Ограничения, введенные Национальным банком и другими регуляторами финансового рынка, остаютсяединственнымиработающими антикризисными мерами в Украине. Предложения правительства приведут лишь к рейдерским атакам на банки и увеличению налогового давления, что не отвечает задачам антициклической политики
Иллюстрация: Богдан Самойленко
Условно восстановленная в полномочиях Верховная Рада на прошлой неделе так и не приняла ни одного решения, за исключением того, что следующая рабочая неделя 27-31 октября будет для депутатов пленарной. Спикер Арсений Яценюк в пятницу сообщил всей стране, что ни один антикризисныйзаконопроект (всего их зарегистрировано шесть) не имеет поддержки большинства, а потому голосование не имеет смысла до тех пор, пока не составлен консенсусный законопроект, который позволит минимизировать воздействие глобального финансово-экономического кризиса на Украину.
Басня на новый лад
В начале прошлой недели стало ясно: все уверения президента, правительства и оппозиции о наличии системы готовых антикризисных решений - всего лишь предвыборный PR. В течение неделиавтору статьи довелось приниматьучастиевнескольких теледебатах, посвященных поискам рецептов выхода из кризиса. Если в студии появлялись политики, уже через пять минут предмет разговора сразу менялся и в ход шли взаимные обвинения, кто и почему блокирует парламентскую трибуну, кто должен принимать действенные меры и кто их не принимает. Быломного ничего не значащих слов о том, как важно в нынешних условиях защищать население откризиса. Любая попытка экспертов перевести разговор к существу необходимых мер, источников их финансирования на корню пресекалась политиками всех фракций.
Законопроекты, более или менее системно отражающие подходы разных политических сил к антикризисной политике, были зарегистрированы только к середине недели. Эксперты, писавшие их, уже к среде выглядели людьми ссиндромом хронической бессонницы - еще одно свидетельство того, что досередины октября никакой программы антикризисных мер не существовало. А между тем финансовый кризис начал шагать по планетечетырнадцать месяцев тому назад...
Только 22октября под номером3309 был зарегистрирован долгожданный правительственный законопроект "О минимизации влияния мирового финансового кризиса на экономику Украины". Документ писалинастолько быстро, что Кабинет министров даже не попытался спрятать наиболее одиозные предложения вглубь текста. В первом разделе документа правительство Юлии Тимошенко предлагает предоставить Кабмину невиданные доселе полномочия по вмешательству в деятельность системных банков (такого термина действующее законодательство, кстати, не содержит). С невинной ссылкой на текущую практику других правительств украинские министры предлагают не только принудительно увеличивать капитал избранных ими банковских учреждений, нои проводить принудительную смену собственников. Взаконопроекте, в частности, указано, что общеесобрание акционеров (участников) такогобанка должно быть созвано в десятидневный срок и представитель Министерства финансов автоматически наделяется полномочиями обладания 75% голосов. Иными словами, кроме представителя Минфина, на такомсобраниидругимделатьнечего. Что интересно, в законопроекте довольно детально прописан механизмприхода нового собственника в банк. Председатель правления Укрсоцбанка Борис Тимонькин охарактеризовал предложение правительства как рейдерскую акцию: "Ни одно юрлицо, владеющееакциями банка, не сможет собрать собственное собрание акционеров в десятидневный срок, чтобы наделить полномочиями своего представителя и решить, какую позицию он должен занять. Да и оплатить в течение девяти дней приобретение крупного банка никто не способен, если это только не заранее отобранный покупатель". По словам Тимонькина, законопроект в пятнадцатидневный срок позволяет забрать банк у его прежнихвладельцеви передать новым собственникам, у которых хорошие отношения с правительством. Многие банкиры уже дали понять, что закон в таком виде неможет бытьпринят. Поэтому в консенсусном законопроекте (если он все-таки появится насвет) меры по капитализации банков позаимствуют из европейскогоопыта: центральные финучреждения и национальные правительства могут принудительно входить в капитал проблемных банков, однако в качестве временных владельцев, автоматически не получающих полномочий по их продаже.
Кроме того, сотрудники аппарата правительства, составляя законопроект, не забывали об особенностяхполитическойборьбы. Проект Кабмина Тимошенко предполагает расширение конституционных прав в виде возможности коррекции ставок таможенных пошлин, ручногорегулирования бюджетных расходов и перераспределения размеров страховых взносов между социальными фондами. Тоесть правительство хочет получить расширенныеполномочия, какие имело правительство Леонида Кучмы в 1992 году или тот же Кучма в 1996-1999 годах во время действия переходных положений новой Конституции. Сейчас всё делается под маской борьбы с мировым кризисом.
