Хроники кризиса

[ Design WP Columns ]

В условиях неопределенности 1

2009 год будет весьма тяжелым. В марте станет понятна глубина падения по основным рынкам. Восстановление в большинстве сегментов ожидается не раньше 2010 года. Островки стабильности - госсектор, охватывая финансируемые государством стратегические отрасли, пищепром, ритейл, телекоммуникации

Рисунок: Андрей Колдашев

Главный дефицит момента - дефицит информации. Ее свойство определяет решения, от которых будет зависеть выживание бизнеса. Поэтому оценку ближайшего будущего мы строим в основном на ожиданиях предпринимателей - это самые достоверные на ныне данные.

Последствия сырьевого удара

Определяющую образ в экономике Уральского региона играют две отрасли - нефтегаз и металлургия. Ситуация в них эдак понятна. В нефтегазе серьезного спада производства нет, сокращение на 1 - 2%, скорее, норма последних лет. "Если в обрабатывающих отраслях может быть падение на 20 - 30%, в нефтегазовом секторе это исключено нетрудно из-за специфики производства, - говорит бывший управляющий департамента экономики Тюменской области, доцент Тюменского государственного университета Алексей Янин. - Газовики до 2011 года будут существовать стабильно, в 2012−м начнется подъем затем ввода в эксплуатацию месторождения на полуострове Ямал".

В металлургии объемы производства уменьшаются существенно. Но первостепенной важности потрясение нанесет двукратное (и более) сжатие инвестиционного спроса со стороны этих отраслей: тот самый спрос наряду со стройкой служил главным драйвером роста экономики региона.

Самая драматичная обстановка в машиностроении. Характерная специфика отрасли - без малого мгновенная реакция на заморозку инвестиций (со стороны металлургов идут отказы более того по заключенным договорам, где есть внесенные авансы, с формулировкой "мы знаем, что вы не вернете деньги, но оплатить остаток нам все одинаково нечем"). Оценки падения по нефтяному, металлургическому, химическому, строительно-дорожному машиностроению - до 50% в зависимости от отрасли.

- Сокращение рынка нефтесервисных услуг составит 25 - 50%, - полагает президент Союза производителей нефтегазового оборудования Александр Романихин. - Спад будет заметен уже по итогам 2008 года, а в 2009−м окажется ещё значительней. В нефтяном машиностроении не лучше. Уже в начале 2009 года многие малые компании перейдут в холдинги. Гораздо проще будет крупным нефтемашиностроительным и сервисным компаниям: они больше гибкие, припас прочности у них выше. Для компаний нефтемаша и сервиса сегодня есть только единственный путь: живо действовать с государственными структурами, такими как Газпром, Роснефть, Транснефть. Очень немаловажно произвести так, чтобы гроши не уходили из страны. Для этого необходимо предотвратить обвальный увеличение связанного кредитования. Мы стали свидетелями того, как Газпромбанк взял целевой связанный кредит на 300 млн долларов у Экспортно-импортного банка Китая. Из них 110 млн долларов направляется на закупку китайских буровых установок, в то час как наша держава имеет развитую индустрия по выпуску буровых. Это может причинить мощный удар по отечественному нефтегазомашу.

Еще одна негативная тенденция - повышение сроков расчетов со стороны крупнейших заказчиков.

- Нефтяные компании, ссылаясь на падение цен на нефть, стремятся изменить правила игры на 2009 год,- рассказывает генеральный шеф "Югсон-Сервис" Анатолий Киреев (Тюмень). - Наш основной партнер в одностороннем порядке перешел с 30−дневного на 90−дневный отрезок времени расчетов. В результате у меня на два месяца образуется пробел в оборотных средствах в 20 - 30 млн рублей: фирма окажется несложно без денег.

Заместитель генерального директора компании "Мотовилихинские заводы" (Пермь; работает с нефтянкой, дорожным строительством, производит военную технику, литье) Александр Городецкий так описывает ситуацию:

- Машиностроители в нефтяном секторе находятся между молотом и наковальней. С одной стороны - металлурги, которые не снижают цены на продукцию нефтяного сортамента. С иной - нефтяники: эти по статистике смотрят, что цены на металл падают, и ждут адекватной, как им кажется, реакции машиностроителей. Но цены падают по металлопродукции для строителей, для других каких-то направлений, но не по тем позициям, которые используются в нефтяном машиностроении. Более устойчивы перед лицом кризиса будут "закрытые" отрасли - атомная, космическая, отчасти авиационная. Соответственно лучше себя будет чувствовать относящееся к этим отраслям машиностроение. Есть отрасли, привыкшие к сезонности: сельское хозяйство, строительство. В них обычный всплеск происходит весной, и 2009 год вряд ли будет исключением. Нам нужно, чтобы сохранились нацпроекты по строительству и содержанию дорог. Это означает тендеры на закупку строительно-дорожной техники. Также сильно важно, чтобы порядок экспортных пошлин на нефть позволял нефтяникам продолжать разработку малодебетных скважин. В противном случае сократится добыча нефти штанговым способом, которая формирует спрос на нашу продукцию.

