Резкий рост цен на основные продукты питания и увеличение доли их импорта до 80% вынудили власти задуматься о продовольственной безопасности Петербурга. Угроза возникла в первую очередь из-за развала агропромышленногокомплекса. Однако дальше кредитования сельхозпроизводителей фантазии чиновников не идут
Иллюстрация: Марина Красильникова
За первое полугодие цены на основные продукты в стране увеличились на 21%. Это обусловленоне только общемировым ростом цен на продукты питания, но такжевозрастающим потоком импорта, который в связи с мировой инфляцией обходится нам все дороже. По данным Министерства сельского хозяйства РФ, с начала года импорт мяса в Россию вырос на 25%, а денег мы заплатили на 30% больше по сравнению с прошлым годом. По словам заместителяпредседателя комитета Совета Федерациипо аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственномукомплексу Сергея Лисовского, пшеница вэтом годув пять раз дороже, чем в прошлом.
Импорт мяса по России в среднем составляетсегодня 40%, а в Москве и Петербурге - 50−70%. Растет также импорт молока. По словам первого заместителя председателя Государственной думы РФ по деламобщественныхобъединений и религиозных организаций, председателя организации"Садоводы России"Василия Захарьящева, за год импорт сухогомолокавырос в 17 раз. По некоторым оценкам, доля импортных продуктов в Петербурге достигла 80%. Кроме того, по утверждению специалистов, город неимеет надежной системы продовольственной безопасности. Все, чемрасполагает Петербург на случай форс-мажорных обстоятельств, -ГУП "Региональный продовольственный фонд Санкт-Петербурга" , созданный в 2004 году. Там хранится хлебный запас на 30 дней.
Губит людей не пиво
По словам Сергея Лисовского, в стране нет современного законодательства в области сельского хозяйства и продовольственного обеспечения. В частности, нет закона о продовольственной безопасности. Такой законопроект вносился в Госдуму еще в 1997 году, однако депутаты так его и не рассмотрели: содержание противоречило интересам компаний-импортеров , которые имеют весьма сильное лобби в российском парламенте. Также нет федерального законао торговле - представленный в Госдуму проект сейчас пребывает на доработке. По данным петербургских законодателей, против него выступает сетевой ритейл, чьи интересы он ущемляет, а его лоббистскиевозможности также достаточно велики. Пока нет федерального законодательства, регионалыпредпочитают не принимать местных документов, чтобы потом не пришлось переделывать, когда обнаружатся противоречия с федеральными нормами. Те законы, которые есть, отмечает Лисовский, очень широкого толкования: "Правительство не заинтересовано в жестких формулировках - их придется точно исполнять, а чиновники не хотятподставляться".
У политиков и некоторыхчиновников есть только идея возродить АПК, но у правительства нет четкого плана, да, по-видимому , и большого желания. В перечне самых больных вопросов, которыемешают решить проблему продовольственной безопасности и препятствуют развитию АПК, Сергей Лисовский в однойиз программ RTVi назвал незащищенность отечественных производителей. По его мнению, чиновники не заинтересованы в исполнении установленныхправил: онирешаютличные сиюминутные проблемы. Этоспособствует коррупции, а с наших сельхозпроизводителей "взять нечего". Поэтому все так легко решается в пользу импортного производства. "Никто не отвечает за скачки цен. Надо чиновниковменять", - резюмирует Лисовский. По его словам, утверждение, что рынок сам все отрегулирует, - миф: "Ничего рынок сам не отрегулирует. Таких экономик в мире нет. Отрегулируют импортеры. В Евросоюзе на 30 лет вперед все расписано".
