Хроники кризиса

[ Design WP Columns ]

Помощи не ждите

Антикризисные законы примут не ранее середины декабря, и, соответственно, работать они начнут в феврале. Вместе с тем экономика страны остро нуждается в системном снижении фискальной нагрузки

Коллаж: Богдан Самойленко

Правительство на прошлой неделе так и не смогло согласовать и внести в парламент ни проект Государственного бюджета-2009 , ни пакет антикризисных законопроектов. Более того, члены Кабинета министров даже не успели утвердить обновленный прогноз макроэкономических показателей на следующий год. Неспешность власти понять можно. Парламент нового спикера не избрал, а значит, некому подписывать новые законы. В лучшем случае председателя Верховной Рады изберут 2 декабря, в ближайший сессионный день, и у правительства в запасе есть еще неделя для доработки всех проектов. Однако отсутствие работоспособного парламента - не главная проблема премьер-министра. При других обстоятельствах Юлия Тимошенко уже давно внесла бы в Верховную Раду все необходимые документы и громко требовала их немедленного принятия.

В Министерстве финансов подсчитали, что по самым оптимистичным прогнозам в 2009−м ожидается падение ВВП по сравнению с нынешним годом на семь процентов и дальнейшая девальвация гривни (до уровня 7-7,40 гривни за доллар). Но самые большие проблемы связаны с платежным балансом. По информации источника "Эксперта" в правительстве, при обсуждении обновленного варианта проекта Основ денежно-кредитной политики на 2009 год отмечалось, что при сохранении нынешнего курса гривни и уровня цен на украинский экспорт в следующем году ожидается дефицит платежного баланса в размере как минимум 24 млрд долларов (около 13% ВВП). Это с учетом всех внешних прав требования и обязательств отечественных банков и предприятий и без учета новых траншей от МВФ. Внесение в парламент проекта бюджета-2009 с такими данными чревато крахом политической карьеры Юлии Тимошенко, и это одна из основных причин задержки одобрения проекта правительством.

Теоретически эту дырку можно залатать за счет иностранных инвестиций, рефинансирования старых и получения новых кредитов и возможного роста цен на металл. Что делать, если кредитов и инвестиций не будет, а цены останутся на нынешнем уровне, никто не знает.

Лебедь, рак и щука

А в это время президент Виктор Ющенко и лидер оппозиционного правительства Виктор Янукович активно боролись с кризисом. Так, Янукович со товарищи внес на рассмотрение парламента 12 законопроектов, направленных на стабилизацию ситуации в экономике. Виктор Ющенко издал указ о дополнительных мерах по преодолению финансового кризиса (в частности, президент раскритиковал действия НБУ на валютном рынке). После выхода указа Нацбанк пересмотрел свои действия на валютном рынке и скинул за три дня курс национальной валюты почти на 7%.

Тимошенко на прошлой неделе продолжала встречаться с представителями ключевых отраслей украинской экономики. На встрече с химиками был подписан очередной меморандум и даны обещания возместить НДС и пролонгировать кредиты. Автомобилистам правительство пообещало поднять пошлины на ввоз автомобилей до 22%, принять меры по сохранению рынка автокредитования, а аграриям - ввести минимальные цены на молоко, мясо и сахар. Также премьер встретилась с мэрами крупных городов, посулив чиновникам ввести ряд новых местных налогов, в частности, налог на недвижимость. Первый вице-премьер-министр Александр Турчинов на встрече с главами коммунальных предприятий пообещал льготы для инвесторов в отрасль. Между тем ни украинская власть, ни оппозиция во время многочисленных совещаний и пресс-конференций ни разу не сказали, что единственная реальная возможность выйти из кризиса - не предоставление бесчисленных отраслевых льгот и преференций (это только множит коррупцию и деформирует конкурентную среду), а радикальное снижение налоговой нагрузки для всех секторов экономики страны. В противном случае эффективные предприятия, имеющие возможность самостоятельно обслуживать собственные кредиты, станут финансировать неэффективные предприятия, а конкурентоспособные отрасли (к примеру, пищевая промышленность) будут субсидировать неконкурентоспособные отрасли (например, металлургию).

