Надо привести уровень заработной платы в соответствие с производительностью труда. Антикризисная политика правительства не должна подменять собой ответственность бизнеса за результаты своей работы
Рисунок: Александр Козлов
Прошлое сегодняшних событий более чем неопределенно: еще лет сорок исследователи будут уточнять, какие основные причины явились теми пружинами, которые, сорвавшись, дали толчок все еще необозримому по глубине и широте охвата по-настоящему глобальному кризису. С будущим все проще: во-первых , как и все другие, этот кризис будет побежден, и во-вторых , проигравшими окажутся те, кто (забыв многократно проверенную истину) сосредоточит свои основные ресурсы на ремонте обваливающихся старых крепостных стен, а выиграют те, кто, перетерпев, отстроит рядом новые кварталы.
Практическая составляющая, вытекающая из данного взгляда на суть вещей, - отстраивать новые дома и обустраивать улицы надо быстрее, чем сыпется песок старых стен. А это значит, что первая глава антикризисной программы должна начинаться с проектатого города, в котором нам хотелось бы оказаться по окончании кризиса. Представляется, чтопосткризисная структура экономики должна быть существенно скорректирована относительно нынешней. Также подлежитрешительной модернизации система взаимоотношений в треугольнике общество-бизнес-власть.
Не издеваться над бюджетным процессом
Не следует в момент кризиса, который имеет сильную составляющую финансового недоверия, резко менять систему управления, вплоть до прямогонарушенияКонституции. А чем иным является решение Госдумы и СФ о создании "комиссии Федерального собрания по вопросам перераспределения бюджетных ассигнований"? В соответствии с принятым решением три депутата от Государственной думы и три члена Совета Федерации имеют право вносить изменения в бюджет в течение планового периода с последующим информированием (!) председателей палат. В Конституции достаточно ясно определено, что утверждение и изменение бюджета есть прерогатива парламента в целом, а не только отдельных депутатов. Конституционная обязанность парламента - публично рассматривать и принимать федеральный закон о распределении общественных финансов - то, что и носит название "федеральный бюджет". Оперативностью здесьтакже не прикрыться: всеми, включая премьера, было отмечено, что скорострельное выделение средств банкам как из бюджета, так и из золотовалютных резервов ожидаемого эффекта не принесло (деньги не дошли до конечных получателей - реального производства). Насегодняшний день уже сделана заявка со стороны правительства на неофициальный секвестр около 9%расходной части бюджета. При этом урезать планируется в первую очередь инвестиционные расходы.
В моменты кризисов, подобных тому, которыймы преодолеваем, принципиально важна уверенность всего общества, что властьдействуетнесуетливо, уверенно и продуманно. Не грех вспомнить, что английский парламент не прерывал своей работы и не менял регламентных принципов взаимодействия с исполнительной властью даже в тот момент, когдаВеликобритания была единственной противоборствующей агрессорам стороной вначале Второй мировой войны в1940-1941годах.
Бизнес должен ответить сам
Как бы мы ни относились к эффективности исполнительной власти в предыдущие (тучные) периоды, сегодняшняяее попытка сходу взвалить всю ответственность за кризис на себя не оправданна. Участие власти в целом ряде упущений, которые осложняют протекание кризиса (в конце концов, именно властьсформировала условия, при которых возникла избыточная зависимость российского бизнеса отсостояния мировой финансовой системы), очевидно. Но в рыночной экономике основная ответственность за ее состояние лежит на бизнесе, и именно от собственников и менеджеров бизнеса общество ждет эффективных действий и в "тощие" годы. Почти 20 лет, прошедших с момента официальной приватизации, дают государству основания не поощрять иждивенческие, а тем более инфантильные действия руководителейбизнеса международных размеров. Есть проверенные правила поведения ответственного бизнеса, главное из которых - самостоятельно платить по своим долгам деньгами (владельцы "Красного котельщика" из Таганрога именно сейчас начали вкладывать собственные деньги в модернизацию своего предприятия), собственностью (УГМК идетна банкротство одного из своих непрофильных подразделений) или... репутацией. Помощь государства бизнесу - это перераспределение ресурсов от одних бизнесов к другим, как правило, от более эффективных к менее эффективным. Это очень опасный шаг на пути выхода из кризиса. И плохая воспитательнаятрадиция на будущее.
