В отличие от большинства иностранных автомобильных рынков российский по итогам 2008 года ощутимо вырос. Однако в 2009-м его ожидает резкое падение
Фото: Alamy/Photas
Финал года для автопрома получился невеселым. На самом крупном мировом рынке - в США реализация легковых автомобилей упала ажна 18% (с 16 до 13,2 млн единиц). При этом ниже рынка оказались продажи крупнейших американских автопроизводителей: General Motors закончила год со снижением в 22%, продажи Ford и Chrysler упали соответственно на 20 и 30%. Как известно, в самом конце ушедшегогода после долгих дебатов правительство США согласилось предоставить находящимся на грани банкротства GM и Chrysler кредит в размере 17,4 млрд долларов, аменеджмент Ford отказался от госпомощи.
В Западной Европе спад продаж в целом был менее драматичным, однако все равноощутимым: суммарный объем реализации новых автомобилей в 17 странах Евросоюзасократился на 8,4% (до 13,56 млн штук). При этом в отдельных государствах снижениепродажбыло очень резким: так, в Исландии рынок упал чуть ненаполовину (на 43%), а в Испании - почти на треть (на 28,1%). Другие особенно сильно пострадавшие европейские страны - Ирландия (-18,6%) , Швеция (-17,3%) , Норвегия (-14,4%) и Италия (-13,5%). Вместе с тем в пяти государствах ЕС был отмечен незначительный, но все же рост: в Финляндии (+11%), Чехии (+8,4%), Португалии (+5,7%), Бельгии (+2,1%) и Швейцарии (+1%). Ну а лидером по объемам продаж на европейском континенте остается авторынок Германии, который по итогам года упал всего на 1,8% (до 3,09 млн новых легковых автомобилей).
Что касается крупнейших европейских производителей, то их продажи в Старом Свететакже снизились, хотя и не столь драматично, как у американских производителей в Штатах. Продажи Volkswagen Group в Европе упали на 4,2%, Renault - на 5,9%, Fiat - на 6,2%, BMW - на 3,7%, Daimler - на 6,2%, а самое большое снижение - на 9,1% - испытала группа PSA (Peugeot, Citroen).
Российские иномарки идут на обгон
На таком мировом фоне итоги года в России выглядят гораздо оптимистичнее: здесь продажи легковыхавтомобилейв ушедшем году выросли в количественном выражении на 14% (до 3,2 млн штук с учетом импорта подержанныхиномарок), в денежном -на 29% (до 6,5 млрд долларов, см. таблицу 1). Таким образом, Россия в 2008 году хоть и не стала, вопреки ожиданиям, самым крупным автомобильным рынком Европы, отдав это звание Германии, но сумелаобогнать Италию. Теперь в мировом масштабе российский авторынок занимает четвертое место, уступая помимо Германии лишь рынкам США, Японии и Китая. "Еще в серединеушедшего года мы ждали общего роста рынка на уровне 25-30 процентов, - отметил на специальной пресс-конференции Дэвид Томас, председатель комитета автопроизводителей Ассоициации европейскогобизнеса (АЕБ), президент Volvo Car Russia. - Однако, особенно в концегода, продажи ощутимо сократились. Напомню, в ноябре и декабре они упали соответственно на 15 и 10 процентов".
Драйверами роста рынка по-прежнему остаются иномарки: в товремя как продажи традиционныхроссийских марок автомобилей снизились на 9%, реализациямашинзарубежныхбрендов в среднем увеличилась на 26% (до 2 млн автомобилей). Приэтом четверть из них составляют иномарки, произведенные в России, рост продаж которых побил все рекорды: плюс 32% в штучном выражении и 57% - в денежном. "Мы считаемэтот результаточень важным, - подчеркнул на своей пресс-конференции Стенли Рут, партнер международной консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers. - Он означает, что план российского правительства развиватьпроизводство иномарок встране заработал и реализуется достаточно успешно".
