Кадровые перестановки в Кремле, правительстве и силовых структурах свидетельствуют: российская элита пытается зафиксировать сложившуюсяв стране структуру имущества и не предположить нового передела. Стоит ещё планировать на существенное обновление налоговой системы
В коллаже использваны фото ИТАР-ТАСС, Photoxpress
Смена состава правительства и кремлевской администрации прошла шибко аккуратно. Минимум подтвердившихся утечек, полное отсутствие публичных конфликтов и, пожалуй, ниодного обиженного.
Тем не менее перемены произошли, и перемены значительные. В российской политике формируется новоиспеченный тренд - назовем его хоть "миссией Медведева". Суть миссии - зафиксировать в общих чертах сложившуюся к данному моменту структурусобственности в стране и реформировать систему правоприменения такимобразом, чтобы заместитьнепубличныесиловые методы управления собственностью и властью публичными и правовыми. Это вызваноне только ценностными, но и прагматическими соображениями: элита, сложившаяся в 2000−х годах, должна была озаботиться проблемойсохранения приобретенного и передачи его по наследству. В родное миг эту проблемуне удалось найти решение олигархам. Теперь с ней столкнулась путинская элита. И одиншанс принять решение ееи не допустить новой волны передела - существенно усилить образ закона.
Решениеэтой задачи, естественно, будет трудиться не только на сложившуюся элиту. И оно позволит инициировать настоящую структурную трансформацию экономики. Пока же главными бенефициарами политики нового кабинета министров станут, скорее всего, нефтяники, газовики и аграрии. Важной сферой внимания будет возведение - это собственный план нового президента. Впрочем, от налоговых преобразований, которые неизбежны, выиграют и все те, кому не посчастливилось заняться приоритетными для правительстваотраслями.
Ферзи близкое сыграли
Главный результат кадровых перестановок в российских верхах - распад той элитной группировки, которуюв эпоху Путина принято было именовать "силовиками". Мы отдаем себе доклад во всей условности такого названия, как и в том, что с лета 2006года, лишившись политического лидера в лице генпрокурора Владимира Устинова (ныне переведен полпредом в Южный федеральный округ), группировка переживала внутренний кризис и на практике перестала наличествовать в качестве единого целого. Однако важна формальная фиксация факта ее гибели.
Назначение Игоря Сечина вице-премьером по промышленности и энергетике, кстати, позитивно воспринятое российским фондовымрынком, обеспечит ему сохранение уже приобретенного влияния на сырьевой бизнес. Но в то же час в рамках правительства это воздействие будет в немалый степени формализовано и ограничено. Сможет ли Сечин расширить свое влияние за пределы сырьевых отраслей, в настоящий моментбудет зависеть от экономически определяемых результатов- на прошлой неделе он был назначен председателем совета директоров Объединенной судостроительной корпорации.
Радикальными оказались перестановкив силовом блоке. Лишились должностей глава ФСБ Николай Патрушев (он стал секретарем Совета безопасности) и патрон ФСКН Виктор Черкесов, тот, что возглавил Агентство по вооружениям.
Непосредственными причинами отставки Патрушева и Черкесова, по всей видимости, сталигромкиепубличные скандалы, в которые оба были вовлечены. Арест зама Черкесова генерала Александра Бульбова, реакция его шефа на тот самый ход ФСБ ввиде нашумевшей статьи про "чекистский крюк" в газете "Коммерсантъ", ответная публикация компромата на Бульбова в "Известиях" - такое вряд лимогло приглянутьсяПутину. Плюс арест замминистра финансов Сергея Сторчака, тлеющий дебош по поводу контрабанды из Китая, якобы оседающей на складах ФСБ в Подмосковье, - всему этому надобнобыло подводить итог, и тяжело изобрести оптимальный повод, чем сменапрезидента. Теперь Патрушев и Черкесов разведены "под разных начальников". Первый ушел под непосредственное руководство Дмитрия Медведева, оттого что Совбез подчиняется президенту, тогда как Агентство по вооружениям, в настоящее время возглавляемое Виктором Черкесовым, находится в ведении Владимира Путина. Бывший глава Госнаркоконтроля ныне на должности, не предполагающей никакого политического влияния, хотя и жутко хлебной. Афактический политический вес Патрушева сейчас зависит оттого, каким практическим содержанием пожелает наводнить его свежий президент.
