По уровню эффективности российский крупный бизнес в разы проигрывает глобальным конкурентам
Еще лет пять назад дешевизна энергоресурсов и доступность недорогих и высококвалифицированных кадров казались естественными и вечными преимуществами российской экономики, примернотаким же, как запасы углеводородов. Сегодня это может вызвать лишь улыбку. Внутренние цены на электроэнергию и топливо стремительно приближаются к мировому уровню. Промышленные полуфабрикаты в ряде случаев уже существенно дороже, чем за рубежом. Что касается рабочей силы, то перекипевший рынок труда заставляет работодателей едва ли не проводить аукционы по найму сотрудников, регулярно повышая ставки и не имея уверенности в реальной квалификации соискателей.
Пока сырьевая конъюнктура и быстрорастущий потребительский рынок гарантировали почти автоматический рост доходов, на растущие издержки внимания почти не обращали. Однако времена изменились. Сырьевой бум осталсявпрошлом, а потребительский сектор рискует потерять былую динамику. Теперь конкурентоспособность бизнеса будет определяться по гамбургскому счету - его эффективностью. А с этим, как показывают результаты нашего мини-исследования , у крупных российских компаний просто беда.
Позади Китая
При всех изъянах, производительностьтруда - наиболее простой и информативный показатель эффективности. Последний раз мы замеряли ее в нашем рейтинге по итогам2002 года. Тогда, определив средний по рейтингу показатель на уровне 1026 тыс. рублей на человека (35,2 тыс. долларов), мы посетовали: по эффективности мы почти на порядок отстаем от развитых стран. В этом году мы решили повторить наши упражнения. Результаты расчетов показали, что в 2007 году производительность труда в крупнейших российских компаниях составила в среднем2464 тыс. рублей, или 96 тыс. долларов, наодного работника. Казалось бы, есть повод для законной гордости. Всего за пять лет крупнейшим компаниям удалось более чем удвоить производительность.
Впрочем, если как следует разобраться, успехи окажутся значительно скромнее. Во-первых , весьма весомый вклад внес ценовой фактор. Нефть и металлы за последнеепятилетиеподорожали как минимум в два-три раза. Еслипопытаться исключить влияние конъюнктуры (используя дляэтогохотя бы индекс-дефлятор ВВП), то получится, что за пять лет производительность труда выросла примерно на 5%, то есть среднегодовой прирост составлял менее 1% в год. Во-вторых , даже номинальный рост показателя намного уступает динамике увеличения номинальной заработной платы. По данным Росстата, уровень зарплат в российской экономике за последние пять лет увеличился в 3,1 раза (см. график 1).
Не добавляет оптимизмаи сравнение уровня производительноститруда в российском крупном бизнесе и в компаниях - лидерах мировой экономикииз рейтинга Fortune-500 Global. Конечно, порядковый разрыв удалось сократить, но мы по-прежнему в разы отстаем от наших глобальных конкурентов (см. график 2). Поэффективностироссийские корпорации вчетверо уступаютамериканским и почти втрое - восточноевропейским. Если пять лет назад по уровню производительности труда российские компании могли конкурироватьхотя бы с китайцами, то сегодня крупнейшие корпорации Китая более чем 1,6 раза эффективнее российских гигантов бизнеса.
В разрезе отраслей отставание варьируется от 2 до 8 раз. Единственным сегментом отечественной промышленности, полностью соответствующим мировым стандартам производительности труда, является табачное производство (см. график 3). Впрочем, это неудивительно. Практическився отрасль находится под контролем международных корпораций. Авот вмашиностроении и на транспорте производительность составляет чуть более 10% от средних показателей по Fortune-500 Global.
