Виген Акопян: Последний удар Буша по Кавказу и Европе
Две платформы
Мировой финансовый кризис - последний и самый чувствительный удар уходящей администрации Джорджа Буша по системе международной стабильности. Разрушительные последствия политики СШАвпоследнее десятилетие делают тщетными надежды на прежнюю американскую глобальную власть. Каждая попытка выправитьситуацию путём пересмотра решений администрации Буша приведет к ещё более сложным последствиям. Так, анонсированныйвывод американских войск из Ирака, которыйв дальнейшем обязательно потребует ухода из Афганистана, взорвет ситуацию в этом регионе, положит начало войны "всех против всех" в самом Ираке, в трансграничные конфликты втянутся Иран, Турция иплод усилий США - Курдистан. Это, в свою очередь, повлечёт ослабление региональных позиций Пакистана, Иордании и Израиля. Последним аргументомТель-Авива останется оружие массового поражения. "Доверие к США подорвано окончательно", - говорит премьер-министр РоссииВладимирПутин, понимающий, что развал мировой политической архитектуры, наступивший после признания Косово, и коллапс финансовой системы актуализировали юмористическуюпо форме, но трагическую по содержанию формулу: "спасение утопающих - делорук самих утопающих". А пока "специалист" по России Кондолиза Райс на обломках собственной теоретической империиот Тенгиза до Плоцка всё ещё выстраивает страны и народы в новые "оси" и комбинации, разворачивается международная дискуссия о создании платформ безопасности в Европе и на Кавказе.
8 октября на Конференции по мировой политике в Эвиане президент РФ Дмитрий Медведев озвучил пять принципов нового Договора о европейской безопасности. Впрочем, призыв Москвы переформатировать систему европейской безопасности был вынесен на международную повестку еще до войны на Кавказе, в частности им был сопровожден выход России из ДОВСЕ.
Несущими элементами европейскойинициативы Москвы являются гарантии обеспеченияравнойбезопасности государств (недопустимости обеспечениясвоейбезопасности за счет других, действий в рамках любых военныхсоюзов или коалиций и развития этих союзов в ущерббезопасности других участников договора), а также установление базовых параметров контроля над вооружениями. Инициатива России резко диссонирует с процессами на Украине - узловой с точки зрения европейской безопасности стране. НамерениеКиева обеспечить свою безопасность в ущерб России, то есть за счет расширения НАТО - лишь деталь в общей стратегии подрыва российских позиций.
Старт масштабной политической дестабилизации на Украине был дан послеинтенсивныхконсультаций в Вашингтоне. Президент Виктор Ющенко посетил США дважды за короткий период времени, после чего подписал закон о роспуске парламента и досрочных выборах. Важно отметить, что Ющенконарочито увязывает свои решения с якобывнешнимиугрозами безопасностии территориальной целостности Украины. В основу публичных обвинений украинского президента в адрес украинского же премьер-министра легли "грузинские мотивы" (впрочем, ониоказались скандально ущербнеедля президента), Черноморский флот и отношения с Россией.
В унисон Ющенко действуют националистические организацииУкраины, уверенно анонсирующие войну в Крыму, а также представители США и НАТО, говорящие об "угрозе" увеличения числа российских граждан наполуострове (но игнорирующие при этом геометрический рост числа граждан Румынии на украинской Северной Буковине и в Молдавии). Таким образом, очевидно, что внутриполитическая дестабилизация на Украине будетсопровождаться попытками перекинуть кризис за пределы страны. И вряд ли кто верит, что такое безумие могло родиться на Украине без помощи советологической акушерки. "Война в Крыму обязательно будет", - отвечает на стабилизирующую инициативу Медведева лидер радикальнойпартии"Братство" Дмитрий Корчинский. "Мы будем наблюдать то, что мы наблюдали в Абхазии, Приднестровье, Южной Осетии", - говорит он. МВД Украины заявляет о существовании плана дестабилизации ситуации в Крыму, который носит условное название "300 спартанцев" и направлен против Черноморского флота России. Как заявил главаМВД Юрий Луценко, он разработан консультантом Секретариата президента Ющенко. Усилия Ющенко по привязке кавказского кризиса к Украине вовсе не случайны и давно спрогнозированы. События в Грузии не могли не отразиться на Украине, точно так же, как падение первой кости в аккуратно выстроенной ленточке домино-обязательно ведет к падению второй. На наших глазах "линия сдерживания" становится линией агрессивного наступления.
