Текущий глобальный финансовый кризис - самый сильный за последние 70 лет, после него рынки будут иметь принципиально иную структуру и модель роста. Россия просто обязанавыйти из него победителем, создав мощную финансовую систему с нацеленностью на мировое лидерство
Кризис - это страшно. Целыми отделами увольняют сотрудников, падаетпроизводство, нет уверенности в будущем. Однако кризис - это еще и очень хорошая возможность пересмотреть стратегию развития и осуществить прорыв, обогнав на крутом поворотевчерашнихлидеров.
Совсемнедавноизвестный ответ на вопрос "Насколько Россия (финансовый рынок, экономика, технологии) отстала отЗапада?" звучал так: "Навсегда". Это неправда. Пора избавлятьсяот пораженческойпозиции. Лидеры меняются, равно как и модели развития, драйверы роста, ориентиры. Мы не говорим о полном отрицании важности поступательного развитияинфраструктуры финансовой системы по образцу наиболее продвинутых стран (одна из которых, кстати, как раз и подарилавсемумиру финансовый кризис). Но и упустить новые прорывные идеи попросту глупо. Настало время сформулировать концепциюразвития финансового рынка России -амбициозную и долгосрочную.
В чем, на наш взгляд, главная ошибка всех документов по развитию финансовых рынков России за последние 15 лет? Независимо от того, рассматривается ли банковский, страховой илифондовый сектор, концепции всегда оперировали исключительно двумя целями: рост и развитие банковского (страхового, фондового и т. д.) рынка исовершенствование регулирования инадзора. Иначе говоря, чтобы было хорошо банкирам, страховщикам и брокерам и при этом не болелаголова у регуляторов. Растите умеренно - чуть быстрееинфляции - и выполняйте нормативы. Более ничего от финансовой системы государствуне нужно.
Сейчас модно критиковать американский финансовый рынок и даже предрекать его полный коллапс. Действительно, для этого есть веские основания. Однако достаточно длительное времяименноэтот финансовый сектор показывал очень высокую эффективность и стал ориентиром для других стран. Но самое главное - в стратегических документах развития финансовой системы четко сформулирована миссия финансового рынка: обеспечение экономического роста и социальной стабильности. Казалось бы, очень простая идея. Но именно вокруг этой идеи и построена вся система стимулов, регулирования и развития финансовой системы. Это первое, что и российские власти должны сформулировать.
В совместно разработанной рейтинговым агентством "Эксперт РА" [1] и ассоциациейрегиональных банков"Россия"концепцииразвитияфинансовогорынка до 2020 года предложенонесколько скорректированное определение миссии финансовой системы: обеспечение высоких темпов инновационного экономического роста, поддержание социальной стабильности, "социального лифта" и высокого уровня жизни населения и сохранение экономического суверенитета страны.
Для эффективной реализации этих целей российский финансовый рынок должен за ближайшие десять лет сделать качественный и количественный рывок.Если мы упустим шанс войти в число мировых ведущих экономик, обладающих самостоятельным, влиятельным имасштабным финансовым сектором, ни о каком инновационном росте и ускоренном экономическом развитии в долгосрочной перспективе не может быть и речи. Если у насне будет мощного финансового сектора, мы потеряем все конкурентные преимущества и в других отраслях.
В настоящее времямы наблюдаем кардинальную перестройку мировой экономики.Каким будет через пять-десять лет мировой финансовый рынок, сейчас очень сложно предсказать. Очевидно одно: это не простоочередной циклический кризис, это - смена парадигмы развития.Россиядолжнавписаться в новый порядок, причем не на вторых ролях, как сейчас, а в качестве лидера. Опора на импорт капитала ("аутсорсинг финансовой системы"), использование чужих институтов и инфраструктуры - это слишком высокая зависимость от внешней конъюнктуры. Финансовый суверенитет позволяет максимизировать создаваемую в российском финансовом секторе добавленнуюстоимость за счет сохранения ключевых управленческихи контролирующих функций и противостоять внешним шокам. Система решений, способствующих осуществлению концепции, требует политической воли и достаточно интенсивной работы законодателей, монетарных властей и, конечно, самих финансовыхинститутов. Однакоинерционный, неамбициозный сценарий- то есть линейно-поступательное развитие рынка как продолжение текущего среднесрочного тренда -равнозначенпоражению России в долгосрочном периоде.
Модель для сборки
Теперь о механизмах и драйверах роста.
Во-первых , мы должны создать институты, платформу для прорыва: сделать современную законодательную базу, в том числе в сферекорпоративного управления и различных финансовых операций, капитализировать немонетарные активы, обеспечив спецификацию и защитуправ собственности и их рыночный оборот, привлечь частные банкии УК к управлению крупнымиинфраструктурными проектами, к реализации национальных проектов, активизировать пенсионную реформу.
