В новый год российские производители парфюмерии и косметики входят с козырем в руках - население всё больше внимания обращает на недорогие товары. Но удержать производство на прежнем уровне удастся только в случае, если розничные сети с помощью банков и государства будут сохранять платёжеспособность
Елена Сагал
В конце 2008 года "Арнест" приобрёл у компании ЗАО "Гармония Плюс" - одного из пяти российских производителей аэрозолей - пакет торговых марок средств ухода за волосами. В том числе были куплены марки "Гармония", "Антураж", "Москвичка" - одним словом, бренды, занимающие ту женишу, что инаша традиционная "Прелесть". Цель приобретения - консолидировать российские марки, чтобы более уверенно чувствовать себя в системе продаж. Для нас интересны крупнейшие российские сети и дистрибьюторы, имеющие серьёзные складские и транспортные мощности, работающие с транснациональными компаниями. Российским производителямпарфюмерии и косметики зачастую сложно вести переговоры стакими партнёрами -сети, разумеется, нацелены почти исключительно на объёмные высокодоходные контракты. Владея пакетоммарок, нам будет проще договариваться - у дистрибьюторов, по большому счёту, не окажетсяальтернативы "Арнесту". Отмечу, что мы довольны работой с сетями в 2008 году - продажи через федеральных партнёров выросли у нас на 30%.
Думаю, случившийся кризис может нам и другим российским производителям даже в чём-то помочь. По данным агентства "Комкон", уже вноябрепрошлого года 28% жителей Россииотмечалив ходе опросов, что начали экономить на парфюмерии и косметике. Некоторые стали меньшепокупать, 7% перешли на более дешёвуюпродукцию. Ещё неопубликованные данные декабря наверняка будут соответствовать этой тенденции. Часть покупателей переходит в низкий ценовой сегмент, а это как раз ниша "Арнеста". Для нас открываются новые перспективы работы ссетями. Появился шанс получить новые доли рынка.
Мы отлично понимаем, что даже ввыгодной ситуации без активного маркетинга нам не удержать лояльность к нашим маркам. "Арнест" ежегодноинвестирует в бренд "Прелесть" около 5 млн долларов. Без этих вложений не обойтись. После того, как несколько лет назад транснациональные компании начали массированную рекламу в России, нам пришлось активизировать поддержку своих марок, ведь женщины-покупатели крайне подвержены воздействию рекламы. Сейчас "Прелесть" - официальный спонсор чемпионата Европы по фигурному катанию. Для нас это предмет гордости: на бортиках катков российская косметическая маркабудет соседствовать с международными брендами.
Сегодня производителям в некоторых случаяхпрощекупить раскрученную торговую марку, чем выводить на рынок новую. Чтобы новая марка заняла хорошие позициина рынке, нужен крупный рекламный бюджет. На вывод нового продукта, как правило, уходит два-три года. Длятакого проекта требуется серьёзный инвестор. При нашейотносительно невысокой доходности самостоятельно выводить новыесильныемаркирискованно.
В сравнении с транснациональными компаниями, полностью импортирующими продукцию в Россию, нашаконкурентоспособность только повысилась. Она могла быть ещё выше, если бы в России производилось всё необходимое для отрасли - мы импортируемоколо70% сырья и компонентов. В стране, увы, нет ни одногоиз необходимых для нас производств отдушек, полимеров, нет качественнойжести для баллонов и клапанов, нет нужных алюминиевых заготовок. Получается, что в России мы можем покупать только спирты, пропан-бутан и энергоносители. Поэтому от привязки к растущим евро и доллару не уйти. Но плюс всё же в том, что увеличениекурсов может подтолкнуть транснациональные компании размещать в Невинномысскеновые заказы на контрактноепроизводство. Ведь даже 30−процентный уход от валютных рисков в нынешней ситуацииявляется серьёзным заделом.
Среди неприятных моментов, пришедшихся на вторую половинупрошлого года, отмечу снижение платёжеспособности торговых партнёров. Можно прогнозировать, что дебиторская задолженность будет увеличиваться. Многие из торговых партнёров пользовались кредитамисроком на год или полтора, а это значит, что в первой половине 2009 года импридётся вновь обращаться за кредитами. Кому-то предоставят меньше средств, кому-то и вовсе откажут из-за испорченного баланса.
Я убеждена, что власти и банки для поддержки таких предприятий, как "Арнест", в первую очередь должны не дать утонуть рознице. Успешнымроссийским предприятиям для выживания достаточно тех оборотов, которые были в конце прошлого года. Конечно, производство косметики и парфюмериииз-за изменения спроса может снизиться процентов на 10-15. Это ещё не критичные цифры. Но если розничные продавцы будут неплатёжеспособны, то производство упадёт на все 50%. Отмечу, что после того, как нам потребовались дополнительные оборотные средства, наш партнёр - Сбербанк - отреагировал положительно, предоставивнужные лимиты кредитования.
Самым сложным моментом в прошлом году, который не позволил на 100% реализовать наши экспортные планы, стала нестабильная политическая ситуация внутри СНГ. Прежде всего, это военные действия в Южной Осетии. Политическиепроблемы, возникающие в странах СНГ, автоматически ударяют по нашему предприятию.
Впрочем, у нас есть за счёт чего компенсировать часть потерянного экспортного рынка. В декабре мы получили полноценные сертификаты на продукцию для поставок в Иран. Мы прошлиаудит, сотрудники министерства здравоохранения Иранаприезжали к нам на производство. Унас уже были две пробные поставки в эту страну с временными сертификатами. Это перспективное направление.
В 2008 году мощности в Невинномысске были загружены на 90%. На такую же загрузку мы рассчитываем в наступившем году - сохранить уровень, надеюсь, нам поможет в том числепроизводство приобретённых в прошлом году марок.