Хроники кризиса

[ Design WP Columns ]

Приднестровье ждет от Молдавии покаяния за войну 1992 года : Молдавия за неделю

Выборы-2009: "На молдавских коммунистах уже "обожглись" и Запад, и Россия". Приднестровское урегулирование: "От Молдавии в Приднестровье ждут покаяния за события 1991-1992 годов". Молдавия - ЕС: "Брюссель не может оказать давление на коммунистические власти во избежание риска переориентации Кишинева на Россию". Межцерковное противостояние: "Конфликт в "Бессарабской митрополии" спровоцирован Москвой".

Выборы-2009: "На молдавских коммунистах уже "обожглись" и Запад, и Россия"

Политические партии Молдавии готовятся к парламентским выборам 2009 г., что заметно даже тому, кто мало интересуется политикой, пишет Infotag. Уже первая половина 2008 г. прошла под знаком выборов, несмотря на то, что до выборов оставалось еще около года. Каждая партия разработала собственную стратегию подготовки к выборам. К примеру, правящая Партия коммунистов производит перегруппировку сил изнутри, пытаясь улучшить имидж впечатляющими движениями - сменой правительства, созданием препятствий другим партиям, чтобы затруднить им доступ в парламент. В свою очередь, оппозиционные партии "прощупывают" друг друга, пытаясь найти возможных партнеров, вместе с которыми легче попасть в парламент. Есть и такие оппозиционеры, которые ищут партнеров на постэлекторальный период. Они берут в расчет возможный переход коммунистов в оппозицию, но, осознавая, что ни одно политическое формирование не будет в состоянии управлять в одиночестве, пытаются определить контур возможной коалиции после выборов. Так или иначе, политическая жизнь в Молдавии, вопреки традиционно "мертвому" летнему сезону, вошла в процесс брожения, интенсивность которого неизменно будет усиливаться вплоть до самих выборов.

Запад не отрывает глаз от Молдавии, и его интерес к предстоящим выборам кажется достаточно пристальным, продолжает Infotag. На этот раз перед выборами сложилась своеобразная ситуация, и интерес Запада представляется реальным. В последние годы имели место события, в том числе геополитического свойства, которые заставляют Запад отнестись серьезнее к Молдавии и происходящим в ней демократическим процессам. Во-первых, Молдавия стала соседом НАТО и Евросоюза, а эти две организации постоянно и внимательно следят за тем, что происходит "за забором соседей". Во-вторых, в последние три года Молдавия проводит беспрецедентный процесс приближения к Евросоюзу и его стандартам. Данный процесс довольно активно поддерживался высокопоставленными лицами в Брюсселе и Страсбурге, которые теперь хотели бы продолжения демократических реформ. А это означает, прежде всего, более высокий уровень внутренней демократии в Молдавии, реализацию на практике принятых законов. В-третьих, в последние два года европейцы инвестировали в Молдавию значительные суммы. Разумеется, те, кто пошел на этот риск, хотят убедиться в том, что деньги не брошены на ветер. Между тем, в интересах европейских руководителей продемонстрировать эффективность использования выделенных Молдавии денег, в противном случае их могут обвинить в некомпетентности.

В этих условиях ничего удивительного нет в том, что Европа оперативно реагирует на любое важное изменение, которое косвенно связано с демократическими процессами в Молдавии, особенно с приближающимися выборами в парламент, пишет Infotag. Одной из основных проблем для европейцев является электоральное законодательство республики. Совет Европы и Европейский союз уже рекомендовали должностным лицам в Кишиневе принять в расчет возможный пересмотр законодательства о выборах. Особенно, речь идет о последнем решении парламентского большинства, согласно которому избирательный барьер был поднят с 4% до 6%. Кроме того, у европейцев вызывают вопросы и решения о запрете избирательных блоков, о запрете людям с двойным гражданством занимать государственные должности, в том числе должность депутата. Запад не мог не отреагировать на это, поскольку очевидно, что такие ограничения, хотя и нельзя открыто назвать антидемократическими, были введены с единственной целью - увеличить шансы коммунистов удержаться третий срок подряд у власти. Между тем, стремление любой партии использовать свое доминирующее положение на данный момент в собственных интересах - процесс, который на Западе называется узурпацией власти.