Стоило бы обратить внимание на опыт соседней России. По предложению правительства РФ Госдума на прошлой неделе проголосовала за снижение налога на прибыль предприятий с 24 до 20% (с учетом льгот, которые предоставляют местные власти новым производствам, налог снижается до 16%), втрое увеличила нормы амортизации и отменила авансовый метод уплаты налога на прибыль. С нового года российские предприятия будут платить налог не с "бумажной" прибыли, а с реальной - по итогам прошедшего года вместе с распределением дивидендов. Таким образом, у российских предприятий дополнительно останется около 700 млрд рублей (около 140 млрд гривен), а налоговая нагрузка в целом по стране снизится на десять процентов. На следующем этапе борьбы с кризисом российские власти намерены уменьшить ставку НДС с 18 до 15%.

Украинские чиновники осознают, что для выхода из кризиса нужно снижать фискальную нагрузку. На прошлой неделе глава государственного комитета по предпринимательской политике Константин Ващенко направил на рассмотрение правительства "комитетский" вариант антикризисного закона. По его мнению, необходимо ввести инвестиционную льготу по налогу на прибыль, резко увеличить ставки амортизации и перечень расходов предпринимателей, которые относятся на затраты. Ващенко также считает, что необходимо закончить второй этап регуляторной реформы и отменить некоторые согласования и разрешения, препятствующие ведению бизнеса. Тем не менее Юлия Тимошенко оставила обращение Госкомпредпринимательства без рассмотрения, ведь любое снижение налогов автоматически приведет к увеличению бюджетного дефицита. Однако Международный валютный фонд предоставит второй транш кредита при условии, если парламент примет бездефицитный бюджет-2009 , что невозможно сделать без увеличения налогов.

Голландская болезнь

Юлия Тимошенко не знает, что делать с бюджетным дефицитом в 2009 году

Юлия Тимошенко не знает, что делать с бюджетным дефицитом в 2009 году

Фото: Укринформ

Одним из непредвиденных результатов многочисленных антикризисных заседаний и круглых столов стал тот факт, что экономический кризис начался в стране как минимум год назад. Резкий рост цен на металлы и удобрения в первой половине 2008−го, рекордный объем иностранных заимствований и хороший урожай только отсрочили начало кризиса на осень. В большинстве отраслей экономики к этому привело не ухудшение внешней конъюнктуры, а сугубо внутренние причины.

Отечественные банки и финансовый сектор в целом не выполняют своей функции инвестирования. За десять месяцев 2008 года банки выдали около 200 млрд гривен кредитов без учета рефинансирования. Из них только чуть более 20 млрд гривен компании направили на обновление основных фондов. Все остальные заимствования проели граждане и предприятия. В следующем году экономика страны будет расплачиваться за такую беспечность, поскольку ни у населения, ни у предприятий нет достаточных ресурсов для возвращения этих кредитов, а единственным способом избежать дефолта для большинства должников является пролонгация кредитов.

Большинство отраслей промышленности не может развиваться из-за нехватки инвестиций и производственных мощностей. За десять месяцев этого года темпы роста инвестиций в основные фонды упали вшестеро, с 28 до 4,7%. Увеличение на пять процентов при повышении цен производителей на треть означает, что в 2008−м закуплено и смонтировано на четверть меньше новых станков и оборудования. По данным Госкомстата, в этом году вся страна смогла построить и ввести в эксплуатацию только семь новых производств: модернизация Алчевского меткомбината, капитальный ремонт одного коксохимического предприятия в Донецкой области, введение новых мощностей на николаевском цементном заводе во Львовской области, запуск нового цеха на ЗАЗе и три новых кирпичных завода.

