Идею объединения ММВБ и РТС считаю здравой. Сегодня, когда инвестиционная деятельность остановилась, функционирование двух бирж не имеет смысла. К тому же некоторые операции на этих площадках дублируются: ММВБ пыталась развивать срочный рынок, который на РТС находился в приличном состоянии; на РТС оживляли терминальную торговлю - сильное место ММВБ. Объединение двух площадок, конечно, не возродит фондовый рынок, но синергетический эффект мы увидим. Плюс инвесторам будет проще работать. Главное - их вернуть.
Сокрушительный обвал индексов мировых рынков обнажил проблемные места. Более глубокое падение наблюдалось в странах с развивающейся экономикой, там, где преобладали спекулятивные операции. Примечательно, что в группе равных себе стран БРИК Россия просела значительнеевсех. Долгосрочных инвесторовоказалось слишком мало, их сил не хватило, чтобы поддержать рынок.
По оптимистичным оценкам, в инвестиционный процесс до недавней поры было вовлечено до 7% россиян, пессимисты говорят, что этот показатель никогда не превышал 2% от экономически активного населения. И эти данные ближе к действительности. Если бы федеральная служба пофинансовым рынкам не приостановила торги 17 сентября, капитализация РТС и ММВБ была бы вымыта до нуля. А деньги граждан - это как раз тот необходимый длинныйресурс, который стал амортизатором падения в Восточной и Западной Европе, Азии.
Посмотрите, вПольше около 20% населения приумножали сбережения за счет приобретенияценных бумаг. В Китае коммунистическая партия настоятельно рекомендовала всем гражданам вкладывать свободные средства в акцииотечественных предприятий. Врезультате в этих государствах глубина падения фондовогорынка меньше, чем у нас.
И нетсомнений, что они быстрее вернутся на прежние позиции.
Отечественный рынок тоже будет постепенно выбиратьсяиз котлована, пройдет время, и инвесторы вернутся к активной деятельности. Но надо понимать, что их деньги будут короткими. Значит, рано или поздно ситуация повторится, и без вмешательства властей это будет происходить систематически.
Мы должны учесть все ошибки и двигаться дальше. Ждать денегсейчасособо неоткуда. Западные фонды закрыты, иностранные инвесторы не спешат совершать сделки вообще где-либо. И надежды профессиональных участников рынка на госвливания малоперспективны. Да и инвестиции от госсектора мера непопулярная. Это нонсенс, если фондовый рынок будет развиваться за счет государственных субсидий. Тогда такой инструмент, как фондовый рынок, вообще ненужен. В таком случае проще переходитьк советской системе экономики, когда государство через государственные банки давало деньги, и они благополучно осваивались. Соответственно, если мы остаемся в той экономической модели, котораясуществует, фондовый рынок должен расти за счет частного капитала.
Я вижу единственный способ восстановления отечественного фондового рынка - нужнопривлекать средства населения. Благосейчасситуацияудачная, бумагиобесценились, покупатьможно практическивсе. Но как его восстановить, я, честно говоря, не знаю. Эта задача выполнима только дляфедеральных властей. Примером могут стать народные IPO. Наверное, проводякакие-топохожие действия, хотя бы частично можно привести на фондовый рынок деньги.
Понадобится много времени для возвращения доверия. Первое и основное, чтонужно сделать, - принятьгосударственную программу повышенияэкономической грамотности. Нам надо срочно менять менталитет российского человека, переориентировать его с потребления на накопление. К тому же людям нужно объяснить, что на фондовомрынке торгуют непирожками, а реальным бизнесом, качественными активами, вкладывать в которые абсолютно безопасно, если знаешь как, когда и зачем это делать.
К цели придется двигаться терпеливо, шаг за шагом. Все условия для этого есть. Законодательство особо не нужноменять. Стоит лишьслегкаподкорректироватьнекоторые правовые документы, утвердить наиболее здравые идеи. Те же новации поотмене подоходного налога, сальдированию операций по срочным инструментам, операциям по базовым активам - все, о чем достаточно много говорили, следует реализовать. Остальное законодательство достаточно прописано и полностью работоспособно.
Естественно, должен быть единый регулятор рынка. Существование двух контролирующих организаций Центрального банка и ФСФР не оправдано. ЦБ смотритза банками, ФСФР контролирует деятельность инвестиционных компаний. Но и те, и другие работают на одном финансовом поле! Пора определиться и прийти к какому-то единому регулятору, который бы отслеживал всю ситуацию. Только так возможно избежать повторения истории с "КИТ Финанс".
Ну и в будущем властям нужно улучшитьмеханизмисполнения решений. Мы увидели, что правительства США, Евросоюза, России и других стран оказались не готовы к резкому повороту событий. Требовались оперативные действия. А мы были свидетелями, как долго шли деньги в финансовую систему, какнеделю в США принимался "план Полсона", в результате чего за один день капитализация американского рынка упала на сумму большую, чем сумма финансовой поддержки "плана Полсона". Много похожих примеров есть и в нашей стране.
Лично я для себя объясняю это тем, что унас в активной инвестиционной деятельности находились люди нового поколения, привыкшие моментально реагировать на заявления. А решения, наоборот, принимали люди старой закалки, которые с информационными технологиями мало знакомы. Если мы устраним эти проблемы и слегка изменим законодательство, можно быть уверенным: в ближайшем будущем инвесторы вернутся на рынки.