Хроники кризиса

[ Design WP Columns ]

Впечатляющий результат неоконченной работы

Анализ крупнейших инвестиционных проектов региона показывает, что в ближайшую пятилетку ЮФО имеет все шансы стать округом с самой быстрорастущей экономикой. Правда, золотой дождь инвестиций прежде всего выпадет на и без того благополучных территориях

Коллаж: Дмитрий Горунов

Уникальное положение Юга в свете подготовки к Олимпийским играм 2014 года может дать мощнейший толчок для развития всей экономики региона. В ближайшие пять-шесть лет сюда будут направлены миллиарды долларов частных и государственных инвестиций, что существенно изменит соотношение отраслей экономики и их вес в регионе, улучшит позиции ЮФО среди других федеральных округов и выведет регион на принципиально иную ступень развития. Поэтому экономика ЮФО в 2013 году будет по ряду параметров принципиально отличаться от сегодняшней. Как именно крупнейшие инвестиционные проекты повлияют на ландшафт местной экономики, какие проблемы решат, какие сложности создадут - на эти вопросы мы попробовали ответить, проанализировав ряд самых масштабных инвестпроектов ЮФО, находящихся в стадии реализации.

Для отбора проектов мы определили их нижнюю планку в 300 млн рублей. В итоге предварительная база содержала свыше 550 проектов, начало реализации которых пришлось на 2005-2008 годы или запланировано на 2009-2012 годы. Уже на этом этапе стала очевидной значимость госинвестиций. Проекты с участием бюджетного финансирования составили свыше 65% общей суммы. Далее мы фильтровали базу по степени "реальности" заявленных проектов на основе имеющихся данных. Вся база была разделена на две категории: реальные (будут реализованы, если не произойдёт макроэкономических потрясений) и потенциальные (могут быть запущены при выполнении ряда значимых условий). Группу "реальных" составляют проекты, уже имеющие либо конкретного инвестора с утверждёнными сроками реализации, либо бюджетное финансирование. К потенциальным отнесены проекты, продвигаемые властями разных уровней с готовым ТЭО и бизнес-планом , но без инвестора. Возможно, что уже после проведения международного инвестиционного форума "Сочи-2008" многие из них перейдут в категорию реальных, а список потенциальных расширится. При этом необходимо учитывать определённую зависимость судьбы большинства реальных проектов от некоторых потенциальных. Так, например, энергетика в свете коррекции ряда инвестпрограмм ведущими игроками Юга ощутимо влияет на уровень риска реализации планов инвесторами в остальных отраслях и сможет оказать воздействие на сроки выхода объектов на проектную мощность.

После весьма строгого отсева у нас остался 301 реальный проект. Анализ итоговой базы позволяет сделать следующие выводы.

Завтрашние рекорды

Статистика сегодня в упор не видит инвестиционные проекты. К примеру, согласно данным Росстата, общая стоимость реализуемых инвестиционных проектов в ЮФО в 2007 году составила лишь 2,285 млрд руб­лей (около 89,3 млн долларов). Конечно, на деле это капля в море. По нашим подсчётам, совокупный объём крупнейших инвестпроектов, реализация которых придётся на ближайшие пять лет, составит около 100 млрд долларов. Cамые значимые проекты по каждой отрасли представлены в таблицах.

Если все проанализированные нами проекты будут реализованы в заявленные организаторами сроки, то валовой продукт ЮФО увеличится в текущих ценах с 71,2 млрд долларов в 2007 году (оценка) до 138 млрд долларов в 2013−м. Понятно, что рост ВРП будет происходить не только за счёт рассматриваемых проектов, однако и их реализация создаст мультипликативный эффект и даст импульс развитию смежных отраслей. Только анализируемые проекты, по самым приблизительным подсчётам, смогут увеличить суммарный ВРП региона в 2013 году почти в два раза по сравнению с 2007 годом. Среднегодовой темп прироста, обеспечиваемый исследуемыми инвестпроектами, составит около 12%. Вполне ожидаемо лидером роста станет Краснодарский край. На него приходится почти половина совокупной стоимости инвестпроектов. Со значительным отрывом от него следуют Ростовская область и Ставропольский край (см. график 1). Несколько неожиданным оказалось появление на 4−м и 5−м местах Дагестана и Калмыкии. Столь высокая позиция Калмыкии обеспечивается реализацией мощнейших проектов по добыче нефти и газа. У Дагестана источники роста - проекты в энергетике (42% суммы инвестпроектов в республику), производстве стройматериалов (17%) и развитии туризма (15%).

