Строительство Межамериканского канала оказалось не по силам французскому частному капиталу, но было завершено американским правительством
Фото: Fotobank
Слово "Панама" стало нарицательным названием, символом финансовой аферы. Попытка французской акционерной компании в 80−е годы XIX века проложить канал в районе Панамского перешейка обернулась гигантским крахом, лишившим сбережений сотни тысяч рантье.
Финансовый кризис сопровождался громким коррупционным скандалом, тот, что поразилустоиТретьей республики. Между тем мысль строительства водной артерии, соединяющей Тихий и Атлантический океаны и позволяющейсудам избежать длинного пути кругом Южной Америки, ни капли не была мошенничеством и прожектерством. Это доказало руководство Соединенных Штатов, которое в начале ХХ века переняло эстафету у французов и успешно довело занятие до конца.
В результате краха панамского проекта на скамье подсудимых во Франции оказались его организаторы, очень почтенные люди: виконт Фердинанд деЛессепс, до этого с триумфом завершившийвозведение ещё одного канала - Суэцкого, и инженер Гюстав Эйфель, автор проекта знаменитой башни. Они нисколько не были отпетыми мошенниками или, по крайней мере, были ими не в большей степени, чем современные инвестиционные банкиры, наводнившие рынокрискованными ипотечными бумагами. Факт присвоения средстввкладчиковменеджерами Всеобщей компании Панамского канала судом доказан не был. Напротив, вмахинации они пустились, чтобы не предположить краха компании.
ДеЛессепс и фирма изначальнонедооценили трудности и риски предприятия, а кроме того объем необходимых инвестиций. Как пишет прославленный экономист и историк Андрей Аникин в книге "История финансовых потрясений", "если бы не задача денег, компания, вероятно, достроила быканал, хотя и с запозданием супротив объявленных сроков. Предприятие Лессепса погубили не геология, техника и климат-его погубили финансы".
Строительство канала финансировалось не на денежки финансовых тузов и крупных банков, а за счет средств мелких вкладчиков - французских рантье. Чтобы отдать свои акции и облигации, группадолжна была давать обещание публике быструю и приемлемую по уровню польза на вложенный капитал. Если бы реальная цена работ изначально была оценена правильно, возможно, онибы и не начались, потому что организаторам предприятия легко не удалось бы справитьнужныйстартовыйкапитал.
Через три-четыре года после этого начала строительства стало ясно, что прорыть канал, проходящий на уровне моря, будет излишне сложно технически, а проект канала в два уровня с спользованием шлюзов осуществить будет легче, да и обойдется он дешевле
Фото: Interfoto RM/Photas
Строительство Панамского канала было на тот миг самым масштабным инфраструктурным проектом в истории человечества. Не исключено, что такое колоссальноепредприятие с долгим срокомокупаемости в те времена нетрудно не могло быть реализовано на капиталы частного капитала. Канал как стратегический дляВашингтонапредмет был достроен на гроши американского правительства и открыт намедни Первой важный войны. Правда, и в Америке не обошлось без скандала с коррупционным душком, в котором были замешаны самые могущественные люди страны, и все-такимасштабыего были значительно больше камерными. До начала XXI века зона канала находилась под прямым американским управлением.
С переходом канала от французов к американцам в самом начале XX века связан первостепеннный навык США на ниве национального строительства - образования новых независимых государств в угоду своим интересам. В те времена Панама была частью Колумбии, властикоторой затеяли торгс Америкой по поводу цены продлениялицензиина сооружение канала. Тогда при активном участии американских эмиссаров в Панаме оперативно зажглась национальная революция. Администрация президента Теодора Рузвельта поддержала создание нового государства, с которым был заключен выгодный Америке договор.
Долгая стезя в джунглях
Панамский перешеек - узкое местоположение между Северной и Южной Америкой, пространство между портом Панама на Атлантическом побережье и портом Колон на Тихом океане составляет примерно 80 километров. Идея строительстваканала посредством эту полоску суши возникла еще во времена конкистадоров.
В 1534 году испанский корольКарл Vотдал команда о подготовке работ. Предполагалось, что по каналу с Тихоокеанского побережья в Испанию пойдут суда, нагруженные золотом инков. Но преемник Карла V Филипп II заявил, что джентльмен не вправе разъединить то, что соединил Бог.
В любом случае технологии того времени непозволили бы создать канал. Вместо него сквозь перешеек для провоза грузов была проложена сухопутная Королевская путь (El Camino Real).