Разброд и шатания
Импорт продовольствия - мера вынужденная. Однако если ввоз экзотических фруктов, которые в России не растут, понятен, то мясо и молоко мы, казалось бы, в состоянии произвести сами. Выяснилось, что нет. По словам Лисовского, АПК не развивался 15 лет: изношены основные фонды, устарело оборудование, нет предприятий, которые производили бы сельскохозяйственную технику. Не хватаетудобрений, племенных семян, скота... Список можно продолжать. "Сельское хозяйство - еще одинкроме нефти источник пополнения государственной казны. Министрсельского хозяйстваАлексей Гордеев уже несколько лет пытается это доказать, но министры-экономисты выступают против развития АПК", - добавляет Василий Захарьящев.
Необходимость импортировать мясо обусловлена сокращением собственного производства, вызванного в первую очередь снижением поголовья скота и птицы в два-три раза в зависимости от вида животных. "Племенного воспроизводства нет, - рассказывает президент группы компаний "Пулковский" Иван Кара. - Для его восстановления потребуется три года в свиноводстве и десять - в сфере разведения крупногорогатого скота". Процессренессанса поголовья едва начался.
С молочными продуктамиситуация несколько иная. По данным Комитета экономического развития, промышленнойполитики и торговли (КЭРППиТ), в Петербурге молоко перерабатывают три крупных производителя: ООО "Санкт-Петербургский молочный завод "Пискаревский"", "Балтийскоемолоко"(филиал ОАО "Вимм-Билль-Данн") и молочный комбинат "Петмол" (филиал ОАО "Компания "ЮНИМИЛК""). Доля мелких производителей незначительна. Петербургские предприятия переработали в 2007 году 400 тыс. тонн сырого молока - примерно в 2,3 раза меньше, чем в 1990 году (с этоговремени началосьснижение объемов переработки и потребления). При этом на переработку поступает примерно 350 тыс. тонн из Ленинградской области (более 80 производителей) и около 20 тыс. тонн - из городских хозяйств (крупнейшие - "Детскосельский", "Шушары" и "Пригородный"). Соседние регионы поставляют в Петербург 35 тыс. тонн. В то же время объем реализации молока населению - 600 тыс. тонн в год. Нехватка сырого натурального молока восполняется сухим молоком и сливками из других российских регионов, Белоруссии, Финляндии.
Молоко - товар сезонный, поэтому зимой его мало, а летом - избыток. Например, в нынешнем году у производителей возникли проблемы со сбытом уже в мае - как только поднялись надои. Пословам коммерческого директора комбината "Пискаревский" Георгия Житмарева, в городе нет возможностей для увеличения переработки молока в масло, сыр илиизготовлениясухого и сгущенного молока. Надо или везти молоко насушку в другие регионы, чтообходится дорого, илирезать молочный скот.
Производителям оказываетсявыгоднее работатьссухим молоком. Какминимум- дешевле. Из одного килограмма сухого молока (цена - 90−140 рублей) можно произвести семь литров восстановленного. Использование сухого молока, кроме того, позволяет переработчикам снижать закупочные цены. По словам Василия Захарьящева, закупочные цены в некоторых областях упали до семи-восьми рублей за литр. Стоитзаметить, что в розничной торговле цены на все молочные продукты только растут. Растети себестоимость производства молока. "Кто виноват, неизвестно. А с краю - производители, - говорит директор Ассоциации производителей молока, директор по управлению и координации закупок СПК "Племзавод "Детскосельский"" Борис Речкин. - Подорожало все: ГСМ, комбикорма".
Кредитная история
Сельхозпроизводители утверждают, что им нужна государственная поддержка. "Для автомобильных заводов - все, для сельскохозяйственного производства - ничего, - сетует Иван Кара. - Земля простаивает, но инвесторам ее не дают". Есть желающие развивать сельское хозяйство, создавать с нуля целые комплексы, однако препятствийна их пути предостаточно. В частности, многиеинвесторы в АПК жалуются на произвол естественных монополистов. "Энергию экспортируем, а за присоединение "к столбу" надо платить 500 млн рублей", - иронизирует Иван Кара. По его словам, группа компаний "Пулковский" выкупила на территории Ленобласти 16площадок, где планирует создавать производство. Все участки проблемныевплане инженерной инфраструктуры. Примерно треть суммы инвестиций придется вложить в подготовку земли. "Готовить сети должен бюджет", - убежден Кара.