Возможно, Запад закрыл бы глаза на эти демократические отклонения, как закрыл глаза на многие вещи, которые имели место на выборах в 2005 г., и которые явно благоприятствовали Партии коммунистов, продолжает Infotag. Но на этот раз, однако, появились два новых элемента, которые заставляют европейцев быть несколько жестче. Во-первых, они уже "обожглись" на коммунистах. После того, как они в 2004-2005 гг. повернулись спиной к России и направились в сторону Европы, в 2007 г., а особенно в 2008 г. официальный Кишинев поступил с точностью до наоборот. Разумеется, власть в Молдавии не разругалась с Европой, как она сделала это с Россией раньше, но очевидно, что на фоне улучшения отношений с Москвой диалог с Брюсселем и Страсбургом отошел на второй план. Официальный Кишинев сохранил проевропейскую риторику, но никак не подтверждает на практике свои устремления по интеграции в Европу. Это был суровый урок для европейцев, который заставляет их теперь быть более внимательными, когда они делают ставку на какие-либо политические силы в Молдавии. Если в 2005 г. у них не существовало альтернатив и в какой-то мере они были вынуждены ставить на коммунистов (поскольку только это формирование имело шансы прийти к власти), то теперь ситуация несколько отличается. Поэтому Запад позволяет себе несколько иное поведение и другое отношение к демократическим процессам, которые происходят в Молдавии.

Во-вторых, молдавская оппозиция настраивает Запад на более жесткое и критическое отношение к событиям в Кишиневе, пишет Infotag. Хотя и с опозданием, она поняла, что мнение западных должностных лиц сложилось в большой мере благодаря политическому классу республики. До сих пор европейским делегациям, посещавшим Молдавию, представляли преимущественно одну точку зрения - они приезжали, беседовали с разными руководителями, посещали два-три учреждения, составляли себе определенное мнение (преимущественно хорошее) и уезжали, чтобы составить отчеты о Молдавии, которые в общих чертах явно благоприятствовали властям Кишинева. Они понимали, что коль скоро Молдавия является соседкой Евросоюза и НАТО, диалог совершенно необходим. А если портишь отношения с коммунистами, возможности диалога убывают. Теперь ситуация изменилась в связи с предстоящими выборами. К тому же, оппозиция стала чрезвычайно активной в формировании впечатления европейцев относительно ситуации в Молдавии. Некоторые оппозиционные партии не стесняются сказать открыто в глаза европейцам, что сохранение коммунистов у власти и хороший имидж, не заслуженный ими в деле европейской интеграции, является результатом благожелательного отношения самой Европы. Говорят даже, что одна оппозиционная партия укорила европейцев за десятки миллионов долларов, выделенных ими Молдавии, которые могут быть использованы для улучшения имиджа ПКРМ перед выборами.

Существует мнение, что Запад занял более жесткую позицию по отношению к коммунистам именно благодаря давлению на него со стороны молдавской оппозиции, продолжает Infotag. А обращение послов стран ЕС, аккредитованных в Кишиневе, которые высказали пожелание пересмотреть электоральное законодательство, может рассматриваться и как озабоченность Запада проведением свободных и корректных выборов, и как ответный шаг на легкий нажим оппозиции. Так или иначе, но коммунисты оказались перед лицом довольно жесткой действительности: либо они меняют электоральное законодательство, либо рискуют навлечь на себя критику Запада, не исключая и возможности непризнания результатов выборов. Пока что трудно сказать, как поступят коммунисты, но одно обстоятельство не вызывает сомнений: примут или не примут они новые решения на этот счет, в ПКРМ хорошо понимают возможные последствия. Даже если они и не пересмотрят электоральное законодательство, то будут гораздо осторожнее в своих действиях. Коммунисты будут помнить, что Запад неотрывно следит за ними, что его отношение сейчас даже отдаленно не напоминает столь же благоприятное отношение, как в 2005 г.

Для большинства из тех, кто проявляет интерес к выборам в Молдавии, пока не ясна позиция России, пишет Infotag. Очевидно, что у нее интерес к выборам в Молдавии не меньше Запада, а то и больше. После последних волн расширения ЕС и НАТО на Восток, Молдавия, наряду с Украиной, стала важной точкой "геополитических интересов Москвы". Интерес к Молдавии увеличивается и в связи с тем, что здесь находится и Приднестровье, где у России есть большие военные интересы. Принимая в расчет эти факторы, можно сделать вывод, что для России вовсе небезразличны предвыборные политические игры в Кишиневе. Можно предположить даже, что Россия вмешается в выборыазумеется, неофициально) и попытается повлиять на их результаты, чтобы иметь в Кишиневе лояльную власть. Но на кого поставит Москва? Пока Россия никак не обозначила свои предвыборные симпатии в Молдавии.

