Слабость казахстанского рынка лизинга в сочетании с высоким спросом на услуги лизинговых компаний подталкивает иностранных игроков к экспансии на национальный рынок
Константин Когогин
Фото: Лиана Бахалова
Проблемы казахстанской экономики не отпугивают иностранных игроков от выхода на тутошний рынок. Напротив, в условиях турбулентности на финансовых рынках, недостатка предложения кредитазарубежныекомпании, имеющиедоступ к сравнительно дешевым деньгам, получают дополнительные шансы закрепиться на рынке РК, сохраняющем в целом свою привлекательность и рослыйплатежеспособный спрос. Так, минувшей весной на казахстанском рынке лизинга появился новоиспеченный игрок - "дочка" российской "Лизинговой компании КАМАЗ" ТОО "КАМАЗ-Лизинг". Как заявляют в самой компании, "рассчитывать на довольно стремительныйсчастливый момент проекта позволяют два фактора: во-первых , на рынке лизинга Казахстана наблюдается очевидный недочет предложений по финансированию приобретения техники - лизинга и кредита; во-вторых , "КАМАЗ-Лизинг" стал первым в этой стране лизингодателем от автопроизводителя". При этом, как поясняет босс "КАМАЗ-Лизинга" Константин Когогин, собственно аффилированность с заводомКАМАЗ не дает лизинговой компании особыхконкурентных преимуществ. Завоевывая рынок, она, скорее, рассчитывает на больше совершенные технологии работы, клиентоориентированный подход и предоставление дополнительногосервиса.
Уехали со стройки
- Константин Сергеевич, зачем вы решили вылезти наказахстанский рынок как раз сейчас, в отрезок времени турбулентности, или, как со всей откровенностью говорят многие - кризиса? Это попытка закрепиться на слабом покуда рынке или несложно свежий период развития коммерциала компании?
- Оба фактора. Российская фирма "КАМАЗ-Лизинг" была создана пять лет вспятьи в конце концов дозрела до выхода на международные рынки. Казахстан был выбран первым. Из стран СНГ - не считая, конечно, родную нам Россию - это наиболее продвинутаядержава с понятным стилем ведения бизнеса.
- Даже в сравнении с Украиной?
- В Украине мы в текущий момент также работаем, подготовили почвудля выхода на рынок. Но решили инициировать всеже с Казахстана. Этот план - тестовый. Мы наверностолкнемся тут с рядом проблем, которые мы удачно решим... или не решим. Исходяиз полученного опыта будем делать в Украине и других странах СНГ.
Вторая причина выхода в РК в том, что наши клиенты, потенциальные покупатели, начали сталкиваться с проблемами при финансировании сделок. Какраз из-за упомянутого вами кризиса. Банки сокращают кредитную занятие и неохотно дают кредиты на покупку машин. Клиентыговорят: мы сильно хотим достать вашу машину, но не можем этого сделать.
В любом случаемы ориентируемся на долгосрочную перспективу. Казахстан перешагнет современный кризис. Сегодняшниепроблемы - это и угроза, и возможность. У нас есть отработанные методы, хорошая ресурсная база. Хорошо поставлена служба с рисками - у нас самый-самый невысокий в России порядок неплатежей со стороны клиентов. Думаю, наши технологии помогут совладать с проблемами на местном рынке.
- Но обстановка на рынке все же как-то скорректировала ваши планы?
- Да. Если в последние годы продажи КАМАЗов росли, то сегодня динамика отрицательная. Мы проваливаемсяпо ряду позиций, связанных с рынками жилищного и дорожного строительства. Строители были нашими главными клиентами, позже - дорожники, опосля добывающие отрасли и прочие. Если в 2007 году мы продали казахстанцам рядом 5,5 тысячи машин (вместе с госзакупками - 7 тысяч), то на 2008 год делаем прогноз в 4 тысячи. И это уже будет что надо - рынокныне не тот, что раньше.
- Как приход лизинговой компании КАМАЗа должен сказаться на продажах грузовиков?
