Министерство финансов пророчит коллапс бюджетной и пенсионной системы. Единственная цель этой страшилки - торпедировать инициативы Минэкономразвития по радикальному сокращению НДС
Антон Данилов-Данильян: "Мы не понимаем, как делались расчеты Минфина"" />
Алексей Кудрин: "С 2015 года у государства не будет хватать средств на стабильное функционирование пенсионной системы"
Антон Данилов-Данильян: "Мы не понимаем, как делались расчеты Минфина"
Иллюстрация: Сергей Жегло,ИТАР-ТАСС,Сергей Михеев/Коммерсантъ
Совсем недавно в наших книжных магазинах появился новый роман известного американского сатирика Кристофера Бакли "День бумеранга". Бакли не только прекрасно знает американскую политическую кухню (он несколько летбыл пиарщиком Белого дома), но и прекрасно чувствует наиболее острые и конфликтогенные проблемы американского общества. Красноречивым доказательством этого может служить его самый знаменитый роман "Здесь курят". И похоже, далеко не случайно "День бумеранга" посвящен кризису американской пенсионной системы. Дело в том, что сейчас в СШАначинают выходить на пенсию граждане, родившиеся в период послевоенного демографического взрыва, так что армия американских пенсионеров в ближайшие десять лет увеличится на 77 млн человек, в результате чего крушение пенсионной системы представляется вполне реальной перспективой.
В романе Бакли, чтобы не допустить пенсионной катастрофы, сенаторы принимают закон об увеличении ставок социального налога. Результатом этогорешения становится День бумеранга - сериянападений молодыхамериканцев на клубы и дома "бэби-бумеров". Поскольку Бакли любит писать смешные книжки, то дальше в его романе начинается форменная клоунада. В разгар погромов, чтобы обратить внимание правительства на невозможность решения проблем пенсионной системы через увеличение налогового бремени, главная героиня выдвигаетбезумную идею: предложить"бэби-бумерам"налоговые льготы в обмен на обязательство в семидесятилетнем возрасте добровольно уйти из жизни посредством эвтаназии. И, как ни странно, идея находит широкий отклик в сердцах американцев, а один шустрый сенатор, сделавший идею добровольного ухода из жизни основой своей предвыборной кампании, даже едва не выигралпрезидентские выборы.
Однако очевидно, что, выбери Кристофер Бакли амплуа не сатирика, а реалиста, ему пришлось бы полностьюсосредоточиться на нарастании взаимной ненависти между работающими американцамисодной стороны и пенсионерами и государством -с другой. В этом случае День бумеранга обернулся бы подлинной драмой. И похоже, что именно с таким драматическим вариантом предстоит в ближайшие годы столкнуться большинству промышленно развитых стран. России при нынешней налогово-бюджетной политике - вне всякого сомнения.
Книжка откровений
На прошлой неделе министр финансов и вице-премьер Алексей Кудрин собрал особо доверенных журналистов (нас не пригласили), чтобы сообщить им о появлении в России очередной стратегии - стратегии финансового развития страны на период до 2023 года. Казалось бы, дело житейское: в последнее времяедва ли не каждый месяц то та, то иная госструктура радует общественность какой-нибудь стратегией, а то и доктриной. Однако в данном случае, по сообщениям информагентств, главный финансист страны сразу дал понять, что речь идет не обочередном творении чиновников, озабоченных лишь освоением бюджетных денег, а об "отрезвлении". "Это то, что мы можем себе позволить", - заявил вице-премьер.
Как выяснилось, позволить себе мы можем немногое. Точнее, ничего. Еще точнее - даже меньше, чем ничего. По прогнозу Минфина, доходыфедерального бюджета России сократятся с 23,6% ВВП в 2007 году до 12,9% ВВП в 2023−м. С2014 года федеральный бюджетРоссии станетдефицитным, даже несмотря на снижение расходов с34,5% ВВП в 2010 году до31,9% ВВП в 2023−м. От сокращения бюджетных доходов в первую очередь пострадают федеральные фонды: средствав Фонде национального благосостояния (ФНБ) перестанут расти в2015 году, а в Резервном фонде - в 2018−м. А с 2015 года, по расчетам Минфина, у государства небудет хватать средств на стабильную работу пенсионной системы.
