На прошлой неделе министр финансов Алексей Кудрин наконец посетил Государственную думу. Обсуждались "Основные направленияденежно-кредитнойполитики"на следующие три года. Вместе с господином Кудриным перед депутатами выступал председатель Центробанка Сергей Игнатьев.
Вряд ли можно признать реакцию законодателей на серьезное ухудшение ситуации в экономике поспешной. Тем не менее политические партии худо-бедно начали вырабатывать собственную позицию по ключевой сегодня для страны проблеме. Многие депутаты хорошо знают ситуацию на местах, и было что спросить у руководителей финансового блока. Однако дискуссии не получилось.
Представленные "Основные направления" фактически игнорируют резкое изменение положения дел в российской экономике. Документ предполагает инерционныйсценарий, который попросту уже невозможен. Промышленный спад начался, рецессия практически неизбежна, вернуться к положению, которое было еще несколько месяцев назад, нельзя, какие бы денежные вливания ни делались в госбанки и в некоторые отрасли.
Продолжают падать цены на нефть. В "Основных направлениях" рассчитано несколько сценариев в зависимости от цены нефти от66 до 115 долларов за баррель. А что будет, если нефть еще подешевеет? Министр Кудрин говорит, что бюджет выдержит и 40, и 50 долларов за баррель. А если будет двадцать? Конечно, специалисты считают это маловероятным. Но ведьсовсем недавно уровень 70 долларов за баррель считался непробиваемым, а сейчас нефть стоит уже меньше.
Особенно неожиданнымивыглядят резкие обвинения руководителей российских компанийв непрофессионализме. Посмотрите, восклицает депутат, стоят заводы, производящие нашу гордость - самолет SuperJet, у них нет возможности получить кредит. Простоменеджмент не умеет работать, отвечает министр. Если таково отношение к приоритетному проекту, за которым следит все руководство страны, то чего же ждать остальному бизнесу?
Одновременно государство уже прокачивает десятки миллиардов долларов через госкомпании и госбанки, желая поддержать падающую экономику. Вместе с компаниями, остро нуждающимися в спасении заложенных на Западе активов, на скромный (по его меркам)госкредит претендует даже "Газпром", глава которого заявил, что, вообще-то говоря, деньги у компании есть, но возьмем на всякий случай, если что - смежников поддержим.
Кого и как спасать государству вовремя кризиса - вопрос принципиальный. Нам представляется, что поддерживать надо стратегическиважныебизнесыи социально важные функции. Но в принципе кризис может оказать на хозяйство очищающее действие и повысить его эффективность, а управление кризисом властями не должно превращаться в вакханалию иждивенчества.
Запад здесь нам являет скверный пример. Соблазн национализации смущает там умы и души не только госчиновников, но и самих рыночных акторов. С какойскоростью юркнули подгосударственный зонтик старейшие английские частные банки Lloyds и RBS, с каким очаровательным простодушием сменили "пол" Goldman Sachs и Morgan Stanley, предпочтя ковбойскому инвестбанкингу уют обычного банковского регулирования с прописанными рискамии пряниками от ФРС.
Из крупных европейских банков, серьезно затронутых кризисом, неинфантильную политику сопротивления национализации проводят лишь итальянский UniCredit и английский Barclays. Для пополнения ресурсов они впускают вкапитал, скажем так, не совсем традиционных инвесторов: итальянцы - ливийцев, англичане -арабовиз Катара и Абу-Даби , были даже переговоры об обмене акциями с русскими банками, лишь бы сохранить свой частный коммерческий статус. Конечно, в этом есть и прямой шкурный интерес -национализация будет означать отмену бонусов и дивидендов, отставку топ-менеджмента. Но глубинная мотивацияважнее - национализация будет означать превращение частныхбанкировв финансовых чиновников. А это не каждому понравится.