Вопрос о Межамериканском канале ещё встал на повестку дня во второй половине XIX века. В результатевойны с Мексикой в 1846-1848 годах США присоединили себерядом трети территории этой страны. Полнымходом шло освоение ДикогоЗапада. ВКалифорнии было найдено золото, туда хлынул поток поселенцев и грузов, при всем при том сухопутный стезя через США, где шайки бандитов нападали на дилижансы и поезда, был небезопасен. Стремительно росла американская торговлишка со странами Азии, Америка захватила бывшие испанские колонии в Тихом океане - Филиппины и Гуам. Основные же порты США находились на Восточном побережье.
В 1850-1855 годах американская компания построила в Панаме, вдоль старинного Королевского тракта, железную дорогу. До строительства канала эта трасса, проложенная в тропических джунглях, по весу перевозимого груза на километр путей была самой загруженной железной дорогой мира. Строительство каналаоткрыло бысудам недлинный тракт изодногоокеана в прочий и позволило бы избежать продолжительногоморского перехода около Южной Америки.
В 1850 году США и Великобритания, контролировавшая Белиз (Британский Гондурас) и Берег Москитов (Атлантическое побережье Никарагуа), заключили контракт Клейтона-Булвера , в соответствии которому обе стороны отказывались от попыток расширения сфер своего влияния в Центральной Америке, а ещё установленияединоличного контроля над будущим Межамериканским каналом. И все же до поры до времени США медлили с осуществлением проекта, обещавшего быть сильно затратным.
Неистовый виконт
Смелый человек, которому оказались не страшны дикие джунгли, нашелся во Франции - это был уже упомянутый виконт Фердинанд де Лессепс. В 1869 году возглавляемая им компанияблагополучно завершила строительство Суэцкого канала, соединившего Красное и Средиземное моря.
Бывший дипломат, де Лессепсполучил концессию на строительство канала у Египта благодаря личным связям с королевскойсемьей этой страны. С технической точки зрения строительство Суэцкого канала не было в особенности сложной задачей - география и геология позволили устроиться без шлюзов, работы велись в пустынной равнине, нрав почвы не представлялсложностей дляземляныхработ, климат был хотя и жарким, но сухим и здоровым. Сразуже следом ввода в строй канал стал приноситьакционерам внушительный доход. Только с конца 1878−го доконца 1881 года вектор движенияакций Суэцкой компании вырос в четыре раза.
Поэтому когда де Лессепс взял обязательствовоспроизвести "историю успеха", построив Межамериканский канал, публика ему поверила. Да и как неувероватьчеловеку, имевшему репутацию национального героя и бывшему в то время, пожалуй, самым знаменитым французом в мире? Достаточно сказать, что как раз Фердинанд деЛессепс как председатель комитета по франко-американским связям преподнес США статую Свободы, техническим проектированием которой занимался его приятель Гюстав Эйфель.
В 1876 году была основана Всеобщая компания Панамского канала, а два года через она получила концессию на строительство от правительства Колумбии. Фердинанд деЛессепс, который к тому времени уже разменял седьмой десяток, стал президентом компании, а его сынуля Шарль - вице-президентом.
Джон ПирпонтМорган спас проект Панамского канала, на государственные монеты и за счет интересов французских инвесторов
Фото: Fotobank
Теории связей с общественностью в то час еще не существовало, но де Лессепсы планировали близкое предприятие по всем правилам PR. Руководство компании, чтобы сделать благоприятное ощущение на вкладчиков, с легкостью манипулировало фактами и цифрами, всячески стремилось завоевать поддержку влиятельных экспертов, политиков и прессы. Сейчас ужетяжело сказать, было подобное искажение технических фактов намеренным обманомпублики или в большей степени самообманомлюдей, охваченныхалчностью и азартом -чувствами, под воздействием которых несложно теряется связь с реальностью.
В 1879 году в Париже состоялся организованный де Лессепсом международный академический конгресс, посвященный обсуждению строительства канала. Но из136 его делегатов было только 42 инженера, остальные -финансисты, политики или несложно друзья де Лессепсов. Проект строительства, принятыйна конгрессе и представленный французскому Географическому обществу, как показали последующие события, был совсемнереалистичным.
Панамский перешеек пересекает межамериканская горнаягряда, которая здесь, правда, снижаетсядо минимальных высот - возлеста метров. Между тем одобренный на конгрессе проект строительства предусматривал строительство канала, подобного Суэцкому, - полностью пролегающего на уровнеморя, без шлюзов. Фердинанд деЛессепс и его советники не принимали во участливость такие факторы, какперепад высот по маршруту канала, каменистый характер почвы и частые оползни.
