Крупнейшие предприятия Северо-Запада в прошлом году более чем на четверть увеличили выручку, однако нынешние кризисные явления в стране могут кардинально изменить ситуацию
Результаты очередного рейтинга крупнейших компаний Северо-Западного федерального округа (СЗФО) преподнесли сюрприз. В 2004−2006 годах средние темпы роста выручки 250 крупнейших компаний округа уверенно замедлялись. Но по итогам 2007 года они оказались выше, чем годом ранее, - 26,1 против 16,2%.
Шустрая стройиндустрия
В минувшем году самым быстрорастущим стал строительный сектор. За прошлый год компании стройиндустрии увеличили доходы почти на 70%. Причем благодаря строительству не только жилья, офисных, торговых помещений, но и автодорог ипромышленных объектов. Недаром среди самых быстрорастущих компаний большинство напрямую связано состроительством. Также в рейтинге много новичков из этого сектора. Яркий пример - холдинг "Концерн Титан-2" , созданный на базе двух монтажно-строительных управлений, работавших еще на строительстве Ленинградской атомной электростанции. Сейчас холдинг помимо промышленных объектов строит жилье. В 2007 году его выручка превысила 3 млрд рублей и он занял 171−е место в рейтинге, а по итогам текущего года имеет все шансы подняться выше благодаря началу строительства второй очередиЛенинградскойатомной электростанции (ЛАЭС). По меркамЛенинградской областиэто достаточнокрупный проект. Объем финансовых вложений в него к 2014 году превысит 136 млрд рублей.
В сентябре прошлого года на закладке первого камня губернатор Ленобласти Валерий Сердюков отметил, что строительство новыхэнергоблоков даст импульс для развития региона. "Только обслуживание ЛАЭС требует около 8 тыс. человек, причемэто должны быть люди высокой квалификации. А сам процесс строительства потребуетсозданияоколо 70 тыс. рабочих мест", - заявилгубернатор. При этомон отметил, чтоодновременно со строительством ЛАЭС-2 начнется ремонтдорог, по которымбудут подвозиться грузы на стройплощадку.
Вялое машиностроение
Строительный комплекс впечатляет темпами роста, но на ведущие роли в экономике Северо-Запада онпока не вышел. В совокупной выручке крупнейших компаний на долю строительных фирм и производителей стройматериалов приходится около 7%. Самую большую долю занимают предприятиямашиностроения (13,5%), но динамика роста у них весьма разнообразная. Например, один из лучших судостроительных заводов страны, "Северная верфь", демонстрирует отрицательную динамику - по итогам 2007 года выручка сократилась с 17,3 до 2,6 млрд рублей. Не лучше дела и у объединения "Севмаш". Под сомнением финансовое здоровье Балтийского завода. По итогам прошлого года его выручка возросла на 141% и превысила 4млрд рублей, при этом чистый убыток достиг 540 млн рублей. На предприятии объясняют возникновение убытка тем, что в 2006−2007 годах не финансировалось строительство крупногогосударственного судостроительного заказа - атомноголедокола"50 лет Победы". Достройку корабля предприятиеосуществляло за счет собственныхоборотных средств и кредитных ресурсов.
Отчасти объяснить существенные колебаниявыручки верфей можно отраслевыми особенностями, в первую очередь -длительным производственным циклом, а такженеравномерностью получаемыхзаказов и тем, что заказчикинесвоевременно перечисляют авансовыеплатежи. Но, несмотря на слабые финансовые показатели, верфи загружены заказами Министерства обороны, Росэнергоатома, "Газпрома" на несколько лет вперед. И государство строитбольшие планы по реформированию и последующей модернизации судостроительной промышленности.
Несколько лучше обстоятдела у представителей тяжелого машиностроения. Выручка ведущих предприятий - Группы компаний "Кировский завод" и "Силовых машин" - возросла на 20−22%. А вот лидер кабельной промышленности - "Севкабель" - вошел в число самых быстрорастущих предприятий Северо-Запада (выручка выросла на 214%).
Зарождающийся автопром
На серьезные роли в машиностроительном секторе выходят автосборочные производства. Они занимают в совокупной выручкеоколо 7% и демонстрируют высокиетемпы прироста - в среднем 75% за прошлый год. Пока в рейтинге присутствуют только три компании - два старожила ("Форд Мотор Компани", Группа компаний "Автотор") и новичок ("Дженерал моторз авто"). Но в далее автомобильный сектор будет выглядеть болеевесомо за счет открытия производства "Тойота МоторМануфэкчурингРоссия" (онозапущено в конце2007 года) и "Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус" (запуск намечен на февраль 2009 года). На очереди еще пара автозаводов - "Сузуки авторус" и "Хёндай". Но они находятся еще в самом начале строительства и войдут в строй года через два.
