Сегодня Европарламент принял резолюцию по Белоруссии, которая призвала белорусские власти изменить избирательное законодательство, соблюдать права человека и отменить смертную казнь. Европарламент поддержал решение Минска не торопиться с признанием Южной Осетии и Абхазии и стремление к независимости. В резолюциисодержится призыв продолжить диалог с Белоруссией и на шесть месяцев приостановить действие санкций в отношении чиновников, непричастных к нарушению демократических стандартов в ходе выборов, упростить процедуры получения шенгенских виз для белорусов, снизить стоимость виз и усилитьподдержкугражданского общества. Специально для ИА REGNUM это решение комментирует белорусский эксперт Юрий Шевцов.
Примирение Беларуси и Запада
Европейский парламент принял резолюцию о временной приостановке санкций против Беларуси. Но в общем это решение уже принципиального значения не имеет. Примирениеначалось по всем направлениям и остановить его уже никакое бюрократическое решение не сможет. Санкции заключаются в основном взапрете на въезд встраныЕС примерно 40 высших чиновниковБеларусии должностных лиц, которых на Западе полагают особо ответственными за преследования оппозиции и вообще за нарушения демократии. Теоретическик этим санкциям полагаетсяещеи замораживание счетов этих лиц в европейских банках, запрет на любые сделки в Европе, кроме покупкиеды иоплаты медицинских услуг и жилья. Но на деле эта частьсанкций в жизнь не проводилась. Также к санкциямотносится запрет на прямые контакты с этими лицами вне территории Европы, а также на контакты на равном уровне с большинствомруководителей белорусских министерств иведомств.
Теоретически предполагалось, что этисанкциидолжнывызвать расколвнутри белорусского правящего класса, лишенного возможности выводить свои деньги в европейские банки, отдыхатьв странах ЕС и совершать там покупки. А далее должна была произойтиреволюцияпротив"последнего диктатора Европы".
США пошли в санкциях дальше: начали искать счета А.Лукашенко и его окружения, а также помимо дипломатических санкций заморозилисчета трех белорусскихсубъектов хозяйствования на своей территории. Одним из этих субъектовоказался крупнейший белорусскийконцерн Белнефтехим. Поэтому к экономическим санкциям США в Беларуси отнеслись серьезно, хотя непосредственного экономического урона они практически не нанесли. Именно в ходе конфликта вокруг экономических санкций США в текущем году из Минска изгнали почти весь персонал посольства США. Включая посла. Решение ЕСприостановить, а фактически - частично отменить санкции - это открытое поражение политики Запада относительно Беларуси. Основная цельсанкций не достигнута: Лукашенко остается у власти, система власти в Беларуси остается авторитарной, союз Беларуси и Россиисохраняется.
Почему Запад пошел наэто? Ведь санкции Запада никаквсерьез на политической ситуациив Беларуси не отражались. Власть А.Лукашенко ныне крепка какникогда, а белорусская оппозиция - слаба и расколота как никогда. Экономика Беларуси развивается самыми быстрыми в Европе темпами: ВВП растет обычно со скоростью 10-11% в год, промышленность (в основе - перерабатывающая) - 13-17% в год. Внешнее давлениена Беларусь не смогли организовать даже США, несмотря на скандальное изгнаниепочти всего американского посольства и дружбуЛукашенко с Ахмадинеджажом и Чавесом. Насколько далеко может зайти это примирение?
Прежде всего важно, что инициатором примирения выступила Беларусь. Запад просто отвечает взаимностью. На Западе, особенно в ЕС давно сформировалось понимание бессмысленности санкций против Беларуси. Но нет ни единства, ни понимания: что же все-таки с Беларусью делать и как строить отношения. Любые попытки Лукашенко поискать взаимопонимания там - находят быстрый отклик, ибо дают хоть какую-то надежду Западу на то, что там называют "демократизацией Беларуси" и на вывод ситуации вокруг РБ из дипломатического тупика.