Если говорить о расстановке сил среди игроков рынка, то, так же какипо итогам позапрошлого года, в 2008−м лидером продаж в России стала марка Chevrolet (235,5 тыс., рост 24%, см. таблицу 2), на второе место поднялась марка Hyundai (192,7 тыс., рост 30%), третье занимает Toyota (190 тыс., рост 31%).
Измененияв тройке лидеров связаны с падением маркиFord, которая со второй строчки в рейтинге 2007года сползла на четвертую (186,8 тыс., рост 6%). Понижение рейтинга наблюдатели связывают прежде всего с тем, что во второй половине ушедшего года завод Ford в России переналаживал линии для пуска еще одной модели-Ford Mondeo, в связи с чем замедлилось производство бестселлеракомпаниивРоссии - Ford Focus.
Тем не менее Ford Focus осталсясамой продаваемой в нашейстране иностранной моделью (93,5 тыс., даже несмотря на падение продаж на 4%). Далее следуют Chevrolet Lacetti, Renault Logan, Hyundai Accent, Toyota Corolla (см. таблицу 3). Наблюдатели особо подчеркивают, что четыре самые продаваемые иностранные модели (все, кроме ToyotaCorolla)производятся на российской территории.
Примечательно, чтобольшинство взлетов и паденийпродаж иномарок в минувшем годукакраз связаны с началом или прекращением производства автомобилей на территорииРоссии. Так, одними из самых заметных перемещенийврейтинге реализации иномарок сталипродажи FIAT (маркаскакнула c 22−го на 17−е место), а также SsangYoung (переместилась с26−го на 22−е место). Связаны эти позитивные изменениястем, что в 2008−м году вышли на полную мощность заводы компании Sollers, которая осуществляет сборку машин этих марок в России. На три строчки вверх (с 16−го на 13−е место) переместилась марка Skoda, благодаряначалу сборки на заводе группыVolkswagen под Калугой. Наиболее значительное падение продаж отмечено у китайского бренда Chery (минус58% и понижение с 13−го до 25−го места), которое вкомпании объясняютостановкой сборки китайских машин на заводе "Автотор" в Калининграде. Ну а самая впечатляющая динамика реализации по итогам года в России оказалась у японской Honda, которая с 12−го места поднялась на 10−е: у этой марки прирост составил фантастические 131%, прежде всего благодаря сверхпопулярным новым моделямCivicиCR-V , очередь на которые еще совсем недавно растягивалась на многие месяцы.
Если говорить о традиционных российских производителях, то самый крупный из них, АвтоВАЗ, отчитался о снижении продаж на 6% (622 тыс. автомобилей). Однакопредставителизаводауказывают на то, что такая динамика обусловлена падением реализации старых моделей, тогда как новые модели Lada в ушедшем году продемонстрировалихороший прирост: машин Lada Kalina было продано на 19% больше (94 тыс.), реализация Lada Priora подскочила почти на 40% (до 128 тыс.). Кстати, неснизился и экспорт российского автогиганта, оставшись на уровне 100 тыс. автомобилей.
Дорога в будущее
Что будет с мировым и российским авторынком в наступившем году? Пока прогнозы окрашены в мрачные тона. По самым скромным предположениям, мировые продажи упадут в среднем примерно на 8% - подобные заявления, в частности, сделали недавно аналитики канадского банка Scotiabank и топ-менеджеры ряда автопроизводителей.
В США экспертыговорят о возможном падении продаж на национальном рынке более чем на 25%, до 10 млн автомобилей. "Для американского рынка ушедший и будущий год станут очень драматичными, по итогам этих двух лет рынок сократитсяболее чем на треть, и всех его участников ждут тяжелые времена", - предупреждает Стенли Рут.
В Западной Европе предсказывается снижение продаж на уровне 16-20% (также до 10 млн), хотя есть прогнозы и более пессимистичные, утверждающие, что рынок Старого Света упадет минимум на четверть (см. "Четвертование рынка").