Фонд не вовремя
Идея создания Стабилизационного (резервного) фонда, обнародованная президентом Виктором Ющенко на заседании Совета национальной безопасности и обороны 20 октября, была охотно подхвачена. В своем законопроекте создать его (в размере до 40 млрд гривен) предлагают лидеры Партии регионов Виктор Янукович и Николай Азаров. Источниками финансирования этого фонда глава государства видит приватизационные поступления, а оппозиционеры - еще и суммы от перевыполнения плана подоходам бюджета, остатки на Едином казначейском счете, нераспределенные остатки резервного фонда, а также часть чистых доходов Национального банка. В свою очередь, правительство предложило создатьстабфонд за счет поступлений от приватизации и продажи государственных ценных бумаг.
Пытаясь перещеголять друг друга в способах и объемах формирования такого фонда, политики забывают о том, что в основе егосозданиялежит идея накопления средств, когда дела в экономике идут хорошо, и расходования их - когда плохо. Создаватьфонд в условиях начавшегося кризиса бессмысленно. Особенно если предлагатьформировать его на основе поступлений от приватизации. Разгосударствление, во-первых , заблокировано по внутриполитическим причинам, а во-вторых , сегодняпродать объекты государственной собственности, кроме как по дешевке, не получится.
Наш ответглобальному кризису: этими нехитрымипредметами (фольгой, бумагой и монетами) депутаты от БЮТ заблокировали парламентскую систему "Рада"
Еще одной идеей для избирателя стали многочисленные предложения об увеличении уровня гарантированного возмещения Фондом вкладов физических лиц с 50 тыс. до 100-200 тыс. гривен. При этом политики предпочитают не вспоминать, что сейчас средства фонда составляют лишь немногим болееполутора миллиарда гривен, чего явно недостаточно для компенсации вслучае банкротства любого из банков первой десятки (например, того же Проминвестбанка).
При этом Тимошенко всё же предприняла шаги, которых от нееи ее политической силы никто не ожидал. Она согласилась с тем, что необходимо ввести мораторий на любое увеличение льгот и повышение социальных выплат. В правительственном законопроекте о внесении изменений в бюджет-2008 , в частности, зафиксировано предложение не увеличивать заработную плату в декабре и отложить на два года вывод минимальной зарплаты на уровень прожиточного минимума для трудоспособных. При этом Кабмин принял некоторые решения о поддержке отраслей промышленности (металлурги получили возможность не платитьцелевыенадбавки на газ, аграрии- и далее не платить НДС, а НАК "НафтогазУкра ни" -дополнительные 3,2 млрд гривен дотаций уже в этом году).
При этом правительство ищет пути увеличить доходы бюджета в 2009−м. Решение очевидно: собрать дополнительные поступления с подакцизных товаров. С нового года вновь может подскочить акцизный сбор на пиво, спирты и бензины - эти ставки остаются значительнониже, чем в среднем по европейским странам. Кроме того, Кабмин предпринимает попытку заставить граждан дополнительно расплатиться за стремительную автомобилизацию последних лет: в пять-десять раз вырастут акцизы на транспортные средства и кузова к ним, втрое-впятеродолжен повыситься сбор с собственников транспортных средств при первой регистрации в Украине. Ежегодный транспортный сбор также увеличивается втрое-впятеро , а по легковым машинам с объемом двигателя свыше пяти с половиной тысяч кубических сантиметров - в 5,25 раза.
Распределять проще всего
Никаких предложений о снижении налогов и сборов или реформировании налогового законодательства, а также о понижении процентных ставок ни правительство, ни центральный банк не выдвигают. Возможно, сейчас в горячей фазе кризиса для этих решений еще не время. Но если их заранее подготовят и вовремя имплементируют, то Украина не запоздает с выходом из турбулентности. Правительства существуют не только для того, чтобы распределять валовый продукт, но и проводить антициклическуюполитику: стимулировать предпринимательскую активность в период спада и гасить ее, не допуская перегрева экономики. Состояние платежного балансаУкраины, а также уровень цен нанедвижимость, землю и некоторые другие активы, свидетельствуют о том, что нашей стране не удалось избежать перегрева, а правительство не смоглопровести экономику по траектории "мягкой посадки". На Печерскиххолмахпривыклижить в условиях постоянного политического кризиса и отсутствия экономических и социальных реформ. Привыкли политики и к тому, что вопрекивсемунациональная экономика демонстрировала уверенный рост.