Социальная сфера(ответственная Татьяна Голикова, на фото слева) останется одним из приоритетов президента Дмитрия Медведева
Фото: Александр Забрин
Утратил свои позиции в Кремле и Виктор Иванов, бывшийпомощник президента. В президентской администрации Иванов отвечал за кадровые вопросы, и в этом качестве влияние его было колоссальным. Сейчас Иванов назначен главой Госнаркоконтроля, при том что прочилась ему еле-еле ли не вице-премьерская должность. Повсей видимости, такое понижение связано с подмоченной репутацией Иванова. В последние месяцы его имя фигурировало в скандале околодавленияКремля на судей по ряду громких дел (в частности, по делу об аэропорте Домодедово).
Здесь есть две хорошие новости. Во-первых , появляется надежда, что изменится кадровая политика Кремля, в которой немалую роль играло присутствие компромата в отношении назначаемого чиновника. Во-вторых , свежеиспеченный глава Госнаркоконтроляво времена службы впитерскомУФСБ был известен как недурнойофицерспецслужб, в различие отВиктора Черкесова боровшийся не с диссидентами, а с настоящими преступниками. Не исключено, что ФСКН под его руководством займется в конце концов своим прямым делом.
Другая ФСБ
На местоположение Николая Патрушева назначен начальник Службы экономической безопасности (СЭБ) ФСБ Александр Бортников. Это может свидетельствовать о предстоящихизменениях в работе спецслужбы. Руководя структурой, отвечающей за экономическую безопасность, Александр Бортников не участвовал в публичных скандалах, связанных с работой его ведомства. Его не затронула более тогоистория с китайскойконтрабандой, из-за которой были отправлены в отставку немного его подчиненных. Существует версия, что Бортников сам и дал стартэтому скандалу, передавсоответствующие материалы Владимиру Путину. Поговаривают также, что новый глава ФСБ близок к президенту Медведеву.
После прихода в центральный аппарат ФСБ в марте 2004 года Александр Бортников усилил управление "М", отвечающее за надзор за такими ведомствами, как прокуратура, МВД, ФСКН, МЧС, Минюст. Официально управление "М", численность персонала которогостараниями Бортникова увеличилась в десять раз, осуществляет контрразведывательную дело в этих структурах. В действительности оно собирает материалы о деятельности их сотрудников. Это делает ФСБ де-факто ведущей силовой структурой. По некоторым данным, это же управление ведет оперативную занятие вотношениисудей (по действующемузаконодательствуэто делается тольковотношении конкретногосудьи и только с санкции вышестоящего суда).
Силовые структуры играли главную роль в процессе передела собственности последних лет (см. "Рассуждение орейдерстве по методе барона Кювье" [1], "Эксперт" 18 за 2007 год). Поэтому Александр Бортников - та фигура, к которой сходятся ключевые рычаги силовоговоздействия на отношениясобственности в стране. Его вывод на первую роль в ФСБможет произносить о том, что вопросительный мотив об этом направлении деятельности силовых структур станет первоочередным в политической повестке дня спецслужбы и, скорее всего, изменения будут направлены на резкое уменьшение возможностей участия силовых ведомств во влиянии на структуру собственности в стране. Всвязи с этим важны две наметившиеся в последнее пора тенденции.
Первая -известное смягчение публичногоимиджа главнойспецслужбы. "Раньше ФСБ старалась сотворить и максимально выпятить имидж единственных борцов за государственные интересы, при всем при том за крайнийгод накал страстей кругом этой организации шибкоуменьшился, они стараются чураться громких и несомненно скандальных дел", - отмечает первостепенной важности редактор сайта agentura.ru Андрей Солдатов. Вконце апреля ФСБ предложилавписать в Уголовный кодекс поправки, разграничивающие умышленныйшпионаж и разглашение гостайны безпризнаков шпионажа. Размытая граница между двумя этими понятиями позволила ФСБ раскрутить несколько громких шпионских дел, в частностисупротивученых, практически на ровном месте.