Исполнительный босс завода "Пневмостроймашина" (Свердловская область; строительноорожное машиностроение) Дмитрий Якшин говорит о падении выпуска строительной и дорожной техники на 50%:

- Большинство крупных заводов стройдормаша в эти дни стоят или делают продукцию на склад. По цепочке это бьет по поставщикам комплектующих - металла, подшипников, двигателей, шин, колес. По нашим оценкам, кризис продлится не менее года. Если держава сможет сотворить внутренний рынок, экономика будет восстанавливаться намного быстрее. Но взлет платежеспособного спроса - это не господдержка отдельных компаний. Нужны национальные инфраструктурные проекты, которые будут реализовываться с помощью техники и материалов отечественного производства.

Идею инфраструктурных проектов поддерживает генеральный директор завода "Амур" Павел Чернавин (Свердловская область; автомобилестроение):

- Для выхода из кризиса нужны крупные инфраструктурные проекты, в которых будет задействовано навалом предприятий. Например, возведение новой железнодорожной магистрали для скоростного передвижения поездов от Тихого океана до Балтийского моря: рельсы понадобятся - заработает металлургия; пойдет спрос на электронику, системы контроля. Или сооружение автомобильной магистрали по тому же маршруту: оно обеспечит спрос на автомобили, строительную технику, стройматериалы (бетон, щебень, асфальт), позволит сформировать сотни тысяч рабочих мест и выкарабкаться из кризиса.

Еще более серьезна ситуация в сегменте грузоперевозок. Председатель совета директоров компании "Лорри" Андрей Гостяевкатеринбург; автомобильные грузоперевозки):

- Падение в нашем сегменте составило от 30 до 50% по разным отраслям. Снизились объемы импортно-экспортных перевозок. Экспорт упал из-за затоваривания европейских складов, импорт - из-за сворачивания инвестиционных программ предприятий. Меньше остальных пострадал ритейл. Все заказчики работают с листа, планов на ближний год ни у кого нет. Я думаю, острая фаза будет тянуться как самое малое до марта 2009 года. В начале года всю дорогу происходит естественное замирание производства, и кризис усилит спад. А ближе к лету рынок перевозок должен будет нащупать какое-то равновесие. Роста и стабилизации мы в 2009 году не увидим. Количество перевозчиков сократится приблизительно вдвое. Наша группа на нынешний день остановила покупку новых автомобилей. С учетом того, что мы видим, когда около все сдают взятые в лизинг автомобили, разрешается прогнозировать, что заводы, производящие автомобильную технику, на ближайший год останутся без работы.

Второй момент

Рисунок: Андрей Колдашев

Наряду с сырьевыми отраслями главным двигателем роста экономики крупных городов региона было строительство. Сегодня основные тренды на строительном рынке - замораживание строек на ранних стадиях, сокращение спроса за счет остановки ипотечного кредитования и ожидания снижения цен.

- Застройщики всего Урала приостановили реализацию перспективных проектов, - свидетельствует заместитель генерального директорааш дом" (Екатеринбург) Андрей Озорнин. - Для принятия каких-либо решений мы для себя поставили планку - финал первого полугодия 2009 года. Пока ведем строительство только тех объектов, на которые хватает собственных средств. Продажи квартир в них будем осуществлять в первом-втором микрорайоне следующего года в высокой стадии готовности, от продаж на начальной стадии мы отказались. Таким образом, у нас будет лаг в размере 3 - 6 месяцев, в течение которого позволительно будет посмотреть, упал ли спрос, какова его динамика. Рынок девелопмента специфичен с точки зрения цикличности. Если всегда не заниматься подготовкой к строительству, то затем молниеносно это свершить не удастся, понадобится 1,5 - 2,5 года. Сейчас многие компании не создают никакого задела. А это может привести только к одному - дефициту жилья. Не исключено, что к 2011 году мы получим свежеиспеченный 2006−й.