Первый вывод, который можно сделать по этому разделу, состоит в том, что Россия не рискнет делать ставку только на коммунистов, хотя отношения с ними значительно улучшились, продолжает Infotag. Москва уже "обожглась" однажды с коммунистами и прекрасно понимает, что они никогда не будут действовать слепо, а каждый раз будут исходить из текущих политических интересов. И если эти интересы подскажут им, что нужно действовать в ущерб Москве, они не будут долго раздумывать, и станут действовать именно так. В то же время, Москва не может игнорировать Партию коммунистов. Во-первых, ей предстоит еще решить с этой партией до выборов ряд проблем. Во-вторых, ПКРМ по-прежнему остается самым влиятельным политическим формированием Молдавии, которое, в любом случае, сохранит влиятельность и после выборов - независимо от их результатов.

Поэтому можно предположить, что стратегия России в отношении Молдавии в настоящее время - выжидательная, пишет Infotag. Она предпочитает решать имеющиеся проблемы с коммунистами, не рискует поддержать открыто другие партии, чтобы не рассердить коммунистов и не поставить под угрозу хорошие отношения с ними до выборов. К тому же, Москва хочет дождаться финальных правил игры (в том числе, примет ли участие в выборах население Приднестровского региона), чтобы принять окончательное решение относительно своих фаворитов на выборах. "Молчание" Москвы продлится до тех пор, пока не будет решена приднестровская проблема (если решение найдут до выборов) или пока России станет ясно, что это невозможно в ближайшем будущем. После этого, послание Москвы будет озвучено и проявится ее реальная позиция в отношении парламентских выборов в Молдавии, подводит итог агентство.

Приднестровское урегулирование: "От Молдавии в Приднестровье ждут покаяния за события 1991-1992 годов"

Сегодня, как никогда, сложились все условия для разрешения вопроса реинтеграции страны в этом году. Так говорил президент Молдавии Владимир Воронин во время встречи с международными участниками переговорного процесса, состоявшейся в конце прошлого месяца в Кишиневе, пишет "Ника-пресс". Капризно-усталый вид его - главы государства, оценившего обстановку и уверенно говорящего о близких перспективах объединения и исключительно на условиях Кишинева, - должен был, очевидно, отвлечь представителей "пятерки" от неправильных оценок современных отношений между конфликтующими сторонами. Среди них, возможно, (только допустим такое), и есть люди не очень далекие, послушные и мало принципиальные. Но среди них точно нет плохо осведомленных в деталях проблемы. И потому Воронин вряд ли был понят. Есть масса документальных подтверждений и обстоятельств, опровергающих президентский оптимизм. Они-то и приводят к выводу обратному: сегодня, как никогда, Кишинев и Тирасполь далеки друг от друга, сегодня, как никогда, созданы все условия, чтобы стороны продолжали отдаляться.

Закону РМ от июля от 2005 года противопоставлен проект Договора "О дружбе и сотрудничестве между РМ и ПМР", переданный в апреле 2008 года приднестровским лидером Смирновым Воронину, продолжает "Ника-пресс". На базе июльского закона, как утверждает Воронин, подготовлен Кишиневом так называемый пакетный план урегулирования. На проект Договора, означающего фактически отношения двух суверенных государств, официальный Тирасполь ждет от правого берега официального ответа и без него не намерен возобновлять политический диалог. Во время неформальной встречи в формате "пять плюс два" исполняющий обязанности министра иностранных дел ПМР Владимир Ястребчак высказался о готовности Тирасполя приступить к обсуждению вопроса о "молдавско-приднестровских отношениях", чем, собственно, подтвердил постановочную важность приднестровского проекта. Допустим, стороны, как два опытных и знающих друг друга соперника по переговорам, заняли крайние позиции, чтобы от них начать путь к сбалансированному и компромиссному варианту урегулирования. Такая тактика в свое время давала результаты для решения побочных вопросов, тормозящих переговоры на главную тему. Но сегодня нет даже самых мелких признаков готовности Кишинева и Тирасполя идти на уступки.

