Хроники кризиса

[ Design WP Columns ]

Цель как снадобье

Очень немногие верят, что Россия вскоре превратится в важный финансовый центр. Но усилия, которые предпринимает руководство для реализации этой мечты, бесспорно, окажутся полезными для фондового рынка

Рисунок: Игорь Шапошников

"Закон об инсайдерской информации будет внесен в правительство до 30 июня", - сообщил глава Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Владимир Миловидов в своем выступлении на экономическом форуме в Санкт-Петербурге. А практически за три дня до этого заявления, 4 июня, Государственная дума в первом чтении одобрила законопроект об усилении административной ответственности за манипулирование ценами на рынке ценных бумаг*.

Обе эти новации напрямую связаны с бойко пропагандируемой властями идеей о превращении нашей страны в мировой финансовый середина (некоторые оптимисты более того заявляют о возможности России стать к 2020 году вторым по величине в Европе финансовым центром позже Лондона). Поскольку правительство отдает себе рапорт в том, что реализовать эту мечту нельзя без радикального повышения доверия инвесторов к отечественному фондовому рынку, в подготовленной ФСФМ Стратегии развития рынка ценных бумаг на 2008-2012 годы "предупреждение и пресечение недобросовестной деятельности на финансовом рынке" названо одной из приоритетных задач.

Актуальность проблемы инсайда и манипулирования ценами на российских фондовых площадках сомнению не подлежит. Многие специалисты до сих пор находятся под впечатлением одного из последних случаев, произошедших намедни размещения IPO Сбербанка. Тогда одно из ведущих новостных агентств со ссылкой на авторитетный анонимный источник опубликовало информацию о том, что акции крупнейшего банка страны будут размещаться по цене, представляющей собой среднерыночное роль за последние три-шесть месяцев. На тот миг актуальная стоимость обращающихся акций была приблизительно на треть выше, чем сообщенная "по секрету". В результате "рассекречивания" цены размещения котировки акций Сбербанка в течение нескольких минут обвалились без малого на 7,5% (при этом оборот по ним на практике утроился супротив обычного), а после этого в ходе той же торговой сессии тот самый обвал отыграли.

Вспоминают аналитики и эпизод с Росбанком, цены на акции которого в одночасье выросли на 12% накануне официального заявления о том, что французский "Сосьете Женераль" намерен получить 10% российского банка. Классическим инсайдом называют участники рынка и резкие колебания цен на российские евробонды накануне повышения суверенного рейтинга России осенью 2003 года. Не говоря уже о незабываемой "прозорливости" ряда крупных российских банков, сумевших отбояриться от пакетов ГКО буквально за день до объявления дефолта в августе 1998 года. Всего же, как отмечается в пояснительной записке к законопроекту о борьбе с манипулированием ценами, с 2002−го по 2005 год число административных правонарушений на фондовом рынке выросло в четыре раза - с 1367 до 5332 случаев.

Одной из главных причин подобных явлений ФСФР не без оснований считает слабую законодательную базу для борьбы со злоупотреблениями и невысокий охват штрафов за правонарушения на фондовом рынке. Одобренный Госдумой законопроект существенно меняет ситуацию. Согласно документу за манипулирование ценами на рынке ценных бумаг, если это сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, предлагается ввести штраф в размере от 500 тыс. до 1 млн рублей или в размере зарплаты виновного за отрезок времени от 1 до 3 лет либо лишение свободы на срок от 2 до 6 лет со штрафом в размере 50 тыс. рублей. За то же деяние, совершенное с использованием средств массовой информации, предлагается наказывать лишением свободы на срок от 5 до 7 лет со штрафом в размере 1 млн рублей или в размере зарплаты осужденного за период до 3 лет.

Кроме того, крайне подробно, на пяти страницах, описываются девять деяний, которые квалифицируются как манипуляция ценами. Начиная от распространения сквозь СМИ "ложных либо вводящих в заблуждение сведений, способных оказать воздействие на цену ценной бумаги" и заканчивая "совершением участником торгов в собственных интересах сделок, которые оказывают существенное влияние на цену открытия и цену закрытия по соответствующей ценной бумаге..."

