Программа перекредитования государством внешних долгов корпоративных заемщиков должна быть проведена максимально гласно, по единым для всех клиентов правилам и иметь строго целевой характер
План покрытия Внешэкономбанком внешних займов российских банков и компаний на общую сумму до 50 млрд долларов - одна из немногих антикризисных мер правительства, выходящих за рамки расшивки сиюминутных проблем с ликвидностью у финансовых институтов. "Любой российский банк или компания смогут обратиться во Внешэкономбанк для получения кредита на погашение задолженности перед иностранными кредиторами по кредитам, привлеченным до 25 сентябрятекущего года", - заявил премьер-министр Владимир Путин, анонсировав эту неожиданную инициативу по результатам антикризисного совещания кабинета 29 сентября.
Втечениеследующих двух недель план замещения внешнего рефинансирования зарубежных корпоративных долговвнутреннимобрелформу законопроекта "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системыРФ", однако быстрого одобрения в Думе ему получить не удалось. Там документ оброс поправкамии дополнениями(о них ниже) ибыл, наконец, принят во втором и третьем чтении на исходе минувшей недели. Однако детали механизмаподдержки таки остались неясными. Внешэкономбанк, ссылаясь нанезавершенностьработы над программой перекредитования и отсутствие согласования с правительством и ЦБ, отказался покаее обсуждать.
Сегодня по-прежнему известны лишь рамочные параметры программы: потолок кредитования - 50 млрд долларов; срок действия - до конца 2009 года; источник ресурсов для покрытия затрат ВЭБа по программе - золотовалютные резервы РФ; маржа ВЭБа по операциям перекредитования - 4% годовых в валюте (кредиты выдаютсяпо ставке LIBOR+ 5%, центробанковский депозит, размещаемый в ВЭБе зеркально против таких кредитов, будет"стоить"госкорпорации LIBOR + 1%).
Несмотряна отсутствие законодательного оформления и непроясненные детали процедуры кредитной поддержки ВЭБа, о своих намерениях воспользоваться ею уже заявила четверка нефтегазовых гигантов ("Газпром", "Роснефть", "ЛУКойл", ТНК-BP) и ОК "Русал". В своем письме, направленном в правительство, нефтяники пошли даже дальше. Они попросили дополнить рефинансирование внешних займов кредитованием "стратегически важных инвестиционных проектов в отрасли" государством.
Итак, распечатывание золотовалютных резервов для кредитной поддержки национальных корпоративных и банковских "чемпионов", еще полгода назад казавшееся абсолютнонеприемлемым для нынешнего руководства ЦБ и Минфина, фактически произошло. Бизнес может праздновать победу, а иностранные кредиторы - спать спокойно. Вот только какими нефинансовымиобременениями придется оплатить господдержку? Для частных компаний, будущих клиентов программы перекредитования ВЭБа, думается, вопрос не праздный.
Инструмент защиты
Проблема быстрого роста внешних заимствований российских компаний и банков впервые озаботила ЦБ и правительство пять лет назад, когда по итогам 2003 года иностранная задолженность негосударственного сектора выросла более чем в полтора раза (до 75 млрд долларов), прецедентно перекрыв сокращение внешнего долга государства, врезультате чего общий внешний долг страны вырос - опять-таки впервые за постдефолтный период. Власти стали обсуждать самые разнообразные меры по регулированию заемной активности банков и реального сектора, включая такиежесткие, каквведениеспециального налога на краткосрочные внешние займы неинвестиционного характера.
Однако до практических решений дело не дошло. Более того, так и не было создано эффективной, открытойсистемы государственного мониторинга внешней задолженностиконкретных компанийи банков, ее структуры, стоимости и графиков обслуживания. Во всяком случае, широкой публике о такой базе данных и результатах работы с ней ничего не известно. И понятно почему: среди наиболее агрессивных заимодавцев особо отличались компаниии банки с государственным контролем или участием, так что бить по рукам своих или прибегать к выборочным санкциям в "мирное", некризисное время было как-то не с руки. Достаточно вспомнить, что поглощение "Газпромом" и "Роснефтью" соответственно "Сибнефти" и активов ЮКОСа потребовало экстренного финансирования в размере нескольких десятков миллиардовдолларов. Найти такие деньги в российских банках, даже крупнейших, было физически невозможно.
Тем временем корпоративный и банковский внешний долг продолжали бурно расти. К середине текущего года в сумме они достигли почти 490 млрд долларов. Это эквивалентно примернотрети ВВП ипревышает годовой товарный экспорт России. В мировой практике эмпирически безопасной границей внешнего долга частного сектора считается 70-80% экспорта (все долговые кризисы на emerging markets последнихдвадцати лет переходили в острую фазу именно за этой чертой), так что формально мы находимся в опасной зоне: любое ухудшение условий новых займов, не говоря уже о сбоях или отказах в рефинансировании старых долгов, с которыми российские корпоративные заемщики сталкиваются последние полтора месяца, является очень серьезной проблемой. Причем уже не только самих заемщиков, ноигосударства. Ведь в случае банкротства должников их обязательства и долги вынуждено будетвзять на себя именно государство. Почему?Вопросриторическийдля госкомпаний. А для частных компаний из стратегических отраслей логика тожевесьма прозрачна. Вряд ли государство будет безучастно наблюдать за перехватом собственности и управления в таких компаниях в пользу банков-кредиторов.
