Региональный финансовый центр Алматы (РФЦА) взялся за ликвидацию финансовой безграмотности населения, пытаясьпривлечь сбережения казахстанцев на фондовыйрынок. Оценить эффективность этих усилий будет в принципе невозможно
Иллюстрация: Руслан Новиков
В конце ноября РФЦА провел в южной столице Казахстана круглый стол, посвященный программе по повышению финансовой грамотности населения, реализуемой финансовым центром. Конечная цель программы - расширение круга инвесторов за счет физических лиц, рядовых жителей Казахстана, не являющихся бизнесменами или профессиональными игроками на фондовом рынке. Пока круг казахстанцев, предпочитающих инвестировать средства, весьма узок. По данным РФЦА, из 9,3 млн вкладчиков пенсионных фондов РК лишь 40,9 тыс. человек самостоятельно сделали свой выбор фонда. Количествовкладчиковпаевых инвестфондов (ПИФов) выросло за последние два года в три раза итеперьих... 2089 (апрель 2008 года). В том числе241 физическое лицо. Основная часть наших сограждан предпочитает хранить деньгив банках или "под матрасом" (по приблизительным оценкам - около 1,3 трлн тенге).
Во время исследования респонденты говорили о незнании механизмовработы фондового рынка и ПИФов, однако хотели бы узнать о них побольше. А вот о работе банков казахстанцы осведомлены неплохо. И склонны верить именно им, предпочитая получать "небольшой процент со своих депозитов, чем рисковать, вкладывая деньги вдругие, не проверенные на личном опыте финансовые институты с высокой доходностью".
Такое положение дел задает и направление работы для многих управляющих компаний. "У нас розницы нет, мы направлены на высокий класс населения, которые хотят разместить свои деньги, - рассказал один изучастников рынка. - Изначально у нас было два направления: розница и Private acuity, но розница у нас не пошла, как раз в силу высокого процента безграмотногонаселения. Мы выбрали именно высокий класс - здесь и вопросов поменьше и операционных издержек".
Основную причину того, что инвестиционные инструментыпо-прежнему непопулярны, правительство видит в финансовой неграмотности людей. Изменить положение и должна соответствующая программа, реализуемая РФЦА. В 2008 году на нее будет потрачено 697 млн тенге, предварительный бюджет на 2009-2010 годы - 900 млн тенге ежегодно (впрочем, возможно, эта цифра будет снижена до 400 млн).
Вопрос, как оценить эффективность этих вложений - дискуссионен. Тем более что методы, с помощью которыхРФЦА планирует повышатьграмотность, вызывают сомнение у профессиональныхучастников рынка.
Лектор из ящика
Первоначально программа была рассчитана на 2007-2009 годы, однако, в том числе подвлияниемкризиса, программа была продлена до 2011 года. В ходе ее реализации населению будет рассказано об инструментах инвестиций и сбережений и способах их использования. Например, о брокерских компаниях, об особенностях рынка ценных бумаг. На семинарах будет рассказано о том, как управлять семейным бюджетом, кредитоваться в банках, защититься от мошенников и т.д.
"Реализация программы осуществляется посредством использования всех каналовкоммуникаций", - отметила начальник управления по работе с клиентами РФЦА Айнур Абильдина, подчеркнув, что центрне планирует делать акцент ни на одном из них и постарается охватить все слоинаселения.
На самом деле складывается впечатление, что акценты все же будут - особое внимание РФЦА уделиттелевидению, которое занимает более половины бюджета программы. Уже запущены или готовятся к запуску различныетелевизионные передачи и телевизионные игры, такие, как "Азбука капитала", "Рабочие деньги", "Умная игра", и другие (на телеканалах "Казахстан", "Хабар", "Астана", "Ел арна"). До конца года планируется выпуск короткометражных обучающих фильмов с участиемзвезд казахстанского кинематографа; размещение наружной рекламы (билборды, лед-дисплеи , рекламные щиты, стенды и пр.) вместахбольшого скопления населения. Предусмотрены создание и прокат рекламных роликов, размещение рекламных модулей (на казахском и русском языках) на телевидении, радио и в печатных СМИ, пропагандирующих необходимостьповышения инвестиционной культуры и финансовой грамотности; изготовление и распространение буклетов, содержащих информацию о проводимых семинарах. Будут выпускаться журналы - например подростковый"Карман", а для взрослых - "Личныеденьги".