- В России с использованием лизинговых схем продается примерно 16% всех КАМАЗов, из них более половины сквозь ОАО "Лизинговая группа КАМАЗ". В Казахстане на 2008 год мыпоставили себе задачу реализовать возле 8% от общего объема продаж, это составит слегка более 300 автомобилей. Потом, конечно, эта доля будет расти. Мы ожидаем, чтов Казахстане доля продаж влизинг будет больше, чем в России. Притомчто в РФ зарегистрировано болеетысячи лизинговых компаний, там крайне мощный конкурентный рынок. Здесь, в РК, лизинговых компаний немаловажно меньше -активных неболее десятка. Но клиент существенно больше расположен к этому финансовому инструменту. Всего в Российской Федерации в лизинг продается 16-17% грузовиков всех марок, в Казахстане, по нашим данным, 17-19%. То есть на 3-4% больше.
- Тут рынок более развитый? Или на нем меньше денег?
- Вопрос сложный. Мое личное мнение, что вКазахстане до последнего времени такие инструменты, как лизинг или кредит, были значительно доступнее, чем в России. Российские банки и лизинговые компании строже относятся к клиентам, чем их казахстанские коллеги, предъявляют повышенные требования к финансовому состоянию клиентов.
Возможно, занятие ещё и в том, что в РК еле-еле==немногобольше налоговых льгот. В России лизинг больше похож на аренду. В Казахстане он болеевыгоден для клиента по налоговым льготам.
Рискованная простота
Константин Когогин
Фото: Лиана Бахалова
- Как бы вы в целом описали отличия российского и казахстанского рынков лизинга, кроме того что тут слабее конкуренция?
- Лизинг в РК не здорово отличается от рынка лизинга в РФ. Некоторые отличия есть в понимании того, что такое лизинг, но они не принципиальны. Главное различие - в России едвалегчепроводить финансовый анализ, вкалывать с рисками. Политика предыдущего президента Путина, работа властей с финансовыми институтами привела к тому, чтоучастники рынка начали перебегать из "серой" зоны работы в "белую", отказываться от небезупречных схем. В настоящее период выгоднобыть открытым, "белым и пушистым", это позволяет на равных новости разговорчик с государством и его структурами. Сегодня уже многие пришли к тому, что выжить смогут только те, кто живо использует в своей деятельности заемные капиталы. Привлекая средства в финансовых институтах, таких как банки, лизинговые компании, необходимобыть понятнымдля них и нетрудно прогнозируемым. Это позволяет обретать кредитные ресурсы на более выгодных условиях, тем самым достигатьбольших конкурентных преимуществи, как следствие, побеждать в конкурентной борьбе на рынке. Я уже не говорю о работесфондовым рынком, об IPO и облигационных займах, эти инструменты неизменно были особенно чувствительны к прозрачности компаний.
В Казахстане все это чуток менее развито. Более распространены не шибкопрозрачные схемы работы, по документам сложно оценить, сколь клиенты платежеспособны.
Впрочем, в России еще три-четыре года обратно было то же самое. Но мало закрутили гайки, надавили на коммерциал - и онперестроился. Финансовым институтам, кредитным организациям стало легче работать.
- Какие аккурат отличия в понимании того, что такое лизинг, вы имеете в виду?
- В РФ лизинг капельку более гибок, чем в Казахстане. Тут основное ограничение - сроки. Лизинговая сделка должнабыть рассчитана на срок не менее 30 месяцев. Все, что меньше - нерассматриваетсягосударством как лизинг и не дает никаких льгот по налогам. В России по-другому - срок сделки не важен. Ведь следом определенного срока эксплуатации - в среднем около четырех лет - расходы на поддержание работоспособности машины становятся сопоставимы с доходами, которые она приносит. А если эксплуатация грузовика идет в агрессивных условиях - в карьере, впустыне - то срок сокращается до двух-трех лет. Так что это ограничение по минимальному сроку сдерживает формирование рынка лизинга в Казахстане.
