"Первым тревожным знаком стало падение котировок акций при больших объемах торгов. Многие игроки не верили в то, что на рынке будет наблюдаться резкоепадение. Однако уже спустя пару дней на Нью-Йоркской фондовой бирже произошел обвал. Началась паника, всестарались избавиться от имеющихся акций. Падение котировок перекинулось на европейские фондовые рынки. Скоро началось массовое разорение компаний и частных лиц. Все началось с тех, кто был втянут в биржевую торговлю, затем через последовательность неплатежей кризисохватил всю экономику США и перешел на страны Европы... Банкротства банковприняли массовый характер" - так позже описывали начало Великой депрессии в1929 году.
Теми же словамивполне можно описатьмировой финансовый кризис, начавшийся в2007−м. Можнопровести и другие параллели. Помимо финансового кризиса в 1929 году возникла проблема дефляциии кризиса перепроизводства. Одной из основных причин этих проблем стало доминирование монополий, которые держали высокие цены натовары и низкиезарплаты. Некоторые экономисты нынешний кризистакже расценивают как перепроизводственный - раздутый пузырь потребительского спроса, накачивавшийся рискованнымикредитами, сдулся, и теперь аналитики ждут рецессии и дефляции.
Классикой борьбы с кризисами стала политика президента США Франклина Рузвельта, которая подразумевала социализацию капитализма, усилениероли государства, повышение государственных расходов, антимонопольное регулирование. Был принят закон Гласса-Стигалла , по нему коммерческим банкам запрещалось работать с ценными бумагами, так были снижены риски, которымподвергаются вкладчики банка.
Был принят закон о страховании депозитов и создана Федеральная корпорация страхования депозитов, она получилаправо на регулирование суммы банковских резервов, что дало правительству инструмент воздействия на доступность кредитов.
Для регулирования рынка ценных бумаг появилась Комиссия по ценным бумагам и биржам. Началось последовательное понижение процентной ставки. Велась работа по усилению госрегулирования не только в финансовой сфере, но и других социально-экономических сферах.
Последующие президенты США также работалив этом русле, рассматривая возможности государственного вмешательства в экономику. Ситуация изменилась в 1980−х, с приходом Рональда Рейгана. Построенная им модель держалась на трех составляющих - сокращение налогов, уменьшение роли государства в экономике и рост государственных заказов предприятиям военно-промышленного комплекса. Сокращение налогов повышало покупательскую способность населения. В том, что касаетсягосударственного регулирования, Рейган был убежден, что федеральное правительство слишком вмешивается вэкономику. В частности, во времена Рейгана в США велась активная работа по устранениюили сокращению государственного регулирования ввопросах, связанных с покупателями, рабочими местами и охраной окружающей среды.
Для реализации намеченныхцелейРейганупришлось сократить многие социальные программы. Кроме того, стали активно растигосударственный долгибюджетный дефицит. США из самого крупного кредитора превратились в самого крупногодолжника. Но при этом Америка подсадила на долларовую иглу весь мир. И перспективсоскочитьснее пока не видно - ни евро, ни иена не смогут заменить американскую валюту в обозримом будущем. "Благодаряевро Европа добилась определенной финансовой независимости, - заявила недавно канцлер Германии Ангела Меркель. - Однако правила и стандарты по-прежнему в полной мере устанавливаются англосаксонской системой". По ее мнению, нынешняя модельмировой экономики показаласвою неработоспособность. Но приходится констатировать - новая модель будет создана не скоро. А значит, и нынешний кризис, скорее всего, не последний, с которым придется столкнуться ныне живущему поколению.