Чтобы избежать краха пенсионной системы, Минфин предлагаетс 2010 года ввести обязательные дополнительные отчисления на пенсионное накопление для граждан, родившихсяпосле 1967 года, в размере 3% от зарплаты. Даже сами представители Минфина признают, что это равносильно увеличению подоходного налога с 13 до 16%. Кроме того, Минфин предлагает пересмотретьшкалу единого социального налога: для зарплатдо 1,1 млн рублей в год - 26% (сегоднятакая ставка применяется для доходов до 280 тыс. руб.), в диапазоне от 1,1 млн до 2,3 млн-10% (сегодня это ставка для доходов от 280 тыс. до 600 тыс. рублей), а выше 2,3 млн рублей в год - 2%. При этомс2020 года Минфин планирует еще и ставки ЕСН повысить на 3%.
Заявление главного финансистастраны, что Россия, имея профицитный бюджет, огромные золотовалютные резервы и вкладывая 10% своего ВВП (ввиде средств Резервного фонда) в поддержку стагнирующих экономик Запада, может позволить себе только повышение налогов, слегка шокирует. Даже несмотря на благородную готовность Кудрина ради благополучия российских пенсионеров отчасти поступиться интересами американской экономики, Минфин обещаетсократитьРезервный фонд до 6% ВВП.
Однако когда шок проходит, наступает не "отрезвление", а скорее недоумение. Хотя в некоторых СМИ появились анонимные статьи, уверяющие, будто "План-2023 Министерства финансов куда в большейстепени говорит о проблемах России и способах их решения, чемаморфная Концепция-2020" , что "профессиональнаячестность Алексея Кудрина заставляет его сомневатьсяв устойчивости путинского благоденствия" и что "Алексей Кудрин - единственный представитель российскойвласти, который задумывается о цене, которую Россия будет платить за свои планы долгосрочного развития", просто поверить министруфинансов на слово ну никак не получается.
"Вусловияхпрофицитного федерального бюджета и значительных фондов просто повышать налоговые ставки - это какое-то уж слишкомнезатейливое решение, не учитывающее потребностей развития экономики", - дипломатично комментирует кудринские инициативы руководитель аналитической службы юридической компании "Пепеляев, Гольцблат и партнеры" Вадим Зарипов.Другие аналитики выражаются менеедипломатично. "Нам обещали в течение десяти лет не изменятьплоскуюшкалу НДФЛ и преподносили это как достижение, нам клялись, что никакой прогрессивнойшкалы не будет, - напоминает Антон Данилов-Данильян ,председатель экспертногосовета "Деловой России". - То, что главный финансист страны отходит от позиции, которая была заявлена как Путиным, так и Медведевым, на мой взгляд, портитимидж и прежнего, и нынешнего президента. Что касается инвестиций, то большинство инвесторов, какзарубежных, так и отечественных, закладывалисуществующую ставку подоходногоналога в инвестиционные проекты. А теперь говорят о дополнительных трех процентах налога, да плюс еще чудовищная индексация шкалы ЕСН, да еще отказ от уменьшения НДС. В совокупности это означает существенноеухудшениеналогового климата в Россиипо сравнению со странами-конкурентами". Ошибкой считает инициативы Кудрина и директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев:"Специальный дополнительный взнос определеннойкатегории граждан, фактически повышение подоходногоналогообложения, - это уже нехорошо, потому что, как мне кажется, мы еще не прошли тот период, когда нам нужна плоская подоходная шкала. И тем более недопустимоповышать налог для тех, кто сегодня, собственно говоря, работает в экономике и на ком она держится, - для наиболее молодых".
Не верю!