Другую техническую тяжесть представляла пересекающая путь каналареченька Чагрес, разливающаяся в дождливый период. Планировалось отгрохать дамбу, которая будет регулировать порядокводы в реке, но эта идея оказалась технически невыполнимой.
Стоимость строительства Панамского каналана конгрессе была оценена приблизительно в 1 млрд золотых франков, или около 200 млн долларов по тем временам, - в дальнейшем оказалось, что это была идеально нереалистичная оценка. Более того, вскоре потом конгресса Фердинанд деЛессепс без особых обоснований сократил оценочную стоимость проекта без малого вдвое, объявив в мае 1880 года, что она составитоколо 600 млн франков (порядка 120 млн долларов).
Строительство канала началось 1 января 1881 года. Фердинанд деЛессепс обещал, что уже в 1888 году по каналупойдут первые суда. Предполагалось, что совместный объем извлеченного при строительстве грунта составит 120 млн тонн.
Обнародовав весьма заниженные оценки сроков и стоимости работ, де Лессепс сделал проект более привлекательным для инвесторов. Отличительной чертой французского капитализма было присутствие в этой стране многочисленного класса рантье - средней и мелкой буржуазии, лиц свободных профессий, владельцев поместий или без затей богатых крестьян, ремесленников, чиновников, которые вкладывали свои доходы в акции и облигации компаний, причем не только французских, но и иностранных. Неслучайно Франция была главным иностранным кредитором царской России и аккурат французские рантье особенно очень пострадали от Октябрьской революции.
Именно на деньги массы мелких вкладчиков надеялся де Лессепс, их доверие он хотел завоевать. Среди держателей ценных бумаг Панамской компании доля юридических лиц быласравнительнонебольшой. Возможно, профессиональные финансисты сознавали призрачность планов де Лессепса и относились к ним с большей осторожностью, чем обыватели. Участие банковв предприятии свелось в основном к размещению ценных бумаг компании.
Крах инженера Эйфеля
Между тем чем дальше продвигалось строительство в Панаме, тем очевиднеестановились просчеты первоначального проекта. Деньгискоро таяли, работы продвигались медленно. Через три-четыре года стало ясно, что прорыть канал, проходящий на уровне моря, будет сверх меры сложно технически, а проект канала в двауровня с использованием шлюзов осуществитьбудет легче, да и обойдется он дешевле. Разработкасистемы шлюзов была поручена проектной компании Гюстава Эйфеля.
Президент Теодор Рузвельт (в центре) бойкоподдержал панамский проект, за что потом его обвиняли в том, что государственные деньги не дошли до французских вкладчиков, а осели в карманах Моргана
Фото: Fotobank
Трудный грунт и постоянные оползни оказались только частью проблем. Огромную сложность представляла эпидемиологическая ситуация. Бичомвлажных тропических лесов Панамы, кишащих насекомыми, были желтая лихорадка, малярия, дизентерия. На строительстве канала вместе с тем работало около 20 тыс. человек, большую количество рабочих составляли завербованные на Карибских островах чернокожие потомки рабов. Процент смертности на строительстве Панамского канала сопоставим с трагическими показателями сталинского Беломорстроя. По оценкам, с 1880−го по 1888год, покуда продолжалась наиболее активная фазастроительстваканала французами, от инфекций погибло от 20 тыс. до 25 тыс. рабочих. Несмотряна высокие заработки, текучесть кадров была высокой. Рабочие и инженеры, которым посчастливилось выжить, увольнялись и бежали со стройки.
Предчувствуя крах, в 1885 году де Лессепс и компания решиливыпустить на рынок выигрышный заемобъемом 600 млнфранков. Для проведения эдакий операции, с которой руководство Панамской компании связывало свои последние надежды, было необходимо позволение правительства и парламента, заполучить которые было непросто ввиду все более очевидного кризиса проекта и политических интриг. Чтобыпродавить нужное решение, де Лессепси его компаньоны и помощники развили мощную лоббистскую кампанию, на которую ушло три года. За этомиг были выпущены два обычных облигационных займа, не требовавших официальной санкции. Чтобы притянуть инвесторов, купонная доходность облигаций была увеличена до 10%.