В России лизинговые компании оказывают намного больше дополнительных услуг. Например, наша компания проповедует идею "полнооперационного лизинга", это значит, что мы сами выполняем все операции по приобретению и эксплуатации техники. Сами страхуем машины, ставим на регистрацию в госорганах, проходимтехнический осмотр новых машин, получаем государственныерегистрационные номера. Согласитесь, что наши клиенты покупают "КАМАЗ" для того, чтобы возить на нем грузы, а не для того, чтобы гоняться по инстанциям, регистрируя машины, страхуя и так далее. Мы стремимся к тому, чтобы клиент, забирая машину с нашей стоянки, мог безотлагательно приступить эксплуатацию машины, не тратя времени на побочные действия. Также мы практикуем trade-in. Как правило, нашиклиенты уже имеют определенные паркитехникиибез затей обновляют изношенные машины. В результате клиенту не нужно вкладывать инвестиции в обновлениепарка. Все эти дополнительные инструменты мы хотим употреблять и здесь, в Казахстане.
- То есть условия работы в Казахстане для лизинговых компаний немного хуже, чем в России?
- Я бы так не сказал. Во всем есть свои плюсы и минусы. Скажем, в России запрещены лизинговые сделки с физическими лицами. А в Казахстане большое число "КАМАЗов" покупают именно "физики". Я подозреваю, что это представители малого и среднего бизнеса, которым выгоднее оформить машину на себя, а не на фирму. При этом банки неохотно кредитуют такие покупки. Местные лизинговые компании тоже на это идут неохотно. А мы, наоборот, хотим вкусить трудиться с этой категорией клиентов.
В России мы энергично работаем с муниципальнымипредприятиями. Они бойкоакционируются, выводятсяна самоокупаемость и используют лизинг. ВКазахстане пока такого нет. Местные органы власти закупают технику напрямую, без лизинга. Но, думаю, в скором времени ситуация должна измениться. Я вижу, что тот самый ход уже начат в Казахстане. Подтверждение этому - создание социально-промышленных корпораций, которым передаются госактивы для их эксплуатации частным бизнесом.
Основной упор рассчитываем произвести на компании малого и среднего бизнеса. По статистике эта группа клиентов самая надежная для лизинговой компании. Это общемировой опыт, и он находит подтверждение в России, уверен, что и в Казахстане будет так же.
- Вас непугает, что в Казахстане МСБ лишился доступа к кредитам и как раз он может быть наиболее уязвим? И события будут рскручиваться не по мировым лекалам?
- Сейчас у всех такие проблемы. Ну кроме, наверное, нефтяников. Особенно у строителей, дорожников. Власти заявляли о намерении сократить государственные расходы по большинству статей бюджета. Хотя я думаю, что до такого не дойдет. Хочется верить, что не в такойстепени все плохо. Я вечно общаюсь с множеством клиентов, и вижу, что многие компании перестроились, адаптировались к изменениям на рынке. Мои знакомыебизнесменыговорят, что они не начинаютновые суперпроекты, не то время, но текущие проекты прикрывать никто не собирается. Амбициозные планы, конечно, пришлось отсрочить на пару лет. Но в среднесрочной перспективе все достаточно спокойны и уверены. Что касается "КАМАЗ-Лизинга" , то я считаю, что мы сможем завладеть мировой объем рынка. Конечно, с большими рисками, чем два года назад.
- А нефтяники вас интересуют?
- Это увлекательный сектор. Мы планируем раскрыть вКазахстане четыре представительства, одно непременно будет в западныхнефтедобывающихрегионах. По нашим данным, они пока никак не отреагировали на кризисные явления. Положительная динамика продаж грузовиков сохраняется там по-прежнему. Правда, нефтяники пока без малого не работают с лизинговыми компаниями. Покупают все напрямую. Видимо, денег хватает. В России поступают так же. Но потому какзаемнымиресурсами выгоднее пользоваться, чем своими. И мы надеемся, что нефтедобывающие компании тоже придут к этоймысли.
- Насколько широкую линейку продуктов вы намерены предложить рынку? Будете ли реализовать только "КАМАЗы" или другую технику тоже?
- Учитывая кризисные явления в стройиндустрии, мыпереориентируемся состроительной техники на другие машины - Камскийавтозавод выпускает более 3 тысяч наименований продукции на шасси КАМАЗа. Поэтому мы пытаемся наладить поставки в Казахстан техники для коммунальных служб, для пожарных и так далее.
