Хроники кризиса

[ Design WP Columns ]

Глобальный насос справедливости 2

Питерский форум показал: чтобы изъясняться на равных с экономическим Западом, Россия должна сама осуществить и в основном сама освоить огромные инвестиции

Фото: AP

Двенадцатый Международный экономический форум в Санкт-Петербурге побил все рекорды своих предшественников по числу участников и количеству заключенных сделок. В северную столицу прибыло больше 10 319 человек, из них 12 глав государств, 78 представителей органов государственной власти, а ещё рядом 900 руководителей российского и 600 представителей иностранного коммерциала (BP, Royal Dutch/Shell, Chevron, Exxon Mobil, ConocoPhillips, Total, Schlumberger, Dow Chemical, Microsoft и др.). По размаху питерский форум обогнал и лондонский Российский экономический форум, и более того Давос, в свои лучшие времена собиравшие в немного раз меньше участников (в этом году в Давос приехало 2500 человек). Число и объем сделок, заключенных на форуме, впечатляют - 17 соглашений на общую сумму 14,6 млрд долларов.

Организация форума была на высшем уровне. Это было в особенности броско по работе прессы, которой стало существенно легче, чем год назад: большинство мероприятий были открытыми, на закрытые с участием президента Дмитрия Медведева пускали с аккредитацией без проблем и все момент информировали с помощью СМС о том, где, что и в какое период будет происходить.

"Форум стал обзаводиться постоянные очертания. Это мероприятие, где формируется и объясняется экономическая политика", - сказал глава РСПП Александр Шохин. Однако неформального контакта, диалога у бизнеса и власти не получилось. Сложилось впечатление, что ключевой задачей форума были яркие выступления президента и чиновников, которые хотели уломать иноземцев в реальной мощи России как экономической державы и целесообразности вложения сюда денег. Российские бизнесмены наблюдали политическая элита на трибунах. "Они тут больше выступали, им не до частных диалогов", - сказал председатель совета директоров компании "Вимм-Билль-Данн" Давид Якобашвили. Но скорее всего, такого разделения власти и бизнеса в дальнейшем не будет. Весьма напряженная экономическая обстановка внутри страны и в мире посредством год заставит их держаться вместе.

Внешняя Россия

Первый, "международный", день форума прошел в обсуждении глобальных проблем и роли России в их решении. "Иллюзией оказалось то, что одна страна, даже самая мощная, может схватить на себя образ глобального правительства", - сказал в начале своей речи президент Дмитрий Медведев, безусловно, имея в виду США. "Несоответствие формальной роли Соединенных Штатов Америки в важный экономической системе ее реальным возможностям и было одной из причин текущего кризиса", - продолжил он. В этих условиях встает вопросительный мотив о переформатировании всей глобальной финансовой архитектуры, и Россия с учетом ее новой роли на глобальных финансовых и сырьевых рынках может бойко участвовать в обсуждении конкретных решений по важнейшим проблемам.

В чем аккурат содержится новая роль России? Дмитрий Медведев отметил несколько аспектов.

Первый - активная интеграция России в мировой рынок капитала. Речь шла и о привлечении капитала за рубежом, и о стимулировании инвестиций российских компаний за границей. Медведев особенно отметил, что наши инвестиции не спекулятивны и не агрессивны, "наши компании не только сохраняют рабочие места в тех случаях, когда приходят на какие-то рынки, но и создают новые". Эта интеграция нужна нам для обеспечения равных условий конкуренции на мировых рынках и осуществления технологического рывка.