В апреле 1888 года парламент одобрил выпуск выигрышного займа, увеличив его сумму до 720 млн франков. Подписка на облигации, начавшаяся в июне того же года, закончилась полным фиаско. Удалось привлечь только 254 млн франков, из которых 31 млн тут же ушли на выплаты банкам, обслуживающим эмиссию.
Чтобы заверить держателей ценных бумаг компании в успехе проекта, Фердинанд и Шарль де Лессепсы отправились в поездку по Франции, выступая с пламенными речами на собраниях вкладчиков. Главный инженер строительства Панамского канала Филипп-Жан Бюно-Варилья , которомуещесуждено будет сыграть впроектесудьбоноснуюроль, отправился в Санкт-Петербург в безуспешной попытке нарыть инвесторовв России.
Все усилиябыли напрасны. В феврале 1889 года административный суд департамента Сена вынес заключение о банкротстве и ликвидации Панамской компании. На момент банкротства, позже восьми лет строительства канала, работы были завершены только на двепятых. Панамскаякомпания собрала за счет выпуска акций и облигаций 1,3 млрд франков. Из них 104млн франков были выплаченыбанкам в качестве комиссионных, 250 млн - в качестве процентов по облигациямина их погашение. Компаниям-подрядчикам было выплачено 450 млн франков, однако значительная доля работ посмете выполнена не была.
В процессе ликвидации компаниивыяснилось, что на ее балансе неосталось ликвидных активов, за исключением гигантскойнедорытой канавы и кучи ржавеющей техники в сельвеЦентральной Америки. Числоинвесторов, потерявших все свои сбережения вслед за тем банкротства Панамской компании, достигало, по разным оценкам, 700-800 тыс. человек.
Через три годапосле финансового краха, в 1892 году, разгорелся коррупционный скандал, когда французская националистическая печать стала публиковать разоблачения массового подкупа политиков, правительственных чиновников и органов печати администрациейПанамскойкомпании, которая пыталась утаить от общественности плачевное положение компании и достигнуть разрешения на проведение "спасительного" выигрышного займа. Один из главных посредников при раздачевзяток барон Рейнах покончил ссобой.
Скандал привел к падению трех правительств Франции, в нем оказались замешаны сотнидепутатовпарламентаи многие министры, охватывая будущего премьера Жоржа Клемансо. Практически никто из них не был привлечен кответственности.
На скамье подсудимых оказались старшой и меньший де Лессепсы, Гюстав Эйфель, немного менеджеров компании и бывший министр общественных работ. В 1893 году они были приговорены к различным тюремным срокам (Эйфель - к двум годам и 20 тыс. франков штрафа), однако вскоре эти приговоры были аннулированы кассационным судом, и фигуранты дела вышли на свободу.
Фердинанд деЛессепс ввиду преклонного возраста был избавлен от тюрьмы. Скончался он в1894 году ввозрасте 89 лет.
Союз доллара и дубинки
В 1894 году на руинах потерпевшего крах проекта была основана Новая компания Панамского канала, к которой перешли все добростарой. Воглаве новой компании стояли несколько менеджеров и инженеров прежней, избежавшие судебнойответственности.
В том же 1894 году Колумбия продлила французам лицензию. Компании удалось провестирекапитализацию. Строительные работы продолжались, хотя и в намного меньших объемах - на этом этапе максимальное цифра занятых в проекте рабочих составляло 3,6 тыс. человек. Надежду на возможное возмещение хотя бы части потерянныхинвестиций владельцам облигаций и акций давало то, что все более значительный заинтересованность ксооружению Межамериканского канала стало обнаруживать правительство Соединенных Штатов.
В 1901 году, после убийства террористом-анархистом президента Уильяма Маккинли, лидером США стал республиканец Теодор Рузвельт. Его администрация отказалась от традиционной американской политики изоляционизма и стала проводить напористыйкурс на укрепление позиций страны на международной арене. Курс Рузвельта получил наименование "политика огромный дубинки" - по любимой президентом африканской поговорке: "Говори мягко, но носи с собой большую дубинку".
Однимиз приоритетов ТеодораРузвельта была Центральная и Южная Америка, где его администрация поддерживала экспансиюамериканского капитала, не останавливаясь перед применением военной силы. В 1902 году Рузвельт отправил кберегам Венесуэлы армейский флот, чтобывоспрепятствовать военно-морской интервенции Германии, Британиии Италии, причиной которой стал конфликт вокруг внешнего долга. Европейские державыбыли вынуждены принять предложение Венесуэлы, по которому США взяли на себя образ арбитра в урегулировании долговой проблемы.