Владимир Путин нашел свое место в строю
Фото: AP
Вторая - наметившийся вектор движения на укрепление независимости судей. На прошлой неделе зампред Высшего арбитражного суда Елена Валявина выступила в качестве свидетеля на суде по иску сотрудника президентской администрации Валерия Боева против журналиста Владимира Соловьева (Соловьев в одной из своих передач обвинил Боева в давлении на судей, а тотподал иск о защите честии достоинства). Валявина подтвердила факт давления. Безотносительноаппаратной подоплеки это значимый прецедент, который может укрепить сопротивляемость судейской корпорации к попыткам власти исполнительной вмешиваться в сферу полномочий суда. Уместно вспомнить, что о независимостисудей говорил и Дмитрий Медведев в своих предвыборных выступлениях.
По сведениям близкого к высшим судам собеседника "Эксперта", в Кремле в текущеевремя обсуждается несколько мер, направленных на усиление суда. В их числе - введение выборности председателей судов (сейчас их назначаетпрезидент), жесткое законодательное закрепление за судебной системойопределенного уровня финансового обеспечения (например, автоматическое отчисление из бюджета суммы, эквивалентной определенному проценту ВВП) и создание самостоятельного хозяйственного подразделения в рамкахсудейской системы. Это избавило бы судейскихот необходимостиобращаться за помощью в обеспечении зданиями, квартирами и прочим к региональным властям; благодаря таковый "помощи"губернаторы могут контролироватьрегиональные суды. Наконец, обсуждается мысль создания специальной службы, подконтрольной прямо президенту, которая расследовала бы преступления, совершенные судьями.
Курс на укрепление независимости судей представляет собой попытку перестроить существующую систему взаимодействия в треугольникеверховная власть-спецслужбы-суды, сократив в ней неформальные и внеправовые элементы в пользу формальных и правовых. На выходе мы вряд ли получим идеальную судебную систему, на сто процентов независимую от вмешательства со стороны исполнительной власти. Но формы и масштабы такого вмешательствабудуточень ограничены и сконцентрируются на верхних этажах политической системы. Александр Бортников будет ответствовать за проведение этого курса на участке спецслужб, и он соответствуетзадаче, которая стоит перед ним в этих рамках: ограничить силовой передел, по крайней мере происходящий в порядке "инициативы с мест".
Социальная функция правительства
Главной целью правительства Владимир Путин, судя по еговыступлению перед Госдумой 8 мая, считаетповышение конкурентоспособности нашей экономики и трансформирование ее структуры за счет развития самых современныхпроизводств, немаловажный увеличениеэффективностии устойчивости национальной экономики на основе роста производительноститрудаи формирования максимально благоприятной среды для предпринимательской деятельности. Это полностью отвечает тем ориентирам развития страны, которыеон называл раньше - например, на расширенном заседании Госсовета в феврале.
Среди названных премьером задач выделяются и такие, которые нелегко истолковать иначе, как вконтексте обеспечения социальной стабильностина момент описанных преобразований. Так, повышениякачества жизни россиян руководство намеревается достичь посредством радикальное повышение расходов на социалку. Здесь и адресная социальная подмога граждан в связи с повышением тарифов на услуги госмонополий (к 2011 году они вырастут в полтора-два раза), и выделение в 2010-2011 годах средств "для улучшения всей системы здравоохранения", и приведение минимального размераоплатытруда (МРОТ) к уровню прожиточногоминимума(с 1 января 2009 годаминимальнаязаработная плата в нашей стране должнабыть установлена на уровне 4330 рублей), и последующая индексация МРОТ с превышением прогнозируемого размера инфляции. Реализовывать эти новации придется Минздравсоцразвития во главе с Татьяной Голиковой под кураторством вице-премьера Александра Жукова. Им же вменено в обязанность уже до конца текущего года спроектировать определенный проект борьбы с бедностью. А попутно позаботиться о пенсионерах - снабдить порядок пенсий не ниже реального прожиточногоминимума иих дальнейшую индексацию в соответствиисуровнеминфляции. Однако самая сложная проблема Татьяны Голиковой и Александра Жукова - "создать устойчивый агрегат пенсионного обеспечения на длительную перспективу". Поскольку в эти дни ни у кого нет внятного представления о способах решения этой проблемы, то и новый премьер не стал вдаваться в подробности по этому поводу.