Так о чем же это Воронин? - пишет "Ника-пресс". Да ни о чем. Вернее, о чем угодно, но только не об урегулировании. Можно, конечно, допустить: он знает нечто такое, что дает ему основание в кругу международных экспертов говорить об условиях, "как никогда сложившихся..." Если так, то сам собой напрашивается вывод о каком-то существующем секретном плане решения вопроса. Воронин не раз говорил: нет никакого такого плана. Сейчас, стало быть, подтвердил: есть. Если не так, то это означает, что он всех считает глупцами; всех подряд и разом, кто хоть что-то смыслит в переговорных вопросах. Оба вывода плохи. В первую очередь, для него самого, поскольку делают его явно неспособным достичь сколько-нибудь значимого результата на поприще реинтеграции: секретный план наказуем ("меморандум Козака" секретным в своей организационной части не был, и то сколько шума поднялось вокруг него), а придуманное обилие дураков обычно оборачивается для одного умника либо печальной опалой, либо домом скорби.

Мнение Воронина об открытии второго избирательного округа на территории Приднестровья, т.е. о возможности (читай, даже о необходимости) участия приднестровцев в молдавских парламентских выборах, тоже содержат его оценку ситуации - "сейчас, как никогда, сложились благоприятные условия", продолжает "Ника-пресс". Глупее вывода о внутреннем состоянии конфликтующих сторон вряд ли можно отыскать. Фантазии на этот счет сродни горячечному бреду или опять же рассчитаны на равнодушных и недалеких слушателей. Причина понятна - Воронин судорожно ищет способы (пусть даже нереальные) изменить расклад политических сил, уже начавших в РМ избирательную кампанию, и внести в нее желанный "приднестровский фактор". И допустим, он уговорит молдавский парламент за что-то такое проголосовать. И допустим, это пройдет легко. Приняли же в конце 2003 года молдавские парламентарии закон о начале проведения в ПМР (!) приватизации по молдавским условиям. Но как на деле произойдет то, что принято называть агитационной кампанией молдавских партий на территории ПМР? И еще вопрос. Допустим, что по приднестровским городам и весям заколесят агитационные команды молдавских коммунистов, демократов и разного рода либералов..., за кого, как думает Воронин, будет голосовать избиратель республики, которая напрочь не принимает внутреннюю политику Молдавии, не понимает ее и не хочет понимать?

Прямой ответ дал недавно президент ПМР Смирнов во время траурных церемоний по случаю очередной годовщины Бендерской трагедии, пишет "Ника-пресс". Он сказал, что в ответ на предложения в очередной раз поверить молдавским политикам, мы предлагаем посетить музей в Бендерах, посвященный событиям лета 1992 года. Конечно, Смирнов Воронину не указ, Смирнов для Воронина не авторитет, и нечего, так сказать, расписываться за весь народ... Но допустим, в Дубоссарах появятся агитаторы от ПКРМ и станут говорить там о будущем молдавско-приднестровском совместном счастье, их обязательно (обязательно, потому, что разговор-то предвыборный будет о политических настроениях) отведут к зданию местного Исполкома, где в 1992 году в результате дневного артиллерийского обстрела со стороны Молдавии погибло восемь человек. Фрагменты их тел собирали потом среди битых камней и пыли, снимали с веток деревьев. Следы от осколков на стене до сих пор не заштукатурены - как напоминание. Скажут им в ответ кишиневские политгонцы: эдак мы никогда не решим общую беду-проблему. Но не так. От Молдавии здесь, да и везде по всему Приднестровью ждут, как минимум, покаяния за дела в 1991-1992 годы. И если даже Воронин, считают в основной массе активных избирателей, (здесь слово "даже" важнейшее не только по интонации, но и по сути) не хочет покаяться за грехи (ну, пусть ошибки) своих предшественников, то, значит, и он их не осуждает.

А Воронин продолжает фантазировать о "приднестровских перспективах", которые как никогда близки, продолжает "Ника-пресс". У него и трибуна для озвучивания идей объединения страны есть, и благодарные слушатели - международные посредники, гаранты, наблюдатели. Представители великих в нешуточном смысле слова стран (Россия, США, Украина) и могучего Евросоюза, собранные в "пятерку" экспертов и усердно записывающие за президентом Молдавии его мысли, - чем не политическая удача для Воронина - руководителя самой бедной и самой (появилась недавно и такая оценка) несчастной страны в Европе. По какому еще другому случаю представится возможность блистать пред сильными мира сего!