Подобные экспедиции, получившиеназвание "дипломатия канонерок", были прямым следствием доктрины Монро, соответственно которой США считалиЦентральнуюи- шире - Латинскую Америку своей зонойинтересов, которуюследует ограждать от вмешательства европейцев.
Выступая с ежегодным обращением к Конгрессу в 1904 году, Рузвельт сформулировал собственное "дополнение" к доктрине Монро: учитывая хроническую нестабильность латиноамериканских режимов, США имеют полное право осуществлять полицейскуюфункцию в этихстранах.
Еще до Рузвельта, в 1898 году, Америка провела победоносную войнупротивИспании, результатом которой, в частности, стала независимость Кубы, котораятутже превратилась в зависимую от США территорию (именно с тех пор на кубинской территории существует американская база Гуантанамо). Война сделала очевидной стратегическую важность Межамериканского канала. Во пора боевыхдействий американцы послали в Карибское море военные корабли из Сан-Франциско. Их поход занял 67 дней; если бы они шли по каналу, дорога занял бы три недели, то есть в три раза меньше.
В 1901 году между США и Британией был подписан договор Хэя-Паунсфота, заменившийдоговор Клетона-Булвера. Согласно новому документу Британияпризнавала право Америки устанавливать надзор над каналом, признавая тем самым возросший вес США на мировой арене.
Флибустьер против Вандербильта
Французы рассчитывали сбыть американцам завершенную часть объекта сообща с техникой и инфраструктурой. Они выставилицену - 109 млн долларов. Но шансы на заключение сделки были невелики - американцы считали выставленную им цену завышенной. К тому же в США традиционносклонялись к тому, чтобы проложить канал в другом месте - через Никарагуа.
Этот маршрут длиннее (278 км), но по немуканал не возбраняется было проложить без шлюзов и применять естественные водоемы - реку Сан-Хуан иозерко Никарагуа, которые разрешено было подключить в состав водной артерии. Существовавшие в 1832-1940 годахСоединенные глубинке Центральной Америки, включавшие в себя территориинынешних Гватемалы, Гондураса, Коста-Рики , Никарагуа и Сальвадора, предлагали США выстроить Никарагуанский канал, но, увы, это держава продолжительно не просуществовало.
В 1849 году, вразгаркалифорнийской золотойлихорадки, правительство Никарагуа подписало договор с Accessory Transit Company, принадлежавшей знаменитому американскому железнодорожному и судоходному магнату Корнелиусу Вандербильту. Согласно договору магнат Уолл-стрит получал концессию на строительство канала в течение ближайших двенадцати лет, а также исключительные права на перевозки по временному маршруту, состоящему из водных и сухопутных участков. Переселенцы, стремившиеся достичь золотоносной Калифорнии, из Нью-Йорка доставлялись пароходом наАтлантическое побережье Никарагуа, переправлялись дальше по реке и озеру, после этого дилижансами ехали к Тихоокеанскому побережью, где садились накорабль доСан-Франциско. Вмесяц таким путем переправлялись около2тыс. человек, квиток на первых порах стоил 300 долларов, а вслед за тем 150 долларов. Это был самый-самый недорогойибезопасный транспортный маршрут между Восточным и Западным побережьем США.
Построить канал Вандербильту не удалось вомногом из-за политической нестабильности в Никарагуа. В 1855 году верх в Никарагуа захватил америкосский авантюрист и флибустьер Уильям Уокер. Происходившийиз богатой и влиятельной семьи из штата Теннесси, Уокерво главе отряда американских и европейских наемниковхотел завоевать Центральную Америку, чтобы организовать тамрабовладельческое страна по типу южных штатов США. Формально президентом Никарагуа был провозглашен Патрисио Ривас - марионетка Уокера, и администрация американского президента Франклина Пирса с радостью признала тот самый "пиратский" режим.
Авантюриста из Теннесси подвелажадность. Придяк власти, Уокер вступил в сговор с управляющими Accessory Transit Company в Никарагуа Гарисоном и Морганом. Под предлогом нарушения договора он конфисковал собственность Accessory Transit Company у Вандербильта и передал его своим сообщникам. Разгневанный магнат стал финансировать направленную против Уокера коалицию стран - соседей Никарагуа. В апреле 1856 года солдаты Коста-Рики и американские наемники, направленные им на подмогу Вандербильтом, вторглись в Никарагуа и нанесли серьезное, хотя в то время как не окончательное разгромление отрядамУокера.