<noindex>Д</noindex>митрий М<noindex>е</noindex>дв<noindex>е</noindex>д<noindex>е</noindex>в осо<noindex>б</noindex>о <noindex>отметил</noindex>, что инвестиции российских компаний на внешних рынках не носят спекулятивного или агрессивного характера

Дмитрий Медведев особо отметил, что инвестиции российских компаний на внешних рынках не носят спекулятивного или агрессивного характера

Фото: AP

Позже предмет интеграции в рынок капитала была развита при обсуждении новой роли суверенных фондов и намерения российских властей обратить Москву в единственный из финансовых центров мира. По словам помощника президента Аркадия Дворковича, уже планируются конкретные шаги: подготовка финансовой и офисной инфраструктуры (биржевые площадки, депозитарная система, упрощение госрегулирования финансового рынка), модернизация транспорта в Москве, создание систем связи и максимально независимый визовый режим. "Технически" программа строительства площадки под мировой финансовый середина в Москве рассчитана на два-три года.

Второй аспект нашего внимания - мировой продовольственный кризис. Одной из причин этого кризиса президент России назвал экономический эгоизм национальных властей. "Свой негативный вклад в прыжки цен внесла и превалирующая в мире организация защиты национальных сельхозпроизводителей. Эта система сочетает субсидии с тарифными и нетарифными мерами защиты внутреннего рынка, но она кроме того оказалась не способна противостоять кризису". Россия, по словам Медведева, "готова к конструктивным и совместным действиям по преодолению продовольственного кризиса... Рост производства в России выгоден не только нам, но и глобальному продовольственному рынку". Вице-премьер Виктор Зубков позднее развил эту мысль, сказав что, обладая 9% мировых запасов пахотных земель, 20% запасов пресной воды и производя 9% минеральных удобрений, "Россия в ближайшие годы сможет сделаться надежным экспортером продовольствия".

Третий аспект традиционный: энергетическая безопасность. Россия по-прежнему настаивает на том, что лейтмотивом энергетической безопасности должна быть взаимная ответственность производителей и потребителей энергоресурсов, а также ответственность транзитных стран за надежность и стабильность поставок. Важными шагами России на пути реализации этой концепции стали "масштабное привлечение частных инвестиций в российскую электроэнергетику, расширение возможностей транспортировки энергоресурсов, заключение о либерализации рынка газа и снижении налогообложения нефтяного сектора".

Четвертый аспект - формирование человеческого потенциала. В принципе он прямо выглядел как внутренняя проблема России, и в этом месте Медведев несложно напомнил Западу о концепции четырех "И" - развитие институтов, инфраструктуры, инвестиций и инноваций, - которая должна совершить Россию технологически и ментально модернизированной страной, с которой будет подходяще и действенно подсоблять глобальные отношения.

Курс на либерализацию

Второй, "российский", день форума открыл первостепеннный вице-премьер Игорь Шувалов. В своей речи он сказал о том, какие проблемы, стоящие на пути глобального лидерства России, будет находить решение правительство. "На пути развития России есть пять проблем, - сказал Игорь Шувалов. - Проблема первая - мы страдаем психологией догоняющего. Вторая - энергетическая западня. Третья - отстающие навыки. Четвертая - нездоровый образ жизни. И пятая - влечение государства к росту своего влияния и тяготение многих приневолить страна влиять". Тема уменьшения роли государства в экономике стала лейтмотивом всего "российского" дня форума, вызвала бурную реакцию участников и звучала во многих секциях и на круглых столах.

"В инновационном обществе избыток государства так же опасен, как и его недостаток", - отметил Шувалов. Поэтому в эти дни важным аспектом является "ограничение избыточного вмешательства государства в экономику". В частности, Шувалов пообещал, что для решения этой проблемы "мы проведем ротацию госкомпаний, максимально устраним оттуда чиновников и заменим профессионалами". Будет также сокращен список стратегических предприятий, "президент уже дал распоряжение". Сегодня в перечне стратегических объектов примерно полутора тысяч предприятий.

Государство будет "концентрировать свои усилия в экономике только там, где это вправду необходимо", причем только на срок, тот, что требуется для исправления ситуации. "Госинституты должны мочь сокращать свою роль там, где их задачи выполнены, и резво наращивать там, где это нужно", - пояснил Игорь Шувалов. При этом он подчеркнул, что своей первоочередной задачей руководство считает защиту прав собственности, в том числе частной.

