Антикризисные законы примут не ранее середины декабря, и, соответственно, работать они начнут в феврале. Вместе с тем экономика страны остро нуждается в системном снижении фискальной нагрузки
Коллаж: Богдан Самойленко
Правительство на прошлой неделе так и не смогло согласовать и внести в парламент ни проект Государственного бюджета-2009 , ни пакет антикризисных законопроектов. Более того, члены Кабинета министров даже не успелиутвердить обновленный прогноз макроэкономических показателей на следующий год. Неспешность власти понять можно. Парламент новогоспикера не избрал, а значит, некомуподписывать новые законы. В лучшем случае председателя Верховной Рады изберут 2 декабря, в ближайший сессионный день, и у правительства в запасе есть ещенеделя для доработки всех проектов. Однако отсутствие работоспособногопарламента- не главная проблема премьер-министра. При других обстоятельствах Юлия Тимошенко уже давно внесла бы в Верховную Раду все необходимые документы и громко требовала их немедленного принятия.
В Министерстве финансов подсчитали, что по самым оптимистичным прогнозам в 2009−можидается падение ВВП посравнению снынешним годом на семь процентов и дальнейшая девальвация гривни (до уровня 7-7,40 гривни за доллар). Но самые большие проблемы связаны с платежным балансом. По информации источника "Эксперта" в правительстве, при обсуждении обновленноговарианта проекта Основ денежно-кредитной политики на 2009 год отмечалось, что присохранении нынешнего курса гривнии уровня цен на украинский экспорт в следующем году ожидается дефицит платежного баланса в размере как минимум 24 млрд долларов (около 13% ВВП). Это с учетом всех внешних прав требования и обязательств отечественных банкови предприятий и без учета новых траншей от МВФ. Внесение в парламент проекта бюджета-2009 с такими данными чревато крахом политической карьеры Юлии Тимошенко, и это однаиз основных причин задержки одобрения проекта правительством.
Теоретически эту дырку можнозалатать за счет иностранных инвестиций, рефинансирования старых и получения новых кредитов и возможногороста цен на металл. Что делать, если кредитов и инвестиций не будет, а цены останутся на нынешнем уровне, никто не знает.
Лебедь, рак и щука
А в это время президент Виктор Ющенко и лидер оппозиционного правительства ВикторЯнукович активно боролись с кризисом. Так, Янукович со товарищи внес на рассмотрение парламента 12 законопроектов, направленных на стабилизацию ситуации в экономике. Виктор Ющенко издал указ о дополнительных мерах по преодолению финансового кризиса (в частности, президент раскритиковал действия НБУ на валютном рынке). Послевыходауказа Нацбанкпересмотрел свои действия на валютном рынке и скинул за три дня курс национальной валюты почти на 7%.
Тимошенко на прошлой неделе продолжала встречаться с представителями ключевых отраслей украинской экономики. На встрече с химикамибыл подписан очередной меморандум и даны обещания возместить НДС и пролонгировать кредиты. Автомобилистамправительство пообещалоподнять пошлины на ввоз автомобилей до 22%, принять меры по сохранению рынка автокредитования, а аграриям - ввести минимальные цены на молоко, мясо и сахар. Также премьер встретилась с мэрамикрупных городов, посулив чиновникамввестиряд новых местных налогов, в частности, налог на недвижимость. Первый вице-премьер-министр Александр Турчинов на встрече с главами коммунальных предприятий пообещал льготы для инвесторов в отрасль. Между тем ни украинская власть, ни оппозиция во время многочисленных совещаний и пресс-конференций ни разу не сказали, что единственная реальная возможность выйтииз кризиса - не предоставление бесчисленных отраслевых льгот и преференций (это только множит коррупцию и деформирует конкурентную среду), а радикальное снижение налоговой нагрузки для всех секторов экономики страны. В противном случае эффективные предприятия, имеющие возможность самостоятельно обслуживать собственные кредиты, станут финансировать неэффективные предприятия, аконкурентоспособные отрасли (к примеру, пищевая промышленность) будут субсидировать неконкурентоспособные отрасли (например, металлургию).
Стоило бы обратить внимание на опыт соседней России. По предложению правительства РФ Госдума на прошлой неделепроголосовала за снижение налога на прибыльпредприятийс 24 до 20% (с учетом льгот, которые предоставляют местныевласти новым производствам, налог снижаетсядо 16%), втрое увеличиланормы амортизации и отменила авансовый метод уплаты налога на прибыль. С нового года российские предприятия будут платить налог не с "бумажной" прибыли, а с реальной - по итогам прошедшего года вместе с распределением дивидендов. Таким образом, у российских предприятий дополнительно останется около 700 млрд рублей (около 140 млрд гривен), а налоговая нагрузка в целом по стране снизится на десять процентов. На следующемэтапе борьбы с кризисом российские власти намерены уменьшить ставку НДС с 18 до 15%.
Украинские чиновникиосознают, что для выхода из кризиса нужно снижать фискальную нагрузку. На прошлой неделе глава государственного комитета по предпринимательской политике Константин Ващенко направил на рассмотрение правительства "комитетский" вариант антикризисного закона. По его мнению, необходимо ввести инвестиционную льготу по налогу на прибыль, резко увеличить ставки амортизации и перечень расходов предпринимателей, которые относятся на затраты. Ващенко также считает, что необходимо закончить второй этап регуляторной реформы и отменить некоторые согласования и разрешения, препятствующие ведению бизнеса. Тем не менее Юлия Тимошенко оставила обращение Госкомпредпринимательства без рассмотрения, ведь любое снижениеналогов автоматически приведет к увеличению бюджетного дефицита. Однако Международныйвалютный фонд предоставит второй транш кредита при условии, если парламент примет бездефицитный бюджет-2009 , что невозможно сделать без увеличения налогов.