Вскоре Уокер провозгласил себя президентом Никарагуа, объявилбританский официальным языком страны и отменил закон о запрете рабства, чем привлек на свою сторону влиятельные силы в южных штатах США. Но Уокеру было не под силу тягаться с Вандербильтом. В 1857 году Уокер был взят в плен прибывшим из США военно-морским отрядом и депортирован на родину.
В 1860 году Уокер организовал новую экспедицию, на этот раз для захвата Гондураса, но был немедленно же захвачен в плен британскими военными моряками. Лондон считал, что затеи неугомонного авантюриста создают угрозу для проекта строительства Межамериканского канала через Никарагуа. Британцы выдали Уокера властямГондураса, которые краткосрочно думая расстреляли его.
Несмотря на устранение врага, Вандербильт забросил идею строительства канала. Самериканскими судоходными компаниями - операторамимаршрута через Панаму он заключил соглашение о том, что не будетвозобновлятьсообщения через Никарагуа, в обмен в 40 млн долларов в год. А в 1861 году истек срок действия соглашения магната с никарагуанским правительством.
В дело вступает Морган
В 1887 году правительство Соединенных Штатов направило в Никарагуа группу военных инженеров для изучения перспектив строительства канала. Для реализации проекта была учреждена специальная правительственная комиссия. В 1889 году с той же целью была создана частная американская компания, которая, впрочем, прекратила родноеналичие в 1893 году в связи с кризисом на бирже.
В 1897 и 1899 годах Конгресс США принимал решения о необходимости строительства Межамериканского канала, причем речь неизменно шла о маршруте через Никарагуа.
Казалось бы, французам с их панамским долгостроем не видать американских денег как своих ушей, хотя Новая компанияПанамского канала готова была уступить американцам свое имущество уже за 40 млн долларов.
И тут вдело вмешался инициативный мужчина - тотчто ни на есть инженер Филипп-Жан Бюно-Варилья , в свое период безуспешно ездивший за деньгами в Санкт-Петербург и ставший к тому времени одним из руководителей новой компании. Ловкий лоббист, Бюно-Варилья нашел в Америке неоценимого помощника - нью-йоркского юриста Уильяма Нельсона Кромвелла, адвоката самого влиятельного американского финансиста того времени Джона Пирпонта Моргана.
Бюно-Варилья и защитник Кромвелл, обладавший широчайшими связями в деловых и политических кругах Америки, смогли сколотитьнегласныйконсорциум американских инвесторов, которым было предложено выгодно обзавестись большую часть акций и облигаций Новой компании Панамского канала - в то момент они котировались с огромной скидкой, так как никто не верил в вероятность приобретения компании американцами.
События тех лет реконструированы в вышедшей несколько лет вспять книге панамского юриста и банкира Овидио Диаса Эспино, долгое время работавшего в Нью-Йорке в банке J. P. Morgan. По свидетельству Эспино, в состав негласного консорциума входили жутко влиятельные люди, в том числе Морган, зять президента Теодора Рузвельта Дуглас Робинсон и Чарльз Тафт, брат будущего президента США Уильяма Говарда Тафта. По данным Диаса Эспино и ряда других историков, члены консорциума за 3,5 млн долларов приобрели на глаз 60% ценных бумаг Панамской компании, курс которых составлял эдак 3% их номинальной стоимости.
После того как контроль над французской компанией перешел к американским инвесторам, обстановка в корне изменилась. Главным препятствием для завершения сделки оставаласьточказренияКонгресса США, который в своих резолюциях поддерживал никарагуанский, а не панамский маршрут прохождения канала. Бюно-Варилья и Кромвелл развили бурную лоббистскую дело посреди членов Сената, точка зрения которых имело решающее важность в вопросе о маршруте канала.
Как пишет американский историк Натан Миллер, неожиданную роль в этой истории сыграли почтовые марки. Главным оружием лоббистов панамского маршрута стал тезисо том, что в случае, если канал будет проложен через Никарагуа, ему будут грозиться вулканы. Поэтому Панама, где вулканов нет, выглядит предпочтительнее.
В мае 1902 года произошло катастрофическое извержение вулкана на Мартинике, испугавшее весь мир. Незадолго до этого начал извергаться единственный изникарагуанских вулканов, и это природное явление было тут же отображено на почтовых марках страны.