Риск неконтролируемого размывания структуры собственностив крупных компаниях в пользу иностранцев - неизбежный спутник любого серьезного кризиса внешнего долга. И именно ему обычно уделяется особое внимание - задачи поддержания макроэкономической стабильности, борьбы с инфляцией для властей пострадавших от кризиса государств автоматически уходят на второй план. Самый яркий и масштабный пример последнего десятилетия - крах под завязку закредитованных корейских чеболей. Однако лишь единственному важному подразделению лишьодного чеболя - Samsung Electronics - дали уйти за долги в руки нерезидентов, американской группе Capital, и то с жесткимиусловиямимассированного трансфера технологий.
Скользкие вопросы
По имеющимся оценкам, на четвертый квартал текущего года приходится без малого 40 млрд долларов срочных платежей по обслуживанию банковского и корпоративного долга. Так что на первое время выделенных ресурсов на перекредитование хватит. В 2009 году общая сумма погашения и обслуживания корпоративного и банковского долга составляет около 100 млрд долларов. Но главное - отработать механизм, а лимит резервной поддержки, в принципе, никто не мешает впоследствии увеличить (если только к тому времени резервы не придется придержать дляболее насущных надобностей, например для удержания курса рубля от сильной девальвации). Тем более что, очевидно, не вседолжники захотят воспользоваться такой возможностью, а некоторым (знать быеще, по каким критериям!) может отказать в перекредитовании наблюдательный совет ВЭБа, возглавляемый, согласно закону "О Банке развития и внешнеэкономической деятельности", главой правительства. Таким образом, решения о перекредитовании будут приниматься строго индивидуально на самом высоком уровне. По каким процедурам и на основании каких принципов будут приниматься такие решения? Вопрос открытый. Почему, пофантазируем, искомые "ЛУКойлом" 2-5 млрд долларов будут ему выделены, а частный банк "Русский стандарт", тоже один из самых крупных внешних должников, получит, представим себе, отказ?Малейшийнамек на двойные стандарты в процессерассмотрения заявок дискредитирует программу перекредитования рази навсегда.
Далее. Крайне важно разработать систему контроля за целевым использованием кредитных средств ВЭБа. Ведь теоретически нельзя исключить, что полученные деньги могут быть использованы должниками не на рефинансирование внешних займов, а на нужды текущей деятельности, инвестициив фондовый рынок, для слияний и поглощений на внутреннем рынке и за рубежом, на банальные дивиденды, бонусыменеджменту, да мало ли на что еще. С точки зрения банковских технологий придумать механизм строго целевого использования средств не составляет труда (в его основе могли бы быть спецсчета должников с особым режимом обслуживания, открываемые в ВЭБе), однако эту работу тоже надо проделать.
Наконец, важнейший вопрос: будет лиВЭБ предоставлять перекредитовочные средства на условиях немедленного вхождения в капитал заемщиков илитолькопод залог их акций?Тогда с какими дисконтами и с какимиусловиямимаржин-коллов ? Предполагается ливведениепредставителейВЭБа в органы управления компаний-заемщиков ?Очевидно, все нефинансовые обременения процедуры перекредитования должны быть: а) равными для всехпотенциальных клиентов программы и б) названы публично и заранее.
Удивительно, чтовсе эти вопросы, чрезвычайно актуальные с точки зрения общественного контроля за эффективностью и транспарентностью расходования государственных средствв рамках предлагаемой программы, не были подняты депутатами в процессе обсуждения законопроекта в Думе. Вместо этого законодатели выдвинули целый ряд поправок вполне прагматичного свойства, нацеленных на максимальное расширение потенциальной клиентелы программы и облегчение условий кредитов.
Речь, в частности, шла о том, чтобы в число потенциальных получателей перекредитовочных средств вошли не только российские юрлица, но и их дочерниезарубежные компании, включаятак называемые special purpuse vehicles (SPV; сленговый подстрочник - "машинки спецназначения"), которые являлись формальными получателями кредитов либо эмитентами евробондоввпользу своих российских материнских компаний ввиду более либерального налогового и регулятивного режимавНидерландах, Швейцарии и Люксембурге - странах наибольшего сосредоточения SPV. В ряде случаевименнотакие схемы сделок оказывались предпочтительными для банков-кредиторов (в случае чего судиться с должником придется по понятным законам и процедурам).