Пока что участие государстваограничивается дотациями. Председатель Комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу правительства Ленобласти Сергей Яхнюк подсчитал: за последние два года 55 хозяйств региона получилиподдержку на погашение кредитов в рамках госпрограммы. В2008 году на этицели областное правительство направляет 2млрд рублей. Однако, по мнению Ивана Кары, бюджетных средств на поддержку производителей выделяется недостаточно. В частности, субсидируется только учетная ставка Центробанка, хотясегоднямногие банкивыдают кредиты под 20% годовых. "Кредиты вЛенобласти дают под залоги, поэтому фермеров, например, нет и вряд ли они скоро появятся. Кредиты - капля в море. Нужно непрямое выделениесредств, например гарантии банкам", - утверждает Кара.
По словам Бориса Речкина, в 2006−2007 годах ситуация была спокойной. Это позволяло производителям брать кредиты, планировать производство. По взятым кредитам предстоит расплачиваться уже в следующемгоду. "Многим платить будет нечем. Если в ближайшее время не заработают дополнительные механизмы, которые обещали ввести городские и региональные власти, уменьшится поголовье скота", - пугаетРечкин.
К слову, Ленобласть выделила дополнительно 135 млн рублейна кредиты, аПетербург не последовал примеру соседей. Город, по словам Житмарева, не дотирует производство молока, как область, хотя потребляет в разы больше. В результате молоко у нас стоит дороже, чем в странах, где государство выделяет на дотации сельхозпроизводителям значительные суммы.
За что боролись...
Осенью 2007 года международное агентство "Кушман энд ВэйкфильдСтайлз энд Рябокобылко" назвали Петербург лучшим городом по отношению к ритейлу (насыщенность сетями и толерантность к ним). Главная мысль принятой в 2005 году Концепции экономического развития города в сфере потребительского рынка - сетевой формат торговли: "Развитие сетевого принципаорганизации торговли, привлечение в Петербург компаний, занимающихся созданием и эксплуатацией крупных торговых сетей". Три года городская администрация трудиласьввыбранном приоритетном направлении и получила желаемыйрезультат -мелкорозничная торговля в Петербургечастично ликвидирована, город насыщен сетями. Это привело к заметному возрастаниюдоли импорта.
У сетей заметна ориентация на импорт, рассказывает председатель совета Санкт-Петербургской ассоциациималогобизнеса в сфере потребительского рынка Алексей Третьяков: "Сетевикам удобно работать со своими традиционными партнерами, они не могут и не хотят работать с мелкими поставщиками". Кроме того, импортные продукты нередко дешевле отечественных. Но дешевизна импортных продуктов, по словам АлексеяТретьякова, не всегда обусловлена государственными дотациями страны-производителя , иногда дешевизна означает плохое качество товаров, на которые в Евросоюзе нет спроса.
Сетевики диктуют свои условия производителям и поставщикам, поскольку владеют значительной долей рынка (по некоторым оценкам, Х5 занимает 35% продуктового рынка). Онивынуждают переработчиков халтурить (например, менять рецептурупродукции, добавляя в нее некачественноесырье) и требуютиспользоватьимпортноесырье, что угнетает отечественного производителя. У переработчиков нет выхода: или они подчиняются требованиям крупных ритейлеров, или остаются без каналасбыта. "В результате мы возвращаемся в советские времена, - говорит Алексей Третьяков. - Конкуренцияисчезает, и мы покупаем то, что продается. Образовалась монополия: торговля диктует своиусловия ипокупателю, и производителю (монопсония)". Например, сразу после заморозки цен Х5 вбила в договоры стандартную позицию о марже сетей 30% вне зависимости от цены поставки.