Бюно-Варилья узнал об этих марках, приказал взять 90 штук - по числу американских сенаторов. Каждому из них было направлено послание, представлявшее собой лист бумаги с наклеенной на негомаркой и словами: "Официальное подтверждение вулканической активности в Никарагуа".
В июне 1902 года Сенат США большинством в 42 голоса против 34 принялрезолюцию, поддерживающую строительство Межамериканского канала через Панаму - на средства федерального правительства США. Как следствие, былаоткрыта дорога для выделения из казны 40 млндолларов на выкуп имущества французской Новой компании Панамского канала.
Рождение нации в отеле "Уолдроф-Астория"
Соединенные Штаты провели переговоры с Колумбией. В январе 1903 года между ними былзаключен договор Хея-Эррана , по которому Америка длядостройки каналаполучала в арендуна 99 лет полосу земли шириной 6 км поперек Панамского перешейка. В обмен Колумбии было обещано 10 млн долларов единовременно и 250 тыс. долларов ежегодныхарендных платежей.
Но правивший в Колумбии диктатор Хосе-Мануэль Маррокин был прямо недоволен тем, что его правительству причитается сумма вчетыре раза меньше той, что была только что обещана французам. Парламент Колумбиинежданнозагорелся националистическим гневоми в сентябре 1903 года отказался ратифицировать договор с Америкой.
Как заявлял Рузвельт, выступаяпозже перед Конгрессом, ему было безупречно ясно, что депутаты действуют понаущению диктатора и чторечь идет о банальном вымогательстве - от властей Колумбии поступило предложение привосокупить еще 10 млн долларов.
Французской Панамской компании также было предложено поделиться 10 млн из причитающихся ей 40 млн долларов в обмен на ратификацию соглашения. Колумбийские правители очевидно чувствовали себя обделенными американцами и французами.
Реакция администрации Рузвельта и консорциума инвесторов была быстрой и дружной. Чтобыне обладать дела сненадежными партнерами в Боготе, было принято вывод стремительно "нарисовать" на карте мира новую страну, котораяоказалась бы более сговорчивой. Тем более что земля была благоприятной.
В1821 году независимость отИспанииполучила Великая Колумбия, но в последующие годы от нее отделились Венесуэла и Эквадор. Панама оставалась в составе Колумбии, непрерывно сотрясаемой гражданскими войнами междулибералами и консерваторами. (Отголоском этих войн до сих пор остается конфликт властей Колумбии с марксистскими повстанцами, которые в далеком прошлом произошли от заблудившихся в лесах партизан-либералов.) Железная дорога и стройка канала были одним изглавных источниковфинансовых поступлений для Колумбии, но в самойПанаме оставалась лишь мизерная часть этих доходов.
С 1850−го по 1903 год вПанаме произошло53 революцииивосстания вподдержку независимости - гладко по одномув год. Все эти выступления подавлялись, зачастуюс участием гарнизонаармии США, размещенного в Панаме для защиты построенной американцами железной дороги. Но тут Америка решила прийти на выручку очередную революцию, большинство вождей которой работали вадминистрации тойже самойжелезной дороги. Роль главного революционера взял на себя неугомонный Филипп-Жан Бюно-Варилья. Планы национального восстания обсуждались панамскими эмиссарами и представителями консорциума инвесторов в номере 1162 роскошного нью-йоркского отеля "Уолдорф-Астория".
3 ноября восставшие панамские революционеры провозгласили созданиенезависимого государства. Правительство Колумбии послало морем воинские части на подавление восстания. У новых властей Панамы не было никакой вооруженной силы, чтобысопротивляться. Решающуюроль в этой ситуации сыграли американские военные. Военный судно США Nashvill задержал выгрузку колумбийских войск в порту Колон. А начальник пехотной части, охранявшей Панамскую железную дорогу, запретил колумбийским солдатам передвигаться на поезде - единственном скоростном средстве транспорта в этом тропическом крае.
Истинным мозгом революции был Филипп-Жан Бюно-Варилья , который, будучи французским гражданином, был назначен послом Панамы в США с неограниченными полномочиями. Уже 18 ноября 1903 года Бюно-Варилья подписал с госсекретарем Джоном Хеем договор, определяющий условия строительства канала. Согласно этому договору Америка платила Панаме те же10 млн долларов и 250 тыс. долларов ежегодно, что обещала Колумбии. Но в обменполучала зону шириной 10 км, и не во временное, а в вечное пользование.
