Исполняющему обязанности губернатора Иркутской области Игорю Есиповскому от его предшественника осталась стратегия социально-экономического развития региона до 2020 года. Однако уже сейчас она вызывает много вопросов
Фото предоставлено пресс-службой фонда регионального развития Иркутской области
В Иркутской области стратегическим планированием основательно занялись в 2006 году. Итогомсовместной работыразных специалистов стало появление стратегии развития Иркутской области до 2020 года. Парадокс: документобъединяет совершенноразные пути развития. Отчасти это вызвано тем, что у программы было несколько авторов: санкт-петербургский центр стратегических разработок "Северо-Запад" , московская Strategy Partners и Центрстратегических исследований Приволжского федерального округа. Были подготовлены объединенныесценарии развития Иркутской области: инерционный, основанный на усилении сырьевого освоения; так называемая новая индустриализация, направленная на рост промышленного потенциала; инновационный, а также проекты, связанные с использованием ресурсов озера Байкал.
Но уже при анализе предложенных сценариев в Фонде регионального развития Иркутской области (ФРРИО), выступившем заказчиком и еще одним разработчиком стратегии, выяснилось, чтони один из этих вариантов не учитывает интересов региона в целом. Реализация программы порождала множество диспропорций (см. "Плюсы и минусы сценариев"). Поэтому, с учетом ошибок, ФРРИО предложил свойпроект, получивший название "Сценарийсбалансированного развития". Этот сценарий и стал основойстратегии развития Иркутской области до 2020 года.
В нем сочетаются преимущества инерционного, индустриального и инновационного проектов, при этом ставка делается на комплексное освоение огромной территории Приангарья с учетом индивидуальных особенностей районов. Сценарий сбалансированного развития предполагает кратное увеличение валового регионального продукта (в 3,5 раза к 2020 году по сравнениюс2006−м) за счетростадобычи и переработки в сырьевом и реальном секторах хозяйства. С наращиванием доходов регионального бюджета появляется возможность развития транспортно-логистических и туристско-рекреационныхуслуг.
Сырьевая специализация экономики Иркутской области - природная данность, и запасы иркутских месторождений нефти и газа будут востребованы еще длительное время - но не вечно. Значит, следует использоватьсырьевые доходы для диверсификации экономики.
Осевая перспектива
Реализация сбалансированного сценария пойдет по трем основным осям планирования, в рамках которых будут созданы (или получат новый импульс для роста) центры развития региона с разными специализациями. Эти тривектора - Транссиб, БАМ и якутское направление.
Фото предоставлено администрацией Иркутской области
Первая планировочная ось проходит через участок Транссиба от Тайшета до Иркутской агломерации и далее до Байкальска - по наиболее освоенной территории региона. Здесь возможно формированиетранспортно-логистических узлов федерального (Иркутск) и регионального (Тайшет) значения. Могут также использоваться промышленные площадки городов второго уровня. Так, ОК "Русал" уже строит в Тайшете новый алюминиевый завод, а группа "Нитол" развивает газохимические производства.
Втораяпланировочная ось - БАМ (от станции Кунерма до Усть-Кута) с выходом на Тайшет и веткой на Усть-Илимск. Здесь можно развивать и машиностроение, и добычу сырья. При успешном осуществлениипланов значение БАМа как базового элемента транспортной инфраструктуры резко повысится. А с учетом реализациив среднесрочной перспективе проекта развития Нижнего Приангарья вКрасноярском крае и позднее - строительства Северо-Сибирской железнодорожной магистрали данная осьмогла бы стать дублером Транссибавмасштабе страны, параллельно выполняя транспортно-логистические функции в рамках Иркутской области. Региональными транспортно-логистическими центрамистали бы Братск и Усть-Илимск , а Усть-Кут приобрел бы федеральное значение как транспортный узел: тут сходятся железнодорожные, автомобильные, речные, авиационные артерии. В этом же районе ведется строительство нефтепровода Восточная Сибирь-Тихий океан. Все это уже привлекло сюда крупных инвесторов (к примеру, аэропорт Усть-Кута не так давно приобрела авиакомпания UTair).
Третья планировочная ось пока существует только на бумаге. Для ее реализации намечаются крупные инфраструктурные (трасса "Вилюй", железнодорожная магистраль Лена-Непа-Ленск) и сырьевые (освоение Ковыктинского газоконденсатного месторождения) проекты. Эта ось и обеспечит развитие в долгосрочной перспективе газоэнергетики, газохимической и нефтехимической промышленности с размещениемперерабатывающих производств в Саянске, Свирске и Ангарске. С этими планами связаны ипроекты включения Якутской энергетической системы в единую энергосистему страны- в данном направлении уже давно активно работает "Иркутскэнерго".
