Гендиректор Фонда содействия реформированию ЖКХ: В период финансового кризиса появился шанс для реформы ЖКХ
Создание Фонда содействия реформированию ЖКХ - не только стратегическое решение по оздоровлению коммунальной сферы, но и антикризисная мера. Об этом 19 января в интервью корреспонденту ИА REGNUM заявил генеральный директор государственной корпорации - Фонда содействия реформированию ЖКХ Константин Цицин.
"Осенью 2008 года глобальный финансовый кризис докатился до России, - говорит Цицин. - Проблемы, которые начались в банковской сфере, довольно быстро перекинулись и на реальный сектор экономики, в том числе и на строительную отрасль. Со страниц газет, из телеэфира непрерывнымпотоком зазвучали слова "рецессия", "спад", "сокращение", "убытки".
ИА REGNUM: Реформа ЖКХ началась задолго до кризиса. Вы успели заранее подготовиться к нему?
Можно сказать и так. В июле 2007 года федеральным законом был создан Фонд содействия реформированию ЖКХ. В этот Фонд государствов декабре 2007 года единовременно внесло 240 млрд рублей. До конца 2011 года этиденьгидолжны быть переданы в регионы по их заявкам для проведения капитального ремонтамногоквартирных домов и расселения аварийного жилья. Появилась возможность восстановитьизряднопотрепанный жилищный фонд России. Но простопотратить деньги - не оченьразумно. Даже такаяграндиознаясумма в масштабах страны отнюдь не велика. Дома отремонтируют, а что дальше? Ведь качественный капитальный ремонт - максимум на 10-15 лет, а что потом?
ИА REGNUM: Какие задачи стоят сегодня перед Фондом?
Фонд содействия реформированию ЖКХ создан государством не просто как механизм распределения денег. Это инновационный инструмент решенияряда задач, который позволит провести в стране реформу "коммуналки". Первая из них - формирование полноправного собственника, хозяина жилья. Посмотрите, как выглядит доставшаяся России в наследство от СССР система жилищно-коммунального хозяйства. Вы всрок платите за квартиру, но дом, в котором она находится, ветшает. Никто не знает, куда уходят ваши деньгии почему не делают ремонт. Согласитесь, это же абсурд. Государство готово помочь с ремонтом и расселением аварийного жилья, предоставив деньги. Но при этом вы с соседями должны на деле стать собственниками и в будущемсамостоятельнорешать, когда и что именнонеобходимо обустроить в вашемдоме.
Фонд реформирования ЖКХ призван также решать задачу возвращения государством долгов своим гражданам. Ведь еще в начале 1990-х россияне получилиправо оформить жильё в собственность. Но для очень многих это право стало скорее проблемой - государство было не в силах передать жильё в приемлемом состоянии. Программа капремонта и расселения аварийного жилья восстановит историческую справедливость.
Наконец, третьяосновная задача, для решения которой создан Фонд - совершенствование механизмов направлениясредств на преодоление острых социальных проблем.
Федеральный закон "О Фонде содействияреформированию ЖКХ" - это закон прямогодействия, которым в основу работы Фонда заложен важныйпринцип"чиновникничего не решает по своемуусмотрению". Деньги на улучшение жилищных условий не складываются в общий котел, а направляются по конкретнымадресам по однозначно понимаемой, строго регламентированной процедуре. Решение об участии в программе Фонда тех или иных многоквартирных домов принимают собственники жилья, они же являютсяконечным получателем средств.
ИА REGNUM: Каковы критерии выделения и расходования средств Фонда?
Чтобы собственники начали быть ими не по названию, а по существу, деньги Фонда направляются после выполнения субъектом Федерации ряда условий. Вот главные из них:
- коммунальная отрасль должна быть демонополизирована, переведена на рыночныерельсы. Поставлять услуги -тепло, свет, делать ремонт - должны не государственные, а частные фирмы. "Частники", конкурируя друг с другом, стремятсяоказыватьуслугибыстро и качественно. Цены на услуги ЖКХиих качество определяют не чиновники, а рынок.