Схватка гигантов
Американская глава в истории Панамского канала также не обошлась без скандала, разгоревшегося в 1908году, когда Теодор Рузвельт собирался оставлять Белый дом. В схватке столкнулись, возможно, два самых могущественных человека в стране - президент и журналистский магнат Джозеф Пулитцер, батя желтой журналистики. Пулитцеровская газета World опубликовала статью, в которой говорилось, что 40 млн долларов, выделенных на выкуп долей французских инвесторов, на самом деле до них не дошли, а осели в карманах ДжонаПирпонтаМоргана и лиц, близкихкадминистрации Рузвельта.
Источником разоблачений, как считается, был судебный защитник Кромвелл. Он узнал, что панамские политики, недовольные чрезмерно малым, сих точки зрения, вознаграждением, намерены разжечь скандал, придав гласноститеневые стороны истории с каналом. Итогда адвокат решил отвести пламень от себя, засветив гораздо более влиятельных, чем он сам, лиц.
Другимисточником компромата, вероятно, был вице-президент в администрации Рузвельта Чарльз Фэрбенкс, обидевшийся, что его начальник на предстоявших в 1909 году президентских выборах решил помочь не его, а Уильяма Тафта. ПоэтомуФэрбенкс через подконтрольную ему газету Indianapolis New растиражировал обвинения пулитцеровского издания.
В 1909 году прокуратура округа Колумбия выдвинула обвинения в клевете против Пулитцера, редакторов World и Indianapolis New. Обвинения против газеты Фэрбенкса были аннулированы судом почти сразу, против изданий Пулитцера - в январе 1910 года. Пока шел процесс, немолодой уже Пулитцер, чтобы избежатьугрозы ареста, по сути дела переселился на свою яхту, курсировавшую по Атлантике за пределами территориальных вод США. В 1911 году Верховный суд США вынес повторное решениев пользу Пулитцера, ссылаясь на принцип свободы слова.
Великая стройка госкапитализма
Тем временем Соединенные Штаты вступили во владение французской собственностью в зоне Панамского канала 4 мая 1904 года. Американцысоставилиновоиспеченный проект строительства канала с двумя группами шлюзов. Рузвельт принял решение о том, что американская государственная комиссия будет возводить объекты собственными силами, недоверив проведение работ частным компаниям-подрядчикам. Постепенновсе дела на строительстве взяли в свои руки военные инженеры.
В строительстве Панамского канала на его "американской" стадии принимали участие 75 тыс. человек, в наиболее напружиненный момент наобъектахв то же время были заняты 40 тыс. рабочих. При этом людские потери при американцахбыли намного меньше, чем при французах: умерло 5609 человек. Причиной тому был обстоятельный подходгоскомиссиик профилактике инфекционных заболеваний. Накануне строительстванад болотами для истребления комаров, переносивших малярию и желтую лихорадку, было распылено около2 млнгаллоновкеросина.
Напервыхпорах администрациястолкнулась с проблемой текучести кадров. Периодически строителям было нечем заняться, в рабочихгородках процветало пьянство. Администрация принялась за налаживание соцкультбыта. Былапостроенасеть клубов, находившихся под управлением Христианской ассоциации молодыхлюдей (YMCA). В каждом клубебыли зал для собраний, бильярдная, читальня, боулинг, фотокружок, гимнастический зал, кафе-мороженое и фонтанчик с содовой водой. Взнос для членов клуба составлял 10 долларов в год, другое (до 7 тыс. долларов в самых крупных клубах) доплачивала администрация. Были построены бейсбольныеплощадки, образовалосьнесколько команд, разыгрывавших между собой чемпионат. Раз в две неделипо вечерам в субботу устраивались танцы. Результат не заставил себя ожидать - текучесть кадров сократилась, уменьшились масштабы пьянства, оборот питейныхсалунов упал на 60%.
Строительство было завершено в 1914 году, в том же году через канал прошли первые суда. Объем извлеченного грунта на "американской" стадии работ составил 182,6 млн кубометров; если приобщитьрезультаты"французского" этапа, то эта цифра увеличится до 204 млн кубометров. Это в 25 раз больше, чем масса грунта, вырытого при строительстветоннеляпод Ла-Маншем. Панамский канал стоил американской казне 375 млн долларов, включая 10млн, выплаченные Панаме, и 40 млн, которые причитались французской компании.
На тот момент это был самыйдорогостоящий строительный проект в истории США. Хотя реальные затраты в итоге оказались на 23 млн долларов меньше первоначальной американской оценки.