Было время, когда Международный валютный фонд представлялся нам чем-то вроде соломинки для утопающего. Он занимал бедствующей стране деньги и диктовал способы их возврата, то есть во многом определял экономическую и валютно-финансовую политику правительства. Когдаэкономика Украины окрепла, кончился и диктат МВФ. Еще четыре года назад правительство отказалось вести переговоры не только о новых займах, нои о рефинансировании старых долгов. Сейчас наша странадолжна МВФ 280 млн долларов, без затруднений обслуживает этот долг и в посторонней помощи не нуждается. Сам фонд закрыл украинский офис, хотя и продолжает арендовать квартирку в Киеве на улице Институтской.
Однако недальновидная и популистская бюджетно-кредитная политика украинского правительства уже в ближайшем будущем можетразрушить эту идиллию. За последние полтора года национальная экономика настолько сильно подсела на внешние займы, что любой кризис на международных финансовых рынках способен привести к утечке миллиардных капиталов из страны и дефолту заемщиков. При этом неумелая антиинфляционная политика может лишьусугубить ситуациюсвнешнеторговым балансом - уменьшение предложения денег, укрепление гривни, снижение ввозных пошлини удорожание кредитов для реального сектора экономики подрывают экономический рост испособность предприятий в будущем расплатиться с накопившимися долгами.
Ключевая причина высокой инфляции кроетсяв бюджетной политике. Правительство завершает подготовку поправок в законо госбюджете на этот год. То, каким будет окончательныйвариант этого документа, покажет, какую концепциюразвитиябюджетнойполитики выбрало государство. По большому счету, вариантов всего два. Один предполагает повышение расходовпропорционально увеличениюдоходной части, а другой - сохранение расходовна запланированном в прошлом декабре уровнеинаправление дополнительных доходов на сокращение бюджетного дефицита.
Здесь стоит напомнить, что сверхплановые бюджетные доходы получены не за счет повышения производительности труда или более высоких темпов экономического роста, чем было намечено. Это простоинфляционная пена. При верстке проекта бюджета-2008 закладывалась инфляция на уровне 9,8%, тогда как в годовомизмерении она уже достигла 31%, а по итогам года, по нашим прогнозам, составит не менее22%. Этот ценовой фон, конечно, можно перенести в расходную часть бюджета, увеличив ее еще на 11%. Но этот шаг будет означать, чтоинфляция в нашей стране еще не один год останется очень высокой. Кабинету министров и местнымвластямуже не удается сдерживать цены и тарифы государственных монополий: поднялись цены на услуги"Укрпочты"и "Укртелекома", вскоре подорожает газ длянаселения, а также социальные сорта хлеба. Кроме того, когда окажется, что притока инвестиций из-за рубежа на покрытие огромного торговогодефицита не хватает, покатится вниз обменный курс гривни. А процесс девальвации национальной валюты, как правило, сопровождается повышением цен.
Правительство вынуждено признать, что перегнуло палку с обещаниями всеобщего благоденствия для сограждан. Юлия Тимошенко уже не обещает выплатить в этом году двадцать миллиардов гривен по вкладам в Сбербанк СССР, хотя все еще предлагает бросить на эти задачи миллиард-другой. Рейтинг БЮТ за последний месяц значительно снизился. Видимо, граждане начинаютпонимать, что популистскаяэкономическая политика не принесла им ничего, кроме инфляции.
Но у страны еще есть шанс ее обуздать. Слаженные и скоординированныедействия правительства и Национального банка позволили бы решительно уменьшить темпы роста потребительскихцен, а также подготовиться к минимизации последствий возможного кризиса, ведь простотак масштабные потрясения на финансовом рынке не проходят. В противном случае через год-полтора либо в преддверии президентских выборов, либо сразу после них Украина столкнетсяс масштабным валютно-долговым кризисом, который ударит не только поблагосостоянию ее граждан, но и надолго закроет для страны международные рынки капиталов. Тогда нам ничего не останется, как опять обратиться к МВФ с просьбой дать денег вобмен на отказ от экономического суверенитета.