Согласно нашей базе данных, в южном регионе основные суммы будут распределены между инфраструктурными проектами, энергетикой и туристической отраслью (см. график 2). На их долю придётся 74% совокупных инвестиций. Инвестпроекты в промышленности строительных материалов занимают почти пять процентов. В добыче и переработке нефти и газа сосредоточено 10,77% общей суммы, в угольной промышленности - 1,38% .

Агропромышленный комплекс вместе с пищевой промышленностью пока могут рассчитывать на 3,2%, что тоже неплохо. В итоге через пять лет в валовом продукте региона заметно увеличится вклад туристической отрасли, производства стройматериалов и энергетики.

Среди проектов отдельно следует выделить мощный блок "Олимпстроя" и развития транспортной инфраструктуры. Так, организация скоростного пассажирского движения на направлении "Центр-Юг" рассчитана на 280 млрд рублей. Строительство и реконструкция автомобильной дороги М-27 "Джубга-Сочи" предполагают расходование 266,1 млрд рублей. Затраты на создание искусственного острова "Федерация" около города Сочи определены почти в 200 млрд рублей, несмотря на то, что далеко не все эксперты верят в возможность реализации этого проекта.

Порядка 85 млрд рублей будут затрачены на реализацию проекта добычи нефти и газа на шести месторождениях северного Каспия со строительством газоподготовительного комплекса. Бюджет строительства нефтеперерабатывающего завода мощностью 12 млн тонн в год на площадке ООО "РН-Туапсинский НПЗ" почти в два раза ниже, но всё-таки велик - 49 млрд рублей.

На этом фоне теряются или выглядят крошечными даже самые крупные проекты по развитию АПК. Так, проект по созданию крупномасштабной осетровой садковой фермы на открытой акватории Каспийского моря рассчитан на 5,2 млрд рублей. Строительство двух свинокомплексов в Ростовской области, реализуемое холдингом "Группа Агроком", оценивают в 3,6 млрд рублей.

Можно только позавидовать перспективам, которые открываются перед производством строительных материалов. Здесь инвесторы реализуют 36 проектов на сумму в 116 млрд рублей.

Темпы прироста стоимости реализуемых инвестиционных проектов в ЮФО в течение последних трёх лет зафиксированы на уровне выше российского и характеризуются устойчивым ростом (см. график 3, график 4). В ближайшие пять лет ничто не препятствует этой тенденции не только сохраниться, но и усилиться. В то же время заявленные крупнейшие проекты позволят в ближайшие годы улучшить позиции Юга среди субъектов РФ, и одновременно увеличат неоднородность социально-экономического развития внутри округа. Дело в том, что пять субъектов Южного федерального округа, замыкающие рэнкинг территорий по исследуемому показателю, не получат и 2% общей суммы (см. график 1). И экономическое развитие в одних территориях вовсе не обязательно будет способствовать снижению социальной напряжённости в других...