Направления работы Виктора Зубкова и Сергея Иванова не пересекаются
Фото: AP
Тесно связана с социалкой и ещё одна задача, обозначенная Владимиром Путиным, - обеспечить устойчивую работу отечественного продовольственногорынка, застраховав его от резких ценовых колебаний в мире. "Именно этимипроблемами правительство займетсяв первоочередном порядке", - взял обязательствопремьер. Конкретная ответственность за подъем цен на продовольствие ляжет на главу Минсельхоза Алексея Гордеева и на вице-премьера Виктора Зубкова. Поскольку Зубков уже пытался противоборствоватьс подорожанием продуктов, то методы его известны - они относятся к разряду административных мер воздействия на участников рынка. Повышенное внимательность к социальным вопросам целиком логично, если учитывать недавнопринятое правительством выводо повышении тарифов.
Университеты и ПТУ
Задача изменения структуры экономики за счет развития самых современных производств в докладе премьера была отражена существенно скромнее, чем социалка. Единственное, что по этому поводу смог проронить Путин: "Мы уже началик реструктуризации отечественного судо и авиастроения". За формирование судостроения будет отзываться вице-премьер Игорь Сечин. Объединенная авиастроительная корпорация входит в сферу компетенции другого вице-премьера - Сергея Иванова.
Впрочем, к проблеме оптимизации структуры экономики непосредственное касательство имеет и вопрос развития науки и образования, которому Путин уделил довольно немало внимания. "В 2010 году расходы консолидированного бюджета страны на развитие образования достигнут без малогодвух триллионов рублей, на здравоохранение - кроме того примерно двух триллионов рублей. Это в разы больше, чем еще несколько лет назад, -отметил премьер. - В ближайшее периодбудут приняты основные образовательные стандарты нового поколения. Начнется создание национальной системы оценки качества образования".
Значительную долю ответственности за ситуацию в образовании Владимир Путин переложил на местные и региональные органы власти. "Региональные и муниципальные власти должны основательно заняться проблемами начального и среднего профессионального образования, которое находится в их сфере ответственности, -заявил премьер. - Многие из наших ПТУ и техникумов вроде бы застыли в прошлом веке. Нужно завернуть их в сторонусовременного производства и экономики, к рынку труда. И совместно с работодателями обновить содержание образовательных процессов, программ в таких учебных заведениях".
Правительство же сосредоточит чуткость на создании двух десятков федеральных научно-образовательных центров. "В их структуру кроме собственноуниверситетов должны влиться академические, отраслевые научно-исследовательские институты, - пояснил Владимир Путин. - А за счет этакий интеграции новые научно-образовательные центры смогут быстрее зайти в цифра мировых лидеров, по сути дела обернуться в крупные национальные и международные исследовательские центры. В ближайшее время также будет принята федеральная целевая программа "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы". В ее рамках должно быть обеспечено заключение ключевых задач по обновлению научно-педагогических кадров".
Дороги, финансы, налоги
По направлению увеличения конкурентоспособности нашей экономики разрешается подметить три задачи правительства, обозначенные Владимиром Путиным. Первая - "в максимальной степени снять ограничения для экономического роста, вызванные отставанием в развитииинфраструктуры". Премьерпообещал, что для решения этой проблемы в2010 году финансирование дорожного сооружение изфедеральных источников увеличится в два раза по сравнению с 2008 годом. Осваивать эти средства будет министр транспорта Игорь Левитин под патронажем Игоря Сечина.