В узловых точках планировочных осей расположатся центры развития первого и второго порядка. К примеру, по-новомубудет использован потенциал озера Байкал: там планируется развивать рекреационные услуги, а также создавать образовательные и инновационные центры. При этомкаждый район сможет предложить собственные виды туризма: экстремального, экологического и этнографического. Наконец, Иркутск станет центром делового туризма.
Территория Усть-Ордынского Бурятского автономного округа вместеснесколькими прилегающимирайонамиИркутскойобласти сучетом сложившейся специализации будет использоваться для развития агропромышленного кластера.
Северо-западныйцентр развития включает индустриальные города Тайшет, Братск, Усть-Илимск и Железногорск-Илимский. Здесь будет реализован сценарий новой индустриализации. Планируется, что основойконкурентоспособности северного направлениястанет формирование лесного кластера, объединяющего всю технологическую цепочку - от лесозаготовки до производства конечной продукции. Дополнительные возможности для развития этих территорий даст строительство транспортных инфраструктур и Богучанской ГЭС в Красноярском крае, а также железнодорожной магистрали Усть-Илимск-Нерюнда на основе ЧГП.
Кроме этогопредполагается создание центров развития второго порядка на базе малых городов (Тулун, Черемхово, Усолье-Сибирскоеи др.) вдоль главных транспортных артерий - в основном с промышленной специализацией.
Балансовые риски
Предложенный вариант стратегии развития можно лишь отчасти назвать новым. Еще в 2006году коллектив авторов, куда вошли сотрудники администрации Иркутской области и Института географии им. В. Б. Сочавы СО РАН, разработали"Схему развития и размещения производительных сил Иркутской области на период до 2010 года". "В ней уже былиопределеныподобные перспективыразвитияи варианты размещения производительных сил региона, выделены основные внутриобластные и межрегиональные опорные территории", - рассказывал в интервью иркутской газете директор Института географии СО РАН Александр Антипов. Некоторые положения этой схемы, которая была изучена и доработана, вошли в стратегию развитиярегионадо 2020 года. Прогрессивность проекта сбалансированного развития - в "примиренииконфликтных сценариев". Но сомнения в том, что в конечном итоге предложенный вариант развития себя оправдает, остаются. Так, президент Института энергетики и финансов Леонид Григорьев полагает, что дляполнойреализациистратегии необходимо "сочетание благоприятных факторов, трудно достижимых на практике".
Самый большой фактор риска - кадровый. Очевидно, что реализация даже части программных проектов потребует множества специалистов определенной квалификации. Наиболее заметный дефицит кадров может возникнуть в связи с проектамиразвитиятранспортной инфраструктуры и создания предприятий глубокой переработки сырья. Сфера туризма также потребует специалистов. Апока в регионе наблюдается устойчивый миграционный отток.
Но даже победив отток населения, нельзя работать дальше без опережающего повышения производительности труда, а в индустриальном Приангарье этот показатель очень невысок. Наибольшая производительность - в металлургии и химии, нои там она в десяткираз ниже американской. При этом подавляющее число работающего населения Приангарья получает соответствующую производительности зарплату. "Мы не умеем работать так, как работают на Западе, - заметил еще на презентации стратегии консультант компании Strategy Partners Максим Лозовский. - Мы продолжаем вкладывать деньги в те отрасли, которые демонстрируют настолько низкую производительность, что, вступи мы в ВТО, их бы простосмели. При повышении производительности труда у нас будет высвобождаться столько людей, что мыещевстанем перед проблемой, кудаих направлять".
Фото предоставлено пресс-службой фонда регионального развития Иркутской области
Дефицит кадров можно покрывать и с помощью мигрантов. По оценкеспециалистов ФРРИО, для каждойиз выделенных планировочных осей и каждого центра развития нужны разные способы привлечения работников. К примеру, на северной оси (зонаБАМа) могут трудиться вахтовики, в то время каквцентры первого ивторого уровня на оси Транссиба следует с помощью материального стимулирования привлекать мигрантовс постоянным проживанием возле места работы. Особая роль в этой связиотводится Иркутской агломерации. Наконец, дефицит квалифицированных специалистов в туристско-рекреационной сфере может быть покрыт за счет развития системы переквалификации кадров, а также привлечения трудовых мигрантов.
Другой фактор риска, который может сказаться на планах развития региона, - критическая экологическаяобстановка. Наиболее экологически неблагоприятны территории вокругпромышленныхцентров: Братска, Усть-Илимска , Иркутска, Ангарска и Шелехова. В 2005 году пообщему количеству выброшенных в атмосферу вредных веществ (500,1 тыс. тонн) Иркутская область уступала в Сибири лишь Красноярскому краю (2524,5 тыс. тонн) и Кемеровской области (1281,8 тыс. тонн). Экологический аспект способен существенно затруднить реализацию всех перечисленных сценариев. Тем более если вспомнить, с какимипротестами общественности была связана прокладка нефтепровода ВСТО вдоль Байкала. В регионе постоянно проходят митинги против организации на базе Ангарского электролизного химического комбината центра обогащения урана (проект Росатома), закрытия или перепрофилирования Байкальского ЦБК (предприятие холдинга "Континенталь Менеджмент"), а также зоны затопления Богучанской ГЭС(проект"Русала"и РАО ЕЭС).