О возрождении практики многозвенных цепочек при сделках с жильем говорит исполнительный директор Уральской палаты недвижимости Рустем Галеев (Свердловская область):

- В конечном счете все цепочечные сделки замыкаются на первичке, люди продают вторичку для покупки новой квартиры. Уже в текущее время нет договоров о долевом участии. Люди боятся вкладывать средства в проекты на ранних стадиях.

Прогнозы на ближайшую перспективу таковы: сокращение количества застройщиков (по оценке Озорнина, до 30 - 40 компаний по Екатеринбургу за счет перераспределения участков земли от мелких игроков); максимально допустимый уровень падения цен на вторичную недвижимость с нынешних 63 тыс. рублей за метр (среднее по Екатеринбургу) Озорнин ограничивает стоимостью первичной недвижимости (50 тыс. рублей за метр по Екатеринбургу), Галеев - ее себестоимостью (40 - 45 тыс. рублей). Эффективность объявленной госпрограммы по выкупу жилья оба оценивают шибко низко, считая, что сбывать ниже себестоимости никто не будет.

Абсолютно очевидно, на свой взгляд, сильное падение цен на аренду и покупку жилья в миллионниках. И занятие не только не в абстрактных рассуждениях о "пузырях". По нашим оценкам, на рынок труда Екатеринбурга только сквозь систему высшего образования за последние семь лет попали не менее 200 тыс. человек, в основном из области (по Челябинску, Тюмени, Уфе, Перми ситуация сопоставимая). Это люди, нашедшие работу и арендующие жилье. Все ведущие эксперты по рынку труда предсказывают сильное падение зарплат. Наивно ждать, что в этих условиях цена аренды останется прежней, а недвижимости - не будет снижаться. Казахстан, уже полтора года варящийся в мировом финансовом кризисе из-за чрезмерной открытости его экономики, уже пережил более чем двукратное падение цен на вторичку.

Заморозка строительства ведет к падению в индустрии стройматериалов. Исполнительный директор Союза предприятий стройиндустрии Свердловской области Юрий Чумерин:

- За октябрь-ноябрь портфель заказов уменьшился на 50 - 60%. Резко снизились цены на стройматериалы: если летом цемент продавался по 5 тыс. рублей за тонну, в текущий момент - по 2,8 - 3 тыс. рублей. Мы ожидаем, что в четвертом квартале этого года производители стройматериалов заработают на глаз в два раза меньше запланированного. Первый микрорайон 2009 года, вероятно, будет еще сложнее.

В результате кризиса мы потеряем порядка 10% предприятий. Падение спроса в машиностроении, автопроме, строительном секторе по цепочке уже бьет по производителям нефтехимической продукции.

- Падение спроса на синтетические смолы для автопрома за последние два месяца составило грубо 40%, - подхватывает управляющий директор "Уралхимпласта" (Свердловская область) Денис Боровков. - Первый удар пришелся на конец октября - минус 20%, далее в ноябре еще 20%. В ближайшее период производители химической продукции ощутят на себе и спад в строительной отрасли, где ожидается понижение потребления теплоизоляционных материалов: застройщики уже уведомляют нас о простое. Вслед за ценой на нефть падают, хотя и не так быстро, цены на синтетические смолы. Так, карбамидные подешевели на 40%.

"Сибур-Химпром" в ноябре из-за снижения спроса сократил фабрика изобутилового спирта на 47% в месяц и 2−этил-гексанола - на 69% (эти вещества используются при производстве пластика). В начале 2009 года ситуация у газохимиков станет еще хуже: в первом полугодии 2008 года потребители и трейдеры копили запасы в условиях роста цен. Как сообщил президент "Сибур-Холдинга" Дмитрий Конов на декабрьской пресс-конференции в Москве, из-за резкого падения спроса компания "в 2009 году может снизить производство на 30 - 40%".

- Самым критичным для химиков станет основополагающий квартал 2009 года, когда большинство потребителей приостановят закупки, - подтверждает Денис Боровков. - Во втором квартале пойдет вторая волна неплатежей, связанная с тем, что компании раскроют свои балансы, и банки станут еще внимательнее относиться к предоставлению кредитов. Третий квартал - лето, пора спада деловой активности. Таким образом, до сентября 2009 года поджидать положительных изменений не приходится.