Пророчества же Кудрина о страшных бедствиях, ожидающих нашу экономику, особого впечатления на аналитиков не производят. "Мне кажется, что Кудрин несколько сгущает краски, - говорит генеральный директор головной компании АКГ "ФинЭкспертиза" Агван Микаелян. - Он верно указывает, что сейчас наши бюджетные расходы растут с катастрофической быстротой, опережая доходы. И если экстраполировать эту тенденцию при помощи простого арифметического анализа, то действительно выходит, что к 2014 году у нас начнется бюджетный дефицит. Но простая арифметика в нашем случае неприменима, ведь колоссальный объем этих государственных затрат - это затраты в инфраструктуру. И если в краткосрочной и среднесрочной перспективе такие расходы приводят к серьезным убыткам, то в долгосрочной перспективе все строго наоборот. Речь не только о прямойокупаемости проектов, развитие инфраструктуры обеспечивает еще и косвенный эффект, который в разы превышает прямой: оно стимулирует экономический рост вокруг себя. И этот эффект, на мой взгляд, Кудрин не учитывает. Все экономисты соглашаются, что экономическийрост вРоссии будет продолжаться еще пять-шесть лет, затем он замедлится, потому что невозможнодолгорасти высокими темпами, к тому же предполагается сокращение ресурсных поступлений. И в 2014-2016 годах мыдействительно пройдем через минимум экономического роста. Но потом ведь начнут работать на экономику те инфраструктурные проекты, в которые сейчас вкладываются деньги. Так что сегодняшними затратами мы создаем себе перспективу выхода в экономический рост другого качества".
Сомнения в адекватности кудринских прогнозов быстро перерастают в раздражение, причем вполне обоснованное, если вспомнить, что прогнозирование вообще не относится ксильным сторонам Министерства финансов: прогнозы инфляции приходится пересматривать подва-три раза в год, прогнозы цен на нефть и доходов бюджета постоянно оказываются заниженными, да и с прогнозом темпов ростаэкономики Минфин за времена кудринского правления не угадал, кажется, ни разу. "Я вообще не понимаю, почему Кудрина сейчас интересует ситуация 2014 года, мрачнуюкартину которой - намек на возможный бюджетный и экономический кризис - оннарисовал, - горячится директор Центра макроэкономических исследований "БДО Юникон" Елена Матросова. - Я не понимаю, почему он такими долгосрочными категориями мыслит. У нас сейчас ситуация очень напряженная - обвал фондового рынка, ситуация в американской экономике очень плохая, в европейской - еще хуже, политическая обстановка нестабильная, нет устойчивости на валютном рынке, цены на нефть падают. Я думаю, ему нужно на годовом горизонте что-то прогнозировать: чем смотреть вдаль, посмотри, в какой луже ты сейчас стоишь. А по поводу 2014 года думаютак. Правительстводолжносейчасвыявлять и устранять возникающие риски, с тем чтобы к 2014 году бюджет был профицитным, а не пугать кризисом. А то бизнес скажет: какого дьявола ясейчас буду инвестиции вколачивать, если ужесточают налоговый прессинг, через пять лет все рухнет и вообщенепонятно, что будет. Так что вместо того, чтобы нагнетать ситуацию, развивайте экономику, увеличивайтеналогооблагаемую базу иполучайте большеденег. А если правительство хочет оздоровить ситуацию с Пенсионным фондом, пустьперераспределяет налоговый поток - ведь сколько лет оно рапортует о профицитном бюджете! Ну и повышайте эффективность управления Пенсионным фондом, делайте его работу более прозрачной. Может, честнее сказать человеку, чтобы онсам себескопил на пенсию, чем потом обнаружил, что эти деньги вложены в казначейские обязательства США, которые рухнули".
Чего не сказал Кудрин
Высказанные министром финансов идеи о повышении налогов однозначно не тянут на пятнадцатилетнюю финансовую стратегию. Разумеется, подобная стратегия должна быть весьма объемным документом, и в рамках одной встречи с журналистами, пусть даже длившейся три часа, полностью пересказатьее невозможно. Так что можно понять, чтоАлексей Кудрин выбрал для презентации только один - самый важный, на его взгляд, - фрагмент документа. Однако проблема в том, что даже вопрос о необходимости повышения налогов главный финансист страны изложил весьма однобоко.
Во-первых , г-н Кудрин забыл отметить, что повышение налогов отнюдь не решает проблему наполнения пенсионной системы, а всего лишь откладывает ее кризис "на потом". "Опасения, что Пенсионный фонд через несколько лет перестанет справляться со своими задачами, обоснованны, - признает Агван Микаелян. - Но предлагаемый путь решения -повышение налогов - никуда не годится. Это похоже на рассуждения по принципу: чтобы получать от коровы больше молока с минимальными затратами, нужно ееменьшекормить и больше доить. Это путь в никуда. Год так подоишь, а потом корова сдохнет. Здесь надо идти по другому пути: чтобы корова давала больше молока, ее кормить надо больше. Или столько же, но лучшей пищей".