Причины фантазий Воронина - из "иной оперы", но также просты, пишет "Ника-пресс". Предложить самую дохлую идею, будто бы способную приблизить решение проблемы, затем дождаться, когда ее в Тирасполе не примут, а в Кишиневе резко раскритикуют, сделать вывод о заговоре "антимолдавских сволочей", готовых "остановить нас на пути к воссоединению Молдавии". Именно так и никак иначе предложила в начале текущего года печатный орган ПКРМ газета "Коммунист" относиться к тем, кого "для простоты она называет "антикоммунистами", и кто "активно бурлит, когда в приднестровских делах обозначается прогресс". На деле же за все годы у власти коммунисты-воронинцы не предложили ни одного жизнеспособного и реалистичного проекта урегулирования. И выходит, что "просто "антикоммунисты" и "антимолдавские сволочи", "останавливающие их на пути к воссоединению", сильны, раз так успешны на протяжении почти восьми лет. Или слабы, в том числе и на голову, коммунисты?

Зато нафантазировались они во главе с Ворониным вволю, продолжает "Ника-пресс". Вершиной фантазий о "приднестровских перспективах" красной власти Молдавии следует считать заявления министра реинтеграции Шовы о намерениях построить через Днестр мост, причем в самой широкой его части - в районе Дубоссарского водохранилища. Это чтобы соединить малые молдавские земли левобережья, находящиеся под юрисдикцией Кишинева, с матерью-родиной. Зачем? Чтобы проезжать туда напрямую, не пересекая посты проклятых сепаратистов и надоевших российских миротворцев. Фантазии Шовы также предполагали, что почти километровое сооружение будет возведено за счет зарубежных партнеров Молдавии. Сюда же отнесем попытки на практике осуществить фантазии о приведении на должность президента ПМР кишиневского ставленника, завиральные идеи Воронина организовать бунт на "приднестровском корабле"; это же его слова, обращенные к приднестровцам: "...Сколько еще вы будете позволять, чтобы вами манипулировали", чтобы "распоряжались судьбами, жизнью ваших детей и родителей".

Было в опыте кишиневских фантазеров и распространение информации, полученной из источников в МГБ ПМР - это о планах местных чекистов отстрелять политических противников Смирнова, пишет "Ника-пресс". А "грязная бомба", которую готовы взорвать сепаратисты, а гуманитарная катастрофа в левобережных селах, контролируемых Кишиневом... И сюда же мечты-фантазии о каком-то всеобщем документе по безопасности для Молдавии - то ли пакте, то ли декларации, которую должны были бы подписать великие державы, чтобы закрыть приднестровский вопрос во веки веков, и коротко просуществовавшие планы добиться от мирового сообщества подтверждения "великого молдавского нейтралитета".

Есть один общий признак всей этой муры, которой занимались разгильдяи из воронинской администрации и сам Воронин вместе с ними, продолжает "Ника-пресс". Как только появлялась какая-то идея о реинтергации, сразу становилась ясно: грош ей цена, неосуществимо ни то, ни другое, ни сто сорок восьмое. Какие-то совместные выборы, какие-то квоты для приднестровцев... А вот еще новые фантазии - Воронин объявил о создании фонда для финансовой поддержки всех практических начинаний в реинтеграции, которые в свою очередь должны укрепить меры доверия сторон. Фонд, согласно молдавским традициям, планируется пополнять и за счет зарубежных источников. А теперь подумаем, до каких вершин дошла фантазия Воронина, и до какой степени он не в курсе приднестровских дел (или опять же считает всех вокруг не просто идиотами, но идиотами продажными), что считает возможным говорить о достижениях доверия между конфликтующими сторонами при помощи финансовой поддержки - да еще и зарубежной. Не будет никакого фонда. Будет другое - конец фантазиям, подводит итог агентство.

После того, как коммунисты повернулись лицом к России, в Кремле поняли, что, независимо от досады на власти в Кишиневе, они имеют теперь единственный шанс решить приднестровскую проблему по удобному для России сценарию, пишет Infotag. Более благоприятной конъюнктуры Москва может никогда больше не получить. Так, на фоне очевидного улучшения молдавско-российских отношений разблокирован процесс переговоров Кишинев-Тирасполь. Хотя они протекают трудно, дела мало-помалу продвигаются.

Министр реинтеграции Молдавии Василий Шова признал, что в настоящее время обсуждается проект документа, который предусматривает предоставление Приднестровью статуса республики, квоты представительства в молдавском парламенте (с правом вето), определенные полномочия во внешней политике страны, продолжает Infotag. Это довольно привлекательные для Тирасполя уступки, да и для России. Она хотела бы видеть такое Приднестровье, которому дозволено сказать свое веское слово во внутренней и внешней политике Молдавии. Шова признал также, что бывший министр иностранных дел Приднестровья Валерий Лицкай затягивал переговоры. Случайно или нет, но последовала отставка Лицкая. Все это свидетельствует о том, что в отношении приднестровского урегулирования идет напряженная работа. И, хотя всех уверяют в том, что окончательное решение будет принято только в формате переговоров "5+2", ясно, что Кишинев и Тирасполь ведут переговоры под внимательным присмотром России.