Что касается борьбы с инсайдом, то соответственно законопроекту "использование служебной информации для совершения сделок на рынке ценных бумаг лицами, располагающими таковый информацией, а одинаково передача служебной информации третьим лицам для совершения сделок влечет наложение штрафа: на граждан - от 20 до 25 МРОТ, на должностных лиц - от 100 до 200 МРОТ, на юридические лица - от 8000 до 10 000 МРОТ. То есть основное предназначение закона об инсайдерской информации содержится в том, чтобы вручить четкие определения понятий "инсайдер" и "инсайдерская информация", а кроме того установить права ФСФР России по проверке инсайдеров, получению от них объяснений и истребованию документов.

Что же касается конкретных мер по борьбе с инсайдом, то они, вероятнее всего, будут связаны не собственно с законом об инсайдерской информации, а с другими инициативами ФСФР. Во-первых , ведомство Владимира Миловидова планирует достичь принятия изменений и дополнений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг", направленных на создание системы пруденциального надзора за профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Во-вторых , к 2010 году на российском фондовом рынке планируется внедрить систему электронного документооборота, что существенно расширит возможности для контроля инсайдерских сделок. Комиссия по ценным бумагам США, например, отслеживает попытки нечистой торговли с помощью автоматической поисковой системы, которая в реальном времени скачивает информацию о сделках по всему рынку. Аналогичные системы действуют и во всех других странах с развитым фондовым рынком.

Активизация правительства по наведению порядка на фондовом рынке вызывает неоднозначные чувства. С одной стороны, все это актуально, верно и полезно для рынка. С иной - нереально не отметить, что законопроект о борьбе с манипулированием ценами поступил в Госдуму ещё в марте прошлого года, а первое читка прошел только сейчас. А основополагающий вариант закона об инсайдерской информации был представлен в парламент еще в 2000 году, но был зарезан, как и все последующие законопроекты на эту тему.

Два года обратно бывший глава ФКЦБ Олег Вьюгин, не достигший успеха в продвижении закона об инсайде, в беседа "Эксперту" заметил, что, для того чтобы в России продвинуть любую экономическую инициативу, необходимо раздуть ее до масштабов политической кампании. Похоже, это слежение становится законом. Нужно привести город-курорт Сочи в цивилизованный внешность - проводим там Олимпиаду. Надо совершить так, чтобы Владивосток перестал быть провинциальным захолустьем, - устраиваем там саммит АТЭС. Чтобы навести элементарный строй на фондовом рынке, требуется сызнова же определить политическую задачу: сделаться мировым финансовым центром. На то, чтобы произвести что-то легко для своих граждан, бюрократическая агрегатина не заводится. Так что тяготение к высокой цели для нас оказывается полезнее, чем сама цель. Но уж лучше так, чем никак.

*Полное наименование законопроекта: "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг, об инвестиционных фондах и в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" в части уточнения определения и конкретизации признаков манипулирования ценами на рынке ценных бумаг".

 

Хроники кризиса © Crisis Digest

Приближается свадьба? Зайдите на качественный свадебный форум на сайте "Счастливая свадьба".
Карта сайта, часть 1 | Карта сайта, часть 2 | Карта сайта, часть 3 | Карта сайта, часть 4 | Карта сайта, часть 5 | Карта сайта, часть 6 | Карта сайта, часть 7 | Карта сайта, часть 8 | Карта сайта, часть 9 | Карта сайта, часть 10 | Карта сайта, часть 11 | Карта сайта, часть 12 | Карта сайта, часть 13 | Карта сайта, часть 14 | Карта сайта, часть 15 | Карта сайта, часть 16 | Карта сайта, часть 17 | Карта сайта, часть 18 | Карта сайта, часть 19 | Карта сайта, часть 20 |