Причин столь удручающей ситуации может быть две: низкое качество управления и дремучие технологии. На первый взгляд крупные компании России в последние годы только и делали, что занимались повышением управляемости бизнеса. Экспаты в руководстве российских компаний стали обыденным явлением. Рост рынка консультационных услуг иинформационных технологий его участники объяснялиповышеннымспросом на новые технологии управления со стороны крупнейших российских компаний. Ивсе жечто-то не срослось. Возможно, потому, что включение в состав правления мировой знаменитости работает на имидж компании, но этого явнонедостаточно для повышения реальной эффективностивсех подразделений холдинга, разбросанных по разным уголкам России. А возможно, из-за того, что автоматизация изначально плохо организованного бизнеса позволяет егоменеджерам почувствовать причастность к мировымстандартам управления, но по сути лишьусугубляет проблемы. К томуже не секрет, что многомиллионные контракты на консалтинг или поставку ИТ-решений наделе нередко представляли собой банальную форму вывода денег. Что же касаетсятехнологий, то российские компании нельзя обвинить в инвестиционной пассивности. Вот толькоинвестициизачастую преследовали цель быстрее нарастить объем бизнеса, нежели повысить его эффективность.
Инвестиции в масштаб
В прошлом году мы впервые провели исследование инвестиционной активности отечественного крупного бизнеса. Результаты показались интересными. Мы решили продолжить этоначинание. Напомним, что в основе методологии лежит анализ объема капитальных затрат компании и информации об инвестициях в приобретение долей других компаний из отчетности по международным стандартам, размещенной компаниями в открытом доступе.
Суммарный объем инвестиций 69 компаний из рейтинга "Эксперт-400" в 2007 году превысил 3 трлн рублей. Получается, что каждый четвертый заработанный рубль ведущие компанииРоссиитратили на капиталовложения (в прошлом году соотношение инвестиций и выручки составляло около 20%). Правда, третьэтой суммы была потрачена на приобретение дочерних компаний. Это вполне закономерно. Как раз впрошлом году "Роснефть" закончила приобретение остатков ЮКОСа, "Норильский никель" купил90% канадского производителя никеля и меди LionOre Mining, а российские компании черной металлургии продолжили скупку зарубежных активов. Собственно на инвестиции в основной капиталосталось немногимболее 2 трлн рублей, или около 17% совокупных доходов. Практическитакой же показатель был зафиксирован нами год назад.
По объемам инвестиций в основной капитал лидируют нефтяники и энергетики. На их долю в 2007 году пришлось около двух третей общего объема инвестиций в основныефонды (см. график 4). Остальное приходитсяглавным образом на транспорт, черную металлургию и телекоммуникации. Удельный вес прочихотраслей редко превышает2%. И это в лучшем случае. Инвестиции машиностроителей, например, составляют всего 1,4% совокупных капиталовложений 69 компаний, при том что их количество в нашей выборке не так уж и мало.
В 2007 году инвестиционный порыв российских крупных компаний несколько поутих. Если в прошлом рейтинге капвложения выросли на 44,9%, то сейчас можно говорить о росте на 37,4%. В целом по России инвестиции в основной капитал увеличивались быстрее: по данным Росстата, прирост составил 40,1%. Наиболее активно в обновление основных фондов вкладывались компании по производству строительных материалов. Стремительный рост цен на цемент стал мощным фактором инвестиционной привлекательности отрасли (см. график 5).
Однако, несмотря на некоторое замедление динамики инвестиций в 2007 году, следует признать: крупный бизнес давно и весьма активно инвестирует в развитие собственной материальной базы. Так почему же этоне оказывает никакого влияния на уровень эффективности? Думается, что ответ достаточно прост. Компании из наиболее капиталоемких отраслей (нефтянка, транспорт, электроэнергетика, черная металлургия) вкладывались главным образом в расширение имеющихсямощностей и ресурсной базы, в развитие инфраструктуры. То есть основные деньги направлялись на ликвидацию ограничений роста уже существующейтехнологической базы для увеличения масштаба бизнеса. Между тем максимальный эффект от внедренияновых технологий зачастую можно получить лишь создаваяновое производство с нуля, где все, начиная с конструкции зданий и заканчиваякоммуникациями, полностьюотвечает всем технологическим требованиям. Такие проекты вРоссии до сих пор редкость.
К тому же ресурсами длямасштабных инвестиций обладаютдалеконе все. Если посмотреть на уровень инвестиционной нагрузки ведущих компаний, то нетрудно заметить, что наиболее тяжелую ношу несут транспортные компании, где отношение инвестиций к выручке превышает 45% (см. график 6). Речь идет о реализации крупных проектов, в которых помимо ресурсов компаний напрямуюили опосредованно задействованы и ресурсы государства. Вслед за ними идут "голубые фишки" отечественного фондового рынка - корпорации электроэнергетики, телекоммуникационного сектора, нефтянки. А вот удельный вес инвестиций в основной капитал в доходах машиностроительных компаний составляет всего 5,5%. И дело здесь отнюдь не в жадности машиностроителей.
