Высокий уровень социальных обязательств заставляет власти регионов искать источники долгосрочного рефинансирования бюджетных расходов. Однако сделать это сегодня в рыночных условиях практическинереально. Судьба того или иного региона зависит от того, удастся ли губернаторам договориться с Кремлем.
Фото: lizazhitskaya.com
Вчера Нижегородская область погасила последний купон (36,625 млнрублей) и остаток основного долга (750 млнрублей) по облигациям второго займа, выпущенного в апреле 2005 года. На этой женеделе региональное правительствоопределило генерального агентапо размещению очередного, пятого по счету облигационного займа. Андеррайтером выпускапятилетних бондов на общую сумму 2,7 млрд рублей выступит Росбанк. Срок выпуска ценных бумаг будет зависеть от конъюнктуры фондового рынка, пояснили в областномминфине. Но и тянуть с размещением власти не намерены: заем предназначен для погашения дефицита областногобюджета 2008 года, запланированного на уровне 6 млрд рублей.
В общей сумме государственного долга Нижегородской области (5,93 млрд рублей) 89% приходится на облигационные займы. С 2004 года область выпустила четыре займа на общую сумму 9,2 млрд рублей, два из них находятся в обращении, сроки погашения по этим бумагам наступают в 2011 и 2012 годах. По размеру госдолга регионне особенновыделяется среди других субъектов Приволжского федерального округа: у большинства из них обязательства составляют 3−6 млрд рублей. В Поволжье самый высокий показатель госдолга у Самарской области (22,2 млрд рублей) и Республики Татарстан (20,25 млрд рублей). У Самары, в отличие отТатарстана, в структуре долга преобладают займы - 19,8 млрд рублей. Ближайшее крупное погашение по облигациям второй серии на сумму 2 млрд рублей состоится в 2010 году. А в 2009 году область планирует размещение очередногооблигационного займа для привлечения более дешевых, по словам губернатора Самарской области Владимира Артякова, денег.
Где взять ресурсы и по какой цене - этим вопросом сегодня озабочены власти во всех регионах. В предыдущие годы размещение среднесрочных займов проводилось прежде всего для улучшения структуры долга путем рефинансирования обязательств - заменыболее дорогих и коротких банковских кредитов относительно дешевыми облигационными займами. Рост налогооблагаемой базы за счет расширения производства, повышение уровня собираемости налогов, доходы от приватизации госсобственностипозволяли региональным бюджетам без проблем обслуживатьдолг по займам, а также финансировать социальные мандаты и инвестпрограммы. Но сейчасситуация изменилась: практически все регионы, заявившие о намерении выпустить бонды, используют этот инструмент лишь для покрытия бюджетного дефицита.
Региональныебюджеты, по оценкеэкспертов рейтингового агентстваFitch Ratings, отличает высокая степень негибкости расходов. Проще говоря, социальная ориентированность при невысоком удельном весе капитальных расходов, которые в среднесрочнойперспективе должны обеспечить приток новыхналоговых поступлений. Доля таких выплат с каждым годом растет: так, в бюджетеСамарскойобласти на 2009 год они увеличатся по сравнению с текущим уровнем с 46% до 50%, в Саратовской области запланированы на уровне 60% бюджета. Замедление темпов промышленного роста в условиях кризиса и снижение, как следствие, долиналогана прибыль заставляют региональные правительства корректировать бюджетныепараметрына ближайшие три года в сторону увеличения дефицита.
Кроме Нижегородской области о своих планах поразмещению в будущем году облигационных займов объявил еще рядрегионов. Так, Волгоградская область планирует разместить бонды на сумму 1 млрд рублей, Краснодарский край-3млрд рублей, Томская область - 2,5 млрд рублей. Оптимизм в отношении таких заимствований разделяютне все власти. "Эксперт Оnline" уже сообщал о том, что правительство Иркутской области отказалось от планов по размещению займа на сумму 8,6 млрд рублей и рассматривает возможность использовать для покрытия бюджетного дефицита краткосрочные и среднесрочные банковские кредиты. В правительстве считают, что кризис на фондовом рынке не позволит сегодня разместить долговые обязательства в полном объеме под адекватный процент.
ГлавныйэкономистУК "Финам менеджмент" Александр Осин также считает, что конъюнктура фондовогорынкаскладывается не в пользу областных облигационных займов: рынок стоит, общий объем ежедневных торгов на фондовой площадке РТС не превышает 10 млн долларов, при этом спрос на областные бумаги практически отсутствует. "Облигации стоят под 10−11% годовых, но сделок по ним не совершается", - говорит эксперт. В октябре не было и новых размещений в сегменте субфедеральных облигаций, поэтому сложно прогнозировать будущую доходность этихбумаг. "Рыночных размещений сейчас нет. И о доходности ничего нельзя сказать", - говорит аналитик ИГ"Капитал"Дмитрий Зак. По оценкам некоторых экспертов, она можетсоставить от 15%годовых и выше. Бумаги регионов, которые в такой ситуациине отказываются от выпуска займа, скорее всего, будут выкуплены по договоренности, полагает Осин.
Это предположение подтверждает, в частности, заявление губернатора Томской области Виктора Кресса о том, что региональный заем на сумму 2,5 млрд рублей может выкупить Сбербанк России. Выбор в пользу облигаций объясняется и возможностью использовать эти бумаги в качестве залога по привлечению дополнительного финансирования. Так, размещенные на рынке облигации Краснодарского края и Томской области включены в ломбардный список Банка России.
Нижегородская область намерена использовать различные инструменты для привлечения ресурсов. В октябре этогогода Сбербанк РФ открыл региону три возобновляемые кредитныелиниисроком на один год с лимитом 1 млрд рублей каждая иставками по двум из кредитов 12% годовых, по одному - 11,5%. По словам начальника управления общественных связей Волго-Вятского банка Сбербанка РФ Александра Вишнякова, предоставление кредитной линии на таких условиях говорит о том, что банк считает уровень региональных рисков приемлемым. По мнению Александра Осина, коммерческая составляющая финансовых договоренностей региональных правительств с крупными, в том числе квазигосударственными банкаминачинает уступать политической, которая в процессе рефинансирования регионов в условиях кризиса будет играть все более серьезную роль. По мнению Зака, сейчас регионам стоит рассчитывать только на поддержку из федерального бюджета - в форме прямых субсидий либо покупок облигаций или выдачи кредитов госбанками. Успех в привлечениитаких денегбудет зависеть от того, удастся ли губернаторам договориться с властью.