Планируем действовать и по некамазовской технике. Уже в текущее время работаем. На рассмотрении сделка по TOYOTA Land Cruiser 200. Один из клиентовсказал: мне нужна такая машина, ради чего я буду в другую лизинговую компанию обращаться? Конечно, отчего нет?
- Будете сбывать машины с местного сборочного производства?
- Конечно. Мы будем продавать любуютехнику КАМАЗа. И то, что другие производители делают на шасси КАМАЗа.
Как ухаживают за клиентом
- А кто тут ваши главные конкуренты? И посреди брендов грузовых машин, и среди лизинговых компаний.
- КАМАЗ постоянно был в РК самым сильным брендом. Исторически. До 2000−х годов наша доля была более 70%. Сейчасрынок развивается, нас теснят, например, по магистральным тягачам. Но мы все одинаково держим больше 55% рынка и не собираемся отдаляться дальше этой планки.
Исторически в военной сфере и в сфере добычи нефти использовались в основном "Уралы", которые завсегда были сильны своими вездеходными моделями. В настоящее моментКАМАЗ спроектировалотличные модели вездеходных полноприводых машин, нисколько не уступающих "Уралам" по своим качествам. Военные сегодня, насколько я знаю, на практике целиком перешли на камазовскую технику. То же самое наблюдается и в других сегментах.
Можно упомянуть "МАЗы". Они славно известны, но их доляна рынке СНГ невелика, и Минский автозавод практически исчерпал потенциал роста, заложенный еще в советские годы, а КАМАЗ - нет. В эпоху СССР Камский предприятие делал до 120тысяч машин в год. В прошлом году выпустил 53 тысячи, в этом намерен выпустить 58 тысяч. Так что потенциал роста есть.
Средибрендовгрузовиков наши главные конкуренты - это китайские автомобили. Невозможно не признать, что они значительно дешевле, чем российские или западные модели. Особенно это броско в сегменте строительной техники. И с каждым годом растет их качество, грузоподъемность и другие технические характеристики. У них есть единственный громадный плюс - низкая цена и колоссальный минус - отсутствие возможностей для ремонта, отсутствие запчастей и поддержанияавтомобиляврабочем состоянии. Китайские производители в Казахстане уже заняли свою нишу - по моим оценкам, она составляет около 30%рынка, и я не думаю, что она будет вырастать в ближайшее время.
- С кем конкурируете из лизинговых компаний?
- Да почти со всеми. Практически все местныеигрокифинансируютсделки, связанные с грузовой техникой, большая доля которой, как я уже говорил, "КАМАЗы". "Астана Финанс" благополучно работает с КАМАЗом -активная, весьмаразвитая компания ссовременными технологиями, я очень симпатизирую тому, как ведетбизнес эта компания. "БТА ORIX лизинг"очень обстоятельный игрок, имеющийотличную репутацию среди клиентов. Укомпании"БИПЕК Лизинг" КАМАЗ был одним из основных направлений...
- Насколько существенны конкурентные преимущества, которые вам дает близость к непосредственному производителю и доступ к зарубежным средствам?
- Наша узкая специализация позволяет нам лучше соображать потребности наших клиентов. Модельный стройОАО "КАМАЗ" до того широк, что немногие до конца знают, что можем совершить мы у себя на заводах, я уже не говорю о том, что не возбраняется разыскать средипродукции заводов производителей спецтехники. Краны, экскаваторы, планировщики на шасси КАМАЗ, машины для ремонта скважин и многое другое. Таким образом, нашисотрудникивечномогут поведать навалом нового о моделях именно вашей сферы бизнеса, будь то сельское хозяйство, добыча нефти илиразвозкахлеба по магазинам. Например, уверен, чтовы не слышали о том, что ОАО "КАМАЗ" запустил свежеиспеченный проект по производству трактора. Открытие производства этой линейкитракторовдолжно произойти 18 июня 2008 года. Экспериментальный стандартэтого трактора уже привезен в Казахстан и выставляетсяна различных выставках.
А собственно аффилированность с производителемпреимуществ не дает. Разве что вероятность применять при лизинговых сделках льготы по НДС. Так, держава разрешает предприятиям Казахстана закупать "КАМАЗы" по лизинговым сделкам без уплаты НДС. На самом деле этими льготами может употребитьлюбаялизинговая компания, легко для нас аффилированность сзаводом делает этот процессболее простым. Процедура приобретения техники без НДС для нас понятна, помощь завода имеется, и он берет на себябольшинство самых трудоемких процессов, таких как доставка и таможенная очистка.