За счет собственных средств
Уровень доступа к благам, предоставляемым финансовым рынком, даже среди участниковнашего рейтинга крайне различен. Компании первого дециля "Эксперта-400" докризисаимели возможность пользоваться всемипреимуществами взаимодействия с мировойфинансовой системой, привлекая дешевые синдицированные кредиты от крупнейших западных банков, размещая еврооблигации и т. д. Правда, после кризиса даже лидеры будут испытыватьтрудности с привлечением дешевого внешнего финансирования, что неизбежно скажется на объемах ихинвестиционных программ.
А вот для менее крупных корпораций последствия кризиса, скорее всего, окажутся менее болезненными. Причина крайне проста. Подавляющее большинствоучастников рейтинга интегрировано вроссийскую финансовую систему крайне слабо. Не то чтобы банковские кредиты или размещение облигационных займов были для них новостью. Но средств, полученных за их счет на реализацию действительно масштабных инвестпроектов, явно недостаточно. В этом году, собираяинформацию для рейтинга, мы задаликомпаниям вопрос об источниках формирования инвестиционных ресурсов. Обработав ответы, мы пришли к выводу, что лишь 25% инвестиционных ресурсов компаний из второй-четвертой сотни нашего списка составляют привлеченные средства.Оставшиесятри четвертикомпанииинвестируютиз собственныхсредств. Кстати, примернотакие же пропорции называются и в Стратегии развития России до 2020 года.
Тут уже ни о каком массовом внедрении новых технологий говорить не приходится. Собственных средств в компаниях, несвязанных с сырьевым сектором, мягко говоря, немного. Если провестианалогию с ипотекой, то вряд ли кредит на 25% стоимости приобретаемой квартиры может помочь кардинальноизменитьситуацию с обеспеченностью жильем. Результаты такого положения дел выливаютсяв атрофию некогда мощных и технологичных секторовроссийской промышленности. Например, вследствие низкого технологического уровня и общего состояния фондов в энергомашиностроении конечными бенефициарамиинвестиционного спроса российскихнефтяников и энергетиков становятся западные производители оборудования.
Так что до построения в России финансовой системы, адекватной потребностям экономики, рассчитывать на инвестиционный прорыв, а вслед за ним наповышение эффективности не стоит.
Инновационный ступор
Сценарии инновационного развития экономики рассматриваются как целевые практически во всех стратегических документах правительства. Чтобы разобраться, как обстоят дела с инновациями в крупном бизнесе, в этом году мы запросили у участников "Эксперта-400" информацию о расходах на проведение НИОКР. Поделиться с нами данными решили 52 компании. Впрочем, вряд ли остальные считают такие сведения коммерческой тайной. Скорее всего, похвастаться просто нечем.
Исходя из предоставленной нам информации можно заключить, что довольно много крупных компаний тратятна НИОКР от 3 млн до 10 млн рублей в год. Для представительских расходов сумма вполне достаточная, но вот говорить о серьезных инновациях не приходится. Не стоит, конечно, экстраполировать эти данные на весь крупный бизнес. Среди его представителей есть корпорации, серьезно занимающиеся инновациями. Но если оперировать усредненными данными, то картина получается следующая.
Среднее отношение затрат на НИОКР к доходам компаний в 2007 году составляло 0,5%. Это по меньшей мере в три раза ниже, чем взападных фирмах. Наиболее активно вкладываются в НИОКР российские машиностроительные компании, прежде всего работающие в сфере ВПК и в автомобилестроении. У них расходы на исследования достигают 2,2% выручки (см. график 7). Для справки: за рубежом нормальный показатель расходовна R&D относительно объемапродаж длямашиностроительных корпораций - 4-5%. В большинстве отраслей российской промышленностирасходы на НИОКР измеряются десятыми, а то и сотыми долями процента от объема реализованной продукции. Судя по всему, разговоры об инновациях в российском крупном бизнесе пока остаются скорееданью риторике, нежели реальным инструментом повышения конкурентоспособности.