Во-вторых , обеспечить инвестиции: влить в финансовый сектор огромную массу активов, находящихся вне оборота, в том числе некапитализированных (земля, недвижимость и т. д.) и нерыночных, сконцентрированных в различных фондах государства и на руках у населения. Это увеличит емкость финансового рынка, капитализацию финансовых институтов и, соответственно, их способность принимать на себя риски и выдавать кредиты, осуществлятьмеждународнуюэкспансиюи конкурировать с международными компаниями, банкамииинвесткомпаниями, укрепить кредитный рычаг в экономике и доступность финансовых услуг населению и бизнесу. Капитализация активов создаст базу дляроста капитала банковской системыи наращивания базы ликвидных залогов, оцененных по рыночной стоимости, что приведет к системному снижению рисков и расширению возможностей кредитования экономики.
В-третьих , создать необходимую и эффективную инфраструктуру: и управления рисками, и осуществлениясложных сделок приминимальных транзакционных издержках, создать стимулы для переключения секьюритизации, выпуска корпоративных ценных бумаг и перестрахования рисков на внутренний рынок. Проектируемый российский финансовый центр должен обеспечивать не только перераспределение иностранного капитала, но и обслуживание растущих потребностей внутренних инвесторов и заемщиков. Привлечение иностранных инвесторов, эмитентовипосредников не должнопревратиться в стимулирование спекуляцийи создание в Москве некоего "фондового рая", а по сути - офшора.
Наконец, в-четвертых , российский финансовый рынок и работающие на нем компании при поддержкефинансовых регуляторов и правительства должны стать авангардом, передовым звеном во внедрении финансовых инноваций в глобальном масштабе,должны устанавливать стандарты сделок и правила, которые будут применяться по всему миру, создавать новыефинансовые услуги.Бенефициарами финансовых инноваций станет вся российскаяэкономика и население.
Ключевые меры по сегментам
Требуется кардинальное изменение монетарной политики государства: неинфляционная кредитная экспансия - это главный фактор экономического роста. На смену стерилизации какосновномуантиинфляционномуинструменту должна прийти "гибкая стерилизация", не наносящая ущерба ликвидности банковского сектора и лишь дополняющая другие инструменты монетарной, бюджетной, таможенной и конкурентной политики. Государству следует более активно использовать механизмы неинфляционной кредитной экспансии для стимулирования экономического роста и повышения его качества. Посредником между российским государством, сберегающим нефтегазовые доходы, и российскими компаниями, инвестирующими в России и за рубежом, должна стать российская финансовая система. Это позволит разорвать порочный круг "аутсорсинга финансовой системы".
Кроме того, необходимо реформирование системы рефинансирования, а также создание механизмов эффективногоперераспределения ресурсов в банковскойсистеме-во всех эшелонах. Одно из решений - создание единого механизма, который позволит любой финансово устойчивой кредитной организации получатьлюбой вид кредитов Банка России под обеспечение любых активов из "единого пулаобеспечения", состоящегоиз "рыночных"и "нерыночных" активов. Ключевой задачей системыкраткосрочного рефинансирования должно стать смягчение шоков ликвидности для максимально широкого круга банков. Рефинансирование и фондирование (в том числе анонсированные субординированные кредиты и средства депозитных аукционов ЦБ РФ) должны распределяться исходя из кредитных рейтингов российских или иностранных рейтинговых агентств, отобранных и аккредитованных при правительстве РФ или ЦБ РФ, при этом не должно быть немотивированной дискриминации региональных частных банков. Кстати, обещание президента России Дмитрия Медведева выдать банкам субординированные кредиты на сумму 950 млрд рублей на срок до десяти лет - отличная мера, причем не простоантикризисная, но и действительно стимулирующая качественный рывок банковского сектора. С учетом мультипликациии возможности софинансирования собственниками банков эта мера может дать потрясающий эффект: рост совокупного капитала банковвполтора раза, а кредитных и инвестиционных возможностей - более чем вдвое. Этого все равно мало, но шаг крайне важный и знаковый.
Малым и средним региональным банкам необходим доступ к ресурсам. Для этого, в частности, могут быть использованы дополнительные схемы принудительного перераспределенияликвидности внутри банковского сектора: обязательный выкуп крупными банками облигационных займов малых банков; внедрение системы субординированных кредитов от крупнейших банков средним и малым; заключение долгосрочных соглашений о выкупе крупными банками части кредитных портфелей малых банков. На место изолированных эшелонов межбанковского рынка должен прийти "каскад уровней", по которому ликвидность крупнейших банков будет растекаться по всейсистеме.
Вместо чиновников
Банки должны стать ключевыми участниками реализации приоритетных национальных проектов и ЧГП. Это позволит повыситьэффективность вложения средств, управления рисками и снизить коррупционное давление. Реализация проектов развития жилищного, аграрного секторов, образования и здравоохранения, модернизации инфраструктуры - важнейшие социально-экономические задачи. Без привлечениячастного банковского капитала все этипроекты рискуют быть низкоэффективными. Распределение средств и управление рисками должны осуществляться на основе ЧГП, а банки - принимать непосредственное участие в процессе. Расширение кредитования малого бизнеса и микрокредитования должно превратить малый бизнес в один из двигателей экономического развития и помочь в формировании среднего класса.