Между тем, выдержавшая подчеркнутый нейтралитет в период военных действий в Южной Осетии, Турция выступила с инициативой создания пятисторонней (Турция, Россия, Грузия, Азербайджан, Армения) Платформы стабильности и безопасности на Кавказе. Инициатива была озвучена турецкимпремьер-министромилидером правящей партии РеджепТайипЭрдоганом в Москве и получила одобрение последней.
Осторожность, проявленная турецкой стороной в вопросе развертывания американского военного присутствия в бассейне Черного моря, вызвала мгновенную реакцию США. Американскийаналитик Зейно Баран - супруга представителя Райс в этом регионе Мэтью Брайзы - со страниц The Wall Street Journal оформила в адрес Турции следующий вопрос: "Поскольку сегодня все больше американских кораблей на полных парах идет в сторону Черного моря, приходит время выбора для Турции - станет ли Анкара на сторону своего союзника по НАТО США, пропустив дополнительное количество американских боевых кораблей в Черное море на помощь Грузии, или она предпочтет Россию?". Перед лицом российско-турецкого компромисса Зейно Баран вспоминает армянский геноцид и "аннексию" Азербайджана Советами (но забывает упомянуть предшествовавшую ей фактическую аннексию Азербайджана Турцией и Великобританией).
Сам Брайза, уступавший после уничтожения Цхинвала по активности пропаганды грузинского взгляда на вещиразве что Михаилу Саакашвили, продолжает активно игратьна стороне Азербайджана в урегулировании нагорно-карабахского конфликта. Глобальные разногласия между США и Россией, давшие повод для разговоров о кончине Минской группы ОБСЕ по мирному урегулированию карабахского конфликта, только активизировали работу американского сопредседателя в этом совместном с Россией посредническом формате. На фоне тотального молчанияроссийского партнера Брайзы ЮрияМерзлякова позиция США в карабахском урегулировании формирует стержень переговорного процесса, прямо конкурируя стурецкой платформой.
Два посредника
Война в Южной Осетии и итоги этой войны не только не способствовали разрядке ситуации, но и укоренили разделительные линии на Южном Кавказе, остро обнажив еще одну угрозу - возможность армяно-азербайджанского конфликта с участием России и Турции. Важно подчеркнуть, что, отягощенные историческимии юридическими обязательствами, Москва и Анкара лишены возможности в случае войны самоустраниться из процесса так, как США сделали это в момент разгрома построенных на ихденьги вооружённых сил Грузии.
На сегодняшний день вокруг карабахского процесса наблюдаются две тенденции- активизация Турцииизатухающая иоттогопредельно прямаяикрайне агрессивная линия США.
Активность Турции (визит турецкогопрезидента Абдуллы Гюля в Ереван)удостоилась, мягко говоря, глухого молчания Азербайджана, всегдаревностно воспринимающего любое известие о возможности потепления армяно-турецких отношений. Именно на стороне Баку и выступил американский сопредседатель МГ ОБСЕ и главный адвокат Саакашвили МэтьюБрайза. В интервью BBC он заявил, что в процессе урегулирования карабахского вопроса осталось несколько "мелких проблем". При этом Брайза подчеркнул, что "с юридическойточкизрения, по закону, Нагорный Карабахявляетсячастью Азербайджана", призвавАрмению согласиться с этим. Остается только догадываться, какиеещепроблемы останутся после того, как Ереван последует совету Брайзы и признает принадлежностьНагорного Карабаха Азербайджану. О чем вообще будут говорить после этого стороны? И останется ли какой-либо смысл для существования Минской группы? Или ей надо будет последовать за своим сопредседателем - и сложить полномочия перед новой администрацией США?