Куда более решительным стало предложение первого заместителя председателя комитета Госдумы по промышленности Валерия Драганова учесть в законе "...возможностьвыдачи в определенных ситуациях необеспеченных кредитов с использованием всесторонней оценки потенциала каждойкомпании" либо "использовать в качестве обеспечения кредитов экспортную выручку российских компаний насчетах в иностранных банках". Впрочем, даже если столь либеральное отступление от общепринятой банковской практики (стандартное условие кредита - перевод в банк-кредитор хотя бы части счетовдолжникасопределенными неснижаемыми оборотами) будет прописано депутатами в законе, окончательный формат кредитных соглашений будет определять наблюдательный совет ВЭБа.
Асимметричная альтернатива
Если же отвлечься от технических вопросов, то не имеет однозначной трактовки вопрос болеевысокого уровня: насколько вообще оправданно расходование госрезервов (то есть монетизированной ресурсной ренты, принадлежащей, по идее, всем гражданам) напокрытие рисков агрессивнойкорпоративной политики крупных компаний и банков? К тому же такое "разделение рисков" будет стимулировать ихбезответственность и в будущем. Не слишком ли велика плата за их спасение? Не разумнее было бы потратить эти деньги насистемноереформирование - пусть тоже с опорой на ВЭБ - рынка межбанковского кредитования, сделав его кризисоустойчивым и, что не менее важно, открытым для существенно более широкого круга игроков из числа не сегодняшних, а будущих "национальных чемпионов"?
В последнее время идея создания открытого для всех банков пула межбанковского кредитования звучит все чаще и чаще. Стартовым капиталом такой "расчетной палаты" могли бы быть средства ЦБ (или того же ВЭБа) плюс вступительные взносы самих банков-участников , пропорционально которым (с определенным плечом) они могли бы прокредитоваться. Риски неисполнения обязательств в части, превышающей стартовый взнос банка-должника , беретна себя ВЭБ. К нему же переходят праватребованияпо этой части долга, которую онможет обратить на имуществоили капитал должника в согласованном порядке.
В конце сентября Ассоциация российских банков обратилась к банкирам с предложением сформировать внутри каждого региона "неформальный пул банков, обладающих наибольшей устойчивостью и стабильной деловойрепутацией, выразивших готовность открытия кредитных лимитов на членов пула". Ряд банков начинают опробовать предложенную АРБ модель, при этом территориальныеуправления ЦБ являются координаторами действий сторон соглашения.
Действующая уже без малого два десятка лет эшелонированная модель рынка МБК, построеннаяна базе двусторонних лимитов, в моменты возникновения кризиса доверия ведет себя подобно экипажу получившей пробоину подводной лодки - экстренно задраивает люки, отрезая затапливаемый отсек от всех остальных (отсекает от кредитования банки других "эшелонов" и даже часть банков своего эшелона). Только если подводнуюлодку в результате таких действий иногда удаетсяспасти, для банков подобная тактика поведения гибельна -распределение ликвидности посистемемаксимально тормозится, так что централизованныевпрыскисредств в крупнейшие коммерческие банки неприводят к быстрому и равномерному распределению ликвидности по системе. Именно такуюситуацию мы наблюдаемв разгар сегодняшнегокризиса. Многомиллиардные инъекции ликвидности в тройку крупнейших госбанков практически не распределяются по системе, эти банки не готовыбратьна себя риски большого числа банков. Максимум, что мог сделать для поддержкирынка МБК безущерба для своей надежности тот же Сбербанк - увеличить количество банков-контрагентов с докризисных 30 до 68, а общий лимит нетто-предложения кредитов - до 4 млрд долларов; дальнейшее расширение круга получателей и масштаба операций на рынке МБК возможно лишь при условии, если ЦБ или ВЭБ на деньги ЦБ возьмут на себя риски, то есть примут обязательство возмещать Сберу убыткиот подобных операций, хотя бы частично.
Надо сказать, что попытки выйти за границы несовершенной модели рынка МБК предпринимались неоднократно. Впервой половине 90−х годов более или менее представительный расчетный пул межбанковского кредитования действовал вокруг межбанковского объединения "Оргбанк" и Межбанковскогофинансового дома (МФД), потом главной клиринговой площадкой стал приснопамятныйТверьуниверсалбанк, не переживший кризиса 1998 года. Инициативу ТУБа подхватили Торибанк и ММКБ; последний накануне потрясений августа 1998−го превратился в клиринговый центрболее чем для двух сотен средних и небольших банков. Однако отсутствие страхования рисков госбанками не оставило возможности пережить кризис и для ММКБ. Кризис 2004 года похоронил представительный межбанковский пул склиринговым ядром в Европейском трастовом банке. И опять те же грабли- отсутствие внешнейподпорки, системы разделениярисков с субъектом за пределами пула, который для членов этого пула является кредитором последней инстанции. Если же таковая подпорка будет предусмотрена или - в более сильном варианте - сам этот финансовый институт (например, ВЭБ) будет выполнять функции расчетной палаты и клиринга, модель представляется нам жизнеспособной. Во всяком случае требующей детального обсуждения профессионалов, к которому мыих и приглашаем.