По подсчетам ГеоргияЖитмарева, пока товар идет от переработчика к покупателю, он дорожаетв среднем на 48%. "Работать с сетями трудно. Они требуют вступительного взноса и еще процент за реализацию продукции. Это кроме стандартной сетевой торговой наценки. Наценка на продукты получается 35−40%", - рассказывает генеральный директор компании "Рубселго" Сергей Ященко. Другие переработчики называют "входную плату" за возможность поставлятьтоварв определенную сеть - 100 тыс. долларов. Кроме того, нередко в стандартных договорах есть требование выделять 3% суммы контракта на рекламу торговой сети.
До последнего времени государство не обращало внимания на взаимоотношениясетей и производителей. Однако рост цен наосновныепродуктыпитания побудил власти искать виноватых. Решили, что это сетевойритейл. "Сами сельхозпроизводители цены практически не поднимают, а поднимают сетевые организации", - заявил весной председатель Госдумы Борис Грызлов.
Побывавший вСЗФО первыйвице-премьер Виктор Зубковвыступил на совете при полпреде президента РФ вСЗФО и отметил: "Продовольственная проблема сейчас вышла в России на первый план". По его мнению, государство делает все от него зависящее, проще говоря, пичкает деньгами АПК. Вице-премьер отметил, чтонекоторым регионамэто помогло, но не Северо-Западу , где, по его словам, "слишком увлеклись строительством сетевых продовольственных магазинов, которые играют с ценами как хотят". Смольный вынужден был признать, что перестарался с поощрением сетевых компаний. "Во всем мире соотношение оборотов торговых сетей и небольших магазинов 40:60, а в Петербурге - 70:30", - сообщила губернатор городаВалентинаМатвиенко. Достижение, которымпетербургские чиновники собирались гордиться, оказалось сомнительным.
Спасение - за горами
Необходимость всерьез заняться развитием агропромышленного комплекса становится все очевиднее. Однако, как утверждают специалисты, это невозможно сделать без государственной поддержки, и не только в виде дотаций.
Петербургскоеправительство, признавая необходимость государственной поддержки аграриям, приняло постановление "О Планемероприятий по развитию сельскохозяйственного производства в Санкт-Петербургена 2008−2012 годы" ( 449 от 22 апреля 2008 года). Продекларированная цель Плана - создать "благоприятные условия для развитиясельскогохозяйства и обеспечивающих его отраслей в среднесрочном периоде". На предоставлениесубсидий в период с 2008−гопо 2012год бюджет собирается выделить 485 млн рублей. А свыше 6 млрд рублей планируютпривлечь из внебюджетных источников, из средств самих предприятий АПК. Кроме того, городская администрациясобирается увеличить уставный фонд ГУП "Региональный продовольственный фонд Санкт-Петербурга" , чтобы там хранился запас зерна на два месяца. Для этого городской бюджет выделит в 2009 году 350 млн рублей на закупку зерна. Денег должно хватить для удержания цен на социальные сорта хлеба, полагают чиновники.
Под занавес сезона в Законодательном собрании Петербурга прошли депутатские слушания, организованные постоянной комиссией ЗС по промышленности, экономике и собственности под председательством Александра Ольховского. Тема - продовольственная безопасность Петербурга. Комиссия выработала рекомендации для властей всех уровней. В резолюции говорится: "Продовольственная безопасность не достигнута. Чрезмерно высока доля импортных продуктов питания, которая делает город зависимым от цен на продовольствие на внешних рынках. Размер и уровень мобильностигосударственных резервов отдельныхвидов продуктов не позволяет гасить всплески ажиотажного спроса и гарантированно противостоять ценовым сговорам поставщиков. Чтобы решить задачу безопасности, нужен комплекс мер, в том числе на федеральном уровне". В частности, предлагается квотировать импорт продовольствия и сократить к 2010 году импорт свинины, птицыи молочных продуктов на 30%, а отечественных производителей - стимулировать. Уже с сентября предложено повысить импортные пошлины до уровня, обеспечивающего компенсационные выплаты. Акомпенсационные кредитныеставки в рамках нацпроекта - удвоить. Предложено также разработатьфедеральный закон о продовольственной безопасности. Кроме того, петербургские депутаты рекомендуют законодательно утвердить перечень социально значимых продуктов и ограничить размерторговойнаценки на них - до 15%, а также разрешить субъектам федерации устанавливать режим работы сетей. Есть и другиезаконотворческие идеи.