Провокационная откровенность Брайзы столь же не случайна, как и статья его супруги о турецком выборе. США предлагают Азербайджану страховку на случай турецко-российского консенсуса, однако в Баку не могли не заметить, чем завершилась американская опека для Грузии. Вместе с тем, своим признанием Брайза априорисжимает маневр Еревана исключительно до пределов капитуляции.
Говоря о нескольких "мелких проблемах", стоящих на пути урегулирования нагорно-карабахского конфликта, Брайза фактически вторит министру иностранных дел России Сергею Лаврову, который после посещения Анкары и Еревана также выступил с рядом тезисов. С тем лишь отличием, что Лавров детализирует одну из таких "мелких" проблем: "прежде всего, речь идет о Лачинском коридоре". Детально описав все "ужасы", которые терпит Армения врезультате блокады со стороны Турции (собственно, независимая Армения с её стороны никогда и не знала ничего лучше блокады, а хуже - знала), Лавров заявил: "как только нагорно-карабахское урегулирование станет фактом, Турцияготовабудет помочь Армении установить нормальные связи с внешним миром". Глава МИД России считает, что проблемы, которые испытала Армения в ходе кризиса вокруг Южной Осетии, преждевсеготрудности с бесперебойнымтранзитом черезГрузию, показывают абсолютную необходимость и срочностьскорейшего урегулирования карабахскогоконфликта.
Итак, роли поменялись. Если раньше за скорейшее налаживание отношений между Турцией и Арменией выступали США, - прямо и жёстко лоббируя открытие армяно-турецкой границы на любых турецких условиях - сегодня это делает Россия. Налаживание это видится главе МИД РФ следующей стадией после решения нагорно-карабахского конфликта. В этом собственно и состоит суть турецкой платформы- сначалаурегулирование конфликта, затем платформа безопасности в виде налаживания дипломатических отношений, открытия границ и восстановления сообщения. Однако глава российской дипломатии забыл уточнить, кто будет гарантировать безопасность всей этой схемы -Турция, Россия, или, может быть, США? Если Армения согласится не трогать проблемустатуса Нагорного Карабаха в ближайшие десять-пятнадцать лет, в условиях долгосрочной коммуникационной изоляции России от Южного Кавказа (вот уже несколько лет Россия не открывает сухопутное сообщение с регионом через грузинские КПП, а после войны не действует ипаром "Кавказ-Поти"), турецкоевлияние здесь будет волнообразно нарастать. Лаврова такая перспектива вовсе не пугает. В интервью "Российской газете" он отмечает: "турки, по-моему, очень своевременно поняли уникальность этого момента, уникальность, которая позволяет им обозначить свое присутствие в этом регионе. Они непосредственные соседи Кавказа и одновременносторона, которая имеет хорошие отношения практически со всеми странами Кавказского региона (в отличие от России? - так и хочется здесь договорить этот странный, по крайней мере, в части турецко-армянскихотношений, комплимент Лаврова Турции- В.А.). Турецкая идея о том, чтобы именно странам региона подумать сообща о некоей платформе стабильности и сотрудничества на Кавказе, отражает опытность турецкой дипломатии". С последним тезисом вряд ли согласятся в Иране, длякоторого опытная турецкая дипломатия не нашла места среди стран региона.
Действительно, с главой МИД РФ хочется согласиться. Взаимоотношения Турции с Азербайджаном иначе как братскими не назовешь, да и грузинская армия окрепла и окрылилась во многом благодаря поддержке Анкары. Этот факт в последнее время в Москве стараются особо не акцентировать, демонстрируя на выставке грузинских трофеев из Южной Осетии лишь постный турецкий военный хлеб. Но кто может гарантировать армяно-турецкую дружбу после того, как Ереван сдаст все свои оборонные и стратегические позиции?Собственно и ведут её к этому шагу не путём взаимного разблокирования границ, а наоборот, принуждая к односторонним уступкам, в чем и состоит реальный смысл турецкой платформы. Главное, о чём так и не сказалв своём интервью "Российской газете" Лавров: отдавая дипломатическуюинициативу Турции, кому именно предлагает он отдать российскую военную базу в Гюмри, российскую собственность в энергетике, технологиях и коммуникациях Армении?