Реальной изоляции Запад Беларуси устроить не смог. В ЕС даже образовалось группы стран, которые имеют особую политику относительно РБ. Это - восточно-европейские государства-соседи Беларуси. Несмотря на полярность идеологий, экономическое сотрудничество междуБеларусью и соседними странами растет очень быстро. Оно перешло на стратегический уровень. Особенно между Беларусью и Украиной и Литвой. Восточно-европейские страны в целом стали как они говорят, "адвокатами" Беларусив ЕС. Великобритания и Голландия составили вторую группу "пробелорусских государств" ЕС: за последние 5-7 летименноэти страны стали основными потребителямипродукции белорусскойнефте-химической промышленности. Именно засчет профицитной торговли с нимиБеларусь имеет возможность хоть как-то закрывать дефицитв торговле с Россией. Особые экономические отношения выстроила с БеларусьюАвстрия. двойственное отношение к Беларуси у Германии, Италии, Франции. По некоторым экономическим позициям и исходя из соображений стратегии у них имеются свои интересы в Беларуси (французская компания AREVA даже участвует в тендере на строительство АЭС в РБ), но есть и сдерживающие факторы.
В целом Запад несмог сформироватьвокругБеларусикольцо изоляции, которое удалось в свое время создать вокруг Югославии. Более того, Запад вообще лишен возможностивыстроить единую политикуотносительно Беларуси в силу наличия сильных групповых интересов относительно Беларуси разного толка у разных стран. Поэтому инициатива в примирении и динамика самого примирения определяются, в конечном счете, в Минске. Авторитарные системы вообще приналичии внутренней стабильностиболее мобильны и энергичны во внешней политике, чем "развитые демократии". Зачем примирение Беларуси и чем руководствовалась Беларусь?
Из внешних факторов одним из основных выступило понимание опасности оказаться совершенно в иной ситуации после ратификации Лиссабонского договора и выборов в Европейский парламент. Как разк белорусской президентской компании 2011 года. К 2011 году ЕСимеет возможность после ратификации ЛД создать достаточносильный союзный центр и институт реально единой внешней политики. Этот институт просто в силу массы экономической мощи, которая стоит за ним, окажется очень опасным для небольшого 10-миллионного государства. При всей раздробленности Европы относительно борьбы с "режимом, угнетающим белорусов", Беларусь оказывалась чуть лиидеальным поводом проверить эффективность этогоинститута. Президентская компания 2011 года могла перерасти в сильный конфликт с бюрократической верхушкойЕС. ЕС мог бы реально ввести и экономические санкции и вообще создать множество дорогостоящих проблем.
Другим важнымвнешним фактором является рост цен науглеводороды. Беларусьстрадает от роста цен на углеводороды двояко - ив силу зависимости от монопольного поставщика газа - России (ещеи80% энергиив Беларуси - газ). И в силу индустриального характера своей экономики, в основе которой крупное промышленное производство. Эта проблема нерешаемаза счет простой диверсификации источников углеводородов. В 2006 году в ходе президентских выборов Лукашенко провозгласил курс на достижение энергетической безопасности за счет множества факторов. Важнейшим из них является технологическая модернизация промышленности. А технологии могут прийти в основном из Европы. Сам курс на энергетическую безопасность программировал вкакой-то момент переход Беларуси к болеетесному сотрудничеству с ЕС. Но без стремления вступить в ЕС. В этом и есть смысл примирения: сотрудничать, но несливаться.
В текущем году оба фактора слились. Кроме того, восточно-европейцы оказались редкостно заинтересованы в сотрудничестве с Беларусью именно сейчас:
- Литва должнав 2009 году закрыть Игналинскую АЭС, которая дает около 80% энергииэтой странеи позволяет ее экспортировать в Латвию и другие соседние страны. Создать энергомост из Польши в Литву не удалось. Польша затребовала слишком большую долю в будущей новой Игналинской АЭС, которую еще предстоит построить. Оптимальным, а может и реально единственным решением проблемы является поставкаэнергии в Литву, Латвию, возможно Калининградскую область и Эстонию с западно-украинских АЭС через Беларусь. Вопрос неотложный. Дотянули до последнего.
