После нескольких лет беспрецедентного роста автомобильный рынок впервые испытывает проблемы: продажи сокращаются. Из-забольшихдолгов некоторые автодилеры оказались в кризисе ликвидности. Остальные, повышая эффективность продаж и других бизнес процессов, получат новые возможности для развития
Автодилеры обсуждают перспективы развития регионального автомобильного рынка в 2009 году с банками, страховыми и лизинговыми компаниями
Фото: Андрей Порубов
Кризис в полной мере добрался и до автомобильного рынка. В ноябре продажи иномарок впервые показали отрицательную динамику (минус 8% в среднем по России), российские авто - беспрецедентное, двукратное, сокращение. В целом количествопродаваемых легковых машин снизилось на 15%. Как автодилерам адаптироваться к снижению спроса и объемов продаж? Какой политики придерживаются автопроизводители? Каким будет автомобильный рынок в 2009 году? Эти и другие вопросы участники рынка обсудили на ежегодном круглом столе "Перспективы развития уральского автомобильного рынка. Стратегии автодилеров", организованном "ЭкспертУралом".
Итоги и прогнозы
"Региональные различия огромны. Приведу пример Каменска-Уральского , состоящего из одной металлургии: он рухнул в одночасье, люди перестали даже заходить в автосалоны""/>
Исполнительный директор "УралФрансАвто" Григорий Балакин: "Региональные различия огромны. Приведу пример Каменска-Уральского , состоящего из одной металлургии: он рухнул в одночасье, люди перестали даже заходить в автосалоны"
Фото: Андрей Порубов
- Те времена, которые переживает сейчас автомобильная индустрия, - это достаточно тяжелое испытание для всех. Рынок автомобильных продаж упал во всем мире. Наиболее значительнов США - на 35%, - сравнивает партнер KPMG Кристоф Шенк.
- Европа пострадала в меньшей степени, всреднем на 6%. ВГермании и Франции снижение объемовне более чем на 7 - 8%, в Испании - на 40%. В Восточной Европе темпы роста пока только замедляются. Рынкиразвитых стран могут вернуться к показателям 10 - 20летней давности, - добавляет директор практики по оказанию помощи компаниям автомобильной отрасли PricewaterhouseCoopers в России Андрей Комаров.
Тенденция к замедлениютемпов роста автомобильногорынка в России наметилась еще в августе, а продажи отечественных автомобилей демонстрировали негативную динамику с марта. Тем не менее результаты девяти месяцев прошлого года выглядели неплохо: продажи легковых авто в общем итогеподнялись на 23%.
Последние месяцы 2008гоповлияли на общую динамику года: темпы роста российского рынка замедлятся, и показатель едва достигнет уровня 2007го, когда новых легковых автомобилей было продано на 37% больше, чем в 2006 году, а иномарок - на 61%.
По прогнозам директора практики по оказанию помощи компаниям автомобильной фирмыPricewaterhouse Coopers Андрея Комарова, в 2009 году продажи легковых автомобилей могут сократиться от 15 до 45%, но значительный потенциал роста в долгосрочной перспективе сохраняется
Фото: Андрей Порубов
Уральский автомобильный рынок полностью повторяет общероссийские тенденции. К примеру, по данным Национального агентства промышленной информации (НАПИ), самыми удачными месяцамидля рынкаСвердловской области стали май и июнь, когда было поставленона учет 7,7 и 6,1 тыс. новых автомобилей(2008 и 2007годов выпуска) российских и зарубежных брендов соответственно. А с августа начинается сокращение количества регистраций. Ноябрь характеризуется снижением показателя до минимума: только 2,5 тыс. машин. При этом колебания характерны для всех марок. Всего за 11 месяцев 2008 года в области зарегистрировано почти 36 тыс. новых иномарок и еще 6,8 тыс. новых российских авто. Лидеры - Toyota, Hyundai и Ford, на них приходится 30%.
Участники рынкаотметилисерьезные региональные различия в степенивлияния кризиса на объемы продаж автомобилей. Наиболеесерьезно пострадалиавтоцентры в монопрофильных вторых городах региона, где экономика завязана на одномдвухметаллургических предприятиях.