Надежды на выправление ситуации оба эксперта связывают с государством, а как раз с заказами госкорпораций, увеличением импортных пошлин на нефтехимическую продукцию, стимулированием потребления, в том числе посредством кредитование автомобильной и строительной промышленности.

В различие от нефтехимии в производстве удобрений на фоне текущего провала ожидания достаточно оптимистичны. Российская ассоциация производителей удобрений (РАПУ) констатирует: цены на минеральные удобрения на мировых рынках в четвертом квартале 2008 года снизились в три-четыре раза. Экспорт из России в октябре-ноябре 2008 года по различным видам удобрений (азотные, фосфорные, комплексные и калийные) сократился на 30 - 100%. Цены на минеральные удобрения для поставок российским сельскохозяйственным товаропроизводителям снижены на 50% и более. Несмотря на это спрос на внутреннем рынке остается низким (исключение - аммиачная селитра: спрос подогрело субсидирование со стороны государства).

Рисунок: Андрей Колдашев

Производители удобрений связывают исправление ситуации с началом уборочного сезона. Ростям Сабиров, генеральный директор комбината "Сильвинит" (Соликамск): "Было бы наивно полагать, что стоимость на калийные удобрения останется на пике. Уже нынче из-за банковского кризиса сельхозпроизводителям во всем мире становится сложнее хватать кредиты под грядущий урожай. Но трудности носят кратковременный характер, так как спрос на продовольственные товары из-за увеличения населения Земли будет неуклонно расти, а в большинстве регионов мира сбалансированный уровень внесения удобрений еще не достигнут". Михаил Маркин, директор филиала УК "Уралхим" (Березники): "Некоторые трудности со сбытом аммиачной селитры и карбамида есть, но обусловлены они в первую очередность сезонным снижением спроса. Мы не отказываемся от планов расширения производства, и в ноябре на двух площадках, Кирово-Чепецком химкомбинате и березниковском "Азоте", запустили производство нового минерального удобрения - азотосульфата. Основными рынками сбыта помимо приоритетного российского станут Великобритания, Франция, Италия, Польша, Скандинавия. Новое вещество предназначено для традиционных агропромышленных культур - рапса, зерновых, картофеля, благодаря чему спрос по сути дела гарантирован".

Серьезные проблемы есть в оптово-логистическом звене. Власть может углядеть их чрезмерно поздно, и тогда мы получим снижение товарных запасов в тех группах, по которым ритейл снабжался от оптовиков на кредитной основе. Некоторые оптовые компании (по оптовому товарообороту Свердловская область устойчиво держит четвертое местоположение в стране), а это в основном небольшой и обычный бизнес, могут схлопнуться из-за резкого сокращения маржи, кредита, увеличения отсрочек со стороны конечных потребителей.

Островки стабильности

На фоне кризисных отраслей и сегментов, ориентированных на инвестиционный спрос сырьевиков и строителей, есть сектора, где все более или менее стабильно. Прежде всего - агропромышленный комплекс: он имеет все шансы ощутить нелегкий период с наименьшими потерями. В особенности это касается птицепрома, а ещё вертикально-интегрированных холдингов пищевого кластера Челябинской и Курганской областей.

- На потребительский спрос будут влиять два фактора: смещение спроса на более низкие по ценам продукты, а кроме того политика государства в отношении валютного курса и импортных товаров, - подтверждает председатель совета директоров Агропромышленной компании Андрей Петров (Курганская область). - При существенном снижении курса доля импортируемых продуктов питания будет падать. У меня оптимистичный настрой. Вполне возможно, спада в агропроме не случится совсем, и даже будет рост как в 1999 году.

Так что с крупой и макаронами - все в порядке. Сложнее ситуация на рынке мясопродуктов, где велика доля импортного сырья, которое наверное подорожает из-за девальвации. Впрочем, снижение курса только ускорит реализацию уже начатых импортозамещающих проектов - строительства свинокомплексов, ферм, реконструкции птицефабрик в Свердловской, Оренбургской, Челябинской областях и Башкортостане.

Без потрясений обойдется и в сфере связи и телекоммуникаций. Отрасль, несмотря на сильную подневольность от лизинговых операций в части покупки оборудования, ориентирована на крайний спрос, и потому как будет чувствовать себя сравнительно смирно при любом раскладе.

Также менее подвержена конъюнктуре нефтепереработка, где спрос обеспечен не только переживающими кризис авиаперевозчиками (авиакеросин), но и огромным частным автопарком (бензин и дизельное топливо), тот, что никуда не денется.