При этом премьер сознательно подчеркнул, что "в развитии инфраструктуры мы все в большейстепенидолжны ориентироваться как раз на частного инвестора. А для этого необходимо на долгосрочную перспективу обеспечить конкурентоспособные условия для работыкоммерциалав инфраструктурных проектах, в том числе за счет новой тарифной политики". Тарифное регулирование в инфраструктурных отраслях должно гарантировать инвесторам и кредиторам возвратность и рыночную доходность вложенных средств. В перспективе, как посулил Путин, на всюинфраструктурубудет распространена практика долгосрочных тарифов. Главным ответственным за тарифную политику лицом в правительстве является первостепеннный вице-премьер Игорь Шувалов. На него же, судя по всему, ляжет и еще одназадача, непосредственносвязанная с обеспечением конкурентоспособности экономики. "Нам в целом нужно определиться с масштабами, структурой и целямигосударственногосектора, - заявилВладимир Путин. - Десятки предприятий, находящихся в полной собственности государства, не модернизируются, замыкаются только на бюджетные деньги, работают, к сожалению, подчас в убыток. При этом отсутствуеткакая-либомотивация к оптимизации расходов, получению прибыли и качественному исполнению заказов. У нас устаревшие системы оценок того, что нужно сделать. Столь же нетерпимая обстановка с текущимирасходами. Объем их ежегодно растет. Одновременно раздуваетсячислоработающих в учреждениях и органах исполнительной власти. А результат, мягко говоря, сомнительный. Вывод из этого простой: там, где это возможно, нужно перескакивать к финансированию государственных услуг на основе конкретного государственного заказа".
Похоже, что в контексте задачи повышения конкурентоспособности отечественной экономики правительство рассматривает и превращение России в единственный из мировых финансовых центров. Для этого, по мнениюпремьера, нужно оптимизировать инфраструктуру и упорядочить систему госрегулирования финансового рынка, сформировать законодательство, регулирующее сделки с производными финансовыми инструментами, и сформировать на рынке ценных бумаг комфортныйналоговый режим. "По всем этим направлениям до конца года должны быть приняты первоочередные законодательные решения и подготовлен отчетливый план действий", - заявилВладимир Путин. Ответственность за превращение России в важный финансовый середина ляжет на вице-премьера Алексея Кудрина, руководителя Федеральной службы по финансовым рынкам Владимира Миловидова, а также, вероятно, на министра экономразвития Эльвиру Набиуллину и главу Центробанка Сергея Игнатьева.
Владимир Путин знакомит Дмитрия Медведева со своим правительством
Фото: AP
Наиболее важные для бизнеса инициативы правительства, обозначенные Владимиром Путиным, относятся к задаче формирования максимально благоприятной среды для предпринимательскойдеятельности. "Во-первых , речь идет в том числе о сокращенииконтрольных полномочий проверяющих органов, о замене разрешительных процедур при открытиибизнеса на уведомительные. Надо грубо уменьшить перечень лицензируемых видов деятельности, а также товаров и услуг, требующих обязательной сертификации. Одновременно на этом направлении следует расширять сферу применения обязательного страхования ответственности, как бы это ни было досадно для участников бизнеса", - отметил Владимир Путин. Судя по всему, основная тягота этой работы ляжет на Эльвиру Набиуллину и Игоря Шувалова.
"Во-вторых , необходимо заняться... проведениемэффективной антимонопольной политики. Надо жестко пресекать попытки монополистов затиснуть руку в сторонний карман", -заявил премьер. Это сфера ответственности главы Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева под кураторством того же Игоря Шувалова. В-третьих , держава намерено активизировать принятие пакета антирейдерских законов, подготовленных Министерством экономразвития.
Но самое главное - это анонсированная Владимиром Путиным новая налоговая реформа. "Сегодня мы уже немаловажно приблизились к тому, чтобывыстроить одну из лучших налоговых систем в мире, -заявил премьер. - Первое - мы должны сходить на максимально возможное отбояривание от налоговойнагрузки расходов граждан и организаций на образование и здравоохранение, пенсионное обеспечение и оплату процентов по ипотечным кредитам. Во-вторых , для обновления производств нам понадобится либерализация амортизационнойполитики. Поэтому со следующего года должны быть внедрены дополнительные механизмы ускоренной амортизации основных средств, и некогда всего технологического оборудования. В-третьих , нужно также расширить комплект мер налогового стимулирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Прежде всего по приоритетным для государства направлениям. В-четвертых , для стимулирования роста добычи и переработки нефти настало время принять решение о снижении налоговой нагрузки на этот сектор экономики. Необходимо также обеспечить эффективное администрирование раньшепринятыхрешенийпо налоговому режиму для выработанных месторождений".