Ключевые институциональныеновации в страховой сфере - введениеизаконодательное закрепление понятия"экономическаястоимость жизни" и страхование всех активов по рыночной стоимости. Эти базовые изменения способны придать огромный импульс страховому рынку. Для обеспечения непрерывности процесса производства и социальной стабильности в обществе необходимо минимизировать уровень недострахования рисков в экономике. Чтобы принятьвозрастающий объем рисков, страховые компании должны значительно увеличитьразмер собственного удержания за счет роста собственных средств. Российский перестраховочный рынок долженстать крупным региональнымперестраховочным центром, для чего, возможно, нужны централизованные финансовые вливания по примеру опыта Китая. Страхование может (и должно) статьодним из важнейшихэлементов осуществления макроэкономическойстимулирующей, промышленной и региональной политики. Вмененные и некоторые обязательные виды страхования - локомотив развития рынка на данном этапе.
Частичное субсидирование в некоторых отраслях, замена лицензирования и сертификации страхованием, развитие страхования ответственности (профессиональной, особо опасных объектов, на транспорте иинфраструктурных объектах) позволят снять нагрузку с государстваи обеспечить эффективную и некоррупционную поддержку отраслям, стимулирование "точек роста" и поддержку качествауслуг и технологичности (втом числе инновационности) бизнеса. Основой российского страхового рынка должно стать вмененное и добровольное страхование. На первом этапе обязательные виды страхования могут также стать драйвером роста. Впоследствии необходимо пересмотреть принципы действия существующих видов обязательного страхования в пользу рыночных механизмов, реформировать системы ОСАГО и ОМС.
Пенсионный ресурс
Следующий пункт, возможно, самый важный в долгосрочном аспекте. Пенсионная система должна стать базой для обеспечения социальной стабильности, драйвером роста рынка коллективных инвестиций и источником длинных денег в экономике. Требуется активное продолжение пенсионной реформы, реализация программы мер по переходу к полноценной накопительной системе; в противном случае экономика столкнется с бюджетным, социальным и демографическим кризисом.
Государстводолжностимулироватьизменение модели поведения домохозяйств от потребительской кинвестиционно-сберегательной , способствоватьростунормысбережений. Среди основных мер - расширение спектра доступных малорискованныхинвестиционных инструментов за счет введения жилищного накопительного вклада сповышеннымистраховыми гарантиями, популяризации сберегательных сертификатов, которые могут выступить адекватной заменой безотзывным вкладам. Необходима кардинальная перемена в стереотипах как потребительского поведения, так и отношения бизнеса к социальным задачам и пенсионному обеспечению работников.
Создание условий для формирования широкого класса собственников, заинтересованныхв развитии финансового рынка и повышении стоимости национального богатства, - задача ближайших пяти-десяти лет. Инвестиционные фонды должны быть разделены на три группы. Первая - аналоги хедж-фондов , а также иные формы, ориентированные на краткосрочное инвестирование для широких кругов или только для квалифицированных инвесторов. Вторая группа - формы средне и долгосрочного инвестирования (инвестиционные фонды, страхование жизни, НПФ), которые позволят гражданам стать собственниками активов российской экономики (чего не произошло по итогам приватизации). И наконец, различные закрытые и трастовые формы, имеющие целью структуризацию проектов, обособлениеиминимизацию рисков испецификацию и защиту прав собственности. Через механизмы инвестиционных фондов, страхование жизни, пенсионные фонды и иные формы организованных инвестиций должен быть создан прочный фундамент неспекулятивного фондового рынка и механизм более равномерного и эффективного распределения активов среди населениястраны.
Мы поддерживаем концепцию ФСФР по развитию фондового рынка, считая, что меры по повышению прозрачности, усовершенствованию инфраструктуры, обнулению налогов на держателей ценных бумаг свыше одного года, снижению рисков использования инсайдерской информации, расширению роли институциональных инвесторов являются крайне важными для реализации сценария прорыва на финансовом рынке. В частности, это позволит минимизировать системные риски, уменьшить асимметрию информации и снизить транзакционные издержки, а также будет стимулировать развитие долгосрочных инвестиций в противовес спекулятивным операциям. Кроме того, следует поощрять создание стандартизированных долгосрочных инструментов - объектов вложений на срок от 3 до 20 лет (и даже выше), в том числе госкорпорациями и провайдерами инфраструктурных проектов (в сфере ЖКХ, энергетики, связи, транспорта).
Заметим, мы намеренно не коснулись такихвопросов, как снижение налоговой нагрузки (например, снижение НДС) и иных стимулирующих макроэкономических мер. Безусловно, и они тоже необходимы. Однако ещеболее важным мывсе же считаем радикальноеулучшениеинституциональной среды - спецификация прав собственности, усовершенствование залогового законодательства, рост оборачиваемостиресурсовв экономике, снижение транзакционных издержек, коррупционных и связанных с неэффективностью, и, как следствие, значительный рост стоимости активов и капитализации финансовыхинститутов.