Правительству Петербурга депутаты советуют принять целевую программу обеспечения продовольственной безопасности, а также усилить интеграцию предприятий города и области, расширить сельхозпоставки в город. Себе депутатыпорекомендовалинезамедлительноразработатьзакон о продовольственной безопасности и уже решили создать рабочую группу, чтобы засесть за документ сразу после каникул.
По мнению Алексея Третьякова, в первую очередь в Петербурге необходимо демонополизироватьторговлю, "чтобы открыть двери собственному производителю". Первым шагом можетстать изменение городской концепции развития потребительскогорынка, где приоритет получит мелкая розница. Также Третьяков предлагаетотнять у районных администраций право единолично разрешать (или запрещать) открытиеторговыхточек. Сейчас чиновники не заинтересованы в развитии мелкой розницы, отдавая предпочтение сетевому ритейлу.
Депутаты Госдумы также озаботились торговыми проблемами и обещают до конца года внести на рассмотрение законопроект, посвященный сетевикам. Сегодня вся прибыль формируется в сетях. Законопроект предлагает разделить эту прибыльмежду всемиучастникамицепочки.
Конечно, Петербургу нужен закон о продовольственной безопасности. Такой закон работает в Москве с 2000 года. В Нижегородской области разрабатывается аналогичный документ, рассказывает Иван Кара. Но если нет закона, полагает он, то имеет смысл хотя бы создать продовольственный резерв. "Даже в развитых странах продовольственные резервы есть. У нас полноценного запаса нет. Всередине1990−х годов предприниматели уже предлагали создать запас для социально не защищенных слоев. В форс-мажорных обстоятельствах государство все равно будет помогать этим людям. В Петербурге треть населения не защищена. Чтобы создать двухнедельный запас в Петербурге, надо примерно100 млндолларов - не такие великиеденьги для городского бюджета", - рассуждает Иван Кара.
Бюджетную поддержку Кара считает правильной, но не слишком эффективной: "С одной стороны, у бюджета есть неиспользованные средства, которые лежат в чужих банках под 3−4% годовых. В то же время потери на закупки продовольствия за год составляют до 100%: на мировых рынках животноводческая продукция, например, за прошедший год подорожала вдвое. Профицит бюджета используется неэффективно". Московские власти, по его словам, уже второй год излишки бюджетных средств инвестируют в сельское хозяйство Подмосковья и других областей.
Кроме того, специалисты считают, что нужна программа импортозамещения. По словам Кары, уже поднялось производство мяса птицы и ее импорт в 2009 году сократится на 20%. Возрождение свиноводства займетбольше времени - пять лет, считает Лисовский. В 1985 году поголовье в Ленобласти насчитывало 900 тыс. В этом году, по планам производителей, оно дорастет до 60−70 тыс. голов. Очевидно, что импорт надо сокращать. По мнению Лисовского, он не должен превышать 10−15%, чтобы служить регулятором цен. "Импортировать следует только недостающий объем, - поясняет Иван Кара. - Приэтом цена наимпорт должна быть выше, чем на отечественную продукцию, иначе производство станет нерентабельным и инвестиции в АПК не пойдут".
Во мненияхспециалистов пока больше пессимизма, нежели оптимизма. "Увеличение материальной поддержки не спасет сельхозпроизводителей. Чем больше государствобудет выделять средств, тем больше будет забирать себе монополист", - заявил генеральный директор ПЗ "Новоладожский" Евгений Трошкин. По его мнению, в ближайшеевремя изменить ситуацию в АПК региона вряд ли удастся. "Если правительство не начнет заниматься продовольственной безопасностью, скоро останется одно правительство - народа не будет", - пригрозил Сергей Лисовский.