Каким будет рынок в 2009году?Как и на всех розничныхрынкахменяетсяструктура потребления: люди, планировавшие приобрести автомобиль нижней ценовой категории, могут пересмотреть намерения. Ожидается также, что покупатели откажутся от дорогих моделей в пользу более дешевых. Так, средняя стоимость купленных авто стабильно росла на протяжениипоследних нескольких лет и в первом полугодии 2008 года составила 22,4 тыс. долларов, а в 2009 году показатель может снизиться до 18 - 20тыс. долларов.
Ураллизинг" Андрей Истомин: "Все участники рынка выжидают, мало кто сейчас отваживается обращаться за лизинговым финансированием. У лизинговых компаний растет дебиторская задолженность, нам наконец-то пришлось организовать торговый отдел, который продает изъятую технику""/>
Генеральный директор ГК "Ураллизинг" Андрей Истомин: "Все участники рынка выжидают, мало кто сейчас отваживается обращаться за лизинговым финансированием. У лизинговых компаний растет дебиторская задолженность, нам наконец-то пришлось организовать торговый отдел, который продает изъятую технику"
Фото: Андрей Порубов
Объем продаж будет продолжать сокращаться. Факторов, существенно влияющих на динамику рынка, несколько. Серьезный негативный эффект в 2009 году будет иметь сокращение объемов выдаваемых авто­кредитов изза ростаставок и ужесточения требований банков (о ситуациина рынке автокредитованиясм. "Продержаться до лета" [1], с. 29).
Другаяважная группа факторов - изменение доходов населения, доли, расходуемой на приобретениеавтомобиля, и общая уверенность населения в стабильном будущем. По оценкам экспертов PricewaterhouseCoopers, при пессимистическом варианте доля расходов может сократиться с 5,9% в первом полугодии прошлого года до 4%, то есть до уровня 2005 года - минимального за последние семь лет.
Предположив, как эти и другие макроэкономические факторы могутизмениться в 2009 году, и определив, как каждый из них отражается на динамике продаж, эксперты PricewaterhouseCoopers рассчитали их совокупное влияниена автомобильный рынок. В базовом сценарии снижение количества проданных легковых автомобилей в 2009 году составит 15%, а при пессимистическом сценарии - до 45%. В долларовом выражении в целом продажи автомобилей в России упадут с 60 млн долларов в этом году до примерно 32 - 45 млн долларов в следующем.
Период адаптации
009 году мыпланируем прирост операций по автокаско на 10 - 15%. Это возможно за счет пролонгации договоров прошлого года, новых продаж и перераспределения на рынке автострахования""/>
Директор филиала "Росгосстрах-Урал - Главное управление по Свердловской области" Вадим Каточиков: "В 2009 году мыпланируем прирост операций по автокаско на 10 - 15%. Это возможно за счет пролонгации договоров прошлого года, новых продаж и перераспределения на рынке автострахования"
Снижение объемов продаж производители будут компенсировать увеличением рекомендуемых розничных цен. С 1 января стоимость автомобилей многих марок выросла от2 до15%, в среднем на 5 - 7%. На рост цен влияет также укреплениедоллараи йены по отношению к рублю, а также государственная поддержка отечественных производителей - повышение пошлин на ввозимые иномарки.
О сокращении объемов производства заявили уже многие работающие в России автоконцерны: работать на склад смысла нет. Первым примером антикризисных мер западного автопроизводителя в России стала двухнедельная остановка производства Renault Logan на заводе "Автофрамос" в конце декабря.
-Но есть и позитивные новости. К примеру, Volkswаgen не планирует приостанавливать инвестиции в строительство завода в Калуге. Объект будет запущен вапреле и выйдет на проектные мощности к началу 2010 года, - отмечает партнер, директор отдела бизнесконсультирования KPMG КириллСидоренко.
Для дилеров первоочередная задача в условиях дефицита ликвидности, по мнению президента Ассоциации российских автомобильных дилеров "РОАД" Дмитрия Гулина, - оптимизация складов и продажа накопившихся запасов, а также введение дополнительных смен в сервисном обслуживании, уменьшение дебиторскойзадолженности по сопутствующим товарам, сокращение выкупа подержанных авто.
