Во втором квартале 2008 года объем рынка доверительного управления впервые сократился в абсолютном выражении. Отрасль остро нуждается в новых импульсах роста и в прорывной стратегии развития
Российский фондовый рынок основательно трясет уже почти два года. Однако до сих поруправляющимкомпаниям удавалось разнымиспособами повышать стоимость активов отрасли и поддерживатьвнушительные темпы роста. Частично -за счет эффективного управления, но в основном - за счет энергичных продаж и обеспечения постоянного притока новых средств. Однако с самого начала 2008 года жизнь УК не заладилась: Федеральная служба по финансовым рынкам задержалась с нормативной базойпо фондамквалифицированных инвесторов - одной из главных надежд отрасли, фондовый рынок ушел в пике, а высокая инфляция стала заметно ухудшать результаты управления.
Непокоренная высота
По оценке "Эксперт РА" [1], объем рынка доверительного управления на конец первого полугодия 2008 года составил1,8 трлн рублей*, сократившись по сравнению с первым кварталом на 5%, до уровня начала года. Рынок не смог взять планку в 2 трлн рублей, при этом впервые аналитики агентства отметили уменьшение объема рынка по отношению к предыдущему периоду (см. график 1).
Сегмент коллективных инвестиций вырос за второй квартал2008 года на 6%, и в результате стоимость чистых активов (СЧА) ПИФов превысила 842 млрд рублей. Рост рынку в очереднойраз обеспечилизакрытыефонды, чьи активы за второй квартал увеличились на 8%, достигнув отметки 685 млрд рублей. "Открытая" частьрынка коллективных инвестиций понесла потери. Впериод с апреля по июнь активы розничных ПИФов сократились на 4%, а с начала года - на 12%, до 158 млрд рублей (см. график 2).
Институциональный сегмент рынка (доверительное управлениесредствами страховщиков и негосударственных пенсионных фондов) смог устоять даже во время шторма. По оценке "Эксперт РА", объем резервов страховых компаний подуправлением УК составил на конецпервого полугодия 2008 года 30 млрд рублей. С началагода этот сегмент увеличился на 3%(примернона 1 млрд рублей). Объем рынка доверительного управления пенсионными резервами НПФсоставил на 30 июня 2008 года 465 млрд рублей, увеличившись за шесть месяцев на 8% (примерно на 35 млрд рублей). Объем пенсионных накоплений в доверительном управлении УК вырос зашесть месяцев 2008 года в 1,6 раза, до 42 млрд рублей.
Уже невпервые средства "институционалов" становятся для рынка управления активами надежной поддержкой. Но если прежде за счет средств страховщиков и пенсионщиков управляющим удавалось динамично развиваться, то теперь этиисточникипомогаютлишь удержать взятые высоты и не потерять в объемах на фоне кризиса на финансовом рынке.
Период стремительного экстенсивного роста рынка доверительного управлениязакончился. Без качественных системных сдвиговсохранитьвысокиетемпы и, более того, саму возможность роста и развитиярынка уже неполучится.
Системный рост
Главнейшая задача рынка на среднесрочную перспективу - переход от существующего инерционного развития к сценарию прорыва. Подобный путь согласуется как с идеей создания в РФ мирового финансового центра, предложенной ФСФР и поддержанной президентом, так и с задачами, перечисленными профессиональным сообществом в "Идеальной моделифондового рынка Россиина долгосрочную перспективу".
Реализация сценарияпрорыва должна позволить национальной системе коллективных инвестиций и доверительного управления, с одной стороны, выступить основным аккумулятором среднесрочных финансовых ресурсов от населения и институциональных инвесторов, а с другой - в полном объеме выполнять социальную функцию, поддерживать рост благосостояния и материальной независимостиграждан, снижать нагрузку на госбюджет.
Какие меры должны быть приняты? В первую очередь - расширяющие спрос. Серьезнымилекарствами здесь могут выступить средства госкорпораций и бюджета (подробнее об этом см. "Новая надежда"[2] в "Эксперте" 22 за 2008 год). Использование инфраструктуры рынка коллективного инвестирования должно решитьвопросы повышения эффективности и прозрачности распределения средств госкорпораций и госбюджета экономической системой, защиты этих активов от обесценения.
Также повысить спрос способнорасширение доступного перечня финансовых инструментов для управляющих за счет ипотечныхбумаг. Масштабные государственныепланы по улучшению жилищной ситуации гарантируют постоянныйрост объемовипотекии диктуют необходимость повышения ликвидностиэтого сектора через механизмы секьюритизации. В параллели с формированием рынка ипотечных ценныхбумаг необходимо доработать нормативную базу для обеспечения притока инвестиционных ресурсов в долгосрочные проекты по развитию транспортной, энергетической, жилищно-коммунальной , социальной инфраструктуры черезмеханизминфраструктурных облигаций. Система инфраструктурных облигаций и ипотечных бумаг позволит расширить перечень инструментов для инвестирования финансовых ресурсов с длинными рабочими горизонтами, в первую очередь - пенсионных накоплений, а также резервов страховых компаний, находящихся в управлении УК.
В долгосрочной перспективе расширение спроса должнопроизойти за счет более активного притока финансов населения в неспекулятивныеобласти финансового сектора. Но для этого формат инвестиционных фондов должен обеспечивать возможности прозрачного и легитимного участия мелких инвесторов и в крупных проектах, в том числе в нацпроектах "Развитие АПК" и "Жилье". Успешнаяреализация такого механизма позволит превратить значительную часть населения в класс собственников, а также повысит стоимость национального богатства.
Поддержкаспроса на услуги доверительного управления активами должна сопровождаться улучшением качества услуг УК. Здесь приоритетным направлением может выступать создание риск-ориентированной системы функционирования отрасли.
Присутствие института риск-менеджмента должно стать обязательным требованием куправляющим. Причем риск-менеджерам следует обладать высокими полномочиями с точки зрения влияния напринятие инвестиционныхрешений, а эти полномочия и статус надлежит закрепить во внутренних документах УК. Типовые регламенты, определяющие полномочия и статус риск-менеджеров , могутразрабатываться рабочей группой, объединяющей представителей рынка, СРО, регулятора, рейтинговых агентств, аудиторов и консультантов.
К 2020 году российскийрынок коллективных инвестиций должензначительно увеличить свой вес по отношению к ВВП страны, стать важнейшим инфраструктурным звеном в финансовойсистеме РФ, а по количественным параметрам - войти в число пяти-семи крупнейших национальных финансовых рынков (см. график 3).
* Данные очередного квартального мониторинга деятельности УК от "Эксперт РА". Совокупная стоимость активов под управлением УК-участников превысила 1,7 трлн рублей. В опросе приняли участие 120 управляющихкомпаний, под управлением которых, по оценке агентства, сосредоточено около 90% активов рынка.