Две России
Генеральная доверенность на патронаж над регионом, которуюСергейЛавроввыписал Турции, открывает перед армянской стороной вполне прогнозируемые и отнюдь не радужные перспективы. С другой стороны, в свете предстоящего визита президента РФ Дмитрия Медведева в Ереван вырисовывается не вполнепонятная повестка - неужелиМосква иЕреванбудут обсуждать стабилизирующую роль Анкары в проблемеНагорного Карабаха? Здесь стоит напомнить формулировку, которую неоднократно и очень четко озвучивал сам президент России. В его видении, Москву устроит такое решениекарабахской проблемы, которое устроит все стороны конфликта -Азербайджан, Армению и Нагорный Карабах (подпись представителя Степанакерта стоит практически под всеми документами, подписаннымив процессе примирения сторон).
Ясно, что предел уступок Еревана ограничивается отказом от пояса безопасности - азербайджанских районов, граничащих с НагорнымКарабахом - взамен признания права армянскогонаселения края на самоопределение. Кроме того, в официальной позиции Армении закреплена невозможность вертикального подчинения Степанакерта Баку, наличие сухопутной границы между Арменией и Нагорным Карабахом (та самая "мелкая" проблема Лачинского коридора), а также безопасность населения края. Брайза, призывающий Ереван признать, что Нагорный Карабах является территорией Азербайджана, и Лавров, ставящийперспективу разблокирования Армении в прямую зависимость от статуса Лачинскогокоридора, лишают армянскую сторону всяческого маневра. Вряд ли кто-нибудь в Армении видит Турцию гарантом безопасности армян в Нагорном Карабахе. Не в поисках лиотдушины премьер-министр Армении Тигран Саркисян направляется в Вашингтон, где проводит переговоры с патентованным американским русофобом и "ястребом", автором новой фултоновской речи в Вильнюсе Диком Чейни?
Миротворческая активность Турции может быть приемлема для Армении исключительно в условиях активного гарантирующего и корректирующего участия России. В любом ином видеона может привести армянский народ к катастрофе. Обрисовывая перспективы армяно-турецкого примирения, любой представитель России просто обязан максимально подробно и четко оговорить роль Москвы в этомпроцессе, описать будущиезадачи российской военной базы и российских пограничников, оберегающих мир и спокойствие в этом регионе. Специально по этому поводудолжна быть оговорена гарантирующая функция ОДКБ. Здесь важно дать знать, что успешное отражение грузинской агрессии может и должностать не причиной для отступления из Армении, а наоборот - прелюдией к цементированию здесь своей позиции.
В свою очередь, Армения после президентских выборовв Азербайджане и нового электорального триумфа Ильхама Алиева рискует оказаться в цейтноте. Активность Турциине оставляет места внешнеполитическому лавированию между США и Россией, заставляя разве что настаивать на участии в региональной платформе Ирана. Давно и самостоятельно вычленив Нагорный Карабах изсвязки с Абхазией и Южной Осетией, Ереван лишил себя права пользоваться "косовским прецедентом". Вместо этого сегодняАрмения пытается поменять "шило намыло" - грузинский транзит натурецкий, но уже только при дополнительных уступках транзитеру. Уступив Грузии и не признав Южную Осетию и Абхазию (иначе и быть не могло), Армения оказалась передперспективойуступки Карабаха (а это - врядли приемлемая для неё перспектива). Поэтому признание Нагорного Карабаха до запуска турецкой платформы и без предварительных условий - единственный способ не потерять его в будущем. В этом сценарии Ереван может смело апеллировать к прецеденту, созданному СШАи Европой в Косово, поддержанному Россией в Абхазии и Южной Осетии. В противоположном случаекарабахская проблема будет решаться в "приднестровском" режиме - максимум сторон-участницпри минимуме возможностей для реального диалога.
По материалам: ИА REGNUM Опубликовано: 13 октября 2008