Особенно удручающей выглядит ситуация в металлургии, где инвестиции упали на 27,8% (в сравнительных ценах они снизились вдвое). Широкомасштабное повышение правительством Тимошенко пенсий и зарплат бюджетникам привело к росту номинальных доходов населения на 41%, что автоматически повысило спрос на продукты питания и одежду в полтора раза. Между тем новые мощности в этих отраслях почти не вводились (в легпроме спад инвестиций на 28%, в пищепроме - увеличение на 0,8%). В итоге возросший спрос не был подкреплен ростом предложения товаров. Согласно отчету Госкомстата, за год в стране, если не считать новых мощностей по переработке семян подсолнечника, построили по одному мясокомбинату, молокозаводу, хлебозаводу и цеху по переработке рыбы. Результат - инфляция и стремительный рост импорта. С такими темпами обновления производства кризис просто не мог не начаться.

Еще один источник давления на отечественную экономику - это иностранные инвестиции. В январе-сентябре 2008 года в Украину поступило восемь с половиной миллиардов долларов. Из них в производство новых товаров и услуг вложили только десятую часть. Всё остальное пошло на потребление. Эти деньги проедали либо старые собственники украинских предприятий после отчуждения ценных бумаг в пользу иностранных инвесторов, либо напрямую. Иностранные инвестиции шли в "неторгуемые" сектора, которые обслуживают спрос, а не производство: финансовый сектор (2,5 млрд долларов), операции с недвижимостью (1,1 млрд долларов) или торговлю (800 млн долларов). В условиях экономического кризиса есть высокий риск того, что эти инвестиции выведут из страны.

Проглядели кризис

Спекулятивный рост цен на сырье за последний год сыграл с украинской экономикой злую шутку. Власти, занятые политической борьбой, всячески стимулировали рост потребления, не обращая никакого внимания на развитие производственных мощностей. В результате отсрочка на год только усугубила кризис. Начнись рецессия осенью 2007−го, экономика страны намного легче пережила бы спад. Уровень жизни населения не упал бы так резко, поскольку не было бы его необоснованного роста за последний год, а население и предприятия имели бы меньше долгов и больший запас прочности. И что немаловажно, два года до президентских выборов давали власти возможность не думать о конкуренции за избирателя.

Еще год назад в первоначальном варианте законопроекта о бюджете-2008 у Юлии Тимошенко был шанс избежать кризиса. По примеру Китая правительство собиралось резко поднять рентные платежи на руду и ввести экспортные пошлины на вывоз металлопродукции и удобрений, привязав их к мировым ценам. Соответствующие доходы можно было бы направить в стабфонд. Имея в парламенте большинство в один голос и рискуя потерять лояльность химиков и металлургов, правительство изъяло соответствующие нормы из проекта бюджета. Аналогичные меры в свое время приняло правительство КНР. В результате китайские металлурги были вынуждены для сохранения конкурентоспособности вкладывать все доступные средства в модернизацию производства, и сейчас правительству страны для поддержки металлургов достаточно отменить пошлины. Отечественные сталевары закрывают заводы, осознавая, что даже полная отмена налогов их уже не спасет. Этот случай, да и весь экономический кризис, являются превосходным примером неадекватности как украинских политиков, так и предпринимателей.

 

Хроники кризиса © Crisis Digest

Приближается свадьба? Зайдите на качественный свадебный форум на сайте "Счастливая свадьба".
Карта сайта, часть 1 | Карта сайта, часть 2 | Карта сайта, часть 3 | Карта сайта, часть 4 | Карта сайта, часть 5 | Карта сайта, часть 6 | Карта сайта, часть 7 | Карта сайта, часть 8 | Карта сайта, часть 9 | Карта сайта, часть 10 | Карта сайта, часть 11 | Карта сайта, часть 12 | Карта сайта, часть 13 | Карта сайта, часть 14 | Карта сайта, часть 15 | Карта сайта, часть 16 | Карта сайта, часть 17 | Карта сайта, часть 18 | Карта сайта, часть 19 | Карта сайта, часть 20 |