руппа ГАЗ планирует разместить четыре выпуска облигаций на общую сумму 20 млрд рублей для рефинансирования краткосрочных кредитов. Решение о выпуске ценных бумаг сроком обращения пять лет без права досрочного выкупа одобрил вчера советдиректоров автомобильного холдинга, говорится в официальном сообщении группы. Срокиразмещенияи потенциальных инвесторов ГАЗ не называет, поясняя, что облигации будут размещаться "среди ограниченного круга финансовых инвесторов".
Проблемы с ликвидностьюи снижение активностипродаж среднетоннажных грузовиков и"Газелей" в последние месяцыосложняют операционную деятельность ГАЗа ивынуждают компанию периодически останавливать главный конвейер Горьковскогоавтозавода. Кроме того, из-за финансовых трудностей подвопросом оказалось осуществление ряда перспективных проектовГАЗа, в частности запуск производства LDV Maxus в Нижнем Новгороде, выпуск среднего дизельного двигателя в Ярославле. Есть сложностии с реализацией нового легкового автомобиля Volga Siber: пока продано около тысячи автомобилей, большая часть - по заказу Сбербанка. У дилеров сегодня Volga Siber предлагается по специальным"новогодним" ценам.
Председатель правления группы ГАЗ Сергей Занозин неисключает падения EBITDA по результатам 2008 года на 50% - до315 млн долларов. Рентабельность EBITDA за десять месяцев этого года снизилась по сравнению с тем же периодом прошлого года с 11% до 9%. Аналитики считают нынешнее соотношение долг/EBITDA группы на уровне 1,6−1,7 допустимым, но если прогнозы компании оправдаются, этот показатель может составить 4,4, что сигнализирует о тяжелом положении холдинга.
Власти Нижегородской области на этойнеделеобратились в правительствоРФ с просьбой о предоставлении группе ГАЗ беззалоговых кредитов в размере 45 млрд рублей на пополнение оборотных средств [1]. Сама компания подала заявку в ВЭБ на госфинансирование вобъеме400 млн долларов для продолжения строительства завода дизельных двигателей в Ярославле. Премьер Владимир Путин уже сообщил о возможности господдержки проекта по производству среднего дизеля 530−госемейства [2], разработанногосовместнос австрийской компанией AVL. Вчера вовремя прямого эфирапремьереще раз отметил, что государствоготово входить в капиталы крупных компаний для их оздоровления, а затемвыходить из бизнеса. Среди возможных форм господдержки проектасреднего дизеля, по информации Министерства промышленности и торговли, рассматривается выкуп государством облигаций ГАЗа или финансовая помощь в обмен на акции.
Группа ГАЗ не первый автопроизводитель, который намерен привлечь оборотные средства за счет выпуска облигаций. АвтоВАЗ тожепредлагает ВЭБу купитьсвои облигации на сумму 20 млрд рублей. Решение покане принято, но тольяттинский завод получил от банка"Глобэкс"(принадлежит ВЭБу)3 млрд рублей на пополнение "оборотки". ФСФР зарегистрировала проспект эмиссии Sollers (бывшее "Северсталь-авто"). Аналитики полагают, что еслибудет принято решение о господдержке, облигации автопроизводителей выкупят крупные банки, которым даст на это денег государство.
Покупателями ценных бумаг автомобильных компаний, очевидно, могут быть прогосударственные банки - ВЭБ, ВТБ, Сбербанк. Доходность облигаций, то есть ставка, покоторой ГАЗ привлечет ресурсы, думаю, будетсопоставима с обычным банковским кредитом. Однако в отличие от кредита облигации являются более ликвидным инструментом: этотактив банк потом может заложить или использовать при получении других кредитов. Это могутбыть, в частности, ломбардные кредиты Центробанка, правила доступа к ним в последнее время стали более либеральными. Поэтому покупка облигаций для банков более выгодный вариант по сравнению с обычным кредитованием.