Плечо государства

Немаловажная характеристика будущего региональной экономики - направленность большей части инвестиций на внутреннее потребление, а также реализация значительной их части в форме государственно-частного партнёрства. Как видно, большую часть крупнейших инвестпроектов составляют вложения в инфраструктуру, что вполне объяснимо. Постоянно повторяемый на всех уровнях власти и бизнеса тезис о необходимости опережающего развития инфраструктуры для Юга особенно актуален. Нехватка существующих мощностей сегодня ощутимо тормозит развитие южной экономики. Без наличия развитой инфраструктуры современного уровня бессмысленно рассчитывать на бурный рост инвестиционной активности и процветание территорий. Госвложения в инфраструктуру и капвложения со стороны бизнеса функционально взаимосвязаны по многим направлениям. Например, согласно ФЦП "Юг России (2008-2012 годы)", снятие инфраструктурных ограничений за счёт средств федерального бюджета обеспечит привлечение на 1 рубль федеральных средств около восьми рублей частных инвестиций. Пожалуй, активное участие государства в создании инфраструктуры - это особая цена, которую приходится платить за привлечение средств в развитие олимпийского Юга. Именно в этой сфере государство создаёт условия для эффективного развития экономики. Правда, при этом возникают риски именно "освоения" выделяемых бюджетных средств вместо реализации заявленных проектов, что в итоге способно заблокировать эту реализацию и затормозить развитие территорий.

На долю транспортно-дорожного комплекса в ЮФО в 2006 году пришлось более 9% ВРП (согласно данным раздела "Развитие транспортно-логистического комплекса ЮФО" Стратегии социально-экономического развития ЮФО до 2025 года). Большая доля вклада этого сектора экономики в валовой продукт региона зафиксирована только в Дальневосточном федеральном округе - 11,1%. В сложившейся транспортной системе Юга нужно будет решить несколько ключевых проблем. Во-первых , это несоответствие опорной транспортной структуры в регионах Юга существующим и перспективным грузо и пассажиропотокам. Во-вторых , уровень доступности и качества транспортных услуг не соответствует платёжеспособному спросу населения, мобильности трудовых ресурсов. В-третьих , создаваемые перегрузочные мощности не обеспечены обслуживающей транспортно-логистической инфраструктурой. Понятно, что без гос­поддержки решить эти проблемы невозможно.

В территориально-географическом аспекте одной из наиболее острых проблем в транспортной сфере выступает направление "Центр-Юг" в железнодорожном и автомобильном сообщении. Несмотря на то, что по показателям густоты железнодорожных путей и автомобильных дорог ЮФО занимает второе место в России, уступая только Центральному округу, недостаточные пропускные способности дорог заметно тормозят развитие ряда территорий и отраслей. Особенно это касается курортно-рекреационных территорий, где загруженность дорог превышает нормативные показатели в несколько раз, а объездные пути для транзитного транспорта, следующего к курортам Чёрного и Азовского морей, отсутствуют. Кроме того, особенностью Юга является фактор сезонности. В основном это связано с летним ростом туристических потоков (в период с мая по сентябрь население Сочи возрастает практически в 10 раз) и со сбором урожая. Так что летом и осенью нагрузка на транспортную инфраструктуру заметно увеличивается. Часть проблем в этой сфере в ближайшие два года будет решаться согласно федеральной целевой программе "Юг России (2008-2012 годы)".

В собственно логистическом сегменте суммарная стоимость заявленных инвестиционных проектов на Юге превысила 50 млрд рублей. Большинство участников логистического рынка прогнозирует в ближайшие два-три года начало его стремительного развития.

Вложения в транспортную инфраструктуру - это фактор долговременного экономического роста. Более того, именно они создают условия для межотраслевого мультипликативного эффекта. Но сложившийся на Юге дефицит мощностей способен породить внутри ЮФО конкуренцию между инвестиционными проектами, связанными с транспортно-логистической инфраструктурой, одним из наиболее вероятных результатов которой станет рост цен. И если на микроуровне - для отдельных транспортных и логистических операторов - это хорошая новость, то в масштабах региональной экономики - наоборот. Последствия для экономического роста Юга могут быть крайне неблагоприятными. От того, насколько возрастут издержки реализации проектов и от сроков решения текущих технических и технологических задач, вытекающих из основной проблемы, зависит сама судьба проекта. При накоплении критической доли таких издержек инвесторы традиционно пересматривают условия и сроки. Порой может быть поставлена под вопрос даже сама целесо­образность вложений.

