Превращение Китая из всемирной фабрики в один из крупнейших потребительских рынков выведет многие китайские компании, производящие потребительские товары, в мировые лидеры
Фото: Eyedea/Gamma/East News
У главы китайского представительства британской службы консьержей Quintessentially (Q) Джессики Чжан напряженный график поездок. Только за последние две недели - Ханчжоу, Шэньчжэнь, Сиань, Далянь.
Потенциальные клиенты Q принадлежат к узкойпрослойке наиболее богатых жителей Китая - самаядешевая месячная подписка на услуги компании стоит более 4 тыс. юаней (чуть меньше600 долларов), а плата за элитное членство достигает 300 тыс. юаней в год. Сегодня, спустя полтора года после начала бизнеса в Китае, у компании уже два офиса - в Пекине и Шанхае, но существенное расширение уже запланировано на постолимпийскую осень. "Интерес к нашим услугаммы видим и в других китайских регионах. Здесь уже есть запрос на тот стиль жизни, который мы предлагаем", -энергично убеждает Джессика Чжан корреспондента "Эксперта".
Это общая тенденция. В последний год иностранные компании стали активнее работать даже в тех китайских городах и провинциях, которые еще недавно считались недостаточноразвитымии бесперспективнымииз-за высоких операционных издержек. Иностранцы вынужденыидти в регионы - иначе они рискуют проиграть конкурентную борьбу китайским брендам, которые быстро набирают силу за счет десятков миллионов китайцев, ежегодно пополняющих ряды среднегокласса.
Рост в ущерб потреблению
Пока китайцы тратят намного меньше, чем моглибы себе позволить. Парадокс, но в относительном выражении пик расточительности в КНР пришелся на 80−е годы ХХ века. Тогда доля частного потребления достигала 52% ВВП. В середине 90−х она снизилась до 47% ВВП, а к 2005−му и вовсе до 37%.
По даннымВсемирного банка, на Китай сейчас приходится лишь6% мирового потребления, рассчитанного по паритету покупательной способности (ППС). И это при том, что в стране проживает почти 20% жителейЗемли и производится 15% мирового ВВП по ППС(10 трлн из 65 трлн долларов, согласно оценке ЦРУ США).
Недопотреблениесвязано с моделью экономического роста, выбранной Китаем в конце 80−х: экономический подъем, основанный накапитальных инвестициях иинтенсивном развитии экспорториентированного производства. В результате доля инвестиций в ВВП к середине этого десятилетия достигла 42% - это один из самых высоких показателей в мире. Дисбаланс в китайской экономике виден и на примере используемых ресурсов - на Китай приходится 50% мирового потребления стали и цемента, которые в основном применяются при инвестиционных проектах, и лишь 9% нефти, значительная часть которой обычно идет на частное потребление.
Другим важным фактором, сдерживающим рост потребления в Китае, остается и неразвитость системы социального обеспечения. Это вынуждало китайцев откладывать на черный день рекордные 37% своегодохода-значительно больше, чем в большинстве развитых и развивающихся стран.
Но ситуация начала меняться. Так, по данным исследования McKinsey Global Institiute (MGI), смещение акцента с инвестицийна внутреннее потребление происходит из-за наметившегося снижения рентабельности новых инвестиционных проектов в Китае. Если в начале90−х каждые 3,3 доллара инвестицийпорождали 1 доллар ВВП, то теперь для получения того же доллара необходимо потратить уже почти 5долларов инвестиций. "Мы полагаем, что к 2015 году доля частного потребления в КНР вырастет до 41 процентаВВП, а к 2025−му - до 45 процентов", - говорит в интервью "Эксперту" аналитик MGI Деван Джанамитра.
Расходы набирают темп
Конечно, дажетакое изменение доли потребления будет означать всего лишь возврат к показателям начала 90−х. А чтобы добиться 60-70−процентной доли потребления в ВВП, как в Японии или США, Китаю потребуется несколько десятилетий. Однако некоторые аналитики полагают, что изменения могут произойти быстрее. Так, Credit Suisse называет 2008 год поворотным моментом в динамике внутреннего потребления в Китае.
"ВКитае ВВП на душу населения уже превысилдве тысячи долларов. Понашей оценке, именно с этого показателя в ХХ веке начался резкий рост потребления в Японии и США", - пояснил "Эксперту" специализирующийся на Китае экономист Credit Suisse Дун Тао. Способствуетросту потребления и инфляция, которая заставляет китайцев снимать деньги с депозитов, ставка по которым уже не покрывает инфляционных потерь.
