Государство через налоговую политику пытается вытолкнуть с рынка неэффективных собственников. Из-за несогласованных действий между разными ведомствами получается пока плохо
Иллюстрация: Андрей Колдашев
В августе этого года правительство планировало рассмотреть разработанный Минфином проект "Основных направлений налоговой политики на 2009й и плановый период 2010 - 2011 годов". Появление долгосрочного документапредпринимателей поначалу порадовало. Однако при ближайшем рассмотрении появились нотки разочарования.
По словамгенерального директора ассоциации"Налоги России" Игоря Теущакова"проект по сути является эволюционным, не содержиткакихлибо значительных новаций. Предполагаемыепоправки (изменение ставок акцизовв соответствии с инфляционными процессами, уточнение порядка заполнения счетов­фактур) носят технический характер. Лишь очень немногие направлены на создание стимулов: изменение срока амортизации, уменьшение акциза для высококачественного бензина и увеличение его для менее качественного, рост акциза для табачных изделий". Однако на сторону бизнеса неожиданно встало Минэкономики, предложившее резко уменьшить НДС сразу на 6%. Завязалась бурная дискуссия: Минфин обвинил ведомство Эльвиры Набиуллиной в антибюджетной политике, подсчитав, что при снижении НДС до 12% из бюджета выпадет более 1 трлн рублей, и предложилвместоНДС сокращатьналог на прибыль.
Изза затянувшейся перепалки рассмотрение документа перенесено на осень. Между тем предприниматели в регионе вовсе не единодушны в том, что только снижение налоговых ставок даст экономике положительный эффект. Эти меры должны логично сопровождаться изменением системы налогового контроля.
Марш несогласных
Момент для налоговых новаций в принципе выбран удачный. Хорошая внешнеэкономическая конъюнктура на энергоносители, профицит бюджета позволяют провести диверсификациюэкономики, уменьшить ее зависимость от нефтегазового сектора. "На данном этапе государство может себе позволить отказаться от части текущих налоговых поступлений в счетпланируемого в будущем их увеличения", - считает заместитель директора по аудитуАГ "Капитал" Алексей Митрофанов.
Управляющая департаментом бухгалтерского и налогового консалтинга УК "РАСТАМ" (Тюмень) Надежда Мингулова убеждена, что в результате снижения НДС экономика получит мощный импульс, так как у бизнеса появятсядополнительные оборотные средствадля технического обновления, запуска новых производств: "Многие предприятия испытывают недостатокресурсов для инвестиций. Снижение даст поддержку промышленному производству, обрабатывающей промышленности и инновационной экономике. С учетом сохраненияуровняцен на реализуемые товары и услуги до5- 6% выручкибудетоставаться в распоряжениипредприятий". Особенно эффективным, по мнениюИгоряТеущакова, снижение ставки НДС могло бы стать для отраслей глубокой переработки: "Сегодня существует фактически три уровня ставки НДС -0, 10 и 18%. Нулевая ставка применяется при экспорте. В основном Россия вывозит зарубеж три вида продукции с высокой добавленной стоимостью: сырье, металлопродукцию и военную технику. Между тем машиностроение, находясь в гораздо худшем экономическом состоянии, вынуждено платить НДС по полной ставке 18%. Получается, что государство стимулирует в основном не тех, кто в этомнуждается. В итоге НДСтормозит экономическое развитие и деловую активность".
Авот генеральный директор группы компаний"Налоги и финансовое право" Аркадий Брызгалин экономическогосмыславрезком уменьшении НДС не видит: "Это косвенный налог, который проходитчерез налогоплательщика транзитом. Я его получаюот покупателя и передаю в бюджет. Раньше это были 20%, сейчас 18%, буду получать 12%, но цена моей продукциии услугиостанется неизменной. На мой взгляд, чтобы не создавать проблемы выпадающих доходов, оптимально было бы каждый год снижать по одному проценту и плавно довестиставку НДС до 12%. Это самыйбезболезненныйи в то же время самый эффективный метод. Резкое снижение ставки вообще в будущем может скомпрометировать саму по себе идею уменьшения налогового бремени".
Нет однозначной оценки и в отношении сниженияналога на прибыль. С одной стороны, это должно стимулировать предприятия вкладывать деньги в развитие. "Есть вероятность роста
объемов производства и сбыта при расширении производственной деятельности за счет инвестиций", - говорит руководитель практики методологииучета УК "РАСТАМ" АленаМедведева. Однаконе надо забывать, чтоосновная часть налогана прибыль поступаетв региональные бюджеты, которые в этом случае понесут прямые потери. "Само посебе снижениеналога на прибыль без реконструкции остальных налогов не даст результатов. Нет уверенности, чтопредприниматели высвобожденные деньги будутнаправлять на техническоеперевооружение", - считает основатель группы компаний"Левъ & Левъ и аудит" Евгений Артюх.