Исходя из этого, уже сейчас можно сделать некоторые выводы о возможном поведении России перед парламентскими выборами в Молдавии 2009 года, продолжает Infotag. Во-первых, следует отметить, что вероятнее всего в расчет берется возможное представительство Приднестровья в молдавском парламенте в пределах одной пятой его состава. Согласно неофициальным данным, проект документа о приднестровском урегулировании, который обсуждается в настоящее время, предусматривает, что у Приднестровья должно быть 18-19 депутатов из 101. Это означает, что Москва изначально будет иметь сильную (официально или неофициально) фракцию в молдавском парламенте, которая могла бы сотрудничать с другими пророссийскими фракциями в деле продвижения интересов России.

Приднестровские депутаты могли бы оказаться в парламенте даже в условиях, если до выборов не будет найдено решение приднестровской проблемы в целом, пишет Infotag. И снова, согласно неофициальным данным, они могли бы баллотироваться по спискам ПКРМ. Для коммунистов это хорошо, так как за счет участия населения восточных районов Молдавии в выборах можно было бы восполнить часть потерь своих сторонников. В последние два-три года такие потери у коммунистов были в связи с проведением курса на европейскую интеграцию, а также сотрудничеством с радикальной в свое время оппозицией - Христианско-демократической народной партией. Для приднестровцев тоже хорошо иметь своих депутатов в молдавском парламенте, так как они могли бы, тем самым, продвигать свою точку зрения на самом высоком уровне. России это выгодно, потому что, независимо от дальнейшего поведения коммунистов, у нее было бы определенное число сторонников в молдавском парламенте, подводит итог агентство.

Молдавия - ЕС: "Брюссель не может оказать давление на коммунистические власти во избежание риска переориентации Кишинева на Россию"

Как соседствующее государство Украина играет важную роль в геополитической, энергетической, экономической и др. безопасности Республики Молдова, пишет интернет-издание Azi.md. По причине этой взаимозависимости мутации на уровне внутренней и внешней политики Украины способны затронуть молдавские интересы, приоритеты и перспективы. Исходя из этих же соображений, успехи Украины в различных областях могут придать весомость и позиции РМ по различным вопросам. Эти формулы работают, в частности, когда речь идет о проектах, связанных с европейской интеграцией. Следовательно, сближение Украины и ЕС может не только улучшить положение РМ, но и обусловить ряд опасностей и трудностей. Вместе с тем, утрата пропуска в "европейский клуб" Киевом является также сильным ударом по европейским перспективам Кишинева. Учитывая эти обстоятельства, молдавская внешняя политика и дипломатия обязаны принимать во внимание украинский фактор при формулировании тактик и стратегий внешней политики, особенно связанных с европейской тематикой.

Дальновидность, динамичность и плодотворность, характеризующие действия Украины в отношении ЕС, крайне важны как для региона в целом, так и для РМ в частности, продолжает Azi.md. Однако эти процессы вырваны из геополитического контекста интеграционных процессов, характерных для Молдавии. Так, переговоры о заключении нового соглашения о сотрудничестве с ЕС были начаты Украиной еще в марте 2007 года. Под напором интенсивного и стабильного диалога со стороны Киева уже в ходе саммита ЕС-Украина, который состоится в сентябре этого года, ЕС может утвердить политический пакет соглашения между Украиной и европейским сообществом, а до начала 2009 года дать зеленый свет по экономическим вопросам будущего соглашения. Вместе с тем, Киев может завершить переговоры о режимах приграничного сотрудничества со всеми соседними странами-членами ЕС.

В отличие от Украины, РМ, вследствие противоречий, искусственно созданных нынешним правительством, до сих пор не подписала Конвенцию о малом приграничном трафике со своим единственным соседом, входящим в ЕС - Румынией, пишет Azi.md. Кроме того, РМ, по крайней мере, на один год отстала от Украины с началом переговоров об определении новой правовой основы своего сотрудничества с Брюсселем.