РОСНО" НадеждаИльичева: "Мы, напротив, будет придерживаться планомерного снижения объемов автострахования в 2009 году""/>
Заместитель директора по развитию партнерских продаж Уральской дирекции СК "РОСНО" НадеждаИльичева: "Мы, напротив, будет придерживаться планомерного снижения объемов автострахования в 2009 году"
- Основной целью сейчас является сохранение дилерских сетей, - считает Дмитрий Гулин. - У нас почемуто не принятоговорить обавтодилерах как о самостоятельной отрасли, только об автопроме.
В то время как общее количество персонала в дилерских сетях- не менее 200 тыс. человек. Соответственно можно представить социальные последствия, когда дилеры заявляют о 30процентном сокращении персонала. Суммарные уже реализованные инвестиции дилеров составляют 10 млрд долларов. Этот показатель превышает планируемые инвестициизападных производителей, строящих свои заводы в России.
В конце года РОАД обратилась к производителям с просьбой поддержать автодилеров. Ассоциация предложила, вопервых, согласовать с дилером план ближайших поставок автомобилей на его склады. Вовторых, по тем автомобилям, складские запасы которых для дилера критичны, помочь в их перераспределении: дефицит определенных моделей одного дилера восполнить из избыточных запасов другого. И наконец, оказать финансовуюподдержку, увеличиваясроки консигнации, сроки платежа, отменяя или снижая санкции за невыполнениепланов.
По мнению консультантов, определенный запаспрочности, который позволитсохранить показатели прибыльностибизнеса приснижении спроса наавтомобили, даст сервис. Эту область необходиморазвивать. Нужно оговориться, что это утверждениеверно в среднем для рынка: если в какомто городе продается сто автомобилей определенной марки - заработать на сервисе невозможно. В чуть более выигрышном положении в нынешней ситуацииоказались дилеры, которые традиционно уделяли внимание развитию сервисного обслуживания. Как правило, большую часть выручки дилер получает от продажи новых автомобилей: по данным KPMG на лето 2008 года, в среднем 80 - 90% и всего 10 - 20% от сервиса и запасных частей, в то время как прибыльность сегментов составляет6- 10% и 35- 45% соответственно. "На протяжении последних трех лет прибыль от продаж новых автомобилей в США сокращалась, а от сервиса - росла. Это очень показательно, так как у нас до сих порпринято воспринимать дилеров как продавцов. На самом деле, например, средний дилерский центр в своем составе имеет около ста человек, из них 20 занято в продажах, в сервисном обслуживании - вдвое больше, оставшихся можно отнести к вспомогательномуперсоналу", - добавляет Дмитрий Гулин. При этом участники рынка уточняют: на Западе цена авто в два раза выше, а нормочас - в два раза дороже, чем в России.
: "2009 год переживут далеконе все страховщики. Основную задачу мы видим в сохранении клиентского портфеля""/>
Директор Уральского регионального центра "ОСАО" Ингосстрах Валерий Шелякин: "2009 год переживут далеконе все страховщики. Основную задачу мы видим в сохранении клиентского портфеля"
Несмотря на негативные тенденции, говорить о критическом сокращении продаж автомобилей, принципиально влияющем на финансовые показатели, пока рано. По мнению экспертов, на сегодняшний день невозможно точноспрогнозировать результатыпродаж на ближайший год, ситуация может проясниться по окончании первого квартала 2009 года. Согласно оценкам PricewaterhouseCoopers, автомобильный рынок России может вернуться к уровню 2006 года. Однако значительный потенциал роста автомобильного рынка в долгосрочной перспективе сохраняется. Устойчиво состояние многих крупных уральских игроков, которыесейчас логично занимаются корректировкой масштабных инвестиционных программ, сокращениемрасходов и оптимизацией всех бизнеспроцессов. Для них этот год может стать годом новых возможностей. В уязвимом положении оказались дилеры с большой долговойнагрузкой. Для обеспечения более высокого уровня запасови дорогостоящих капиталовложений в новые автоцентры они привлекали значительные заемные средства. Большая часть этих заемных средств носила краткосрочный характер, и теперь банкитребуют погашения займов. В то же время для тех, кому удалось продлить сроки займов, быстрорастут процентные ставки. Такие игроки уйдут с рынка: количествопредложений по покупке дилерских центров за последнее время значительно увеличилось. В отрасли последуетконсолидация.
Благодарим научнопроизводственный центр "Видикор" за организацию видеоконференцсвязи