Напомним, что, попрогнозам специалистов, соотношение между работающими россиянами и пенсионерами будет ухудшаться и после периода, на который рассчитана кудринская финансовая стратегия: в 2050 году при сохранении нынешних демографических тенденций на одного пенсионера будет приходиться 1,4человека втрудоспособном возрасте по сравнению с 3,1 человекасейчас. Из логики налогово-бюджетной политики имени Кудрина следует, что государство простобудетвынуждено увеличитьналоги на зарплату в два с лишним раза. Вот только можно с уверенностью прогнозировать, что при сохранении такой политики массоваяэмиграцияэкономически активного населения из России начнется гораздо раньшесередины века. Это отнюдь не фантастический сценарий - с такой ситуацией уже сегодня столкнулась Германия.
"Я хочуотметить принципиальную вещь: инициативы Кудрина - это не предложение по реформированию пенсионной системы, а предложение, как найти дополнительные средства, фактически увеличив налогообложение, - говорит Игорь Николаев. - Принципыпенсионной системы, которые, на мой взгляд, сами генерируют дефицитность, не затрагиваются, проблема не решается. Ведь если система внутренне противоречива и сама генерирует эту дефицитность, значит, надо менять систему. Допустим, Кудрин нашелдополнительные деньги, но через несколько лет, если мы не изменили систему, мы опять столкнемся с этой проблемой. Главный, принципиальный вопроссостоит в том, что мы просто временно оттягиваем решение проблемы изменения принципов пенсионной системы".
Министр финансов умолчал еще и о том, что его идеи о повышении налогов прямо стимулируют рост инфляции. "Решить проблемы пенсионной реформы за счет этих новаций вряд ли удастся, даже с учетом индексациишкалы ЕСН, а вот последствия такой индексациибудут достаточносерьезными, - считает заместитель директора Палаты налоговых консультантов Ирина Давидовская. - Я согласна в целом, что абсолютные суммы применения регрессивной шкалы ЕСН надо индексировать, но не в разы, а на какие-то проценты. А Минфин предлагает провестииндексацию почти в четыре раза. Это приведет красширению базы для исчисления ЕСН по максимально высокой ставке, то есть на основную массу выплат будет начисляться ЕСН по ставке 26 процентов. Таким образом, длябольшинства предприятий фактически перестанетдействоватьрегрессивная ставка, что повлечет за собой рост себестоимости и, соответственно, рост отпускных цен. Потому что ЕСН - это, конечно, источник формирования бюджетных средств, Пенсионного фонда, фондов обязательного медицинского и социального страхования, но, с другой стороны, - это важная статьясебестоимости любой продукции, работ и услуг. И поскольку ниодин промышленник не захочет снижать получаемую прибыль, естественно, рост цен неизбежен, причем для трудоемкихотраслей он будет весьма существенным. При невозможности увеличения цен увеличение налогов на фонд оплаты труда приведет к снижению прибыли. В любом случае это удар по российским предприятиям".
Наконец, Антон Данилов-Данильянуказывает еще на два проигнорированных Кудриным последствия минфиновских инициатив: "Во-первых , мы получаем ситуацию, когда предприятия дестимулируются в отношении приема на работу молодых граждан. Учитывая общее ухудшение налогового климата, предпринимателям становится невыгодно модернизироватьсуществующие предприятия, скорее всего, они начнут ориентироваться на уже работающие предпенсионные кадры, а новыепредприятия будут строитьза границей. Во-вторых , сегодня наиболее обеспечены с точки зрениярабочихкадров "Газпром", металлургические и добывающие компании. Для них индексация до 1 миллиона 100 тысяч рублей не создастпроблемы, потому что там зарплаты высокие и они все равно платят ЕСН по ставке 10 процентов или два процента. Таким образом, можно сделать простой вывод: наше финансовое ведомство делаетакцент на сохранение сырьевой ориентации российской экономики, поскольку дестимулируется вся обрабатывающая промышленность, которая просто не сможет платить такие зарплаты, чтобыиметь возможность платить ЕСН по ставке не 26 процентов, а ниже. Другими словами, эти решения идут вразрез с курсом на модернизацию российской экономики и перехода на инновационный путь развития".