Министр эконом<noindex>и</noindex>ческого <noindex>р</noindex>азвития <noindex>Э</noindex>львира <noindex>Набиуллина</noindex> б<noindex>ы</noindex>ла, без сомнения, лучшим модератором питерского форума

Министр экономического развития Эльвира Набиуллина была, без сомнения, лучшим модератором питерского форума

Фото: Митя Алешковский

Аркадий Дворкович разъяснил позднее, что цифра чиновников в советах директоров госкомпаний будет снижаться постепенно. Он сообщил также, что независимые директора получат право голосовать не по госдирективе, а самостоятельно.

Тему уменьшения влияния государства на экономику поддержал и вице-премьер Сергей Иванов. Главным вопросом его выступления стали госкорпорации. "Много госкорпораций нам не нужно", - заявил Иванов. По его словам, как только корпорация "Олимпстрой" и госкорпорация по ЖКХ выполнят свои функции, они будут расформированы.

Вместе с тем, по словам Шувалова, не исключается создание в России новых государственных корпораций по каким-либо направлениям. "Мы считаем, что они нужны как раз для регулирования там, где рыночные агенты независимо делать не могут. Мы делали их и, наверное, по каким-то направлениям будем их создавать, но будем творить их таким образом, чтобы они работали стопроцентно открыто, по правилам корпоративного управления", - сказал основополагающий вице-премьер.

Надо быть глобальным

Иностранные участники форума сильно одобрительно отнеслись к попыткам России участвовать в глобальном разрешении проблем. С самой нравоучительной речью выступил министр торговли США Карлос Гутьеррес, который заявил, что экономического успеха воспрещено добиться, не будучи "глобальным". "Глобализация и национальные интересы не противоречат дружбан другу. Они сосуществуют, и, более того, глобализация - в интересах наций", - сказал министр.

Идею глобализации поддержал стержневой экономист Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) и особый советник президента банка Эрик Берглоф. Однако он отметил, что "структура российского экспорта представляет собой не крайне хорошую картину, экспорт не диверсифицирован", - и безупречно внезапно добавил, что "Россия на практике не присутствует на рынке электроники". Почему электроника оказывается более важным элементом нашей диверсификации, чем потенциальное продовольствие, оставалось только догадываться.

Наиболее благожелательной по отношению к России стала речь председателя правления Citigroup Майкла Кляйна. Он назвал нашу страну "одной из наиболее успешных в последнем десятилетии" и обратил чуткость на то, что на ближайшее час у нее есть огромные преимущества перед другими странами - это денежная ликвидность и сырье. Кляйн сказал, что по сравнению с другими странами, когда-либо сделавшими скачок, Россия отличается тем, что ее экономика невидима для западных партнеров. У Японии и, например, Кореи экономический счастливый момент строился на компаниях с славно известными брендами, наша же мощь практически закопана в землю. Однако Кляйн не сделал вывода, что это плохо. Он сказал, что "инвесторы, которые работают в этой стране, знают, что достигнута финансовая стабильность", и выразил надежду, что "Россия, наверное, станет первой масштабной экономикой, которая сможет осилить ресурсное проклятие".

А по прогнозу группы экономических исследований инвестиционного банка Goldman Sachs, ВВП России к 2020 году удвоится и составит эдак 3 трлн долларов. "Это наша консервативная оценка роста российского ВВП", - сообщил управляющий группы Джим О'Нил. Однако, по его мнению, достижение в России более высоких темпов экономического развития будет быть может только в случае решения ряда проблем, посреди которых надобность увеличения числа занятых, подъем инвестиций, совершенствование инфраструктуры. Говоря об этих проблемах, О'Нил отметил, что "охарактеризовал бы их скорее как вероятность роста".

