Очень немногие верят, что Россия вскоре превратится в важный финансовый центр. Но усилия, которые предпринимает руководство для реализации этой мечты, бесспорно, окажутся полезными для фондового рынка
Рисунок: Игорь Шапошников
"Закон об инсайдерской информации будет внесен в правительство до 30 июня", - сообщил глава Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Владимир Миловидов в своем выступлении на экономическом форуме в Санкт-Петербурге. А практически за три дня до этого заявления, 4 июня, Государственная дума в первом чтении одобрила законопроект об усиленииадминистративной ответственности за манипулирование ценами на рынке ценных бумаг*.
Обе эти новации напрямую связаны с бойко пропагандируемой властями идеей о превращении нашей страны в мировой финансовый середина (некоторые оптимисты более того заявляют о возможности России статьк 2020 году вторым по величине в Европе финансовым центром позже Лондона). Поскольку правительство отдает себе рапорт в том, что реализовать эту мечту нельзя без радикального повышения доверия инвесторов к отечественному фондовому рынку, в подготовленной ФСФМ Стратегии развития рынка ценных бумаг на 2008-2012 годы "предупреждение и пресечение недобросовестной деятельности на финансовом рынке" названо одной из приоритетных задач.
Актуальность проблемы инсайда и манипулирования ценами на российских фондовых площадках сомнению не подлежит. Многие специалисты до сих пор находятся под впечатлением одногоиз последних случаев, произошедших намедни размещения IPO Сбербанка. Тогдаодно изведущих новостных агентств со ссылкой на авторитетный анонимный источник опубликовало информацию о том, чтоакции крупнейшего банка страны будут размещаться по цене, представляющей собой среднерыночноероль за последние три-шесть месяцев. Натот мигактуальная стоимость обращающихся акций была приблизительно на треть выше, чем сообщенная "по секрету". Врезультате"рассекречивания"цены размещения котировки акций Сбербанка в течение нескольких минут обвалились без малого на 7,5% (при этом оборот по ним на практике утроился супротив обычного), а после этого в ходе той же торговой сессии тот самый обвал отыграли.
Вспоминают аналитикии эпизод с Росбанком, цены на акции которого в одночасье выросли на 12% накануне официальногозаявления о том, что французский "Сосьете Женераль" намерен получить 10% российского банка. Классическим инсайдом называют участники рынка и резкие колебания цен на российские евробонды накануне повышения суверенного рейтинга России осенью 2003 года. Неговоря уже о незабываемой "прозорливости" ряда крупных российских банков, сумевшихотбояриться от пакетов ГКО буквально за день до объявления дефолта в августе 1998 года. Всего же, как отмечается в пояснительной записке к законопроекту о борьбе с манипулированиемценами, с 2002−го по 2005 год числоадминистративныхправонарушений на фондовом рынке выросло в четырераза - с 1367 до 5332 случаев.
Одной из главных причин подобных явлений ФСФР не без оснований считает слабую законодательную базу для борьбы со злоупотреблениями и невысокий охват штрафов за правонарушения на фондовом рынке. Одобренный Госдумой законопроект существенно меняет ситуацию. Согласно документу за манипулирование ценами нарынке ценных бумаг, если это сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, предлагается ввести штраф в размере от 500 тыс. до 1 млн рублей или в размере зарплаты виновного заотрезок времени от 1до 3лет либо лишениесвободы на срок от 2до 6 лет со штрафом в размере 50 тыс. рублей. За то же деяние, совершенное с использованием средствмассовой информации, предлагается наказывать лишением свободы на срок от 5 до 7лет со штрафом в размере 1 млнрублейили в размерезарплаты осужденного за период до 3 лет.
Кроме того, крайнеподробно, напяти страницах, описываются девять деяний, которые квалифицируются как манипуляция ценами. Начиная от распространения сквозь СМИ "ложных либо вводящих в заблуждение сведений, способных оказать воздействие на цену ценной бумаги"и заканчивая "совершением участником торгов в собственныхинтересах сделок, которыеоказывают существенное влияние нацену открытия и цену закрытия по соответствующей ценной бумаге..."
Что касается борьбы с инсайдом, то соответственно законопроекту "использование служебной информации для совершения сделок на рынке ценных бумаг лицами, располагающими таковый информацией, а одинаково передача служебной информации третьим лицам для совершения сделок влечет наложение штрафа: награждан- от 20 до 25 МРОТ, на должностных лиц - от 100 до 200 МРОТ, на юридические лица - от 8000 до 10 000МРОТ. То есть основное предназначение закона об инсайдерской информации содержится в том, чтобы вручить четкие определения понятий "инсайдер" и "инсайдерская информация", а крометого установить права ФСФР России по проверке инсайдеров, получению от них объяснений и истребованию документов.
Что же касается конкретных мер по борьбе с инсайдом, то они, вероятнее всего, будут связаны не собственно с законом об инсайдерской информации, а с другими инициативами ФСФР. Во-первых , ведомство Владимира Миловидова планирует достичь принятия изменений и дополнений в Федеральный закон "О рынкеценных бумаг", направленных на создание системы пруденциального надзора за профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Во-вторых , к 2010 году на российском фондовом рынке планируетсявнедрить систему электронного документооборота, что существенно расширит возможности для контроля инсайдерских сделок. Комиссия по ценным бумагам США, например, отслеживает попытки нечистой торговли с помощьюавтоматической поисковой системы, которая в реальномвременискачивает информацию о сделках по всему рынку. Аналогичные системы действуют и во всех других странах с развитым фондовым рынком.
Активизация правительства по наведению порядка на фондовом рынке вызывает неоднозначные чувства. С одной стороны, все это актуально, верно и полезно для рынка. С иной - нереально не отметить, что законопроект о борьбе с манипулированием ценами поступил в Госдумуещё вмарте прошлого года, а первое читка прошел только сейчас. А основополагающий вариант закона об инсайдерской информации был представлен в парламент еще в 2000 году, но был зарезан, как и все последующие законопроекты на эту тему.
Два года обратно бывший глава ФКЦБ Олег Вьюгин, не достигший успеха в продвижении закона об инсайде, в беседа "Эксперту"заметил, что, для того чтобы в России продвинуть любую экономическую инициативу, необходимо раздуть ее до масштабов политической кампании. Похоже, это слежениестановится законом. Нужно привести город-курорт Сочи в цивилизованный внешность - проводим там Олимпиаду. Надо совершить так, чтобы Владивосток перестал быть провинциальным захолустьем, - устраиваем там саммит АТЭС. Чтобы навестиэлементарный строй нафондовом рынке, требуетсясызнова же определить политическую задачу: сделатьсямировым финансовым центром. На то, чтобы произвести что-то легко для своих граждан, бюрократическая агрегатина не заводится. Такчто тяготение к высокой цели для нас оказывается полезнее, чем сама цель. Но уж лучше так, чем никак.
*Полное наименование законопроекта: "О внесенииизменений в КодексРоссийской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации об акционерных обществах, об обществах сограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг, об инвестиционныхфондах и в Федеральный закон "О рынке ценныхбумаг" в части уточнения определения и конкретизациипризнаков манипулирования ценами на рынке ценныхбумаг".