Главная мишень
Резонно предположив, что ответы на перечисленные выше вопросы и сомнения можно найти в полном тексте "стратегии", мы принялись обзванивать знакомых чиновниковМинистерства финансов с просьбой если не показать документ, то хотя бы рассказать о нем поподробнее. Однако везде наталкивались на категоричный отказ. В конце концов один из чиновников ведомства, сжалившись над нами, объяснил следующее.
На момент встречи Алексея Кудрина с журналистами концепциикак документа простоне существовало - были лишь базовые тезисы, которые и огласилминистр финансов. Затем всю прошлуюнеделю чиновники Минфина сочинялитекст, а фактически - более или менее правдоподобное обоснование предложений о повышении налогов.
Авральный характер работы над "стратегией" наш собеседник объяснил тем, что она началась лишь несколько дней назад, после того как глава госкорпорации "Ростехнологии" Сергей Чемезов направил Владимиру Путину письмо, в котором поддержал идею о снижении НДС до 12%. До этого момента глава Минфина практически не сомневался, что Владимир Путин примет его сторону в дискуссии об НДС. Но вступление в борьбу такого "тяжеловеса", как Чемезов, резко изменило расклад сил. Тогда-то Минфин и бросился сочинять "стратегию", призванную "доказать", что налоги в России нужно не то что снижать, а повышать.
Возникает законный вопрос: а можно ли за две неделисоздать документ, с которым финансовой системе Россиипредстоит сверять свое развитиевтечение целых пятнадцати лет? Ответ прост: никто с минфиновской стратегией ничего сверять несобирается. Она нужна только для достижения чисто тактической и краткосрочной цели - торпедирования инициатив Минэкономразвития по снижению НДС. А потом ее простовыбросят на помойку или вывесят наофициальном сайте Министерства финансов. И забудут, как страшный сон.
Косвенным подтверждением этой версии может служить критика, с которой обрушился главный финансист на идею снижения НДС во время презентации своейстратегии. Он в частности, заявил, что"снизив НДС, мы выбросим из бюджета два процента ВВП, аплюсы от этого будутлишь для отдельныхпредприятий"; что для российских предприятий гораздо важнее снижение инфляции, чем уменьшение НДС; и наконец, что снижениеэтого налога даст ростинфляции на 3,8 процентного пункта в 2010 году, а за пятнадцать лет - 13-15 процентов. "Мы не понимаем, как делались такие расчеты, - комментирует эти прогнозы Антон Данилов-Данильян. - Скорее всего, 3,8 процента получилось в результате предположения, что вся сумма, которая якобы останется в руках у предприятия, будет выброшена напотребительскийрынок. Но мы считаем, чтоснижение НДС до 12 процентов даст менее одного процента инфляции. И то этобудет кратковременный эффект, поскольку, по опросам"Деловой России", около двух третей денежных средств, которые бизнес получит от снижения НДС, он направит на модернизацию производства, новые инвестиционные проекты, большая часть которых - это закупка комплектов импортного оборудования и даже предприятий "под ключ". Другими словами, эти средства вернутся к намввиде оборудования, а сами деньги останутся за рубежом. И не только инфляционного эффекта не будет, наоборот, возникнет антиинфляционный эффект, а черезтри-пятьлет, когда эти инвестиционные проекты превратятся в действующие предприятия, выпускающие продукцию, и эта продукция выйдет на рынок, антиинфляционный эффект еще увеличится".
Однако волшебное слово"инфляция", как обычно, решило исход дела, и расчет Кудрина полностью оправдался: в прошлый четверг правительство на своем заседании одобрило проект бюджета на 2009-2011 годы, не предусматривающий снижения НДС. Правда, повышения налогов на фонд оплаты труда в нем тоже не предусмотрено, но Минфин к этомуразмену был готов изначально. А про "Стратегию финансового развития страны на период до 2023 года" на заседании правительства никто и не вспомнил.
В подготовке статьи принимали участие Ольга Заикина и Марина Тальская