К России с осторожностью

Несмотря на очевидный тренд к либерализации экономической политики, заявленный российской стороной на форуме, и на многократно высказанное одобрение приглашенных западных экспертов, большинство инвестиционных соглашений было заключено не иностранными, а российскими компаниями. Самое крупное соглашение, на 5,57 млрд долларов, подписали глава Федерального агентства железнодорожного транспорта Алан Лушников и генеральный босс Енисейской промышленной компании, владеющей лицензией на разработку Элегестского месторождения каменных углей в Туве, Дмитрий Сахно - о строительстве железнодорожной линии Кызыл-Курагино. Еще одно крупное соглашение, на 4,71 млрд долларов, заключили группа компаний ПИК и управляющая группа "Морской фасад". Ряд соглашений был заключен прямо между российскими компаниями и Санкт-Петербургом. Из значимых международных договоров позволительно подметить лишь соглашение о создании СП FIAT Group и ОАОоллерс" (бывшая "Северсталь-авто") о создании двух СП по производству легковых автомобилей Fiat и дизельных двигателей и соглашение между правительством Ульяновской области и компанией Etirc Aviation (входит в Etirc B. V.) о строительстве в Ульяновске завода по производству сверхлегких реактивных самолетов Eclipse 500 (300 млн долларов).

<noindex>Известный</noindex> ар<noindex>х</noindex>итектор Альберт Шпеер объяснил корре<noindex>с</noindex>понденту ксперта", что Россия отстала в своих инфраструктурных инвестициях от Китая на десять лет. Ей нужно догонять"/>

Известный архитектор Альберт Шпеер объяснил корреспонденту "Эксперта", что Россия отстала в своих инфраструктурных инвестициях от Китая на десять лет. Ей необходимо догонять

Фото: Митя Алешковский

На встрече с зарубежным коммерциалом Дмитрий Медведев посулил инвесторам усиление охраны прав имущества и независимость судов. Помимо этого, по мнению президента, притоку иностранных инвестиций будут содействовать схватка с коррупцией, уменьшение административных барьеров, а также налоговые льготы.

Дмитрий Медведев призвал зарубежных бизнесменов "не бродить к чиновникам, а отважно инвестировать" в любую интересующую их отрасль, не причисленную в России к стратегическим. Что же касается стратегических отраслей, то и тут коммерциал может быть спокоен - принят закон, который вносит ясность в правила игры на территории Российской Федерации.

К Западу с осторожностью

Благожелательность Запада, и в свое время всего Европы, с которой так старается серьезно подружиться Россия, несомненно не стоит переоценивать. Европе совершенно довольно тех проблем, которые подарил ей Китай своей экспансией на европейские рынки. И как бы ни интересовали ее немалый русский рынок с точки зрения применения там капитала и размещения производств и стабильные поставки наших энергоресурсов, она ни при каких обстоятельствах не будет становить знак равенства между интересами глобального равновесия и своими национальными интересами. В этом смысле стоило бы критически отнестись к базовой концепции справедливого экономического устройства мира, о которой все пора говорит российская сторона, - концепции переплетения активов. Наиболее очевидно она представлена нами в двух секторах - энергетическом и финансовом.

Как известно, в энергетическом секторе проект переплетения активов выполняется не шибко успешно. Запад очень неодобрительно встречает попытки России вылезти на распределительный рынок Европы. Более того, не нравятся Западу и попытки России инвестировать в новые трубопроводы, призванные снабдить Европу газом (речь идет о "Южном потоке"). Россия в реакция на это все более неодобрительно относится к экспансии западных компаний на наши месторождения.

По-видимому , отголоском этого очевидного конфликта стало заявление председателя правления "Газпрома" Алексея Миллера. На питерском форуме он сказал, что создается впечатление, подобно как "некоторые европейские чиновники ещё не решили, чего они боятся больше - нехватки энергоресурсов или фиктивной российской угрозы". Он также отметил важность того, чтобы в Европе "осознали перемены в ситуации на национальном энергетическом рынке России", и пояснил: на Западе многие думают, что внешний рынок для "Газпрома" по-прежнему первостепенный источник прибыли, но в последние годы российский рынок живо рос, и для "Газпрома" он является приоритетным. Последнее замечание о важности российского рынка, пожалуй, впервой прозвучало из уст настолько высокопоставленного чиновника, и, возможно, оно фиксирует мягонький разворот экономической политики в пользу большего акцента на наращивание мощности внутренней экономики.