- собственники жилья должны управлять своим имуществом - через товарищества собственников жилья (ТСЖ) и подобные структуры. Владелец квартиры, являясь членом ТСЖ, имеет возможность контролировать, как именно расходуются деньги на ремонт и обслуживание дома. Вплоть до того, что он может потребовать предоставить ему сметы расходов.
- необходимоввести единые для всех типов потребителей тарифы, а региональные бюджеты больше не должны покрывать убытки ЖКХ.
- в регионах должнобыть завершено оформление прав собственности на земельные участки под многоквартирными домами.
Условия жесткие, но, как показывает практика, выполнимые.
ИА REGNUM: Сколько заявок, поступивших к вам, скажем за 2008 год, вы одобрили, сколько - нет?
В прошлом году практически все заявки регионов, поступившие Фонд, одобрены. Лишь одна заявка - Псковской области, была отклонена, хотя двепредыдущиеэтого же региона были удовлетворены.
ИА REGNUM: Каким образом контролируется расходование средств Фонда?
Деятельность Фонда полностью прозрачна. На официальном сайте www.fondgkh.ru постояннообновляется информация о том, когда и какие суммы Фонд передает субъектам Федерации. Надругом нашем сайте www.reformagkh.ru любой может выяснить, какая сумма выделена конкретному дому и на какой стадии находится освоение этих денег. А главное - видно, соответствует лидействительности заявленная информация. Написано, что в вашем доме отремонтировали подвал, но это, по вашему мнению, преувеличение? Пишите ссайта в Фонд-это несоответствие будет гарантированно устранено.
ИА REGNUM: Насколько широко программы софинансирования Фонда охватывают российские регионы?
Первые деньги от Фонда ЖКХ поступили собственникам жилья в феврале 2008 года. "Пионером" в реализации программы капитального ремонта сталаЧелябинская область. Всегов 2008 году в78 субъектов Федерации перечислено около 55 млрд. руб. Из них на капитальный ремонт многоквартирных домов - более 35 млрд. руб., на расселение аварийного жилья - почти 19 млрд. руб. В домах, на ремонт которых перечисленыденьги, живут почти 5,
5 млн. человек; программа расселения в 2008году затронула почти 65 тысяччеловек.
При этом деньги не идут в регионы непрерывным потоком. Субъект Федерации обязан вначале полностью потратитьуже полученные средства и отчитаться перед Фондом о том, как расходовались финансы. Пока не будут освоены уже полученные деньги и регион не докажет, что рациональноиспользовалсредства, нечего и рассчитывать на новые транши. Помимо анализа отчетов, представители Фонда наместах изучают, как изменились объективные характеристики дома - показатели теплопотерь, расходы воды и электричества, используются ли передовые технологии строительства и ремонта и т. п. Если регион проверку прошел, может готовить очередную заявку в Фонд.
ИА REGNUM: Как по вашему повлиял мировой финансовый кризис на реформу ЖКХ в России?
Когда начались проблемы в мировой экономике, страна имела функционирующий инструмент поддержки жилищно-коммунальной и строительных отраслей в виде Фонда ЖКХ. Кризис кризисом, аденьги наремонт и расселение выделяются исправно. А это не только решение извечных коммунальных проблем, но и рабочие места для ремонтников и строителей, заказы для производителейоборудования.
Заложенныепри создании Фонда ЖКХ механизмы позволили адаптировать его работу кусловиям экономического кризиса. Оперативно было принято решение форсировать программу расселения аварийного жилья: до конца 2009 года регионы получат на этицели 50 млрд рублей.