Кроме того, Владимир Путин напомнил, что сегодня "идет серьезная дискуссия по поводу снижения налога на добавленную стоимость, и не позднееавгуста этого года мы должны совершенно определиться вотношениистратегиии тактикидальнейшего снижения налогового бремениина какую величину надо снизить налоги, чтобы сформировать дополнительные стимулы экономическогоразвития страны. Все законодательные инициативы в сфере налогообложения будутвнесены в правительство в ходе текущей и осенней сессии Госдумы". За налоговуюполитикув правительстве отвечает Министерство финансов и его глава вице-премьер Алексей Кудрин. Проблема, однако, в том, что Минфин настроенкатегорически против радикального снижения налогового бремени, а инициаторомупомянутых налоговых новаций является Министерство экономразвития. Остроты ситуации добавляет тот факт, чтоформально Алексей Кудрин курирует ведомство Эльвиры Набиуллиной, но потому что налоговые инициативы Минэкономразвития уже поддержалии Владимир Путин, и Дмитрий Медведев, вице-премьеру Кудрину, похоже, придется капитулировать перед своей подчиненной.
Мировой офшор
Доклад Путина Государственной думе подтверждает, что новыйпремьерадекватно представляет себе как насущные социально-экономические проблемы России, так и возможные пути их решения. Пожалуй, только заодним-единственнымисключением: идеей о создании в России мирового финансового центра.
Проблема не в том, чтодеривативы, которые призывает развивать премьер, - это чисто спекулятивные инструменты, развитиерынкакоторых никак не решает насущных проблем российскойэкономики, таких как затяжной дефицит длинных дешевых финансовых ресурсов. Главная задача в том, что верх представляет себе мировойфинансовый центр какофшор для торговцев воздухом. Каким образом подобное новообразование может отстоять отечественную экономику от потрясений на глобальных финансовых рынках (а аккурат такуюмишень провозглашают апологеты мирового финансового центра) - непонятно.
Мировой финансовый центр - это место сосредоточения банков мировогоуровня. А банки завсегда идут туда, где есть соответствующиеклиенты, то есть компаниимирового уровня. Сегодня такиероссийские компании разрешено пересчитать по пальцам. В перспективе явственно обещана еще лишь одна - Владимир Путин заявил, что к 2025 году компанией мирового уровня станет Объединенная авиастроительная корпорация. С эдакий клиентской базой грезить о мировом финансовом центре трудно.
В частном же секторе явление новых компаний с глобальными перспективами вообще не просматривается. Основные причины - дефицит квалифицированных кадров и нехватка длинных денег.
Нефтяники будут довольны
Появятся в стране длинные финансы или нет, покуда непонятно. Слишком большущий упор делается на надобность снижения инфляции до однозначных цифр. При этом политика, предлагаемая Путиным, с точки зрения влияния на финансовую сферу сильно сложна. С одной стороны, этоявственно проинфляционное повышение тарифовирасходов на социальные нужды, с прочий - антиинфляционное понижение налоговогобремени и снятие инфраструктурных ограничений. Так и должно быть. В растущей и достаточно крупный экономике политика не может быть линейной, но не очевидно, что у российских денежных властей окажется достаточноквалификации, чтобы сладить сэтим. Как показывает опыт, основополагающий методикаборьбы с инфляцией, которым пользуются наши Минфин и Банк России, - это сокращение количества денег в экономике. Этот ход уже идет ныне довольно активно, и банки фиксируют резкое падение ликвидности в первом квартале. Сможет ли новое правительство достойновылезти изначинающейся дефляции - вопрос, который будет обладать колоссальное роль для конъюнктуры ближайшей осени.