По данным опросов, значительная часть освобожденных денег в результате оказалась на фондовом рынке, но резкое падение фондовых индексов в Китае, произошедшее за последние полгода, отрезвиломногих новых игроков. Наконец, есть и психологический момент. "Очень многие городские жители купиликвартиры в рассрочку в начале нулевых годов инескольколет жили под гнетомобразовавшегосядолга", - поясняет Дун Тао. Но теперь, по его мнению, они уже привыкли к ситуациии готовы вновь тратить больше денег на потребление.
Ускорение темпов роста потребления возможно и из-за "левого поворота", предпринятого новым китайским руководством во главе с Ху Цзиньтао четыре года назад. ТеперьвКитае строят "гармоничное общество", что предусматривает резкое увеличение расходов на медицинское обслуживание, воссоздание системы государственных пенсий. "Это, безусловно, будет способствовать росту потребления, хотя по-настоящемуэффект от таких мер можно будет почувствовать лишьчерез несколько лет", - утверждает Деван Джанамитра.
Как бы то ни было, опросы Credit Suisse показывают, что китайцы уже откладывают меньше денег, чем раньше - 22% в 2007 году по сравнению с 25% в 2006−м. Китайские власти такжепринялиряд мер по стимулированию внутреннего потребления - были введены так называемые золотыенедели отдыха на главные китайские праздники, что привело к бурному росту внутреннего туризма. Был также снят ряд административных ограничений, мешавших развитию розничной торговли, в первую очередь для иностранных компаний.
Наконец, в последние двагода в Китае была значительно снижена налоговая нагрузка на население. Сельские жители были вообще освобожденыот налогов, а в городах порог для нулевой ставки налогообложения был повышен до2000 юаней в месяц.
Колоссальный средний класс
Все эти меры вряд ли привели бы к серьезным результатам, если бы они несопровождались резким ростом доходов, особенно в городах. За последние десять лет доходы городского населения выросли более чем вдвое и, если верить расчетам MGI, должны увеличиться еще в два раза к 2015 году. Из-заизмененияструктуры китайской экономики в ближайшие двадцать лет доходыгорожанбудутопережатьтемпыэкономического роста. В Китае стремительно появляется средний класс, который уже через несколько лет будет составлять болееполовины населения КНР, то есть не менее 600 млн человек.
"В 2005 году к среднемуклассу в Китаемы относили 43 процента жителей. В 2015году такихбудет 69 процентов, а к 2025 году ихдоля достигнет 76процентов", - полагают в McKinsey. При этом внутри самого среднего класса также произойдут существенные изменения. Эксперты компании делят его на две части - нижний средний класс, к которому относятся китайцы с уровнем дохода 25-40 тыс. юаней в год, и верхний средний класс с уровнем дохода до 100 тыс. юаней (по паритету покупательнойспособности это соответствует доходам в 13-54 тыс. долларов США).
К 2015 году доля верхнего среднего класса вырастет с 5 более чем до 40% городского населения, а к2025 году - до 60%. Это приведет к взрывному росту потребления и превратит Китай в третий крупнейший рынок в мире - после США и ЕС, уверены в McKinsey.
Новые богатые города
В ближайшие десятилетия резко вырастут не только доходы китайских горожан - самих горожан тоже станет гораздо больше. В Китае стремительно идет процесс урбанизации - ежегодно городское население увеличиваетсяна десятки миллионов человек. "Если нынешняятенденция сохранится, к 2025 году в городах будет жить почти миллиард китайцев по сравнению с 600 миллионами сегодня", -говорит Деван Джанамитра. В Китае будет более 220 городов-миллионников (в Европе только 35) и 23 города с населением более чем 5 млн человек. На городскую экономику будет приходиться свыше 90% ВВП.
Процесспревращения деревень в городапроисходит настолько стремительно, что официальная статистика не успевает. "Нам нужно было провести маркетинговое исследование в сельской местности, и наши фокус-группы на местах стали выдавать неожиданные результаты", - вспоминает партнер шанхайского офиса McKinsey Йен Сент-Морис. Например, у "крестьян" были самые продвинутые модели сотовыхтелефонов. "После того как нам прислали фотографии, оказалось, что большинство домов в этой деревне - в пять этажей и выше", - продолжает он. Косвенноэти изменения отражает и статистика: сегодня потребление в сельской местности растет даже быстрее, чем в городах, всреднемсо скоростью 10%в год.
