Прорыв в сфере коллективных инвестиций должен начаться с активизации пенсионной реформы и усиления розничных позиций НПФ. Сохранение нынешних масштабов пенсионной системы и дальнейшее вялое реформирование - это прямая дорога к бюджетному и социально-экономическому кризису
Фото: ИТАР-ТАСС
Мировой опыт построения систем негосударственного пенсионного обеспечения и долгосрочного страхования жизни показывает, что они должны выполнять три ключевых функции: гарантировать обществу социальную защищенность и стабильность, поддерживать устойчивость государственной распределительно-накопительной пенсионной системы, а также формировать долгосрочный инвестиционный ресурс для системы финансовой.
Российская действительность добавляет еще одну задачу: рынки НПО и ДСЖ должны помочь сектору коллективных инвестиций совершить прорыв: из мизерной части финансового рынка превратиться в системообразующий элемент отечественной экономики. Как показал кризис, именно НПФ и ПИФ оказывали стабилизирующее воздействие на динамику котировок рынка акций на фоне бегства зарубежных инвесторов, проявив себя, по сути, как классические инвесторы. Однакодля укрепленияпозиций институциональных инвесторовна рынке прорыв сперва должен произойти впенсионной реформе.
Россия столкнулась ссерьезными демографическими проблемами - прежде всего это устойчивое сокращение численности населения при росте количества пенсионеров и снижении доли занятых в экономике. В результате соотношение занятых в экономике и пенсионеров на начало 2008 года составило 1,82:1. При этом для нормальнойвыплатыпенсий при нынешней пенсионной модели нужно иметь трех работающих на одного пенсионера. Дефицит Пенсионного фонда России ежегодно покрывается за счет государственного бюджета.
Требуется активное проведение пенсионной реформы, реализация программы мер по переходу к полноценной накопительной системе, продолжение использования стимулов типа "вмененных" сбережений и софинансирования государством накопительных программ; в противном случае экономика столкнется с бюджетным, социальным и демографическимкризисом. Пенсионная система должна стать базой для обеспечения социальной стабильности, драйвером роста рынка коллективных инвестицийиисточником длинных денег в экономике.
Реформа пенсионного обеспечения касается двух важнейших вопросов.
Первый - создание условий для решения проблемы бедности пенсионеров и снижения демографической нагрузки на трудоспособное население. Для этого необходимо не допустить отход от страховых механизмов формирования пенсий и при этом не отказываться от накопительной составляющей трудовой пенсии. Кроме того, следует создавать дополнительные условия для развития добровольных пенсионных накоплений.
Второй - привлечение дополнительных ресурсов на финансирование пенсионных выплат для сокращения разрыва между доходами трудоспособного населения и пенсионеров. Для этого необходимо создавать условия постимулированию населения для формирования добровольных накоплений через НПФ и страховые компании (развитие и продвижение программы государственного софинансирования, суть которой пока не донесена до широких масс), а также по допускустраховых компаний в систему обязательного пенсионногострахования. Один из важнейших механизмов - повышениеинформированности населения о рынках НПФ и долгосрочного страхования жизни.
Сейчас фактическиуправляющие компании преобразуютдолгосрочныересурсы НПФ и компаний по страхованию жизни в краткосрочные активы (к примеру, почти 70% активов НПФ размещаются на срок менее года). Не нацелена на формирование долгосрочногоинвестиционного ресурса и существующая система налогообложения пенсионных фондов. В отличие от большинства западных стран в России взносы в НПФы и компании ДСЖ, а также доход, полученный от инвестирования средств, подлежат налогообложению, а выплаты пенсий и аннуитетов, напротив, освобождены от налога. Немало необоснованных препятствий для НПФ и страховых компаний создаются при регулировании порядка размещения активов.
В итоге сегодняшние модели рынков НПФ и долгосрочного страхования жизни лишь частично выполняют свои социальные задачи, де-факто не выполняют функциюпо созданию длинных денег, и самое главное - тормозят рост классических коллективных инвестиций.