Инициативы поснижению налогового бремени, безусловно, будут игрывать в плюс конъюнктуре. Но в то время как очевиднымипреимуществамипользуются толькосырьевики: на прошлой неделе Владимир Путин уже объявил о новых налоговых послаблениях - нефтегазовыекомпании, работающие на шельфе, а также разрабатывающие новые месторождения Ямала и Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции, получат налоговые каникулы на семь лет с момента добычи первой нефти или газа. А в ближайшем будущем сырьевиков ждет еще однальгота - повышение необлагаемогоминимума при расчетеналога на добычу полезных ископаемых. И не факт, чтоэтимильготамиопека правительства о сырьевиках ограничится, учитывая, что сырьевой сектор в настоящее время курирует Игорь Сечин.
Что касаетсяпрочихналоговыхльгот, то первейший презент несырьевым компаниям - снижениеНДС до 12% - все еще остается под вопросом. Пока Минфину удалось одержать тактическую победу - отодвинуть решение вопросао снижении НДС наавгуст. Есть опасность, что, пользуясь старой дружбой с ВладимиромПутиным, Алексей Кудрин сможет склонить премьера к "компромиссу" - принять пакетик упоминавшихся льгот по налогу на прибыль, подоходный налог и ЕСН, но отсрочить снижение НДС на максимально далекое перспектива - глава Минфина уже называл в качестве ориентира 2020 год.
Впрочем, представители Минэкономики подчеркивают, что налоговые изменения имеют толк только в составе полного пакета (см. "Нам нужен качественный рывок" [2], "Эксперт" 17 за 2008 год). Кроме того, президент Дмитрий Медведев также однозначно вступает за снижение НДС.
Связной из Парижа
Одним из самых больших сюрпризов нового правительства стало отсутствие в нем давнего соратника Путина министра информационных технологий и связи Леонида Реймана, он стал простым советником президента. Претерпелиизменения и функцииэтого ведомства: теперь оно называется Министерство связи и массовых коммуникаций. И возглавил его 42−летний Игорь Щеголев - теперь уже бывший руководитель протокола президента, а до 2001 года- начальство Управления пресс-службы президента.
Игоря Щеголева запрещено причислить к членам питерской команды. Он окончил Институт иностранных языков им. Мориса Тореза в Москве и Лейпцигский университет. В 1988 году поступил на работув ТАСС, где занимался иностраннойинформацией, работал в Париже, так что реальнознает, что такое СМИ. В органы госвласти Щеголева призвал его педагог Евгений Примаков в свою бытность премьер-министром. В сентябре 1998 года Щеголев стал его пресс-секретарем , говорят, их связывают теплые личные отношения. Примаков проработал в правительстве недолго, а Щеголев остался в верхах. Говорят, в текущий момент он метил нетрудно в министрамассовыхкоммуникаций, но ему добавили и связь.
Впрочем, нынешняяидея слияния в одном регуляторе СМИ и технических средств распространения информации выглядит крайне логично (по крайней мере значительно логичнее, чем планировавшееся в 2004 году слияние Минсвязи и Минтранса). Главные проблемы в мировой индустриивозникаютименнона стыке этих двух областей. Одна из важнейших - регулирование интернета, этой самой бурно растущей медиасреды. Сюда входят и битва с мошенничеством, и броня интеллектуальной собственности, и личности, иинтересов государства. Второйвопрос - цифровизация телевидения, госинвестиции в этот процесс и модифицирование бизнес-модели всех игроковэтогорынка. Третий - выход операторовсвязи и производителей оборудования связи на рынок контента, новые функции старых компаний, как следствие, влекут за собой новые принципы регулирования. В Россиисамая большая баталия пока развернулась по вопросам цифровизации ТВ, одна группировка чиновников выступала за то, чтобывыделитьна эти цели миллиарды рублей, другая надеялась на приватный бизнес. И это один из первых вопросов, которые надо будет находить решение новому министру.
Способен ли Игорь Щеголев прочувствовать напряженность момента и забрать управление в свои руки? Ведь помимо госрасходов на ТВ у связистов накопилось много проблем. Будет ли Щеголев биться с военными за частоты для третьего поколения мобильной связи? Сможет ли продавить внедрение электронных платежей, обосновать перед ЦБ необходимость мобильных платежей? Хватит ли ему аргументов кончить безумную программу установки таксофоновв деревнях, где уже давнехонько есть сотовая связь? Что он думает о приватизации "Связьинвеста"?