Все эти изменения обещают приличныедивиденды тем компаниям, которые смогутзакрепиться на китайском рынке. HSBC вот уже больше года предлагает своим клиентам подписку на Emerging Wealth Fund - он покупает акции компаний, которые должнывыиграть от роста потребления в Азии и в Китае. "Фонд держит акции целого ряда компаний, например Сhina Mobile и Сoca-Cola , и доступен по подписке только привилегированным клиентам банка", - поясняет "Эксперту" менеджер по работе с VIP-клиентами HSBC Джеки Лэм.
Тот же Credit Suisse предлагает инвесторам обратить внимание на акции более двадцати компаний, которые объединены в China Consumption Exposure Portfolio. Среди включенных туда иностранных компаний -Toyota (5% продаж приходится на Китай), Sony (7% продаж), LVMH (10%), Nike (5%) и Adidas (5,6%). Наиболее перспективными китайскими брендамив Credit Suisse считают лидера молочного рынкаChina Mengniu Diary, крупнейшего оператора сотовой связи China Mobile, обувной бренд Li Ning и производителя компьютеров Lenovo.
На глубину
Джек Перковски приехал в Китай в середине 90−х, сменив нью-йоркскую работу инвестиционного брокера на туманные перспективы открытия бизнеса в Китае. Сегодня он владеет одной из крупнейших в Китае компаний по производству автомобильных запчастей - на AMISCOработают 12 тыс. человек на 30 фабриках и в 50 отделахпродаж по всему Китаю. "Еще в середине девяностых стало понятно, что рано илипоздно в Китае случитсяавтомобильный бум", -рассказывает он. Бум не заставил себя ждать. Если в 90−х большая частьпродукцииAMISCO уходила за рубеж, то сегодня 85% продаж компании приходится на Китай, который уже в этом году можетпревратиться в крупнейшего производителя автомобилей в мире, обойдя США.
Перковски считает, что удержаться на китайском рынкезападные компаниимогут только всеглубже проникаявнутрьстраныиработая во всех ценовых сегментах. "В Китае ежегодно производится 40 миллионов двигателей и лишь 10 миллионов машин. Куда идут 30 миллионов?" -спрашиваетон. На них ездят миллионы транспортных средств, которые можно встретить в любом небольшом китайском городе: повозки, переделанные в грузовики, тракторы кустарного производства, странного вида грузовики. "Это огромный рынок, намного больше той части, которая видна большинству иностранных компаний", - утверждает он.
Перковски говорит о двух рынках, фактически сосуществующих на территории КНР, - "внешнем", на котором потребляют около 400млн наиболее обеспеченных китайцев, и "по-настоящему внутреннем", обеспечивающем нужды оставшихся 900 млн населения КНР. "Нижний и средний сегменты рынка будут расти в ближайшие годы быстрее всего. Именно здесь можно будет заработать основные деньги", - уверен он.
Треугольник превращается...
Крупные иностранные бренды могли бы, возможно, и проигнорировать эти изменения, фокусируясь лишь на наиболее доходных верхних ценовых сегментах, если бы не резкий рост благосостояния населения. Перковскирисуетна листе бумаге ромб и треугольник. Ромб описывает рынок развитой страны, где большая частьпотребителей относитсяк среднему классу. Треугольник - нынешний Китай. "Но что будет, когдатреугольник превратится в ромб?" - задает он риторический вопрос.
Это превращение не сулит многим иностранным брендам ничего хорошего. По данным последнегоопроса MGI, горожане ужесегодня отдают предпочтение товарам местных торговых марок. 59% опрошенных заявили, что выберуткитайский товар при условии равенства цены и качества с иностранным. 53% признались, что доверяют толькокитайским брендам (в 2005 году было лишь 46%).
Для сравнения: только иностранным торговым маркам доверяет лишь 5% опрошенных жителей китайских городов. Другое дело, что китайцы часто путаются в том, какой брендиностранный, - многие сочли Danonе и Volkswagen китайскимикомпаниями.
Эти изменения в предпочтениях идеально коррелируют с урбанизационными процессами, проходящими в современном Китае. Все эти десятки миллионов новых горожан и новых представителей среднего класса попадают на "внешний"рынок (китайский рынок, открытый для иностранных компаний) с уже готовой структурой предпочтений, сформировавшейся за годы на "внутреннем" рынке, где доминируют китайские бренды. Вместе с этими потребителями наверх движутся и китайские компании, которые постепенноначинают работать вверхних сегментах рынка, еще недавно прочно занятыхиностраннымиконкурентами.
"Отличный пример - компания Chery, которая начинала как полулегальный поставщик автозапчастей и за десять лет превратилась в одну из крупнейших автомобильных компаний мира", - резюмирует г-н Перковски.