Поэтому будет вдвойне больнее. Мировой кризис затягивается надолго. Хотя представители правительства и Национального банка продолжают рапортовать о том, что украинская экономика развивается темпами семь процентов, они уже знают: промышленность (а не только одну металлургию) ждет спад, всю экономику - резкое торможение, гривню - значительная девальвация, а людей-растущая безработица. Именно поэтому Юлия Тимошенко(очевидно, в силу аргументов министра финансов Виктора Пинзеника) согласилась на фактический секвестр бюджета.
Действительно, правительству не стоит прятаться за нынешними высокими показателями экономического роста. По итогам девяти месяцев прирост реального валового внутреннего продукта был 6,9%, однако без учета сельского хозяйства этот показатель составляет только пять процентов. Быстроеторможение национальной экономики идет пятыймесяц: в перерабатывающей промышленности темпыроста сейчас составляют 5,9% (по итогам пяти месяцев - 9,5%), а в торговле - 9,4% (15,8%). Темпы падения в строительстве превысили десять процентов.
Отечественная экономика много лет страдает от двойногодефицита - торгового и бюджетного. В 2008−м на фоне излета прежней мировойволныУкраина оказалась европейским рекордсменом по темпам инфляции. Чтобы не оказаться рекордсменом еще и по глубине обвала экономики, теперь нужно немедленно принять антикризисные таблетки. Такими горькими лекарствами должны стать профицитный бюджет, девальвация гривни и жесткое ограничение импорта (особенно бытовой техники и автомобилей). Государство обязано не допустить падения ни одного из крупных фининститутов, подпитывая ликвидность банковской системы в первую очередь.
Очевидно, в этом квартале основной удар кризис нанесет по украинской промышленности, особенно экспортоориентированным предприятиям. В то же время торговые компании в целом будут чувствовать себяхорошо накануне новогодних праздников, выигрывая от стремлений граждан использовать свои сбережения. Вдобавок банковские депозиты, не говоря уж о вложениях в инвестиционные фонды или недвижимость, сейчас не выглядят привлекательным и, главное, надежным вложением. В то же время аналитикипредупреждают - кризис в торговле может начаться с ухудшения расчетов между поставщиками товаров и торговыми сетями. Производители продукции народного потребления, стремясь представить ее на полках ведущих магазинов, соглашаются на то, чтобы торговые сети рассчитывались с ними после реализации товаров. Внекоторых московскихторговых сетях возросший финансовый риск стал причиной вынужденного приостановления поставок производителями. В результате - пустые полки в некоторых отделах магазинов. Очевидно, в отечественной торговленечто подобное может случиться в январе.
Бюджет почувствует на себе тяжелоедыхание финансово-экономического кризиса уже в этом квартале. Сократятся доходы отналога на добавленную стоимость, прекратится рост поступлений от налога надоходы граждан, однаконалог на прибыль будетдостаточно высоким благодаря хорошейэкономической ситуации в течениебОльшей части года. Резкое падение поступлений от налога на прибыль предприятий произойдет уже в новом финансовом году. Поэтому столь важно проводить антициклическую политику и приступить к обеспечению условий для будущего роста сейчас. Затраты бюджета на инвестиции и общественные работы стоит не сокращать, а напротив, наращивать. В ближайшеевремя страна столкнется с быстрорастущейбезработицей. Поэтому приоритетами правительства должны стать создание новых рабочих мест, сокращениеимпорта и выравнивание торговогобаланса, привлечение иностранных инвестиций (ускоренная амортизация, дополнительные гарантии инвестиций) и стимулирование внедрения современных технологий на производствах. Необходимо постараться получить ссуды у международных финансовых организаций в числе первых, четко сообщив международному сообществу и внутреннему бизнесу, что эти средства сыграют роль амортизирующей валютной подушки (Украина, в отличие от России, ее лишена), а не будут бездумно направлены на покрытиескрытого дефицита бюджета. Наконец, нужно безотлагательнопринять мерыпо привлечению средств населения (выпуск сберегательных гособлигаций) в условиях, когда невозможно одолжить деньги на внешнем рынке. Борьба с инфляцией и политические разборки должны отойти на второй план.