Пока доля инвестиций в основной капитал в ВРП Юга, отмеченная в 2007 г., составляет 36,2%, значительно превышая российский показатель (см. график 5). В отраслевом разрезе свыше четверти совокупных инвестиций приходится на транспорт и связь, 14% - на обрабатывающее производство (см. график 6).

Новые лидеры

Реализация заявленных проектов позволит двум отраслям южной экономики принципиально изменить свои позиции в региональном масштабе. Это производство стройматериалов и туризм. Определяющим фактором развития производства стройматериалов на Юге в последние годы стал бум строительства, порождённый общим развитием экономики, увеличением благосостояния населения и крайне низким уровнем обеспеченности жильём. Общие тенденции, а также планы "Олимпстроя", несмотря на замедление темпов строительства в текущем году в целом по стране, сделали строительную индустрию южного региона, а вместе с ней и производство строительных материалов особо привлекательными для инвесторов. Реализация крупнейших проектов позволит, помимо создания новых рабочих мест, укрепить позиции этой отрасли промышленности, способной обслуживать потребности ближайших регионов и использовать ресурсы имеющейся базы полезных ископаемых округа.

А пока складывающаяся сегодня ситуация в производстве стройматериалов аналогична той, что сложилась в сфере логистики. На уровне отдельных предприятий отрасли всё выглядит блестяще. На уровне потребителей (в т. ч. и инициаторов инвестиционных проектов в остальных отраслях) и округа в целом - всё гораздо хуже. Складывается классическая ситуация значительного превышения спроса над предложением. Поэтому цены растут, качество продукции и сервис остаются прежними (а зачем что-то менять, если и так покупатели в очередь выстраиваются?), возникает дефицит. Этот дефицит перерастает в ещё один источник возможных неприятностей создания крупнейших объектов в остальных отраслях, способствующий общему росту цен (а что вы хотите - инфляция издержек). Вариантов решения проблемы два. Первый - завозить стройматериалы из других округов. Второй - импортировать. Оба столкнутся с уже упомянутой проблемой низкой пропускной способности дорожно-транспортной инфраструктуры в её наиболее значимых местах.

Конечно, в самом привилегированном положении окажется туристическая отрасль. Суммарный объём реализуемых инвестпроектов здесь уже превышает 530 млрд рублей (это при том что по основной части объектов "Олимпстроя" инвесторы, т.е. победители конкурсов, ещё не определены). Таких денег туристическая отрасль на Юге никогда раньше не получала, и эти инвестиции станут для неё настоящим испытанием. Южный регион обладает высоким потенциалом для развития большинства видов туризма: пляжного (Черноморское побережье, Приазовье, Каспийское побережье), горного (Красная Поляна, Апшеронск, Домбай, Приэльбрусье), оздоровительного (Кавказские Минеральные Воды, Горячий Ключ, озеро Эльтон, Нальчик), экологического (дельта Волги, Майкоп, Джайрахское ущелье) и этнического. Пока развитие туризма сдерживают дефицит качественных мест размещения, кадров, состояние дорожной и коммунальной инфраструктур, неразвитость сектора развлечений, недостаточное развитие собственно туристической инфраструктуры и нестабильность на некоторых территориях. Сегодня в туристической отрасли работает большое количество персонала, не имеющего специализированного образования, в результате чего уровень обслуживания туристов весьма далёк от международных стандартов. В то же время одно рабочее место, появившееся в туристическом секторе, по различным оценкам, ведёт к появлению от 4 до 20 рабочих мест в сопутствующих отраслях. При этом туризм является наименее капиталоёмкой отраслью экономики, обещающей быструю отдачу. Устойчивое развитие туризма способно увлечь за собой ряд других отраслей, что особо актуально для депрессивных территорий. По сути, именно благодаря туризму республики Кавказа получают шанс через несколько лет оказаться в принципиально иных социально-экономических условиях.