Одним медиапространством РФЦА не ограничится. Набазе "Казпочты" созданы информационно-образовательные центры (ИОЦ). За семь месяцев 2008 года общееколичество участников семинаров ИОЦ РФЦАсоставило 18 600 человек.
Финансы в общих чертах
Не все запланированные РФЦА мероприятия вызвали безоговорочное одобрение участников рынка - тех, кому, собственно, население и должно принести свои деньги. Особенно жаркие дискуссии разгораются вокруг первого блока программы, касающегося телевидения и прессы. Не всем нравится идея рекламировать финансовые продукты "какпепси-колу и автомобили". "Практика показывает, что ТВ-программы не самый эффективный инструмент продвижения финансовых услуг, - отмечает Дмитрий Жеребятьев, председатель правления АО "Тройка-Диалог Казахстан". - Инвесторам необходимо объяснять все возможности и риски, которые возникают приработе с фондовым рынком и ПИФами в частности. И это сложная задача. На телевидении можноэффективно рекламировать, например, банковские продукты, поскольку они болеепростые, понятныедля большинствалюдей. Также очень важный аспект, которому нужно больше уделять внимания - это личное общение с инвесторами". Директор по маркетингу и продажам компании "БТА секьюритис" Светлана Вьюшина считает, чтоупор должен быть сделан на работу без посредничества СМИ: "Наиболее эффективен обучающий и разъясняющий PR: семинары как для юридических лиц, так и для молодежи - студентов казахстанских вузов; мастер-классы на базе инвестиционных компаний". А вот начальник отдела по связям с общественностью АО"Казахстанская фондовая биржа" Гульнара Ахмедова, напротив, полагает, что именно СМИ и должны быть главным"каналом связи междуфондовым рынком и населением". Зато она обнаружила другой недостаток в программе РФЦА: поверхностность. "Нужноразрабатывать методическую базу для развития обучающих программ и ихвнедрения в обязательную программу учебных заведений, и не только специальных, таких, как академияРФЦА". Но создателипрограммы уверяют, что эти мероприятия появятся в ближайшее время.
Как сказал один из участников рынка, мало рассказать людям, что можно инвестировать, нужно еще научить их тому, как правильно это делать. В программе РФЦА этомупока уделяется недостаточновнимания.
Есть и другие предложения от участников рынка к данной программе. "Может, правильнее было бы обучать инвестиционных консультантов, повышать их уровень понимания специфики тех или иных продуктов, инструментов. Пока не все управляющие компании тратят на это свои силы, во многих из них работает по два-три человека инвестиционных консультантов. Для примера, в одной только "Тройке-Диалог" в России их около 300 человек, компания тратит значительные средства на обучение и повышение квалификации этих сотрудников", - говорит Дмитрий Жеребятьев.
От себя заметим, что развитие института инвестиционных консультантов -один из лучших способов продвижения инвестиционных продуктов. Также заходит речь о необходимости появления вКазахстане семейных финансовых консультантов, которые могли бы помогать людям в инвестировании и сбережениях.
Неоценимый эффект
Очевидно, что сегодня, в период кризиса, экономика страны особенно нуждается в привлечении денег населения - но именносейчас привлечь их будет крайне сложно. Тревожные новости с рынков, банкротства зарубежных банков, сворачивание инвестпрограмм крупными предприятиями отпугивают потенциальных инвесторов, тем более начинающих. Впрочем, нельзя исключить отложенного эффекта - когда ситуация вэкономике нормализуется (рано или поздно этовсе жепроизойдет), подготовленное население действительно понесет своисбережения брокерам и в ПИФы. Главное, чтобы к этому времени уроки РФЦА не были забыты. Но какую роль в привлечении средств обычных казахстанцевсыграютони, а какую реклама управляющих компаний, позитивные новости срынков и т.д. - оценить будет невозможно.