Еще одно конкурентное превосходство - мы всю дорогу позиционируем себя как группу компаний. И можем оказать консультационную помощь. КАМАЗ - сложная структура, мы всегда готовы пособить клиенту во взаимоотношениях с дилером, с поставщиками запчастей и так далее. Проконсультировать.
Главным конкурентным преимуществом считаем комплексность подхода. Поясню, о чем речь. В России нередко сами получаем номера на машины, регистрируемтехнику в ГИБДД, делаем предпродажную подготовку.
Я не знаю, почему местные лизинговые компании до сих пор не предоставляют аналогичный сервис. Возможно, нетрудно не додумались до этого. Мы уже начали тут предоставлять машины "под ключ", и клиенты очень довольны и удивлены- они не привыкли, что лизинговые компании ведут себя подобным образом, ухаживают за ними.
- Как будет организовано финансирование сделок? Будете ли привлекать местные финансовые ресурсы?
- У нас несколько источников финансирования. В том числе иместные. Основная доля, конечно, это российские деньги, это и понятно, оттого что "КАМАЗ-Лизинг" - это российская компания и в Россиисотрудничает со многими крупными банками. В Казахстане мы былиславно удивлены присутствием двух "дочек" наших российских банков-партнеров - это "Альфа-банк" иСбербанк, сэтими банками КАМАЗ работает в России. Немаловажное важность играли и предложенные "Альфой" ставки - они значительнониже, чем у большинства местных банков. ТОО "КАМАЗ-Лизинг" будет использовать несколько источниковфинансирования, дешевые российские денежки и оперативные и более гибкие местные источники - "смешивая" их для получения наилучшего для наших клиентов результата.
- Как будете организовывать страхование сделок?
- Страховые компании будут только казахстанскими. С россиянами работатьпосредствомрубеж не очень удобно, да и, по моейоценке, в Казахстане рынок страховых услуг достаточно развит. Мы наладили отношения с "дочкой" БТА-Банка страховой компанией "Лондон-Алматы" и нашли в ее лице хорошего делового партнера, работаем и с другими компаниями.
Планка интереса
- Каковы долгосрочные планы вашей компании в Казахстане?
- К 2010 году мы должны зайти в пятерку крупнейших лизинговых компаний Казахстана. Задача нам поставлена - заключать договоры не менее чем на 50 миллионов долларов ежегодно. Думаю, что это реально сделать. Из-за сегодняшнего кризиса спрогнозировать более-менеев аккурат рынок лизинга Казахстанак2010 году достаточно сложно. Еще год назад это было возможно, сейчас же я не рискну. Тем не менее, более того если рынок лизинга к 2010 году не успеет восстановиться до объемов 2007 года, поставленную нам задачу добиться можно. Правда, действовать это придется за счет долей рынка других лизинговых компаний Казахстана, но на то и конкурентный рынок, что побеждает сильнейший.
- Какие-то еще страны среднеазиатского региона вам интересны? Может быть, Узбекистан? Киргизия?
- КАМАЗ недурственно работает с этими странами, там неплохиепродажи. Доля КАМАЗа там всегда была здоровый еще с советских времен. Но думаю, что лизингом в них заниматься пока рано. Все же эти рынки мало крупны. Даже узбекский. Еслиэти рынки будут развиваться и расти теми же темпами, что и казахстанский - я уверен, они станут интересными для лизинга от "КАМАЗ-Лизинг".
Мы хоть и входим в группукомпаний КАМАЗ, но у нас независимый бизнес, тот, что должен быть доходным. Понашим расчетам, в регионе должно продаваться не менее 1500 "КАМАЗов" ежегодно, для тогочтобы лизинговаякомпания была финансово успешной. В Казахстане в 2007 году было продано 7032 автомобиля. В других странах СНГ цифры значительно скромнее, и это связано больше с тем, что темпы роста экономик этих стран пока меньше, чем были уКазахстана до последнего времени.