Стабильный спрос президент УК "РосСпецСплав" (Свердловская область) Вячеслав Григорьев прогнозирует в стратегических секторах:

- Производители авиадвигателей имеют заказы на ближайшие три-четыре года. Кроме того, в мире растет спрос на атомную энергетику: от нее также никто не откажется, это проекты долгосрочного характера. Также будет потреблять энергетическое машиностроение: у нас в стране каждые три из четырех турбин требуют замены или модернизации. Поэтому никакого апокалипсического настроения у нас нет.

Относительно спокойна ситуация в ритейле. Сетевики констатируют некоторое снижение среднего чека, но модель потребительского поведения в продуктовой рознице в сегменте товаров первой необходимости сохраняется. "Серьезного падения по уровню потребления тут не будет. Конечно, прежних темпов роста мы не ждем, а в некоторых сетях будет даже снижение абсолютных объемов продаж. Но в зависимости от того, как представители ритейла сориентируются, кто-то может даже достичь победы - если поработает с ассортиментом и удачно попадет в группу товаров эконом-сегмента" , - предполагает исполнительный директор НП "Альянс" Алексей Подоляко.

Стагнация уже началась в сегменте товаров длительного пользования, несмотря на рекламные акции компаний и скидки. Негативно на спрос влияет снижение объемов потребительского кредитования. "Проблема даже не в отсутствии кредитов, а в общей неуверенности на рынке, - считает генеральный директор ООО "Компания АВТО ПЛЮС" Павел Шестопалов. - К примеру, если раньше дорогие авто покупали в основном молодые люди в кредит, то сейчас покупателями становятся люди более старшего возраста, которые вкладывают сбережения в автомобиль".

Основная задача ритейлеров - сокращение доступа к финансированию, получению кредитов на пополнение оборотных средств и развитие. Это главная причина трех важнейших негативных тенденций: увеличения отсрочек платежей производителям, давления на арендаторов с целью снижения арендных ставок и сокращения расходов на персонал. Более отчетливо тренды наметятся к концу первого квартала следующего года, когда будут понятны объемы продаж "горячего" для ритейлеров декабря, ситуация в банковской сфере и размах изменений по зарплате и безработице. В любом случае в продовольственном сегменте серьезного падения не будет, а товары длительного пользования просядут на полгода-год , в течение которого сформируются новые модели потребления.

Слом тренда

Драматизм момента - отсутствие долгосрочных ориентиров. Слом глобального тренда "все растет" вызвал общую неопределенность. И этот субъективный фактор влияет на ситуацию совсем не меньше, чем непредубежденный спад спроса. Крупные компании, во многом исходя из общей неопределенности ситуации, приостановили расчеты по действующим контрактам, увеличили отсрочки платежей, сократили заказы смежникам - сервисным, машиностроительным, транспортным компаниям, мелким поставщикам товаров и услуг, консалтерам и т.д. И тем самым сформировали заниженные ожидания. Нужно время, покуда рынки не придут к новому равновесному состоянию. При кажущейся стагнации в коммерциале идет интенсивная перестройка: сокращается избыточный персонал, замораживаются рассчитанные на прежние горизонты и доходности инвестпроекты, меняются модели, ведутся переговоры с кредиторами. Первый квартал - период, в течение которого будут предприняты основные действия, выявится уровень сжатия доходов и рынков, сформируются новые ожидания. То, что упало, как многим кажется, до нуля, негусто поднимется. В большинстве случаев этого окажется довольно для того, чтобы наиболее результативные игроки начали восстанавливаться.

В подготовке материала принимали участие Вера Степанова, Светлана Ханафиева, Юлия Кабакова, Ольга Воробьева, Сергей Ермак, Аркадий Коновалов

 

Хроники кризиса © Crisis Digest

Приближается свадьба? Зайдите на качественный свадебный форум на сайте "Счастливая свадьба".
Карта сайта, часть 1 | Карта сайта, часть 2 | Карта сайта, часть 3 | Карта сайта, часть 4 | Карта сайта, часть 5 | Карта сайта, часть 6 | Карта сайта, часть 7 | Карта сайта, часть 8 | Карта сайта, часть 9 | Карта сайта, часть 10 | Карта сайта, часть 11 | Карта сайта, часть 12 | Карта сайта, часть 13 | Карта сайта, часть 14 | Карта сайта, часть 15 | Карта сайта, часть 16 | Карта сайта, часть 17 | Карта сайта, часть 18 | Карта сайта, часть 19 | Карта сайта, часть 20 |