К сожалению, ничего подобного покуда не звучит в отношении второго элемента нашей концепции переплетения активов - использования средств суверенных фондов, а проще говоря, свободных накоплений государств. Роли суверенных фондов в современной экономике была посвящена отдельная конференция форума. Наша точка зрения в отношении суверенных фондов, точнее, нашего суверенного фонда, изложенная министром финансов Алексеем Кудриным, заключается в том, что мы размещаем и будем размещать свои гроши на Западе, рассчитывая на то, что Запад будет инвестировать монеты в Россию. И господин Кудрин, и выступавший следом за ним Аркадий Дворкович говорили о том, что переплетение активов должно обезопасить всех участников от резких шагов партнеров и, соответственно, обеспечить финансовую стабильность участников в наше нестабильное время.

Надо ли говорить, что представители международных финансовых институтов сверходобрительно относятся к таким намерениям России. Раньше, когда международные фонды занимались финансовой экспансией в развивающийся мир, им приходилось легко накачивать страны деньгами. С Россией получается лучше. Сначала она продает сырье и получает деньги. Потом она эти денежки перегоняет на Запад, причем, похоже, даже проценты собирается капитализировать. На следующем шаге по сути эти же финансы она занимает у Запада для решения своих внутренних проблем. Что получается? Чистый комиссионный барыш плюс надзор над скоростью роста российской экономики.

Почему это выгодно им, осмыслить несложно. Почему это выгодно нам, урузуметь невозможно. Несмотря на якобы достигнутую финансовую стабильность, подневольность финансовой системы России от западной возрастает с невероятной скоростью. В течение двух последних лет вся динамика денежного рынка определялась потоками внешних заимствований. Получив колоссальный гандикап по ликвидности (за счет сырьевого экспорта), мы даже не попытались сотворить внутреннюю систему контроля денежного рынка. Зададим совершенно немудрёный вопрос: дало ли это нам понижение инфляции? Нет.

Сегодня мы находимся в сильно опасной зоне. Рычаг, который имеют внутренние финансовые власти для влияния на наше финансовое положение, весьма короток. И чтобы он сработал, он должен быть отжат на весь диапазон. Это означает полное усечение внутренней ликвидности и достаточно основательный экономический кризис, выход из которого будет проистекать все одинаково сквозь накапливание опыта внутреннего инвестирования и внутреннего, суверенного финансового управления.

На форуме не раз звучали слова о том, что Россия хочет быть инновационной во всем. В части финансовой политики (это не проговаривалось, но разрешено было сообразить по контексту) речь шла о том, что развитые страны построили ее так, что и частный, и общественный сектора у них оказались узко переплетены с государственными финансами, и это порождает кучу проблем. Россия же, поучившись на опыте других, должна избежать этих проблем, обеспечив полную изоляцию государственных финансов и частного сектора. В этом будет ее продвинутость и инновационность.

Не является ли такое рассуждение максималистской иллюзией? Не закончится ли это тем, что Россия окажется уникальной страной, которая имела колоссальные возможности выстроить мощнейшую экономику, но не сделала этого, увлекшись отвлеченными абстракциями?

Ведь что происходит сегодня? Западные эксперты говорят нам (да мы и сами понимаем): если вы не построите дороги, то не будет ничего. Не будет ни шестого места в мировой экономике, ни десятого. При этом совокупность необходимых вложений только в автомобильные дороги оценивается в 300-600 млрд долларов. Еще как самое меньшее столь же нужно на возведение скоростных железнодорожных магистралей (которые все сооружает и возводит финансово нестабильный западный мир, вовсю используя государственные инвестиции). Это триллион с лишним. Разделим все лет на десять. Получается 120 млрд долларов в год. У государства эти капиталы есть - профицит бюджета плюс процентные доходы от пресловутых суверенных фондов, - но оно настойчиво заставляет бизнес выискивать эти деньги на Западе. Зачем? Чтобы не откликаться ни за что?