А чтоже Россия? На прошедшей недавно пресс-конференции Ассоциации европейскогобизнеса представители этой организации заявили, что российский рынок в2009 году упадет на 19% (до 2,4 млн автомобилей). Однакомногие эксперты называют такой прогноз слишком оптимистичным. Например, российское аналитическое агентство "Автостат" предсказывает падение на 27-35% (до 1,8-2 млн автомобилей). Приблизительно такие же цифрыназывает российская исследовательскаякомпания Russian Automotive Market Research. PricewaterhouseCoopers предполагает два сценария развития рынка: оптимистический, покоторому продажи упадут на 25%, до 2,3 млн штук, и пессимистический, по которому продажи рухнут на 50%, до 1,6 млн штук.
Среди основных факторов снижения продаж в России автопроизводители называют в первую очередь повышение цен на новые машины, обусловленное прежде всего девальвацией рубля, а также увеличением с январяэтого года таможенных пошлин нановые и подержанные иномарки. "Мы не приветствуем решениео повышении пошлин на машины в России и не считаем, что они будут благотворно влиять на развитие российского автомобильного рынка, - в очередной раз подверг критике это решение властей представитель АЕБ и концернаVolvo Дэвид Томас. - Нам говорят, что это временная мера, однако, например, в Великобритании есть законы, которые были приняты в 1966 году, они назывались временными, но действуют до сих пор". Аналитики агентства "Автостат" подсчитали, что из-за введения пошлин новые, не производимые в России иномарки уже подорожали с начала января в среднемна 7%. АЕБпредсказывает, что всамое ближайшее время ценына новые машины вырастут на 10%, представители Russian Automotive Market Research говорят о 20%.
Другой фактор торможения продаж - ставшие менее доступными потребительскиекредиты. "Мы видим, что сейчас многие потребители хотят купитьавтомобиль, но не могут этого сделать из-за завышенных процентных ставок по кредиту, - говорит Мартин Ян, вице-председатель комитета автопроизводителей АЕБ, генеральный директор Volkswagen Group Rus. - Российское правительствовыделяет деньги для решения этих проблем, однако пока они реальноне доходят до рядовых покупателей". Тему продолжает Татьяна Арабаджи, директор исследовательской компании Russian Automotive Market Research: "Мы ожидаем, что средняя процентная ставка по кредитам сохранится в наступившем году науровне 20-25 процентов. Из-за этого доляпродаваемых в кредит автомобилей сократится почти вдвое - с нынешних 50 процентов до 25-30 процентов от общего числапроданных новых машин".
Одновременно в наступившем году на рынке будет увеличиваться доля произведенных в России автомобилей как отечественных, так и иностранных марок. Это связано с тем, что на них не распространяются пошлины, кроме того, правительство РФ уже приняло решение субсидировать процентные ставки по кредитам на те машины, которые производятся внутри страны и стоят меньше 350 тыс. рублей. Наконец, автозаводы на российскойтерритории будут получать преимущества от девальвации рубля. Впрочем, пока такие перспективы роста омрачают намерения мировых автоконцернов: некоторые из них из-за глобального кризиса объявили о пересмотре планов запуска своих мощностей в России. В частности, на более длительный срок откладывает введение предприятия в России Suzuki, о задержке пуска в эксплуатацию второй производственной линии в РФ заявилаToyota.
Маркетологи также предсказывают, что из-за стремления покупателя сэкономить в2009 году снизится и средняя цена машины в России - с нынешних 21 тыс. долларов до18-19тыс. - и спросом будут пользоваться модели в более скромных комплектациях. Одновременно ожидается, что в 2009−м нагод-два увеличится средний срок эксплуатации автомобиля, что, с одной стороны, будет способствовать снижению продаж, а с другой- благотворно скажетсяна развитиирынка автомобильного ремонта и сервиса.