Требование локализации производства повлечет за собой увеличение спроса в регионе на необходимые длясборкиавтомобилей детали. Но в этом как раз и заключается основная проблема. Отечественный бизнес с трудом подстраивается под требования иностранных производителей. Например, завод "Севергал", созданный"Северсталью"специально для удовлетворения потребности автозаводовв металле, пока работает больше на нужды строителей, чем автопроизводителей. Ему удалось договориться о поставках продукции "Автофрамосу" для производства Renault Logan. А "Форд Мотор Компани" брать череповецкий металл не хочет. Главный менеджер позакупкам Ford Russia Арндт Фурман заявил на конференции Autorussia-2008 , что компания будет импортировать сталь до тех пор, пока в России не появится продукт, удовлетворяющий требованиям Ford.
Иностранные автосборщики довольствуютсятеми изделиями отечественной промышленности, которые мало влияют на качество продукта (покрышки, стекло), асложные узлы и агрегаты предпочитают завозить с родины. Ситуация будет меняться по мере роста автосборочных производств, когда объемы их выпуска достигнут такого уровня, после которого будет выгодно инвестировать средства в производствоавтокомпонентов. Так, по оценкам отраслевых экспертов, налаживатьвыпусквыхлопныхсистем выгодно при объеме производства не менее 80 тыс. единиц в год, рулевых систем - не менее 150 тыс., радиаторов - 400 тыс. Пока даже совокупный объем всех автозаводов на Северо-Западенедостаточендля развертывания производств сложных автокомпонентов.
Перезревший транспорт
От увеличения объемов сборки автомобилей выигрывает в основном транспортный сектор. Объем импорта автозапчастей через порты Северо-Запада за последние три года увеличился почти в три раза. Транспорт-еще один ключевой секторэкономики СЗФО. Его доля в совокупной выручке крупнейших компаний - около 9%. Но темпы прироста выручки скромные - 16,3%. Это связано с тем, что большинство крупнейших предприятий отрасли специализируется на обслуживании экспортных потоков нефти и нефтепродуктов и их мощности загружены до предела. Например, Балтийская трубопроводная система (БТС) не может увеличивать прокачку нефти через Приморский торговый порт без существенной реконструкции. Трубу уже расширяли дважды, и сейчас через нее проходит 75 млн тонн жидких углеводородов в год.
"Транснефть" рассматривает вариант строительства второй очереди БТС, но конечным пунктом станет уже порт Усть-Луга. Таким образом, пропускная способность трубывозрастет до 130 млн тонн в год. Стоимость проекта оценивается в 78 млрд рублей.
Более высокие темпы роста демонстрировали компании, ориентированные на контейнерные грузы. Но иим будет сложно поддерживать такие темпы роста из-за инфраструктурных ограничений. Практически весь транспортный комплекс работает на пределевозможностей, и для его развития требуются инвестиции. Не в последнюю очередь - в автомобильные дороги. Складываетсяабсурднаяситуация: уже много лет в Усть-Луге строят мегапорт, а о дорогах, которые позволят вывозить с его территории грузы, никто не думает. По сути, дорог нет, вместо них - один сплошной аварийно-опасный участок.
Непредсказуемый конец
Аварийно-опасный участок начался и в отечественной экономике текущей осенью. Еще в началепрошлого года многие компании планировали развитие бизнеса за счет выпуска долговых бумаг, акций, а сегоднякредит получить не могут. Розничныеторговцы, нарастившие в минувшем годуоборотына 35% и планировавшие расширение сетей, сейчас подумывают о распродаже запасов, прежде всего - непродовольственных товаров, чтобыпополнить оборотные средства. В банковском секторе, занявшем второе место по темпам прироста доходов после строительного комплекса, возникли проблемы с ликвидностью. И банкиры повышают процентные ставки и сокращают объемы кредитования какфизических, так и юридических лиц. Промышленники в ожиданиисниженияпотребительского и инвестиционногоспросапланируют замедление объемов производства и снижение издержек, что обернулось планами по сокращению персонала и замораживанию инвестпроектов. Застройщики не начинают новых проектов и готовы остановить работы на стройплощадках.
Если будутоправдываться пессимистичные прогнозы, то некоторые собственники в ближайший год могут расстаться со своим бизнесом или со значительной долей в нем. Как уже случилось с одним из крупнейших петербургских инвестбанков - "КИТ Финанс". Его основными собственниками стали Российские железные дороги и "Алроса".
Сейчас самое подходящее время для сильных игроков заняться скупкой дешевеющих активов немощных конкурентов. Всплеска слияний и поглощений можно ожидать не только в банковском секторе, но и в розничной торговле, а также в строительной индустрии.