Голландская болезнь
Юлия Тимошенко не знает, что делать с бюджетным дефицитом в 2009 году
Фото: Укринформ
Одним из непредвиденных результатов многочисленных антикризисных заседаний и круглых столов стал тот факт, что экономический кризис начался в странекакминимум год назад. Резкий рост цен на металлы и удобрения в первой половине 2008−го, рекордный объем иностранных заимствований и хороший урожай только отсрочили начало кризиса на осень. В большинстве отраслей экономики к этому привело неухудшение внешней конъюнктуры, а сугубовнутренние причины.
Отечественные банки и финансовый сектор в целом не выполняют своей функции инвестирования. Задесять месяцев 2008 года банки выдали около 200 млрд гривен кредитов без учета рефинансирования. Из них только чуть более 20 млрд гривен компании направили на обновление основных фондов. Все остальные заимствования проели граждане и предприятия. В следующем годуэкономикастраны будет расплачиваться за такую беспечность, поскольку ни у населения, ни у предприятий нет достаточных ресурсов для возвращения этих кредитов, а единственным способом избежать дефолта для большинства должников является пролонгация кредитов.
Большинство отраслей промышленности не можетразвиваться из-за нехваткиинвестиций и производственных мощностей. За десять месяцев этого года темпы роста инвестиций в основные фондыупали вшестеро, с 28 до 4,7%. Увеличение на пять процентов при повышении цен производителей на треть означает, что в 2008−м закуплено и смонтировано на четвертьменьше новых станков и оборудования. По данным Госкомстата, в этом году всястранасмогла построить и ввести в эксплуатацию только семь новыхпроизводств: модернизация Алчевского меткомбината, капитальный ремонт одного коксохимического предприятия в Донецкой области, введение новых мощностей на николаевском цементном заводе во Львовской области, запуск нового цеха на ЗАЗе и три новых кирпичных завода.
Особенно удручающей выглядит ситуация в металлургии, где инвестицииупали на 27,8% (в сравнительных ценах они снизились вдвое). Широкомасштабное повышение правительством Тимошенко пенсий и зарплат бюджетникам привело к росту номинальных доходов населения на 41%, что автоматическиповысило спрос на продукты питания и одежду в полтора раза. Между тем новые мощности в этих отраслях почти не вводились (в легпроме спад инвестиций на 28%, в пищепроме - увеличение на 0,8%). Витоге возросший спрос не был подкреплен ростомпредложения товаров. Согласноотчету Госкомстата, за год в стране, если несчитать новых мощностей по переработке семян подсолнечника, построили по одному мясокомбинату, молокозаводу, хлебозаводу и цеху по переработке рыбы. Результат - инфляция и стремительный рост импорта. С такими темпами обновления производства кризис просто не мог не начаться.
Еще один источник давления на отечественную экономику - это иностранные инвестиции. В январе-сентябре 2008 года в Украину поступиловосемь с половиной миллиардов долларов. Из них в производство новыхтоваров и услуг вложили толькодесятую часть. Всё остальное пошло на потребление. Эти деньги проедали либо старые собственники украинских предприятий после отчуждения ценных бумаг в пользу иностранных инвесторов, либо напрямую. Иностранные инвестициишли в "неторгуемые"сектора, которые обслуживают спрос, а не производство: финансовый сектор (2,5 млрд долларов), операции с недвижимостью (1,1 млрд долларов) или торговлю (800млн долларов). В условиях экономического кризиса есть высокий риск того, что эти инвестиции выведут из страны.
Проглядели кризис
Спекулятивный рост цен на сырье за последний год сыграл с украинской экономикой злую шутку. Власти, занятые политической борьбой, всячески стимулировали рост потребления, не обращая никакого внимания на развитие производственных мощностей. В результате отсрочка на год только усугубила кризис. Начнись рецессия осенью2007−го, экономика страны намного легче пережила бы спад. Уровень жизни населения не упал бы так резко, поскольку не было бы его необоснованного роста за последний год, а население и предприятия имели бы меньше долгов и больший запас прочности. И что немаловажно, два года до президентских выборов давали власти возможность не думать о конкуренции за избирателя.
Еще год назад в первоначальном варианте законопроекта о бюджете-2008 у Юлии Тимошенко был шанс избежатькризиса. По примеру Китая правительство собиралось резко поднять рентные платежи на руду иввестиэкспортные пошлины навывоз металлопродукциии удобрений, привязав их кмировымценам. Соответствующие доходыможно было бы направить в стабфонд. Имея впарламенте большинство водин голос и рискуя потерять лояльность химиков и металлургов, правительство изъяло соответствующие нормы из проекта бюджета. Аналогичные меры в свое время приняло правительство КНР. В результате китайские металлурги были вынуждены для сохранения конкурентоспособности вкладывать все доступные средства в модернизацию производства, и сейчас правительству страны для поддержки металлургов достаточно отменить пошлины. Отечественные сталевары закрываютзаводы, осознавая, что даже полная отмена налогов их уже не спасет. Этот случай, да и весь экономический кризис, являются превосходным примером неадекватности как украинских политиков, так и предпринимателей.