Практически все эксперты сходятся во мнении, что одногоснижения ставок недостаточно, нужно интенсивнее продолжать реформу налоговогоконтроля. Игорь Теущаков считает, что проблема налога на прибыль заключается вовсе не в ставке. "Сегодня многие расходы, которые снижают налогооблагаемую базу, нормируются (на рекламу, командировочные и т.д.), а многиевообще не принимаютсяпо причине экономической необоснованности. В ряде случаев это значительно увеличивает налогооблагаемую базу и делает исчисление налога затратным мероприятием. Поэтомунужно провести реформуэтой составляющей и разрешить бизнесу учитывать любые расходы, связанные с предпринимательской деятельностью".
Контрольные минусы
Однако больше всего претензий связано с несовершенной системой администрирования НДС. Это подтверждают как исследования, которые проводят консультационные компании, так и практика.
"Часто судебных решенийприходится ждать в течение года. Естественно, ведение процесса, ожидание вынесения решения отвлекает огромные средства. Выходит, что предприятия кредитуютгосударство. Конечно, бюджет начисляет проценты за пользование этими ресурсами, но получить их очень непросто. А в результате из оборота компаний на длительные сроки изымаются существенные средства", - делится опытом Аркадий Брызгалин. Главный бухгалтер УГМК Сергей Дегтярев считает, что для бизнеса в целом сегодня актуально не само по себе снижение ставки, а изменение процедуры возмещения НДС. "По закону бюджет возвращает уплаченный экспортерам НДС втечение трех месяцев, икаждая налоговая считает долгом выдержать весь срок. Но это - отвлечениеденег из оборота. Получается, что мы по сути практически бесплатно финансируем бюджет, при этом сами берем кредиты под достаточно высокие проценты. Проблема возмещения НДС затрагивает не только интересы экспортеров, но и строительную отрасль, где возмещение вообще происходит некорректно. По закону процесс возмещения должен идтипоэтапно, на дележе - только по завершении проекта. В итоге строительство гостиницы Hyatt, которое мы ведем в Екатеринбурге, уже подорожало на 600 млн рублей, они находятся в распоряжении государственного бюджета".
Государство проблему понимает посвоему. Для бюджета совершенствование системы администрирования - это не столько облегчение жизни бизнеса, сколько ужесточение контроля, которое в итоге даст рост собираемости налогов. Именно поэтому в проекте Основных направлений налоговой политики Минфин предлагает ужесточить контроль за ценообразованием между структурами, входящими в холдинги (в так называемой группе взаимосвязанных лиц), и ввести понятие консолидированного плательщика. Дело в том, что холдинги, в структурукоторых входит несколько предприятий разного технологического цикла, часто проводят сделки между своими подразделениями. Причем эти сделки иногда заключаются по ценам ниже рыночных. Налоговыеорганысчитают, что бюджет в такой ситуации недополучает средства. Что чаще всего происходит на практике, описываетАркадийБрызгалин:
- Есть холдинг, который работаеткакединый организм. Принимаются соответствующие управленческие решения. К примеру, менеджмент рассчитал, что продажа продукции с рентабельностью 20% по всей цепочке делает товар самим конкурентоспособным на рынке. Налоговые же органы каждое звено этойцепочки рассматривают как отдельный объект: "А почему это вы продаетеполуфабрикат аффилированному предприятию за 150 долларов за тонну, а не за 200, как другие?". И вменяют в вину манипулирование ценами.
Минфин предлагает законодательно установить норму, в соответствии с которой группа взаимосвязанных лиц должна проводить сделки между собой с наценкой минимум 20 - 40%. При этом прибыль у таких предприятий должна формироватьсяи уплачиваться в одном месте. Эксперты в области налогового права считают, что эта схема для бизнеса будет, по крайней мере, понятна. Раз уж государство нацеливает налоговые органы на ужесточение администрирования, лучше иметь прозрачные правила игры. Иначе многочисленных судебных разбирательств не избежать.
- Налоговики контролируют цены постоянно, но механизма определения цены товара, если он отсутствует на бирже, нет. Переходна систему консолидированногоналогоплательщика частично решит эту проблему. Не надо будет постоянно объяснять налоговой инспекции, почему центр прибыли образовался на этом, а не на другом предприятиихолдинга. Проблема только втом, что частоцены контролируются не внутрихолдинговыми, ас внешними контрагентами, поэтому нужно изначальномаксимально четко описать процедуры как контроля цен, так и механизма определения среднерыночной стоимости, - говорит Игорь Теущаков.
Холдинговые компании, работающие в регионе, вовсе не против перехода на консолидированнуюотчетность. Они опасаются лишь того, что под шумок ихзаставят все­таки перевести центры формирования прибыли в Москву, что уже, кстати, сделано в отношении наиболее крупных налогоплательщиков. "Я общаюсь со многими предприятиями, которые возят документы на возмещениеналога на добавленную стоимость в Москву. Все они жалуются, что бумаги лежат месяцами, потому что сотрудники налоговых органовфизическине в состоянии их проверить. Если это так необходимо, при областных налоговых инспекциях можно создать специальные отделения, контролирующие крупнейших налогоплательщиков", - предлагает Сергей Дегтярев.
Однако министерствам, занятным выяснением отношений между собой, похоже, нет дела до таких "мелочей". Изза отсутствия согласованных действий новой власти бизнес оказался не в состоянии планировать свои действия.