- В регионе Каспийского моря добычауглеводородоввышла на заметные уровни. Проблема загрузки нефтепровода Одесса-Броды сталаактуальной. Однако достроить трубу от Брод до Плоцка и Гданьска в Польше опять же восточно-европейцы в силу своей раздробленности не смогли. Но существует простейшеерешение - одну из трех труб, идущих отбелорусского НПЗ в Мозыре, модернизировать под прокачку нефти на этот НПЗ от Брод. Если это сделать, тогда неизбежно надо делать и небольшую перемычку по территории Беларуси между южной и северной частями нефтепровода "Дружба", чтобы поставлять нефть через Украину еще и на Новополоцкий НПЗ. А от Новополоцкасуществуют трубы к терминалам Клайпеды, Бутинги, Вентспилсаи к Мажейкяйскому НПЗ в Литве.
Как минимум,эти два важнейших вопроса являютсяпредметом очень большой заинтересованности восточно-европейских стран и влекут за собою множество менееэффектных, но очень важных иных проектов. У Беларусисложилась великолепная возможность разрешить за счет двустороннего сотрудничества с соседями ряд собственных задач:
- диверсифицировать источники поступления нефти и электроэнергии;
- получить компенсацию со стороны Литвы и частично Латвии за энергомост с Украины в виде гарантированного дешевого транзита к их портам и мощности в этих портах; это особенно важно в связи с резким ростом белорусской активности в странах третьего мира.
- получить более широкий доступ к украинскому рынку.
Сложилась уникальная ситуация, когда соседние восточно-европейские страны, сливаясь в собственный единый блок, просто вынужденыради решениясобственных стратегических проблем отстаивать интересы Беларусиперед остальной частьюЗапада.
Основные проекты, которые должно открыть примирение, были обозначены в ходе переговоров по экономическим темам на протяжении последних двух-трех лет. Само примирение готовилось несколько лет: наращивался взаимныйтоварооборот по особым моделям и т.д. С Украиной, например, товарооборотБеларусивырос запримерно4 года спримерно 500 млн долларов до более чем 5 млрд в текущем году. Белорусские грузы стали ключевыми для портов Клайпеды и Вентспилса, также, как и белорусский транзит для этих стран.
Примирение должно сделать возможными следующие проекты, обозначенные в ходе переговоров премьеров Беларуси и Литвы в Друскининкяе, вице-премьеров Беларуси и Украины в Киеве, совсем недавно и еще ряда подобных встреч. Это проекты:
1. Создание энергомоста от Хмельницкой и в основном Ровенской АЭС в Литву. Позднее, после строительства белорусской АЭС, Литва также получит часть этой энергии. Часть украинской энергии такжебудет предназначена Беларуси. С конца следующего года энергетическая безопасность Литвы, а также частично Латвии и Калининградской области будут в руках Беларуси.
2. Литва за это обеспечивает дешевый транзитбелорусских грузов в Клайпеду. Беларусь требует дешевого транзита в Калининградскую область. Может и удастся. Клайпеда будет гораздо больше, чем ныне, переваливать белорусских грузов. В том числепредполагаютсяпоставкинефтив заметныхобъемахчерез Клайпеду и Бутингу в Новополоцкий НПЗ. При такой моделивзаимной зависимости становится возможно обсуждатьвопрос о больших приобретениях самих портовых мощностей Беларусью в литовских портахив латвийском Вентспилсе. Клайпеда может стать основным морским портом Беларуси.
3. В зависимости от того, будет ли достаточно нефти для прокачки ее через Украину в Беларусь находится вопрос о модернизации трубы Броды-Мозырь. Если США и Запад в целом решат проблему прокачки нефти через Грузию, тогда транзит Броды-Мозырь будет иметь смысл. Если нет, все равно какие-то объемы нефти черезУкраинузавести в РБ будет выгодно под рынок нефтепродуктов центральной и западной Украины. Эта тема сталаактуальной.
4. Беларусь и Украинадоросли до создания крупных машиностроительных предприятий. Ключевым из этих проектов стало создание филиала Минского тракторного завода под Киевом мощностью 10-12 тысяч тракторов. Это будет самыйкрупныйсборочныйзаводМТЗ вне РБ. Возможно, только в Венесуэле со временем будеткрупнее.
