дин из российских автопроизводителей - ОАО "Иж-авто" (Удмуртия, входит в группу СОК) - допустил технический дефолт по оферте облигаций второй серии на сумму 2 млрд рублей. "Причина неисполнения обязательств - отсутствие денежных средств, необходимых для осуществления выкупа облигаций, предъявленных держателями досрочно в полном объеме", - говорится в сообщении компании.
"Иж-авто" разместило облигации второй серии на общую сумму 2 млрд рублей 14 июня 2007 года. Выплата купонного дохода производится раз вполгода. Ставка первого купона была определена в размере 9,79% годовых, ставки второго-третьего купонов приравнены к ставке первого. Доходность по четвертому-восьмому купонам облигаций - 18% годовых. По условиям выпуска былапредусмотрена оферта через полтора года. "Иж-авто" планировало направить привлеченные средства на финансирование инвестпрограммы по обновлению мощностей и началу производства новых моделей: до 2011года компания собираласьнаправить на развитие 50 млн долларов, 50% из которых - за счет долгового финансирования.
Дефолт стал закономерным следствиемухудшения общейэкономической ситуации в стране, а также проблем, которые предприятие испытывает в связисо сложностями в отраслииу группы СОК, которая владеет заводом. Сейчас "Иж-авто"производитавтомобили KIA (Spectra, Rio и Sorento), а также ВАЗ-2104 и фургоны на базе автомобилей "Иж". Проектная мощность завода составляет 220 тыс. автомобилей в год (с возможностью расширения до 350 тыс.). В январе-сентябре "Иж-авто" сократило чистую прибыль на 23,1% по сравнениюсаналогичным периодом прошлого года -до 132,12 млн рублей. Выручкасоставила 17,87 млрд рублей.
В конце октября Федеральная антимонопольная служба РФ одобрила ходатайство АвтоВАЗа о покупке 100% акций "Иж-авто". Сюда планируется вынести производство старых моделей Lada, чтобы освободить тольяттинские мощности под новые семейства, разработанные совместно сRenault. Изначально основной бенефициар СОКа Юрий Качмазов предлагал руководству АвтоВАЗа продать автозавод за 500 млн долларов. Однако эта сумма не устроила топ-менеджмент тольяттинского автогиганта, и переговоры затянулись. А разразившийся кризис окончательно поставил крест на попыткахсамарской группы получить искомую сумму. Плюс ко всему ситуация осложняется долгами "Иж-авто" , которые только на 30 июня текущего года составляли 290 млн долларов. Сейчассложнопредставить, что даже называемыевнекоторых СМИ оценки в250-300 млн долларовбудут выплачены ВАЗом за проблемный актив, - финансовые трудности предприятияне добавляют ему привлекательности в глазах потенциальных покупателей, а спешить тольяттинскому заводу некуда. В конце ноября президент АвтоВАЗа Борис Алешин заявил, что сроки запуска первой модели совместно с Renault (универсал на базе Logan) переносятся с 2009−го ажна 2011 год.
Комментарий эксперта
Сергей Удалов
заместитель директора аналитического агентства "Автостат"
На самом деле ситуация по "Иж-авто" не такая уж плохая. Те модели, которые они выпускают, имеют стабильный сбыт, тем более что объемы у нихнебольшие. На продукцию завода не было ажиотажного спроса, зато в период кризиса их продажи не понесли большогоурона. Другой вопрос, что финансовые показатели сейчас покатились вниз. Дело в том, что "Иж-авто" достаточно много денег вкладывало в развитие, в том числе и кредитных. Руководство, очевидно, рассчитывало на возможность получения длинных и дешевыхресурсов и в будущем, а также делало ставкуна дальнейшее развитие российского авторынка. Они же постоянно вели переговорыс потенциальными партнерами по запуску сборки новых моделей. Однако кризис внес существенные коррективы, перекредитоваться оказалось очень сложно, в результате чего, видимо, и допущен технический дефолт.
Что же касается переговоров с АвтоВАЗом, то ситуация, на мой взгляд, далека от завершения. АвтоВАЗу некуда торопиться, и они будут пытаться максимально снизить стоимостьсделки. С другой стороны, СОКу также нет острой необходимостисрочноизбавляться от актива: так или иначе, онисохранят там производство и могут подождать до лучшихвремен. Отдавать заводза бесценок не имеет смысла, поэтому, думаю, что переговоры будут длиться еще довольно долго, а их результат во многом будет определяться макроэкономическими факторами и ситуацией на рынке.