Кризис конца 1990-х годов помог азиатским странам лучше подготовиться к финансовым потрясениям начала нового тысячелетия. Но фундаментальная подневольность региона от Запада осталась и ещё раз проявилась
Финансовый кризис 1997-1998 годов спровоцировал массовые беспорядки во многих странах ЮВА, но больше всего пострадала Индонезия
Фото: Eyedea/East News
Полтора года вспять в Азии фиксировали десятилетнюю годовщину начала азиатского финансового кризиса. Отмечали скромно, но с уверенностью, что подобные потрясения в обозримомбудущем региону не грозят.
Министры финансов и руководители всевозможныхазиатских"тигров" и "драконов" наперебой уверяли, что обстановка в корне изменилась, азиатские странынамного сильнее, чем раньше, и в настоящий момент их должны беспокоить "совсем другиепроблемы". Одинокие голоса, говорящие о сохранившейся зависимости Азии от финансовых потоков, формирующихся на Западе, тонули в хоре оптимистов. В моде была концепция размежевания, а СМИ писали о наступившем "веке Азии".
По данным опроса, тот, что был проведен посреди участников сингапурского раунда Всемирногоэкономическогофорума, посвященного годовщине кризиса, подготовка к возможным финансовым потрясениямоказалась только на третьем месте по степени актуальности. И только министр финансов Таиланда предостерегал своих коллег от самоуспокоенности: "Вначале 1997 года нам такжеказалось, что никаких проблем нет".
Азиатский финансовый кризис 1997-1998 годоввоистину стал полнойнеожиданностьюдля большинства политиков и предпринимателей и заставил экономистов пересмотреть подходы к моделированию кризисных ситуаций. Именно этому уроку азиатские страны в эти дни обязаны своим относительным благополучием перед лицом глобального финансового обвала.
Эра роста
Кризис 1997-1998 годов оказался весьма болезненным для многих азиатских стран в первую очередность потому, что впредыдущие годы Юго-Восточная Азия демонстрировала экстраординарные темпы экономического роста. Резкий взлет экономик ЮВА был вызван уникальным сочетанием нескольких факторов. В первуюочередь это макроэкономическая стабильность, которая выгодно отличала азиатские страны от конкурентов в Латинской Америке.
Ни воднойстране региона за исключением Индонезии с начала 1970−хне было периодов гиперинфляции, проводимая налоговая политика была понятна и благоприятна для инвесторов, при этом большинству стран удавалось подсоблять нехай небольшой, но все же профицит бюджета. Второйзначимыймомент - большой порядок сбережений, от20-30% ВВП у Тайваня больше чемдо 40% у Китая, Малайзии и Сингапура. Эти сбережения реинвестировалисьв индустриальные и инфраструктурные проекты, что становилось главной движущей силойразвития экономики.
Положительную образ сыграло свойство азиатской бюрократии, выгодно отличавшейся от чиновников в развивающихсястранах в другихрегионах мира. Наконец, большинство этих стран проводили политику стимулирования экспорта, в том числе с помощью механизмов валютного контроля, что ещё привлекало иностранныеинвестиции.
Заложники успеха
Но ускоренная индустриализация требовала все больше ресурсов, источники которых были ограничены. Внутренних сбережений стало не хватать - доля инвестиций в ВВП у большинства стран превышала долю внутренних сбережений. Новымидрайверами роста становились прямые ипортфельныеиностранные инвестиции, охватывая банковскиезаймы. Большинство краткосрочных займов проводилось посредством местные банки и было номинировано в долларах США, таким образом, местные финансовыесистемыначализабиратьна себя повышенные валютные риски.
Своего рода предвестником азиатского финансового кризиса стал валютныйкризис вМексике в 1994-1995 годах. Мексиканские власти выпустили большое число "тесобондов" (коротких государственных займов, номинированных в долларах США), и, похоже, это спровоцировалорезкую девальвацию песо. В случае ТаиландаиЮжной Кореи проблемой сталикраткосрочные обязательства местных банков перед западнымиинвесторами. Китай и Малайзия, опиравшиеся на прямые иностранные инвестиции, пережили кризис намного легче.
Впрочем, валютными рисками проблемы не ограничивались. Главную роль в перекачкевнутренних сбережений в инвестиции играли местные банки, которые предоставлялизаймы коммерческим организациям, шибко нередко исходя из личных предпочтений. Более того, многие директора банков входили в состав советов директоров финансируемых ими компаний. На самом деле у большинства компаний и не было других возможностей для получения доступа к необходимому капиталу - рынки ценных бумаг были очень неразвиты во всех странах региона за исключением Малайзии. Рынка облигаций по сути дела не существовало.
Поскольку азиатские страны поддерживали бездефицитныебюджеты, они не выпускали государственных облигаций, которые моглибы служить ориентиром для рынка коммерческихбумаг. В целом развитием этого рынка до 1997 года никто толком не занимался, в экономике было и так довольно "горячих" денег, которыенеобходимо было как-то использовать.
Проблемой стало и мало жесткое регулирование финансовой сферы, из-за чего банки не смогли совладать в первую голову с резким притоком иностранного капитала, аопосля с его стремительным оттоком. Системафункционировала исходя из того, что крупные банки будут наличествовать вечно. В результате финансовые институты были безупречно не готовы к ситуации, когда крупные компании оказались неспособными расплатиться по банковским кредитам.