Экологические проблемыбудут усугублять и без того сложную ситуацию со здоровьем местного населения. Этопотребует увеличения расходов бюджетана здравоохранение и реализацию природоохранных мероприятий. Но самое главное - плохая экология способна поставить крест на развитии байкальского туризма. Сохранение грязныхпроизводств в непосредственной близости от побережья великого озера ограничивает возможности размещения здесь туристических центров.
Сильные соседи
Еще один фактор риска - опережающее развитие соседних регионов. Особенно - Красноярска и Дальнего Востока. Доктор исторических наук Марк Меерович считает: "Или мы встраиваемся в новую концепцию макрорегионов, или мы остановимся в развитии".
Пока наиболее крупным и просчитанным проектом в Приангарье остается Иркутская агломерация, на создание которой, по официальным данным, необходимо более 295 млрд рублей. Результатом должно стать формирование на востоке страны крупного города с населениемоколо 1 млн человек, с развитой инфраструктурой и высоким инвестиционным потенциалом. Обагломерацииговорят уженесколько лет, но пока сам проект все ещеостается красивой мечтой.
Между тем с западаПриангарьетеснитболее развитый Красноярский край, с востока - неожиданнопопавшие в зону пристального вниманияфедерального центра южные регионы ДФО. Примечательно, что даже в идее создания агломерации Красноярский крайопередил восточного соседа - вапреле этого года здесьбыла начата реализация проекта "Красноярск-2020". Соглашение о совместной работе по формированию агломерации Красноярска было подписано всеми муниципальными образованиями, окружающими краевой центр. Для управления процессом была создана краевая корпорация, которую возглавил бывший губернатор Эвенкии Борис Золотарев. Сильный сосед едва ли позволит Иркутску обрести статус столицыВосточнойСибири.
Тем не менее за последние десятилетия Иркутск сумел стать в какой-то мере опорным городом для макрорегиона, в который входят Республика Бурятия, Забайкальский край и часть Якутии. В город на Ангареприезжают учиться или в поисках высокооплачиваемой работы. По уровню развитияобразованияИркутская область в масштабе СибириуступаеттолькоНовосибирской и Томской областям. Очевидно, что это преимущество нужно поддерживать, ведь на территориях Забайкалья намечается реализация крупных инвестиционных проектов, а базы для их обслуживания и подготовки кадров там просто не существует.
Кроме того, необходима работа по продвижению в Иркутской области крупных инвестиционных проектов федерального уровня. Хотя в Иркутске заявлено о крупных федеральных инвестициях - от туристической зоны до строительства нового аэропорта, - очевидно, что мегапроектав Приангарье пока не возникло. По мнению депутата Госдумы Сергея Колесникова, "таким мегапроектом мог бы стать, например, проект освоения верхнегоПриангарья - по аналогии с комплексным развитием Нижнего Приангарья в Красноярском крае". Впрочем, назначение исполняющим обязанности губернатора Иркутской области Игоря Есиповского, человека из команды влиятельного Сергея Чемезова, свидетельствует о том, что положение может серьезно измениться. Причем в самое ближайшее время. Среди потенциальных точек роста - Ковыкта, верхнечонская нефть, месторождение Сухой Логи так далее.
На этом фонепо-иномувыглядит еще один фактор риска, способный повлиять на экономику Приангарья, - расхождениестратегии развития Иркутской области с корпоративными стратегиями. В отличие от Красноярского края, стратегия которого разрабатывалась близким к губернатору Институтом региональной политики с привлечением ресурсов крупных компаний, иркутская стратегия пока остается в некотором смысле "документом теоретиков". Начало развития северной планировочной оси (зонаБАМа) ориентировано всценарии сбалансированного развития области на ближайшую перспективу, а РЖД планирует значительное увеличение пропускной способности этого участка БАМа только к 2030 году. Сдерживающим фактором может стать и политика собственников крупных месторождений углеводородови других полезныхископаемых, в частности "Газпрома", не предполагающего промышленную разработку Ковыкты ранее 2015-2017 года. Задержка же строительства ВСТО чреватамедленным освоением Верхнечонского месторождения.
Согласованием интересов власти и бизнеса, а также поиском механизмов частно-государственногопартнерства и предстоит заниматься новому губернатору.