Вопреки тому, что Киев регулярно подвергался критике со стороны европейских официальных структур за многочисленные политические кризисы, повторяющиеся с незавидной регулярностью, Украина сумела отстоять свои интересы в диалоге с ЕС, благодаря однозначной политической воле, сформировавшейся после "оранжевой революции" 2004 года, продолжает Azi.md. Кишинев же повторить этот опыт пока не в состоянии. Первым препятствием является слабость политической воли и/или безразличие нынешнего руководства страны к призывам ЕС и международного сообщества в целом. Слабость, проявляемая властью, выражается как в ее нежелании продвигаться по пути европейской интеграции, так и в ее неспособности в разумные сроки гарантировать неограниченную работу демократических институтов, соблюдение всех без исключения прав человека и независимость средств массовой информации в РМ. Вместе с тем, если отойти от открытой и серьезной критики со стороны европейских официальных структур, которая сильно изобилует в последнее время, правящие круги РМ продолжают двигаться в неверном направлении в вопросе европейской интеграции. Попытки обойти молчанием эти изъяны могут перерасти в разрушение процессов европейской интеграции, к которой стремится РМ. Таким образом, любое проявление упорства при отсутствии видимого прогресса может окончательно дискредитировать молдавское руководство, что отрицательно скажется на переговорах о заключении нового соглашения о сотрудничестве.

Если в случае Украины у Брюсселя есть четкая уверенность в перспективе продолжения демократических реформ, то в отношении РМ присутствует все возрастающие сомнения в связи с возможным продолжением распада демократической среды, пишет Azi.md. Как бы ни пытались власти РМ заявлять о том, что вопрос европейской интеграции не имеет отношения к выборам, их поведение и риторика говорят об обратном. Монополизация выступлений на тему необходимости ускорить подписание соглашения о сотрудничестве с ЕС до выборов 2009 года свидетельствует о явном стремлении нынешнего режима политизировать ее в ближайший период. Даже Брюссель не может оказать давление на находящихся у власти коммунистов во избежание риска возможной переориентации РМ в сторону России. Финансовая помощь могла бы стать сильным аргументом в диалоге с Кишиневом, но согласно Европейской политике добрососедства (ЕПД) выделение средств из европейских фондов на стабилизацию и обеспечение безопасности государств Восточной Европы является насущной внешнеполитической задачей ЕС. Вот почему ЕС не может рисковать, ограничивая предоставление этих средств или блокируя их в случае РМ. Во-первых, для того чтобы не разочаровать нынешнюю власть, которая может окончательно повернуться в сторону России. Во-вторых, из-за стратегических задач ЕС по созданию круга стабильных, дружественных и, по возможности, демократических государств вдоль своих внешних границ.

Вместе с тем, продвижение Украины по пути европейской интеграции может иметь глубокие синергетические последствия для остальных государств региона, и в частности для РМ, пишет Azi.md. Усиление этого воздействия могло бы стать реальной целью Восточного партнерства, Синергии Черного моря, но особенно ЕПД, которая наряду с укреплением отношений между Украиной и европейским сообществом на базе возможного Соглашения о присоединении будет способствовать постепенной интеграции остальных государств Восточной Европы (за исключением России и, возможно, Белоруссии) в европейское пространство. В настоящее время Брюссель намерен распространить в государствах Восточной Европы украинскую модель создания Зоны свободной торговли с ЕС. Следовательно, тот же принцип можно было бы применить и в случае политического диалога между Киевом и Брюсселем.

Сегодня Украина, вопреки свом огромным размерам и проблемам, которые могут возникнуть в процессе сближения с ЕС, пользуется у Евросоюза большим доверием, чем РМ, продолжает Azi.md. Такое положение дел также может быть следствием широкой поддержки, которой пользуется Украина среди стран-членов ЕС (Прибалтика, Вышеградская группа, Румыния, Франция и пр.). Важную роль в этом смысле играет Польша, которая использует свои рычаги влияния в рамках ЕС (Лиссабонское соглашение, поддержка военных масштабов ЕС, переговоры по Средиземноморскому партнерству) для привлечения в ряды сочувствующих Украине таких стан, как Франция, Германия и пр. Своим прогрессом Украина также обязана тому, что она самостоятельно формулирует свою позицию и внешнюю политику в строгом соответствии с национальными интересами. В отличие от нее, РМ ищет поддержки в процессе европейской интеграции у любого европейского государства лишь для того, чтобы продемонстрировать свое пренебрежение к Румынии. Вместе с тем, Кишинев не проявляет инициативу и прагматизм в определении своих внешнеполитических задач и предпочитает лишь реагировать на инициативы ЕС либо отдельных европейских государств.