Не следует питать иллюзий, что пришел конец рыночному либерализму и наступает благородная кейнсианская эра максимально возможнойгосударственнойсобственности и максимальных бюджетных расходов. Сегодня соучастие государства в разруливании ситуации объективно обусловлено. Но достаточный исторический опыт свидетельствует: прямое государственное участие в бизнесе в подавляющем числе случаев заметно менее эффективно, чем частная инициатива. Одной из основных причин финансового кризиса стала не жадность, или просчеты в финансовом секторе, или недостатки регулирования на финансовых рынках, но повсеместное разрастание различных социальных и суверенных фондов (Китай, Норвегия, страны Персидского залива, Россия). Они, с одной стороны, сыграли роль антикризисной подушки, но сдругой - предложили рынку избыток средств, которые, в силу своего бесплатного для государствапроисхождения, позволили снизить требования к эффективности размещения этих ресурсов. Что, в свою очередь, явилось одной из причин чрезмерного роста многих активов-сначала социальных (сколько странсоучаствовали в поддержаниивсевозрастающегодефицита бюджета США?), затем за ними подтянулось сырье, а потом по цепочке строительство и т. д.
Без радикального (как правило, в разы) изменения эффективности(производительности труда) прямая финансовая поддержка государства будет работать как экономическийнаркотик. Безусловно, исключительно рыночные лекарства - избавление от избыточных активов, реструктуризация задолженности по договоренности с кредитором, смена собственников и менеджмента, сокращение персонала, банкротства - имеют некоторыемаксимально допустимые социальные границы. Но есть опыт Японии, которая попыталась в начале 90−х годов выйти из национального кризиса, также связанного с завышенной оценкой активов, мягким социальным путем с помощью массированного финансового участия государства. На практике же это вылилосьдля страны в почти двадцатилетнюю депрессию, потерю значительной части технологического лидерства, накопленного в 60-80−х годах (уже вырослопоколение, которое не помнит, что было такое "японское чудо"), и создание у себя подбоком условий для появления конкурентоспособных экономик в своих технологических кластерах.
Дутые зарплаты
Нет особого смысла приводить множественную статистику соотношения производительности труда по России в целом или отдельным отраслям (отставание от высокоразвитых стран в среднем в четыре-пять раз). Но наодном аспекте, который является результатом не долговременного исторического тренда, а событий самых последних лет, остановиться следует.
Если в развитых странах прирост производительности труда незначительно, но устойчиво опережает приростоплаты труда, если у самых крупных из быстроразвивающихся стран - Китая и Индии - прирост производительности труда в два раза выше прироста зарплаты, то вРоссии ситуация обратная: у нас прирост оплаты труда в последние годыв два раза опережает прирост производительности труда. Только с октября 2005−го по октябрь 2008 года средняя зарплата выросла с 305 до 687 доллароввмесяц, тогда как производительность труда за тот же период увеличилась всего на 21% (оценка руководителя Экономической экспертной группы Евсея Гурвича). Представляется, что это ключевая проблема, на решении которой должна быть сконцентрирована экономическая политика, и кризис должен выступить здесь как стимулирующий фактор. Я не имею в виду такой банально-аморальный способ, как подгон показателя производительности под желаемую цифру путем ускоренного сокращения егознаменателя, то есть численности занятых. В конце концов, численность привязана к используемой технологии. Я только хотел бы, чтобы мы, выбирая вариант экономической политики, правильно расставили акценты.
Что для нас сегодня важнее - стимулировать выпуск устаревшей продукции и пытаться протолкнуть ее на внутреннем рынке (на внешний рынок все, чтокромесырья и вооружений, не проталкивается) взамен импорта, в частности путем девальвации рубля, или поддерживать технологический импорт, который в предкризисный период стал объективно нарастать, а значит, не поддаваться еще одному временному слабительному - ослаблению рубля? Конечно, ослабление рубля на какой-то период дает более привлекательную картинку поваловым показателям динамики производства в целом. Нооно уводит от решения более важной задачи - кардинального повышения эффективности экономики.
Какой сигнал правительство, опубликовав список 295 системообразующих предприятий, послало банкам при выборе приоритетов кредитования? Будет ли облегчена жизнь малого бизнеса? Достанутся ли ему хоть какие-то кредитные ресурсы?
Каждая уже внедренная технология имеет предел своего потенциала производительности. Принципиальные прорывы возможны толькочерез новый бизнес. Практически у всех предприятийиз "списка295" технологическая основа создана еще в советский период. Сможемли мы остаться конкурентоспособными, сохранив только эту системообразующую основу, или начнем фундаментально поддерживать процесс превращения современного малого бизнеса в средний и более крупный? Или же будем отсиживаться в ожидании новой волны роста цен на сырье?