Двух зайцев

Реализация крупнейших инвестиционных проектов помимо роста ряда экономических показателей способна ещё и сократить безработицу, которая в отдельных субъектах ЮФО держится на непозволительно высоких уровнях (см. график 9 и график 10). В прошлом году этот показатель в округе более чем в два раза превышал российский уровень.

Настоящей бедой ряда депрессивных субъектов Южного округа является значительная трудоизбыточность, особенно в сельских районах республик Северного Кавказа. По данным Ростовстата, около 30% не занятых трудовой деятельностью граждан России, состоящих на учёте в государственной службе занятости, проживает на территории ЮФО. Особенно остро эта проблема ощущается в Дагестане, Ингушетии и Чечне (см. график 10) на фоне рекордно низких показателей безработицы в РФ (6,1% - самый низкий уровень с 1994 года). Спецификой экономик северокавказских республик является и неразвитость частного бизнеса как такового. В Ингушетии, например, в организациях государственной и муниципальной форм собственности работает свыше 51,3% работающих. Максимальная доля лиц, занятых индивидуальным трудом и работающих по найму у отдельных граждан, включая мелкотоварное производство в домашних условиях, зафиксировано в Ингушетии, Кабардино-Балкарии и Дагестане (от 41,2 до 50,2%). Это демонстрирует низкий уровень развития крупного и среднего бизнеса.

Отличительной особенностью южного рынка труда, помимо запредельной безработицы, остаётся высокая занятость в неформальном секторе. По данным Ростовстата, в целом по ЮФО около трети работающих занято в неформальном секторе, в то время как в целом по России - чуть более 20%. Это накладывает свой отпечаток на характер экономических отношений.

Несмотря на то, что трудовые ресурсы традиционно отличаются от остальных факторов производства высоким уровнем мобильности, для оперативного их перетока даже внутри округа в территории с нехваткой кадров потребуется мощная административная поддержка. Без работы действенного механизма на уровне ЮФО оперативно решить проблему кадрового дефицита в одних территориях за счёт других невозможно. В случае его отсутствия все издержки по обеспечению объектов кад­рами возьмут на себя работодатели. А это может означать, что приглашены на работу будут граждане из других территорий РФ и из других стран и в обход трудоизбыточных республик Юга. В этом случае разрыв в уровнях жизни населения депрессивных республик и развитых краёв и областей сокращаться не будет. А рост дохода в экономически развитых регионах только усилит региональную дифференциацию.

По сути, сосредоточение на Юге такого количества масштабных инвестпроектов станет испытанием практически для всех институтов и игроков рынка. Перед региональной экономикой встанут вопросы принципиально иного уровня. И власти, и бизнес столкнутся с проблемами, опыта решения которых пока нет. Тем не менее, даже по самым скромным прогнозам перспективы развития экономики Юга выглядят более чем оптимистичными. Если удастся не допустить роста политической нестабильности на Кавказе, ничто не помешает экономике округа в ближайшие пять лет быстро расти.

В подготовке материала принимала участиеЕвгения Кочетова.

 

Хроники кризиса © Crisis Digest

Приближается свадьба? Зайдите на качественный свадебный форум на сайте "Счастливая свадьба".
Карта сайта, часть 1 | Карта сайта, часть 2 | Карта сайта, часть 3 | Карта сайта, часть 4 | Карта сайта, часть 5 | Карта сайта, часть 6 | Карта сайта, часть 7 | Карта сайта, часть 8 | Карта сайта, часть 9 | Карта сайта, часть 10 | Карта сайта, часть 11 | Карта сайта, часть 12 | Карта сайта, часть 13 | Карта сайта, часть 14 | Карта сайта, часть 15 | Карта сайта, часть 16 | Карта сайта, часть 17 | Карта сайта, часть 18 | Карта сайта, часть 19 | Карта сайта, часть 20 |