ИА REGNUM: Расскажите, в чем суть программы "50 миллиардов"? Для расселения аварийного жилья у строителей закупят жилье высокой степени готовности (не менее 70%). Согласно условиям государственного контракта, строители обязуются завершить работы максимум за полгода. Причем цену за квадратныйметр заранее определил для каждого субъекта Федерации Минрегионразвития, исходя из ситуации на местном рынке. Дешевле можно, дороже - нет. Продавцовжилья ищут с помощью механизма запроса котировок - своего рода аукциона на понижение. В результате люди из аварийного жилья быстрее запланированного переедут в новые квартиры, а строителив условиях нехватки кредитов смогут избежать банкротства и сумеют достроить дома. А значит, небудет обманутых дольщиков.
ИА REGNUM: Каков объем средств Фонда израсходован за 2008 год?
Как известно, при создании Фонд ЖКХ получил в распоряжение 240 млрд рублей. Но, согласнозаконодательству, в первый год работы Фонд по закону могпередать только 30%, то есть 72 млрд рублей. Почему только треть? Ведь так заманчиво потратить все сразу, вкороткийсрок волшебным образом преобразив дома по всей стране? Деньги поступили в Фонд единовременно, а тратятся они так, как это возможно в условиях невозможности их украсть. Средства Фонда предоставляются только тогда, когда однозначно понятно - на что, когда и как они будут израсходованы. Деньги выделяются по мере готовности субъектов Федерации их получить.
Практика показала, что строительная отрасль России на условиях непременно целевого использования не смогла освоить и положенную треть. В 2008 годуФонд из возможных 72 млрд. рублейпередал субъектам Федерации лишь около60 млрд. Регионы попросили и получили ровно столько, сколько могли потратить, согласно расчетам. Более того осваивая уже полученные деньги Фонда, регионы не раз сталкивались с нехваткой подрядчиков и строительных бригад. Вот один пример: лишь в 83% домов, деньги на ремонт которыхбыли выделены Фондом, работы закончены или еще ведутся. В 17% домов ремонт и не начинался, хотя деньги есть. Некому и нечем ремонтировать. Но, с другой стороны, 2008 год во многом был "годом пробной прокачки". Регионы получили неплохой опыт, попробовали силы и теперь готовы ремонтировать быстрее, расходовать больше. Набраны строительныебригады, закуплено оборудование и материалы. Татарстан, например, успешно освоив полученные из Фонда почти 2 млрд. рублей, в 2009-м решил целиком выбрать оставшийся лимит, хотя по закону мог бы проводить капремонт до конца 2011 года.
ИА REGNUM: Что же происходит с темиденьгами, которые еще не отправлены в регионы?
Так называемые "временно свободные средства" Фонда (а без 30%, отпущенных на 2008 год, это 168 млрд рублей) не лежат на счетах мертвым грузом. Чтобы защитить эти деньги от инфляции, Фонд вкладывает их в ценныебумаги и размещает на банковских депозитах - в соответствии с нормативными актами правительства России. По данным на 12 январяот размещения временно свободных средств Фонд получил доход около11 млрд рублей. Эти деньги также пойдут на капремонт и расселение - сверх определенных изначально 240млрд. руб.
С приходом кризиса реальный сектор экономики стал испытывать серьезную потребность в финансах. Банки не дают кредиты - сами в сложном положении. Поэтому правительство приняло решение - вкладывать деньги Фонда в депозиты при условии, что банки половину пустят на кредиты предприятиям реального сектора экономики. Получил банк миллиард - 500 млн обязан отдать ввиде кредитов. Так деньги Фонда работают на оздоровлениеэкономики.
Объективный анализ деятельностиГосударственной корпорации Фонд ЖКХ показывает, что создание такого инструмента государственной политики - не простотактическое манипулирование деньгами, а действительно стратегическое решениепо оздоровлению коммунальной сферы страны. Вдобавок, как оказалось, создание Фонда содействия реформированию ЖКХ - неплохая антикризиснаямера.
Поматериалам: ИА REGNUM Опубликовано: 19 января 2009