В стране нет недостатка рабочей силы. В экономике нехватка современных немонополизированных производств, для поддержания создания и развития которых государству пока недостает заинтересованности. Однако без них фундаментальная проблема отставания общей конкурентоспособности российской экономики по причине низкой производительности труда неимеет решения.
Рассчитывать на свои сбережения
По форме кризис проявился как финансовый, поэтому важнейшееусловие его преодоления - создание относительно независимой национальной финансовойсистемы, структурным ядром которой, очевидно, служит банковская.
Тут перед нами опять-таки стоит проблема выбора. Скорее всего, здесь будут конкурировать две принципиальные модели взаимоотношений банков с заемщиками. Перваямодель описана руководителем Сбербанка Германом Грефом. Он высказался за то, чтобы, учитываяположение заемщика, пересматривать условия выдачи кредита, включая отсрочку по платежам, при условии компенсации этих расходов банка из бюджета. Альтернативноймодели, не предполагающей никаких изменений установленных правил игры между банком и заемщиком, придерживается глава банка ВТБ 24 Михаил Задорнов. Представляется, что реальное антикризисное управление банковской системой окажется где-то между этими крайностями.
Важнейшая прикладная задача, котораядолжна быть решена нашей банковской системой, - научиться перерабатывать собственные деньги, то есть внутренние накопления, а не развиваться с преимущественной опорой на внешние заимствования, как все предкризисныегоды.
С этой точки зрения решение ЦБ о повышении ставки рефинансирования (в противоход мировой общепринятой на сегодня практике) выглядит как одно из самых обнадеживающих из всех, что были приняты в развернувшемся кризисе. Нет другого способасоздатьсовременную финансовую систему (тем более еще одинмировойфинансовый центр), кроме как сделать выгодным использование ее инвестиционных возможностей, прежде всего для своих граждан.
Конечно, следование данному рецепту означает заметное повышение стоимости денег дляих потребителя - заемщика. По счастью, у государства есть возможность компенсироватьчасть расходов предприятий по финансовымзаимствованиям снижением их расходов по другим статьям, в первуюочередьотказом от неоправданного роста тарифов на услуги естественных монополий.
Кроме того, необходимо рассмотреть отдельную меру для малого и молодого бизнеса: государство должно взять на себя расходы по подключению вновь создаваемых предприятий к энергоисточникам. Во всяком случае на тот период времени, когда в силу снижения промышленных объемов производства появились дополнительные энерговозможности. Согласно прогнозу заместителяминистра энергетикиВячеслава Синюгина, спрос на энергопотребление в 2009 году будет колебаться от +1 до -2%. Независимые аналитики оценивают падение спроса в 3-5%.
Придется напрячься
И последнее. СогласноКонституции, Россия - социальное государство. Но развернутого определения понятия "социальное" нет. На практике социальное чаще всего трактуется как перераспределение ресурсовв пользу определенных групп населения, которые в силу различных обстоятельств (возраст, здоровье) не могут на равных с другими участвовать непосредственно в процессе производства. Более прагматичным и полезным, особенно в условиях кризиса, было бы понимание социально ориентированногогосударства как государства, поддерживающего условия, при которых выгодно работать. Нравственный смысл государственной политики -помогать "потеющему".
Дилетантски опасными выглядят сегодня предложения, навеянные легендой, что из кризиса 30−х годов Америка выбралась с помощью придуманных Ф. Д. Рузвельтом общественных работ, в частности широкомасштабного строительства дорог. Дороги - это хорошо. Но из кризиса США выскочили, увы, только когда уже началась Вторая мировая, потребовавшая принципиально иного напряжения сил и концентрации усилий (именно в это время была по-настоящему запущена, в том числе, конвейерная система производства Ф. Тейлора) при резко возросшей производительности труда. Абсолютно аналогичный процесс наблюдался в то время и в СССР.
Сегодня другая эпоха, но принципиально иное напряжение сил -необходимое условие преодоления кризиса. Иглавноеместоприложения этих сил - предприятия, производящиеновые продукты с помощьюновыхтехнологий. В первую очередь такиеусилияготовы прилагать образованные, энергичные люди, не получившиена халяву удачную часть государственной собственности, способные рискнуть и войти в новые ниши, которые будут появляться в результатепоиска выхода из неблагоприятнойситуации. На них-то и должно опереться государство и общество в целом. Но для выявления, консолидации и поддержания их как социально влиятельной группы необходим новый, более открытый и доверительный диалог властии общества вцелом во всех доступных цивилизованных форматах.