Тем не менее, дальнейшее продвижение Украины по пути европейской интеграции может иметь и некоторые отрицательные последствия для РМ, если нынешнему режиму удастся удержаться у власти после выборов 2009 года, пишет Azi.md. Укрепление отношений между Украиной и ЕС в экономической сфере может иметь неприятные последствия для экономики РМ. Если производство украинских хозяйственных субъектов будет приведено в соответствие с европейскими стандартами качества, РМ потеряет важные рынки сбыта в ЕС, даже несмотря на все выгоды, которые предоставляет режим Автономных торговых преференций. РМ также может пострадать в результате того, что помощь, которую ЕС оказывает Восточной Европе, будет перенаправлена исключительно на модернизацию и европейскую интеграцию Украины. Учитывая тот факт, что Киев в значительной мере руководствуется европейским опытом Польши, он, вероятно, переймет и положительный опыт освоения и использования европейских фондов. Эта проблема еще более остро встанет перед РМ, если она не откажется от дальнейшего нагнетания напряженности в отношениях с Румынией и не заложит основы молдавско-румынского европейского партнерства.

Молдавия могла бы быть включена в одну из этих схем наряду с Украиной, как по причине территориальной близости, так и благодаря региональным европейским проектам (Совместному плану действий Румыния-Молдавия-Украина, Совместной программе сотрудничества стран Черноморского бассейна и пр.), которые связывают оба этих государства, продолжает Azi.md. Если подобный сценарий будет реализован, РМ может воплотить в жизнь свое стремление к европейской интеграции в полном соответствии с европейскими перспективами Украины, подводит итог издание.

Межцерковное противостояние: "Конфликт в "Бессарабской митрополии" спровоцирован Москвой"

От отсутствия связей между Митрополией Молдавии (ММ) и "Митрополией Бессарабии" (МБ) теряют обе митрополии. Об этом заявил в передаче Post-factum на телеканале Euro-TV вице-председатель Христианско-демократической народной партии (ХДНП) Влад Кубряков. Как передает Infotag, он сказал, что лучшим вариантом для урегулирования ситуации между митрополиями на данном этапе было бы "проявление терпения и спокойствия".

Кубряков, который долгое время является советником МБ по внешним связям, считает, что "наличие в Молдавии двух митрополий, которые не признают друг друга и не имеют между собой контактов, является реальностью, с которой нужно считаться". "Каким бы сложным не представлялся данный узел, он требует развязки", - говорит Кубряков, отметив, что, "несмотря на отсутствие контактов руководства митрополий, на уровне священников и прихожан они есть". (Infotag)

Кубряков, возглавляющий фракцию ХДНП в парламенте Молдавии, сказал, что конфликт в МБ во многом спровоцирован патриархией Москвы, которая, по его мнению, "не может успокоиться и смириться с фактом регистрации в Молдавии Бессарабской Митрополии, подчиняющейся Румынской Православной Церкви, а не Русской Православной Церкви, как Митрополия Молдавии". По словам Кубрякова, в Молдавии нашлись политические силы и средства массовой информации, которые всячески подогревают конфликт в Бессарабской Митрополии. Он считает, что "конфликт вызван действиями нескольких десятков священников, которые не желают подчиняться ее руководителю Петру Пэдурару, и требуют его отставки". Он полагает, что попытки извне задушить МБ в Молдавии провалились. "Теперь делается попытка достичь этой же цели, но уже изнутри, за счет раскола единства священников МБ", - сказал Кубряков. (Infotag)

По его словам, возможность урегулирования ситуации между двумя митрополиями - Молдавской и Бессарабской - с помощью их равноправной автокефалии не устраивает Русскую Православную Церковь (РПЦ). Кубряков сообщил, что высокопоставленный представитель РПЦ назвал идею Бухареста о предоставлении МБ автокефалии "румынской провокацией". (Infotag)

 

Хроники кризиса © Crisis Digest

Приближается свадьба? Зайдите на качественный свадебный форум на сайте "Счастливая свадьба".
Карта сайта, часть 1 | Карта сайта, часть 2 | Карта сайта, часть 3 | Карта сайта, часть 4 | Карта сайта, часть 5 | Карта сайта, часть 6 | Карта сайта, часть 7 | Карта сайта, часть 8 | Карта сайта, часть 9 | Карта сайта, часть 10 | Карта сайта, часть 11 | Карта сайта, часть 12 | Карта сайта, часть 13 | Карта сайта, часть 14 | Карта сайта, часть 15 | Карта сайта, часть 16 | Карта сайта, часть 17 | Карта сайта, часть 18 | Карта сайта, часть 19 | Карта сайта, часть 20 |