, строительству школ, детских садов, поликлиник и т.д. Я хотел бы отметить, что мы действительно ощущаем очень большую поддержку администрации города. Кроме того, мыощущаем и поддержку своего правительства, так как мы инвесторы из Шанхая. Шанхай тоже очень сильно нам помогает, имежду двумя городами была создана координационная система, которая согласует действия госструктур в отношениинашего проекта. Я считаю, что эта система работаеточень эффективно.
Освоение территории идет по намеченному плану. До конца года будет построено 65% всех предусматриваемых в проекте дорог, проложено 45% всех инженерных коммуникаций, также начнется строительство двух мостови благоустройство набережных. И, конечно, хотелось бы ещеупомянуть, что в начале года мы успешно справились с выносом линии электропередач. Сейчас идет строительство жилья, частично уже начались продажи, строительство первой очереди должно быть закончено в следующемгоду.
Игорь Архипов: Компанией "Балтийскаяжемчужина" было заключено несколько дополнительных соглашений. Каковобъем инвестиций компании в инженерное обеспечение проекта- внутриквартальные сети, дороги, внутренние коммуникации?
Ли Бо: Инвестиционные условия определялись не в денежном эквиваленте, а в определенных объемах, которые нужно будет реализовать. Конечно, когда заключались эти соглашения, мы предварительно просчитывали стоимость будущих объектов инфраструктуры, но так как процесс реализации достаточно длительный и цены все времярастут, то здесь объемынашихинвестиций возросли по сравнениюс первоначальными планами. С другой стороны, нужно понимать, что растет себестоимость не только объектов инфраструктуры, но также и других объектов, которые реализуются в этом комплексе. И поэтомув целом мывсе-такиположительно оцениваем ситуацию на петербургском рынкеипроцесс реализации нашего проекта.