Для большинства россиян практическоезнакомство с рынком коллективных инвестиций начинается с "письма счастья", сообщающего о состоянии его пенсионных накоплений, а вовсе не с похода в управляющую компанию за паями ПИФов. Более того, без развитой системы пенсионных сбережений (либо аналога - долгосрочного страхования жизни) вся инфраструктура рынка коллективных инвестиций будет работать вхолостую - без притока массовых инвесторов. Также без существенногопритокадлинных пенсионных денег не сможет набрать силу отечественный фондовый рынок, а значит, все инвесторы, включая коллективных, будутпо-прежнему подвержены воздействию внешних шоков, вызванных действиями крупных иностранных спекулянтов.
Меры по усилению роли НПФ и страховых компаний как институциональных инвесторов должны быть решительными. Так, представляется обоснованным введение страховых взносов вместо единого социального налога с 2010 года с единой ставкой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в 26%, которое было анонсировано Минздравсоцразвития. Подобная мера позволит улучшить ситуацию с дефицитом пенсионногофонда. В то же время для привлечения долгосрочныхресурсовв финансовую систему необходимо повысить долю страховых взносов, идущих на финансирование накопительной части пенсии. Подобные нововведения должна сопровождать просветительская кампания в масс-медиа , которая разъяснит населению цели и задачи введения страховых взносов, а также влияние этих взносов (а, по сути дела, налога) на доходыграждан. Введение страховых взносов должно привести к перераспределениюрасполагаемогодохода граждан в сторону ростадоли накопленного капитала. Эта фактически уже утвержденная мера, возможно, не вполне позитивно воспринимается во времяфинансовой турбулентности, однако в долгосрочной перспективе она выглядит просто необходимой. Вместе с тем, чтобыизбежать шока для бизнеса, повышение отчислений на социальные программы необходимо сопровождатьадекватным снижением НДСили иных форм налоговой нагрузки. В результате изменения по крайней мере скомпенсируют друг друга, а в идеале общая налоговая нагрузка должна даже снизиться. В противном случае социальныезадачи не решить - потому как конкурентоспособность бизнесабудетзадушена налоговым бременем и при этом может сильно замедлиться экономический рост.
Однако вернемся к пенсионной системе и рынку коллективных инвестиций. Должна существенно изменитьсяинфраструктура рынка. Следуетуделить внимание расширению допустимогоинструментария по размещению пенсионных резервов и накоплений, а также совершенствованию требований к размещению страховых резервов по ДСЖ. Мягко решить эту проблему поможет придание НПФ и страховщикам статуса квалифицированного инвестора, что позволит перейти от количественных методов регулирования их инвестиционной политики к принципам "разумного инвестора". А значит, регуляторы смогут больше времениуделять качественному развитию рынка и защите интересов инвесторов.
Необходимо создатьусловия для формирования широкого класса собственников, заинтересованных в развитиифинансового рынка и повышении стоимости национального богатства. Инвестиционные фонды могут быть разделены на три группы. Первая - аналоги хедж-фондов , а также иные структуры, ориентированные на краткосрочное инвестирование для широких кругов или только для квалифицированных инвесторов. Втораягруппа - формы средне и долгосрочного инвестирования (инвестиционные фонды, страхование жизни, НПФ), которые позволят гражданам стать собственниками активов российской экономики (чего не произошло по итогам приватизации), и, наконец, различные закрытые и трастовые формы, имеющие целью структуризациюпроектов, обособлениеи минимизацию рисков и спецификацию и защиту прав собственности.
Важнейшими условиями реализации обозначенных задач будут выступать рост популярности услуг коллективного инвестирования, создание дополнительных возможностей приобретения ценных бумаг российских компаний институтами коллективного инвестирования, участие граждан в реализации крупных инфраструктурных проектов, а также различных федеральных целевых программ черезсистему коллективных инвестиций. Государстводолжно стимулировать изменение модели поведения домохозяйств от потребительской к инвестиционно-сберегательной , способствовать повышению нормы сбережений. Ключевая задача - повышение финансовой грамотности населения, а также пресечение возможностей деятельности финансовых пирамид.