Более того, во многих странахфактически не существовалоотработанной процедуры взимания плохих долгов, небыло и ясной схемы координации между кредиторами. Очень зачастуюбанки были готовы поджидать лучших времен в случае с уже фактически безнадежно просроченными кредитами. Непрозрачность банковской системы, на которую иностранцы не обращали большого внимания в отрезок времени экономическогобума, стала дополнительным поводом к бегству инвесторов, когда в экономике начались проблемы.
Кризис не приходит один
Формальной датой начала кризиса стало 2 июля 1997 года. В тот самый деньвласти Таиланда объявили, что большене могут ограждать вектор движения бата от атак спекулянтов. До этого служебный Бангкок потратил на поддержку бата 33 млрд долларов -без малого весь припас золотовалютных резервов. Странафактически сталабанкротом и была вынуждена прибегнуть к помощи Международного валютногофонда, который выделил Таиланду 17,2 млрд долларов.
Вследза батомпосыпались и другие азиатские валюты - индонезийская рупия, филиппинский песо. Азиатские фондовые индексырухнули. Иностранные инвесторы начали спешновыводитькапиталы из экономик региона. В октябре рушится курс южнокорейской воны. МВФ договаривается с Сеулом о пакете помощи в размере 57 млрд долларов.
Тяжелее всего кризис ударил по Таиланду и Южной Корее - для этого были свои причины. В обоих случаях кризис был во многом структурным. В Таиланде до валютного коллапсассерьезными проблемами столкнулись местные финансовые институты. В 1995году тут была создана группа Bangkok International Banking Facility (BIBF), сквозь которую местные власти надеялись инвестировать в соседние страны. В действительности эта организация стала проводником "горячих" спекулятивных иностранныхинвестиций в экономику страны. Через эту структуру энергично работали иностранные банки, ещё не имевшие представительств в Таиланде. Кроме того, с появлением BIBF таиландцам стало намного легче хватать в задолженность в долларах.
В Южной Корее краху воны предшествовали серьезные проблемы крупных корейскихконгломератов - чеболей. На протяжении несколькихлет чеболи инвестировали в сектора, в которых у них не было конкурентных преимуществ, пытаясь угнаться везде. Чеболи не излишне заботились о прибыльности, отдавая приоритет расширению доли рынков. Когда увеличениеэкономики замедлился, стало понятно, что огромная доля инвестиций не приносит ничего, помимо убытков.
Несколько иная ситуация сложилась в Индонезии, где компании сами напрямуюзанималиуиностранных финансовых институтов в иностранной валюте. В январе 1998 года за рупию давали одну шестую доля докризисного уровня. Это привело к множеству дефолтов по внешним долгам.
Впрочем, кризис был хоть и болезненным, но не сверх меры продолжительным - помогло то, что, во-первых , устоял Китай, который сыграл роль региональногоякоря стабильности; во-вторых , продолжаласкоро вырастать экономика США. Уже в 1999 году экономическаяситуация в большинстве стран Азии выправилась. Возможно, ныне они не показывали до того высоких темпов экономического роста, зато он был более надежно защищен отвнешних и внутренних рисков.
Уроки кризиса
Секрет азиатского экономического чуда во многом состоял в тесном переплетении государства, банков и крупных корпораций. На ранней стадии это великолепно работало и позволило провести быструю и эффективную мобилизацию всех ресурсов. Но такая подмога стала контрпродуктивной, когда выяснилось, что крупные компаниине в состоянии грамотно оценивать собственные риски. А во пора кризиса оказалось, что компании уж очень велики, чтобы их могловыкупитьгосударство, но чересчур важны для экономики, чтобы держава могло дозволить им упасть. Вэтом смысле азиатский экономический кризис стал первым кризисом такого масштаба, который был спровоцирован корпоративной задолженностью.
Второй результат кризиса - модифицирование валютной политики многих развивающихся стран. Если до кризиса национальные валюты привязывались только к курсу доллара, топозже него центробанки всечаще стали привязывать своивалюты к корзине валют, в которую стали включать не только бакс и евро, но кроме тогоиену и более того юань.
Третий величавый вывод, которыйсделали азиатские страны: всякий ценой чураться вмешательства МВФ в свои дела. Помощь со стороны фонда была обусловлена целым рядом требований, которые, по мнению многих азиатских экономистов, лишь усилили кризисные тенденции. Так, эксперты МВФ требовалиот финансовых властей пострадавших стран повысить процентную ставку и отказать впомощи погибающим компаниям. После нормализации ситуации центробанки начали накапливать значительные объемы золотовалютных резервов, которые должныбыли сыграть рольподушки безопасности в случаевозникновенияновой кризисной ситуации.
Наконец, четвертый итог - осознание того, что все азиатские страны в конечном счете находятся в одной лодке. "Заразность" кризиса, который исподволь распространялся от одной стране к другой, заставило азиатские государства анализироватьприятельдруга в качестве важных партнеров, а не только как конкурентов. В 1997 году стало понятно, что подрыв доверия к одной из валют нетрудно может привести к потере доверия и ко всему региону в целом.
В 2000 году страны Азии объявилио Чанмайской инициативе, в рамках которой был сформирован общий фонд, куда выделили 35,5 млрд долларов на происшествие нового кризиса. В 2003 году было объявлено о совместных усилиях по развитию азиатского рынка облигаций, которые должны были сменить банковские займы.
Многиеначинания, правда, так и остались науровне благих намерений, но азиатский финансовый кризис помог странамрегиона крепче стать на ноги. В 2008 году оказалось, что сделалиони это не напрасно.