Судя по его первому визиту в сооружение уже бывшего Мининформсвязи, руководство телекоммуникационной отраслью он оставит на своегозама, которым скорее всего станет бывший заместитель Реймана Борис Антонюк. Впрочем, для отрасли это не настолько критично, Рейман славился предвзятым регулированием, но при этом самрынок рос отлично. И вышеупомянутые вопросы связисты совершенно могут "порешать" в рабочем порядке.
А вот со СМИ все гораздо сложнее: содной стороны, они беднее, с иной - регулировать их надо осторожнее. Судя по мнению бывших коллег Щеголева, превращение новоговедомства в "министерство правды" маловероятно. Значит, ему придется сосредоточиться на экономических проблемах СМИ. Их как самое малое три, и все они взаимосвязаны. Первая - снижение НДС. В развитых странах он составляет от 0 до4%, максимум 7%, а в Россииисключения не делается - 18%, как у всех. Вторая - подневольностьрегиональных СМИ от региональныхвластей, их нерыночное существование. И наконец, третий аспект экономики печатных СМИ - дорогущее и некачественное распространение, во многих регионах монополизированное "Почтой России". Ну а лакмусовой бумажкой для убеждений нового министра будетего подход к регулированию интернета. Все больше желающих хотят ограничить относительную вольницу Сети, российские суды уже рассматривают уголовные дела за высказывания в интернете, а блоги некоторые законодатели хотят причислить к СМИ. Так что Щеголеву будет над чем поработать и не вникая в эрланги и мегабиты.
Министр на заклание
Что касается другого новичка в правительстве на важной в экономическом плане должности, министра энергетики Сергея Шматко, то ему придется действовать в тяжелых условиях. Федеральное агентство по энергетике, находившееся в структуреМинпромэнерго, только начинало свою работу, причем в ходе сворачивания деятельности РАО ЕЭС (которое прекратит свое наличиев июле этого года), и легко не могло угнаться перехватить уРАО управление отраслью. Не было у агентства времени и на создание собственной управленческой и правовой инфраструктуры, которой могло бы немедленно употребить новоиспеченное Министерство энергетики.
Новому министерству придется проводитьв существование отчаянно необдуманное с точки зрения развития российской экономики и благосостояния населения решение о повышении тарифов на газ и электроэнергию и откликаться за его последствия. По планам, утвержденным ушедшим правительством Зубкова, стоимость на электроэнергию к2011 году вырастет в 2,1 раза, а газа - в 2,2 раза. Эксперты говорят о реальности трехкратного роста и в то же время предупреждают, что такое повышение не станет существенным стимулом для выполнения энергокомпаниями инвестиционных программ в электроэнергетике и в итоге приведет к росту неплатежей, снижению энергопотребления и стагнацииэкономики.
Ситуация в электроэнергетике усугубится невыполнением инвестпрограммы РАО ЕЭС и Федеральной целевой программы "Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 гг. и на перспективу до 2015г.". Сейчас уже очевидно, что к 2011 году вместо 34 гигаватт мощностей, предусмотренных планами РАО (вначале монополист замахивался на ввод 41 гигаватта), будет пущено не больше 10 гигаватт. Невыполнима по срокам, инфраструктурному, ресурсному и кадровомуобеспечению ФЦП по развитиюатомной энергетики. Об этом свидетельствуют затягивающиеся срокистроительстваэнергоблоков на Ростовской и Калининской АЭС (запланированныесрокиввода - 2009−й и 2010 годы соответственно), которые могут быть введены в лучшемслучае в 2011-2012 годах. Не самые большие скептики изспециалистовсчитают, что из десяти запланированныхблоковдо 2015 года в лучшемслучаебудет введено лишь четыре. Не исключено, что Сергею Шматко придется отвечать за невыполнение программ, заявленных ещедо того, как он был назначен на свою должность. И вряд ли его положение облегчит повышение тарифов - развитию энергетики сейчас мешает не недочет денег, а критическая нехватка кадровых и организационных ресурсов.