Как бы ни были ошибочны колоссальные субсидии, которыми западные правительства помогали своему бизнесу, к примеру сельскому хозяйству, они, во-первых , сохранили продовольственный сектор, а во-вторых , как раз они сегодня, руководствуясь только своим суверенным правом, а не взаимными глобальными обязательствами, могут эти субсидии отменить. И именно их мы об этом просим, обвиняя в нежелании пособить постановить проблему мирового продовольственного кризиса. Кажется, они не особо прислушиваются к нашим обвинениям. Потому что это их глобальный мир. И они в нем не просители, а благодаря силе своих внутренних экономик - первые игроки.

Почему же мы думаем, что Запад будет всерьез озабочен построением единой транспортной сети в России? Или мы собираемся миг от времени стращать их энергетической зависимостью? И это и есть свой стезя к достижению глобального баланса сил?

В течение первых семи лет перестроечной экономики мы жили иллюзией, что западные деньги и экспортные успехи будут главным источником нашего экономического благополучия. Эта иллюзия потерпела сокрушительный крах в 1998 году, но через еще восемь лет экономического подъема мы еще раз к ней возвращаемся. Кажется, нам надобно раскусить очевидное. С одной стороны, Россия - уже доля глобального рынка. Не надо залезать за ее границы, чтобы угодить в мире. С прочий стороны, ни один инвестор не откажется вкладывать деньги в страну, где планируемый охват инвестиций государства составляет десятки миллиардов долларов в год, где личный бизнес является партнером государства, где все говорит об уверенности местных элит в достижимости экономического процветания. Их, частных западных инвесторов, не придется уламывать галантно выслушивать поучения о необходимости быть глобальными, вывозить капитал, чтобы забрать с процентами обратно. Они сами будут хлопотать нас брать деньги.

Говоря о государственных инвестициях, мы ни в коем случае не говорим об усилении госкорпораций. Государство должно сформировать своими деньгами недостающие рынки. Частные компании должны занять эти рынки и вытянуться на них до размеров, эквивалентных западным компаниям. При этом держава может не беспокоиться: частные компании сами обеспечат проникновение сюда западных технологий. И сделают это во многих случаях более эффективно, чем госкорпорации.

Глобальная экономика требует многого от стран, желающих занять в ней достойное место. Но не было еще случая, чтобы это местоположение заняла страна, где существует принципиальный внутренний конфликт политических, чиновничьих и деловых элит. Устранение этого конфликта внутри России нынче явственно предполагает переориентацию фокуса экономической политики на задачи развития внутренней национальной экономики. Легкие экспортные деньги и деньги от продажи имущества, которые так азартно делились до сих пор, закончились. Колоссальные инвестиционные потребности России и относительная малочисленность игроков, готовых эти инвестиции осуществить и освоить, предполагает консенсус.

 

Хроники кризиса © Crisis Digest

Приближается свадьба? Зайдите на качественный свадебный форум на сайте "Счастливая свадьба".
Карта сайта, часть 1 | Карта сайта, часть 2 | Карта сайта, часть 3 | Карта сайта, часть 4 | Карта сайта, часть 5 | Карта сайта, часть 6 | Карта сайта, часть 7 | Карта сайта, часть 8 | Карта сайта, часть 9 | Карта сайта, часть 10 | Карта сайта, часть 11 | Карта сайта, часть 12 | Карта сайта, часть 13 | Карта сайта, часть 14 | Карта сайта, часть 15 | Карта сайта, часть 16 | Карта сайта, часть 17 | Карта сайта, часть 18 | Карта сайта, часть 19 | Карта сайта, часть 20 |