5. С Польшей обсуждается строительство двух или более угольных электростанций в западной части Беларуси: уголь поставлять из Силезии, электричество экспортировать в Польшу. Важные, может быть, спасительные для шахтеров Катовиц проекты. Диверсификацияисточников энергии - для РБ.
6. Также с Польшей идут обсуждения быстрого строительства своими силами или иным образом второй очереди российского Ямальского газопровода на своей территории. Объявлено, что РБ готова в два разаза короткий срокувеличитьтранзит российского газа по своей территории, т.е. и по территории Польши и Украины. Это стало особенно актуально в белорусско-польских отношениях после войны в Южной Осетии. Потоки казахских углеводородов вполне могут прийти в РБ не через Грузию, как полагали в прошлом году или еще весной, а - через Новороссийск-Одессуили по континентальным трубопроводам из России.
Примирение также означает "вламывание" РБ с помощью, в основном, соседних восточно-европейских стран внутрь европейского экономического пространства. В основном Беларусь интересуют инвестиции и технологии. Западной Европе предложено участвовать в начавшейся белорусской Большой приватизации. Уже определились примерные сферы интересов капитала из разных стран. Немецкий капитал интересуется прежде всего нефтехимией. Австрийский - инвестирует в некоторые крупные металлургические и машиностроительные предприятия и т.д. В ноябре в Лондоне намечен крупный белорусский инвестиционный форум. Туда подготовлены 72 инвестпроекта. Некоторые из них ключевые дляБеларуси - модернизация Минского автомобильного, Минского тракторногозаводов, расширение и модернизация ПО "Азот" в Гродно и другие. Обычно в Беларуси говорят про готовность Германии и Австрии быстро инвестировать не менее 10 млрд долларов.
Примирение в конечном счете должно привести к быстрому росту капитализации Беларуси. Сегодня белорусская собственность недооценена.
Все эти проекты связаны в основном с реальным сектором экономики. И вырастаюткакследствие быстрого роста промышленности Беларуси. Отсюда не очень большое внимание РБ к политической и идеологической сторонам примирения. Ведь то, что происходит - это не "оранжеваяреволюциясверху". Речь идет в основном о расширении возможностей длявзаимовыгодного сотрудничества РБ с европейскими странами. Поэтому политическая напряженность и идеологическая конфронтация между Беларусью и Западом вряд ли исчезнут. Разве что немного ослабятся. Также и в области безопасности. Беларусь стремится сохранить и усилитьвоенный союз с Россией. Никакого взаимного доверия и симпатии между белорусским руководством и Западом не возникает. Оппозиция в Беларуси как была маргинальной, ограничиваемой властью антисистемной силой, опирающейся на Запад, так и осталась.
А потому происходящее примирение полностью укладывается и во вторую линию внешней политики РБ - сохранение и углубление союза с Россией. Таможенный союз с РФ и Казахстаном, новые возможности Союзного государства - это все не балансирование между двумя мирами. Это отражение необычной для восточно-европейского государства логики внешней политики. Беларусь строит внешнюю политику, отталкиваясь в основном от интересов собственной крупной промышленности. Эта промышленность вырослаи модернизируется и ей необходимы новые рынкии возможности. Примирение - это не переход Беларуси в стан Запада. Это - просто усиление позиций РБ еще и на Западе и особенно в своем регионе восточной Европы, в силу роста собственной экономической массы. А опора все-таки остается на союз с Россией. Просто теперь в этом союзе Беларусь начинает представлять не только себя, но и во все возрастающей степени часть восточной Европы, настроенную по отношению к России доброжелательно и даже союзнически.
Это особенно важно на фоне начавшейся глобальной рецессии. Россия может избежатьвтягивания вслишком ожесточенное противостояние ввосточной Европе. Белорусское примирение с Западом успокаивает часть потенциальных противников России как раз в момент обострения ситуация вокруг Украины.
Поматериалам: ИА REGNUM Опубликовано: 10 октября 2008